Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 8

Автор: clover, 05 Ноябрь 2015 · 621 views

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 8 (предыдущая часть)

Возвращаясь к теме томэ-сандан надо сказать, что его стратегии и тактики применения непосредственно связаны с выведением противника из равновесия в восьми направлениях. (см. рис на стр. 79).




Опубликованное фото

Главной стратегией в Касима син-рю являются контратакующие перемещения (см. рис. на стр. 80-83), имеющие целью «Сикакэ» (сикаку) («си» - «мертвый»; «каку» – «угол»; «мертвая\слепая зона\угол»), что представляет реализацию на практике Закона «Пустота и Полнота - это Одно». Другими словами, упреждающие атаки – это защитная стратегия, основывающая на философии «Кацудзин-кен» (см. главу 2) Камиидзуми-Исэ-но-ками. Воин в бою имеет лишь два варианта стратегии: (1) упреждающе атаковать или (2) ждать нападения противника. Во многих недавних (Гендай) рюха типа Айкидо или Каратэ (кроме Сэйто - «ортодоксов» - официальных продолжателей старых семейных стилей: МUD (Мотобу) (рус.), МSSK (Мацумура) (рус.), KDS (Фунакоси) (рус.) и пр.), подчеркнивается важность второй стратегии, что представляет собою нечто «моральной подстраховки современных учителей» - попытки предотвратить использование своими учениками (априори «избавленных» от необходимости постигать глубины философии Корю) боевых навыков в откровенно агрессивных целях. Наверное наиболее известным высказываем на эту тему является: «каратэ ни сентэ наси» (в каратэ нет инициативы – нападение) Гитина Фунакоси, которая как завет даже высечена на его погребальном камне. В Касима син-рю подход к стратегии обратный, он называется «синбу ни сентэ номи» (синбу – это инициатива ТОЛЬКО Упреждениe).

Стратегия Касима син-рю направлена на перехват инициативы в бою с целью прекращения развития агрессии, как противника, так и своей собственной. Эта стратегия учит: воин, который ждет первого действия противника, сдает инициативу (сен), и т.о., заранее отдает ему контроль над боем - он будет вынужден действовать согласно таймингу противника, т.е. будет действовать «под диктовку» противника (следовать за тем, что тот делает). Поэтому, с другой стороны, если воин берет инициативу на себя, то он ЗАСТАВЛЯЕТ ПРОТИВНИКА следовать за его действиями в соответствии с ЕГО таймингом по собственному выбору. Кроме того, если воин делает сикакэ (вход в мертвую зону), соответствующему принципам законов «Пустота и Полнота - это Одно» и «Появление и Проявление – это Одно», то первый же контакт с телом противника должен стать решающим Т.е., согласно стратегий сен-но-сен или сен-сен-но-сен ПЕРВОЕ же действие (первый контакт с телом противника) должно быть сразу же с перехватом инициативы, а не второе или третье (подробнее об этом – здесь).

Инициированнная воином техника может быть, как Очевидно наступательной (Омотэ), так и Неочевидной (Ура), когда оборонительная (блок) техника сливается с наступательной техникой (с ударом). Оба варианта основываются на перемещении по принципу сикакэ. При этом, Входы с техниками «тяп-ляп» (без разрушающего воздействия на равновесие противника) либо с «финтами» вместо них - НЕ ДОПУСТИМЫ. Невнимательное или ненадлежащее выполнение техник называют «Заигрыванием с гибелью», поскольку умелый соперник просто проигнорирует «понты-финты» и захватит инициативу (сен). Поэтому необходимо не только уметь «вычислять» зону беспомощности противника (сикакэ) и Входить в нее, важно также не быть при этом заблокированным, и при этом, также необходимо выполнять технику так, чтобы у противника не было возможности легко адаптироваться к действиям.

Также воину не стоит надеяться, что намеренная несерьезность его действий во время выполнения сикакэ сможет вызвать у противника ложную иллюзию того, что он станет для него «легкой добычей». Опытный противник «не купится», если подозревает что все это является частью уловки. Вместо этого следует продемонстрировать противнику всю свою решимость, т.е. воин должен убедить его, что он не просто готов рискнуть смертью, а что он ГОТОВ умереть. И, чтобы убедить в этом противника, он должен сначала убедить себя. Другими словами, делая сикакэ, он должен это делать «активно ища смерть», и оставаться в этом психологическом состоянии до самого конца, покуда противник не будет полностью повержен. В этом отношении психологическое состояние (согласие со смертью) в бою похоже на состояние человека, играющего в «русскую рулетку». Однако, между воином и игроком «русской рулетки» все же есть различие. Игрок «русской рулетки» полагается только на свою судьбу без всяких шансов, у воина - шанс есть - он зависит от уровня обученности воина и его условных рефлексов. И все же близость смерти и понимание этого присутствует в обоих случаях. Т.о., тренировки в будо, связанные с необходимостью проникаться чувством готовности к смерти, постепенно вырабатывают у его практиков понимание ценности жизни - ощущение того, что каждый ее миг явлется сам по себе огромным богатством.

