Перейти к содержимому


  




Оружие Матаёси-кобудо

Автор: Павел Долгачев, 01 Ноябрь 2010 · 1 469 views

Переведу небольшой отрывок из статьи, о которой говорил. Это "Matayoshi Kobudo. A Brief History and Overview". Frederick W. Lohse III. Журнал Meibukan Magazine. 2007 #9.

Опубликованное фото
Начну с Матаёси Симпо, человека, который и стал одним из столпов окинавских воинских искусств. Он родился в 1921 году. С четырех лет начал заниматься под руководством своего отца. Затем, в возрасте 8 лет, попал в ученичество к Къян Тётоку. Некоторое время обучался у Мияги Тёдзюна, а затем у Хига Сэйко (ученика Мияги), с которым сдружился. Ну и у китайца Гокэнки учился с 1935 года.
В конце Второй мировой вместе со многими окинавцами уехал в город Кавасаки (преф. Канэгава). На родине после того как ее разрушили почти дотла американцы, было тяжеловато. Вернулся Матаёси в 1960 году. Начал преподавать в додзё Хиги Сэйко. И первые его ученики - ученики Хиги.
В 1962 году Хига основал "Кокусай каратэ кобудо рэммэй" - "Международную федерацию каратэ и кобудо". Хига был там президентом, а Тайра Синкэн - вице-президентом.
В 1969 году Матаёси построил свое собственное додзё под названием Кодокан. Продолжал посещать и чужие залы, пропагандируя оружейные техники. В середине 60-ых им была создана "Федерация Рюкюсского кобудо" (Рюкю кобудо Рэммэй", которую в начале 70-ых переименовали во "Всеокинавскую федерацию кобудо" ("Дзэн Окинава кобудо рэммэй"). Видимо, термин "Рюкю кобудо" немного не подходил - это название закрепилось за тем кобудо, что преподавал Тайра.
Всю свою жизнь Матаёси оставался очень важной личностью в окинавских воинских искусствах. Постоянно собирал по крупицам информацию, общался с жившми тогда мастерами.

Результат его деятельности - стройная система Матаёси-кобудо (или Матаёси-ха кобудо). Считается, что видов оружия там много. Но вот статья проливает свет на некоторые моменты.

Систему мастер Матаёси упорядочивал не в одиночку. Ему помогали ученики отца (главного источника информации для Симпо). Или, например, Одо Сэйкити, который учился у некого Какадзуу Мицуо, который был учеником Матаёси Синко. Помогали ему и его ученики.

В 60-ых годах в Кодокан-додзё изучалось 10-11 ката, как вспоминают американец Кимо Уолл и Рюго Сакаи. Но в к 90-ым их количество было ужато до пяти. Своё превносили другие ученики. Так, Ёги Дзёсэй вспоминает, что старшие инструктора одного из додзё Уэти-рю приходили учиться к Матаёси и под технические стандарты школы переделали ими изучавшееся прежде ката Уфутун-бо.

Экзаменационная программа и вообще техническая структура Матаёси-кобудо была разработана в середине 70-ых годов ХХ века. Старшие учники вспоминают, что ката с тимбэ, сансэцу-кун, и, возможно, гува (кува - т.е. мотыга) появились именно тогда. Матаёси поощрял творческий поиск своих последователей, поэтому до сих пор в технике стиля среди разных групп и течений можно наблюдать существенную разницу. Этот процесс продолжается и сейчас. Не так давно, по словам автора статьи, ученик Матаёси, живущий во Франции, разработал короткое ката с сансэцу-кун. Главе стиля оно понравилось и он иногда сам демонстрировал его на показательных выступлениях. Вместе с одним из старших учеников в 90-ых годах Матаёси работал над созданием ката для кудамон-бо.

В тот же период были разработаны и формализованы (скорее сказать, "кодифицированы") основные комбинации парной работы. В основном бо против бо. По остальным видам оружия элементы парной работы, как правило, у разных наставников преподаются в разном порядке и объеме.

Кихон/ходзё-ундо с бо были разработаны в 70-ых на основе комбинаций, представленных в классических ката. Это три комплекса по 5 приемов в каждом. Ката Сюси-но кун было заимствовано в Рюкю кобудо Тайры. Один из выдающихся мастеров второй половины ХХ века, Кацуёси Канъэй (основатель Дзинбукан кобудо), был учеником и Тайры, и Матаёси. Естественно, ката претерпело ряд изменений.
Также в Матаёси кобудо еще 4 ката - Тёун, Сакугава, Цукэн, Сииси. Ката Сакугава-но кун Матаёси, вероятно, выучил у Тинэн Санда, центральной фигуры в окинавском кобудо начала ХХ века. Комплексу Цукэн-бо Матаёси научил малоизвестный широкому кругу нынешних кобудоистов Тёкубо Агэна.

