Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 12

Автор: clover, 21 Ноябрь 2015 · 588 просмотров

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 12 (Окимоно «Старый самурай», слоновая кость, с. 1900)

(предыдущая часть)

История критики Шаблона практики

Шаблон практики (т.е. с основой на практике Ката), которому следуют надлежащим образом, является эффективным средством для обучения и передачи знаний, однако, только в том случае, если в нем нет ошибок и\или изъянов. Вполне очевидно, что методика обучения по принципу имитации и механического запоминания может легко выродиться в выхолощенную (без содержания или изучения Рюги) «тупую» методу. Исторические записи показывают, что подобная проблема в рюха бугэй появилась очень давно, еще в конце 17 века.

Сертификаты обучения и прочие подобные документы мастеров БИ 15 и 16 веков свидетельствуют о том, что к этому времени Ката уже стали основным средством для сохранения и передачи знаний внутри рюха. Однако, практика Ката была не единственным способом, посредством которого воины обладевали боевым мастерством. Большинство самураев обретали опыт в боевых навыках не только с помощью практики Ката, но и в реальных боях. Это был период Сэнгоку, когда участие в сражениях было целью и мотивацией для изучения БИ. Кроме того, достоверно известно, что многие прославленные мастера меча - Цукахара Бокудэн, Kaмиидзуми Исэ-но-ками, Миямото Мусаси, Ягю Мунэёси, Ягю Хёгосукэ, Ито Кагэхиса, Moрooкa Итиу, Oкуяма Kюгaсaи, Хаясидзаки Сигэнобу, Такэути Хисамори и др. – путешествовали по стране в поисках хороших учителей и/или для участия в пробных поединках. Такая традиция, которая стала известна, как «Каикоку сугё», «Каикоку дзун'ю» или «Муса сугё» была весьма почитаемой и популярной среди учеников бугэй. Обычно ученики начинали свое обучение у какого-нибудь местного учителя, и тренировались у него до тех пор, пока не овладевали всем тем, что мог дать им учитель, и только после этого отправлялись в путешествие на поиски других учителей и\или для поединков с учениками других учителей. Ученики, проигравшие такие поединки, нередко (если оставались в живых) становились учениками своих победителей.

В течение нескольких десятилетий, последовавших за битвой при Сэкигахара, условия обучения сильно изменились. Во-первых, новый сёгун Токугава ввел жесткие ограничения на свободу перемещения – теперь самураи не могли без особого разрешения выезжать за пределы своих доменов. Во-вторых, преподавание боевых искусств стало превращаться в профессию. Учителям больше не было нужды обучать учеников боевым искусствам для их участия в битвах, поскольку войны прекратились. Теперь учителя стали открывать специальные залы для тренеровок БИ и зарабатывать себе на жизнь платами учеников, которых они обучали. В-третьих, поединки между мастерами из различных школ (Тарю-дзиай) стали порицатся, как правительством сёгуната, так и многими самими рюха.

Опубликованное фото

В результате такой ситуации началось быстрое появление новых рюха, отчасти обусловленное тем, что новым «свежеиспеченным» учителям теперь не приходилось доказывать свое боевое мастерство с помощью в Тарю-дзиай.* Кроме того, появилось такое явление, как «халтура» в преподавании - ради массы учеников и их денег учителя стали преподавать «просто и незатейливо», т.е. не формируя необходимости и потребности у учеников постигать методы и стратегии, являющиеся Рюги (ядром) школы, что, в свою очередь, привело к падению популярности тех школ, в которых полноценному обучению учеников придавалось очень серьезное значение.

*Несмотря на неодобрение правительства сёгуната Тарю-дзиай, дуэли не исчезли (Токугава издал эдикт для сословия самураев, определяющий конкретные случаи, при которых разрешалось проводить дуэли (決闘, kettō; просуществовал до 1889 г., когда был отменен другим законом (Act Relating to Duel. 明治二十二年法律第三十四号. Act No. 34 of 1889.). Известно, что 14 апреля 1612 г. состоялась дуэль мастеров меча Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро на острове Фунасима. Говорят, что Мусаси участвовал в более 60 дуэлей и ни в одной не проиграл.). Тем не менее, «мнение начальства» стало удобным предлогом для оправданий некоторых новых учителей, которые всячески избегали участия в подобных поединках. Сэки Хумитакэ рассказывал, что в начале 20 века традиция Тарю-дзиай внезапно возродилась снова и была очень популярной вплоть до конца 1960-х гг., когда очередное правительство Японии издало «жесткий» закон о запрете дуэлей, который положил конец традиции Тарю-дзиай. С тех пор, многие рюха стали «рекламировать» себя с помощью различных мероприятий, типа демонстраций и т.п., проводимых без каких-либо реальных поединков.