Завлечь противника «в ловушку» (несопротивляться\ложно поддаться\объединить с ним движение), чтобы использовать его же энергию с добавлением к ней своей и т.о. одержать победу, называется «Ябурэ-гати» (отнять победу). При этом канон Касима син-рю утверждает, что в случае, если ОБА участника боя применяют технику в согласии со ВСЕМИ Пятью Законами, то ябурэ-гати невозможно. В случае же, если один из участников боя выполняет технику без принципов хотя бы одного Закона, ябурэ-гати становится не просто возможным, а вероятным. В Касима син-рю стратегия техники меча наори-таитю-кен (меч, разрушающий равновесие у противника), подразумевающая действие - «обращение баланса противника вспять», аналогична стратегии техники уке-нагаси (прием («залипание») с отводом внаружу удара противника) в Оноха Итто-рю - они обе являются прекрасными иллюстрациями ябурэ-гати.

Укэ-нагаси — «скользящий\стекающий» блок, им перенаправляют силу воздействия (энергию) удара противника, чтобы использовать эту энергию, как импульс для своего контрудара. Например, противник атакует вертикальным ударом, нацеленным воину в лоб. Руки: закрывая лоб воин парирует удар подъемом рук вверх с левой стороны от тела нападающего, скрещивая свой меч («спинку») с мечом противника ближе примерно в середине своего меча, при этом конец меча воина склонен немного вниз с правой стороны противника. Ноги воина: в тот момент, когда происходит перекрещивание мечей, воин делает небольшой подшаг (Вход) в сторону атакующего так, чтобы его левая нога оказалась у правой ноги противника. Вместо жесткого блока воин позволяет энергии (усилию) меча оппонента «стечь» (по спинке) лезвия своего меча вниз (*в каратэ – по этому принципу делается агэ-укэ), а затем «соскользнув» с меча противника воин наносит свой контрудар снизу вверх. Т.о., удар меча противника «скатывается» вдоль меча воина, как вода со ската крыши, при этом воин «забирает» импульс меча противника, и перевернув меч (со спинки) острием вверх наносит собственный удар.

Опубликованное фото

Умело выполненный укэ-нагаси - это разрушительная техника, однако, в ней есть одна слабость, которая заключается в том, что воин не может использовать стратегию упреждения, т.о. в этой технике Оборона и Нападение яляются не Одним, а – Двумя (отдельными действиями-элементами), поэтому Появление и Проявление становятся не Одним, а - Двумя. Тем не менее, мастер, который умеет применять в своих действиях принципы всех Пяти Законов, способен воспользоваться интервалом между этими элементами – независимо от того, насколько он краток – чтобы использовать технику (импульс) атакующего. Мастера Касима син-рю достигают этого посредством наори-таитю-кен (стратегия «Меч, разрушающий равновесие у противника»\«Обращение вспять»). Например, если противник пытается использовать укэ-нагаси для противодействия упреждающему удару мастера, то в тот момент, когда противник скрещивает меч с мечом мастера, мастер сразу же немного ослабляет мощность, вложенную им в удар, при этом он не расцепляет («залипает») лезвия с лезвием своего оппонента, делает перемещение в правую сторону, следуя за перемещением противника (который пытается уйти от удара), но при этом мастер постоянно «удерживает» («прилипает») свой меч, скрещенный с мечом противника, прямо над его головой (перпендикулярно собственным плечам), делая, т.о., «шах-и-мат» противнику, которому так и не удось закончить свою защитную технику против упреждающего удара мастера.

Мастерство в бою определяется навыками в синбу – действиях, основывающихся на принципах всех Пяти Законов - у воина не должно возникать ни одной уязвимости, которой мог бы воспользоваться противник. Т.е. в тактике не должно быть ошибок, ведущих к моментам уязвимости. Согласно стратегии Касина син-рю есть три ошибки, которые считаются особенно опасными. Они так и называются: «Три недопустимых случая» (Митцу но юрусану токоро), т.е. это такие ситуации, в которых чаще всего происходят атаки противников. Это три следующих случая:

1) момент смены одного камаэ на другое при переходах с одной техники на другую; в отличие от Омотэ-вадза (упреждение), применение Ура-вадза, которая соответствует принципу Пустота и Полнота это Одно (т.е. слитное применение оборонной и контратакующей техник), вместе с соответствующими изменениями камаэ, связана с переходом от одного состояния сознания в другое. Ошибкой в Ура-вадза является ситуация, когда воин вместо синтеза «оборонно-контратакующего состояния сознания», начинает «делить» состояние сознания - одно для оборонной техники, а другое - для контратакующей техники;

2) разрыв между Зарождением и Проявлением техники; период от старта до набора пиковой скорости («интервал между искрой и пламенем») является уязвимой ситуацией - воин еще только «разгоняется», он еще не набрал той максимальной мощности, которая необходима для эффективного выполнения атаки. Если атака воина будет пресечена в такой момент, то он будет не готов физически мгновенно переключиться на оборону, поскольку все его состояние вовлечено в атаку. Т.е., он не готов, как «щелчком переключателя», мгновенно остановить свое текущее действие, а затем инициировать новое. Т.о., тайминг между стартом и пиком скорости является наилучшим временем для срыва атак;

3) после Киаи; как уже рассказывалось выше, в конце Киаи наступает короткое мгновение физической и духовной слабости. Чтобы избежать этой проблемы, учеников Касима син-рю учат выдыхать при Киаи не более, чем 3\5 от объема всего воздуха в легких.

(продолжение...)

  • AM/PM и stanis пользователям это нравится