Те ката с бо, которые не закрепились в общепринятом списке Матаёси-кобудо, преподавались мастером время от времени. Кубо-но кун, Ёнэгава-но кун и Яра-но кун передавались в семье Матаёси из пооления в поколение. У Къяна Тётоку Матаёси выучил ката Токуминэ-но кун. Осиро Тёдзё научил Симпо "Уфугусику-ну-Сакугава" - своему собственному варианту Сакугава-но кон.

Матаёси иногда выступал на показательных выступлениях с длинным шестом - кюсяку-бо. Но техники для этого вида оружия специально придумано не было, поэтому этим шестом выполнялось Сакугава-но кун.

Технику с дзё разработал и упорядочил в ката Кацуёси Канъэй. Этот комплекс до сих пор изучают внекоторых додзё.

Технике сай-дзюцу Матаёси учился у Тёкубо Агэна. Матаёси разработал комплекс из 10 базовых комбинаций. Два ката - Нитё-сай и сантё-сай были разработаны Матаёси Симпо вскоре после Второй мировой. Третье - Симбару-но сай (или Матэси-ну-сай) досталось "в наследство" от отца мастера Матаёси Синко.

Технику мандзи-сай изучают крайне редко. С ней знакомы разве что высшие даны стиля.

Техника тонфа и нунтяку изучалась мастером Матаёси у некого окинавца Ирэ Окина. Существуют два ката с тонфа - Тонфа (тунква) дай ити как основное, и похожее, разработаное "в демонстрационных целях" чут усложненное Тунква дай -ни. В Кодокан изучается только одно.
Ката с нунтяку называется Матаёси-но нунтяку или Нунтяку сандан. Оно создано в 60-ых годах.

Ката с эку - Цукэн Акатю Экуди попало к Матаёси из двух источников - от отца и Агэна Тёкубо.

С нунти-бо в Кодокан только оно ката - Нунти-но ти, однако зачастую с этим оружием работаю и ката Цукэн-бо (бо-дзюцу).

Кува практикуется в семье Матаёси издавна. Техника тимбэ и сансэцу-кун попала в Матаёси-кобудо благодаря Матаёси Синко, который выучил их в Китае у некоего Кингай Роси. На основе этих занний были разработны ката. Ката с сансэцу-кун очень длинное и млао, кто его знал. А уже упоминавшееся короткое ката (название Хакухо) было создано в 80-ые и "подхвачено".

Ката с кудамон-бо (цепом на длинной рукояти) разработали Матаёси Симпо совместно с учеником Ямасиро Кэнъити. Но знают его единицы.

Ката с сурутин нет, есть отдельные приемы. И, кстати, Матаёси обучал первоначально технике сурутина, у которого грузик был закреплен только на одном из концов веревки.

Матаёси иногда демонстрировал ученикам и публике разные виды оружия - тэкко, титтю, кандзаси (заколка), нагагама (кама на длинной ручке) и ряд других. Но никогда никого им не учил.




Очень познавательно. Интересно почему ученикам не дали весь список видов оружия?
Думаю, не надо просто. Есть виды оружия, которые дают главные представления об использовании предметов. А дальше - необязательные дополнения к уже известному.
Паша.. где-же ты был месяцев этак 8 назад с таким шикарным текстом.... :-)))
Да там же, где и всегда. :) А текст-то не мой. Это беглый перевод статьи. Ну и инфу по Сюси-но кон я добавил. Ну и еще есть пару шртрихов в загашнике. А почему такой интерес к данной информации?
Да понимаешь.. моётвоёнаше, это как бы не существенно. Важно что оно есть. А когда нужно, его не было. Но это как бы не претензия, а сетование на судьбу горемычную :-). просто я вспоминаю о работе над фильмом про матаёси кобудо, в цикле "Истори окинавского каратэ"... как мне тогда не хватало такой статейки....
ПОнял. ну что ж, теперь только сетуем? ;) Может, еще когда-нибудь будешь на ТВ трудиться? Тогда и пригодится :)
Да блин, я и без работы на нём родимом ужо успел в восходящую смотаться, поснимать чуток.. недельки на две сроднившись с камерой :-) Так что твои бы слова да Будде в уши!
ну да ладно..
С выбором специциализированных каналов у нас в России не густо. Но такой талант, как твой, пропадать не должен. Грешно!
ЗЫ. Это не комплиман. Мой брат работает на РТР, я повидал много журналистов. даже сам пробовал себя на ТВ разик (но не справился).

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5678 9 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

My Picture

Latest Visitors