В таких условиях модель преподавания в виде Шаблона практики (Ката) с одной стороны обрела еще большую популярность, а с другой стороны - начала в значительной степени искажаться. Появилась новая волна учеников, ставших затем учителями, которые не знали или не понимали принципов обучения с помощью Шаблона практики, поэтому их методика обучения сосредотачивалась в основном только на преподавании просто техник и отдельных приемов. Так, постепенно учителя начали утрачивать опыт и стали отдаляться все дальше от методов и принципов, которые обеспечивали эффективность техник в реальном бою. В результате все это привело к тому, что оценка навыков учеников стала основываться только на количестве Ката, которые они заучили, при этом цели практики которых стали представлять из себя «неразрешимую загадку» не только для учеников, но даже для их учителей – они все перестали понимать смысл практики Ката. В результате полного непонимания в одних школах вообще отказались от обучения с помощью практики Ката, а в других - практика Ката хоть и сохранилась, но выродилась в «боевую пантониму», т.е. ученики разучивали телодвижения, но без всяких попыток или возможности понять причины того, что они «изображают».

В конце 17 века Сорай Огю, как и другие мастера школ, в которых преподавалась философия и вежливость для сословия самураев, с прискорбием отмечал общий упадок в бугэй и, в частности, методики обучения. Он жаловался, что настоящие школы боевых искусств остались в прошлом, что современные школы превратились в «фехтование на стеблях цветов» (Кaхo Кэнпо) на «игровых» фехтовальных турнирах. Один из авторов начала 19 века, Фудзита Тoкo, писал: «Поединки «мечей, дарующих жизнь» канули в лету (Тарю-дзиай). С тех пор расплодилось множество новых учителей, которые наосновали свои собственные школы, в которых они преподают только то, что ученикам интересней и легче освоить. Т.о.,... (Ката) превратились в способ обучения учеников детским забавам. Возможно, искусства меча и копья вырождение коснулось не столь сильно, но все же и у них есть некоторый спад.».

Тут следует отметить, что все проблемы, связанные с Шаблоном практики (т.е. обучение с помощью ката), возникают в сущности из-за ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ у преподавателей, а НЕ из-за того, что такая модель обучения несовершенна. Не все рюха в середине периода эпохи Токугава «скатились» до уровня Кахо кенпо. Некоторые из них сохранили полноценную методику обучения с помощью Ката, которая основывается на том, что ученики должны понять суть изучаемого ими искусства, его философию, превалирующие стратегии, а также освоить методы, проистекающие из Рюги их рюха, обуславливающие эффективность применения техник (тактики). В этом смысле Сорай, как представляется, указывает на разницу между методиками обучения Тода-рю и Синто-рю - с одной стороны и Ягю Синкагэ-рю и Итто-рю - с другой. Невероятно себе представить, у скольких бывших прославленных рюха методика обучения с помощью ката постепенно превратилась в преподавание «пустых» бессмысленных форм, поскольку их преподаватели не вполне понимают, либо вообще не понимают, в чем заключается суть практики Ката. Т.о., эти преподаватели обучают учеников впечатляющим внешним позам и грозным телодвижениям без каких-либо попыток объяснить им – почему делается именно так, а не эдак, и какие методы, обуславливают эффективность применяемой ими техники.

Особая опасность деградации методики обучения с помощью Ката существует для таких школ, как, например, все та же Касима син-рю, поскольку она является т.н. «семейной школой» семьи Кунии, или такой же - «семейного» типа - школы Ягю Синкагэ-рю. Причиной такого высокого риска является факт того, что в школах семейного типа «титул» сокэ (главы) всегда наследуется «очередным» (обычно) старшим сыном в семье, однако, при этом нет никаких гарантий того, что каждый последующий сын-«наследник сокэ» будет столь же способен, трудолюбив и талантлив, как и его семейные предшественники-сокэ.

Вообщем и целом, можно сказать, что одним школам удалось избежать выхолащивания методики обучения с помощью Ката более успешно, чем другим, и что проблемы с Шаблоном практики (т.е. с помощью ката) возникли не сейчас, а это очень давняя проблема, восходящая, аж к концу 17 века.

Опубликованное фото

Где-то в начале 1700 гг., несколько школ меча* в Эдо начали экспериментировать с защитной амуницией для того, чтобы их ученики на практике имели возможность наносить удары на полной скорости и изо всех сил без травмирования оппонентов. Это новшество также привело к различным спорам, которые продолжаются и по сей день.

