Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 9

Автор: clover, 08 Ноябрь 2015 · 540 views

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 9 (предыдущая часть)

В каждой из сотен рюха бугэй в Японии есть свой набор Камаэ, или «позиций», одни из которых являются общими для всех, а другие - уникальными, присущими только конкретной школе. Например, в Касима син-рю Камаэ их 6 (см. стр. 73) плюс несколько специальных Камаэ для конкретного оружия или ситуаций. В современном кендо используется 5 Камаэ, в Дзики кагэ-рю – 7, а в Синкагэ-рю - 17. Т.е., если среднестатистически получается что в рюха используются примерно 9 позиций, то гипотетический поединок между двумя адептами из разных школ может включать в себя до 81 комбинаций Камаэ. Теоретически, если, например, у обех школ «набор» позиций полностью совпадает (т.е., в обеих рюха используется 9 одинаковых Камаэ) вероятность того, что оба воина изберут одну и ту же «стартовую» позицию по идее невелика, т.е. она равняется всего 1 из 9; а если, как это нередко бывает, среди этих 9 Камаэ не все позиции идентичны позициям другой школы (т.е. обе рюха имеют «набор» из 9 Камаэ, но некоторые одинаковы, а другие уникальны), то вероятность того, что оба воина изберут одинаковую стартовую позицию становится еще меньше. Несмотря на это зачастую можно видеть, как в поединках оппоненты избирают одинаковое стартовое Камаэ, ситуация, известная как «Ай-гамаэ», или «взаимная позиция». На первый взагляд это может показаться достаточно странным с чисто «математической точки зрения», но это становится гораздо менее загадочным, если учесть предстартовую аналитику участниками боя на мечах.

Опубликованное фото
Macтeр Michiiyuki Kunii

Большинство стартовых Камаэ несут в себе ограничения на разнообразие атак или оборонительных действий, которые из них может инициировать воин, т.е. каждое определенное Камаэ позволяет применить только определенный вид ударов или защит, и содержит еще меньше возможностей (по сравнению с нейтральной позицией) для свободы перемещений. Относительная эффективность конкретных ударов и контрударов вызывает дальнейшее ограничение спектра вариантов действий у воина. Он будет пытаться избежать атак, встав в Камаэ, позволяющее проще защититься от техник, вероятных к применению исходя из стартового Камаэ его оппонента, т.е. он выберет позу, которая наиболее пригодна для обороны против техник, которые наиболее легко либо вероятно применит его противник с учетом его стартовой позы. Вместо этого воин должен стремиться принять такую стартовую позу, которая идеально подходит и для атаки, и для защиты, причем наилучшим образом, т.е. он должен принять такую стартовую позицию, из которой ему будет легко перемещаться с учетом стартовой позиции его оппонента, а это, в свою очередь, позволит воину эффективно нейтрализовать некоторые – возможно даже все – лучшие варианты действий своего соперника. По этой причине, если два воина принимают разные стартовые Камаэ, количество потенциальных комбинаций техник, проистекающих из них, сокращается всего до нескольких.

Это можно лучше понять, проанализировав конкретный пример: два воина, вооруженные мечами, располагаются друг против друга на дистанции (ма-ай) вне досягаемости для удара. Первый воин стоит в позиции Сэиган-камаэ, держа меч прямо перед собою, конец которого «указывает» на глаза противника (это, вероятно, наиболее распространенная стартовая позиция в японском искусстве меча); второй воин также держит меч прямо перед собою, но концом, направленным вниз – Гэдан-камаэ. (Саиган-камаэ и Гэдан-камаэ являются позициями, которые используются в современной кэндо. В Касима син-рю они не используются.) Гэдан-камаэ является относительно слабой оборонительной позицией, но зато она идеально подходит для своих быстрых, восходящих ударов. В отличие от нее Саиган-камаэ является хорошей позицией для блокирования почти любых атак, однако, она требует от воина сначала отвести меч для замаха перед тем, как выполнить собственный удар. В данном случае оба воина оказываются в тупиковой ситуации (если только один из них не окажется гораздо быстрее и сильнее, чем другой). Второй воин не может поднять меч, шагая вперед, не встретившись с мечом противника, а первый воин не может замахнуться мечом, не открыв себя для удара.


Мастер Zen`ya Kunii - Cпирали (петли) ударов

Если же оба воина используют одинаковое Камаэ, то количество вероятных комбинаций техник значительно увеличивается, поскольку оба оппонента могут применить одинаковый «набор» техник нападений и защит. Это объясняет, почему так часто соперники используют принцип Ай-гамаэ. Наиболее распространенным примером этого, вероятно, является ситуация «сэиган-камаэ против сэиган-камаэ», которую постоянно можно видеть в поединках Кендо.

Опубликованное фото
Мастер Zen`ya Kunii

С точки зрения бугэй Касима син-рю, по сравнению с другими видами БИ, ай-гамаэ является нежелательной стратегией, поскольку она не соответствует принципам сразу двух законов - Движение и Неподвижность – это Одно и Появление и Проявление – это Одно. Методы, по которым выполняются все техники Касима син-рю, позволяют их с легкостью инициировать из абсолютно любого камаэ Касима син-рю. Все техники Касима син-рю выполняются по методу Спирали - от начала и до цели, т.е. начиная со стартового камаэ, которое является единственным в поединке статическим, далее оружие непрерывно движется по траекториям различных «неприметных петель». Спирали, не «имеющие в бою ни начала, ни конца» (непрерывность от начала до конца – «текучесть»), обеспечивают возможность эффективного выполнения ударов из любой позы (рис. 8-13 на стр. 73), т.е. отличие есть только в стартовой позиции оружия, из которой начинается «выведение» Спирали, а далее оно движется различными «петлями» до самого конца боя. Поэтому, если воин умеет применять принципы всех Пяти Законов, то он обладает совершенно неограниченной свободой действий в бою, не зависимо от его промежуточных («перетеканий» из техники в технику) камаэ либо его противника.

(продолжение...)

  • AM/PM это нравится