* Считается, что Камиидзуми Исэ-но-ками стал первым из самых известных мастеров меча, который в конце 16 века модернизировал методику обучения, заменив в практике настоящие мечи на бамбуковые (фукуро-синай, или хикихада-синай). Наганума Сиродзаэмон Кунисато, из Дзики кагэ-рю, считается «автором» введения защиты головы и запястий в 1710-х гг.

Сторонники спаррингов и соревнований, которые появились почти одновременно с внедрением защитной амуниции, стали утверждать, что обучение исключительно с помощью Шаблона практики (т.е. с помощью ката) не может выработать у учеников реальных навыков применения техник, а также - ни смелости, ни решительности, ни агрессивности, ни тайминга и т.п. – т.е. всего того, что так важно в настоящем бою. Такие качества, по их мнению, могут обретаться учениками только с помощью с поединков с серьезными противниками, а не с помощью «танцев-Ката». Кроме того, критики Шаблона практики указывали на то, что ученики должны фактически лишь «обозначать» свои удары, т.е. не делать их в полную силу, поэтому они никогда не смогут развить свою скорость и мощь ударов. Так же Шаблон практики подвергался критике за то, что по мнению сторонников спаррингов и соревнований, учеников необходимо было учить «читать» и отвечать на действия противника, который реально пытается поразить их.

В свою очередь, стороники Ката возражали им говоря, что состояние ума (Дзансин – главный фактор эффективности техник) в соревновательных спаррингах по сути от учеников не требуется, а потому и не будет ими изучаться; что только методика обучения, основанная на Шаблоне практики (изучение Рюги посредством Ката), способна предоставить ученикам возможность получения первичного опыта в Дзансин с последующим постепенным его развитием (умение мгновенно его «включать»). Также они указывали на то, что спарринги «один на один» – это весьма «искусственные» бои, поскольку удары во всю мощь неизбежно потребуют установления определенных условий (правил), а также унификации оружия у участников спаррингов, что делает спарринги еще более нереальными по сравнению с настоящими боями, в которых соперники могут вести бой различных оружием, сражаясь при этом против различного количества нападающих. Что является еще более важным - это то, что переход на основу обучения в виде спаррингов вместо достижения мастерства с помощью Ката рюха, приводит к тому, что ученики становятся «бесстилевиками» - они не знают Рюги своей школы, и, соответственно, ничего не понимают в философии, стратегиях, методах и действиях своей рюха, поэтому в поединках начинают использовать нетипичные для их рюха действия, основанные на каких-то личных домыслах и умазаключениях, а не на идеях их школы.

Споры по поводу методик обучения продолжаются и по сей день, со слабой перспективой какого-либо решения. Здесь важно просто знать, в чем заключается суть расхождения во мнениях, которые выходят далеко за рамки весьма популярной темы «Традиционщики vs. Реформисты». Итак, этот спор длиться уже почти 300 лет. «Традиционщики»: мнение «традиционщиков» является более старым, чем у «реформистов», поскольку оно основывается на реальном опыте методов обучения (т.е. Шаблон практики), возникших еще в эпоху Сэнгоку. «Реформисты»: заявляют, что им (теоретически) видится, что обучение с акцентом на спарринги – это как раз то, что лучше соответствует ситуации «ускоренных курсов обучения» самураев, бытовавшее в эпоху Сэнгоку и раннего периода Токугава, а не «медленная» практика Ката. В результате этого бесконечного спора мнения основателей современных школ также разделились, поэтому одни школы исповедуют «традиционность», а другие – «реформаторство». Например, в Дзюдо навыки учеников обретаются исключительно в спаррингах, в Айкидо - только посредством ката, а в Кендо используется комбинированный вариант, состоящий из практики ката и спаррингов.

Т.о., нужно быть весьма осмотрительными и не делать поспешных выводов об эффективности модели обучения «Шаблон практики» (т.е. с помощью Ката), особенно тем людям, которые о смысле такой методики практически ничего не знают. Все традиционные рюха, которые сохранились до наших дней, всю свою методику обучения строят именно на основе практики Ката, которая служит сразу двум целям традиционности: для «унификации» методики преподавания - c возможностью ее стандартного использования каждым последующим поколением учителей данной рюха, а также для изучения Рюги, стратегий и тактик, типичных для данной рюха, последующими поколениями учеников. Никакие иные принципы «наследования» традиций рюха не могут лучше предотвращать от искажения дотрин (Рюги), т.е. от «размывания» уникальности рюха – вплоть до полного ее вырождения или даже исчезновения.

(продолжение...)

  • AM/PM и lifeMaker пользователям это нравится