Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 4

Автор: clover, 24 Октябрь 2015 · 759 views

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 4 (предыдущая часть)

Основы искусства: Пять Законов и Восемь Божественных Координат

Физики открыли, что в основе всех природных явлений стоят различные взаимодействия и комбинации материи и энергии. Эти комбинации постоянно переходят из одного состояния в другое, возникают и распадаются на составные части, затем вновь появляются в перекомбинированном виде, вызывая новые явления, и так без конца. Материя может преобразовываться в энергию, а энергия в материю, но их количество во вселенной всегда остается неизменным, т.е. их остается всегда столько же, сколько появилось при рождении вселенной. Т.о., материи и энергии, имеющиеся во вселенной, могут считаться вечными - без нового появления откуда-то и полного исчезновения куда-то, и в этом смысле множество явлений, которые являются результатом различных взаимодействий материи и энергии, также не имеют ни начала, и ни конца. Эта идея Беспрерывности, которая близка к смыслу: «Бесконечная интеграция, дезинтеграция и реинтеграция основных веществ в природе» нашла свое отражение и в философии Касима син-рю: «Подъем, возвращение к истокам, движение вперед» (баккэн, кангэн, суисбин). Т.о. беспрерывные изменения и взаимодействия энергии и вещества, но при этом с сохранением неизменным их объема во вселенной - это главный Закон (ритм), которому подчиняются все явления в природе.

Бой и бугэй, будучи сами природными явлениями, также подчиняются законам природы. На первый взгляд это может показаться совершенно непонятным - как на поступки людей могут влиять законы природы, но если просто к примеру вспомнить, что выпущенная стрела из лука не может завернуть за угол, а пущенная по ветру стрела пролетит дальше, чем выпущенная против ветра, то становится понятно, что некоторые действия мы вынуждены «приспосабливать» к законам природы. Аналогичным образом в теории Касима син-рю утверждается, что для того, чтобы достичь наибольшей производительности в бою, воин должен свои телодвижения и тактику согласовать с ритмом «Подъем, возвращение к истокам, движение вперед».

С идеей «Ритм» связаны Пять Основных Законов, которые описывают этот Ритм, т.е. что он из себя представляет в боевом искусстве. Этими Пятью Законами (гоко-но-бодзё), или Законами, определяющими Базовые Принципы Божественной школы (син-рю гокуи ходзё) являются:

1. «Движение и Неподвижность – это Одно» (Досэй иттаи);
2. «Появление и Проявление – это Одно» (Кибацу иттаи);
3. «Оборона и Нападение – это Одно» (Кобо иттаи);
4. «Пустота и Полнота – это Одно» (Кёдзицу иттаи);
5. «Инь и Ян – это Одно» (Ин`ё иттаи).

На рисунке 6 (стр. 69), показано, как cинбу образуется из этих Пяти Законов.

Опубликованное фото
(в центре Синбу, круги – Законы)

Как видно из названий этих Пяти Законов в каждом из них заключаются в «Одно» понятия, противоположные по значению. Таким способом - сведением в «Одно» - подчеркивается монистический характер философии Касима син-рю, т.е., чтобы это не было - действие и бездействие, идея и дело, атака и защита, бытие и небытие, положительное и отрицательное и т.д. и т.п. – все эти пары имеют смысл только при условии наличия обоих понятий. Т.о., одно понятие, как сравнение связывается с противоположным понятием, поэтому в восточной философии их принято считать не «линейными» (конечными, отдельными сами по себе), а «круговыми» (связанными, перетекающими одно в другое).

Суть философии Касима син-рю, выраженная во фразе «Подъем, возвращение к истокам, движение вперед» также связана с монизмом – слиянием противоположностей, поскольку она отражает китайско-японскую абстрактную концепцию Единения Инь и Ян. Согласно этой концепции, все в мире возникает или происходит в результате взаимодействия двух противоположных сил: Инь (Ин - на яп.), с которой соотносятся негатив, темнота, слабость, пассивность, разрушение, скрытное, женщина и т.д. и Ян (Ё – на яп.) - позитив, свет, сила, активность, созидание, очевидное, мужчина и т.д. Инь и Ян – это не противоборствующие силы, а порождающие, они как теневая и солнечная стороны одного холма. Все, что есть во вселенной является результатом взаимодействия этих двух сил, которые, конечно, на самом деле не существуют, а просто являются абстракцией – попыткой объяснения людей происхождения всего во вселенной. Взаимодействие Инь и Ян происходит постоянно и беспрерывно, т.е. в любой момент времени и в отношении любого явления.

Из Пяти Законов, пятый закон «Инь и Ян – это Одно» на самом деле является исходным, поскольку он касается главной идеологии Боевого Пути, согласно которой сражения и бугэй (обучение) то же являются результатом взаимодействия Инь и Ян. Ум (Инь) взаимодействует с мечом (Ян) посредством тела (поэтому «Инь и Ян – это Одно» иногда выражают и по-другому: «Кен-син-тай санми иттаи» - «Меч-ум-тело - это Триедино»).*

*Слово «син» (ум) в этом выражении японцы иногда заменяют на «кокоро», которое примерно переводится, как «сердце», «разум сердца», «воля» или «душа». В книге «Kurozumikyõ and the New Religions of Japan», ее автор, Helen Hardacre объясняет значение слова «кокоро», как «разум», «воля» или «эмоции». В общем, слово «кокоро» невозможно перевести с японского одним словом, у нас нет для него точного эквивалента. Значение слова «кокоро» настолько ёмко, что для его перевода потребуется целое описание определенных черт личности, склонностей и эстетических чувств. У японцев есть такое разделение: «сэйсбин» - «дух» (аспект Ура - внутреннее, неявное) и «нукитай» - «плоть тела» (аспект Омотэ - внешнее, проявленное), так вот «кокоро» ассоциируется с духом. Также некоторые переводят слово «кокоро», как «душа», но слово «душа» по-японски называется - «тамасбии». После смерти тамасбии продолжает существовать, а кокоро - нет.

Говоря в широком смысле, пассивная уступчивость Инь должна умерять активную напористость Ян, что в результате позволит достичь отрешенности и объективизма – психологического состояния, важного не только для синбу, но также и для применения техник. А говоря в более конкретном смысле – «Инь и Ян – это Одно» формирует основу для надлежащего применения силы, как сила левой (Инь) руки гармонизируется с концом оружия (Ян) в момент совершения удара, а после этого возвращается в руку.

Второй закон «Движение и Неподвижность – это Одно» означает, что в движении должен присутствовать покой, а в покое присутствовать движение. Т.е., воин не должен допускать, чтобы его ум зацикливался на думах о себе или противнике, либо на действиях своего оппонента, а также на прочих объектах, поскольку это помешает спонтанным реакциям его тела. Воин не должен позволять взволнованности и нервозности завладевать его умом. Даже тогда, когда тело и оружие выполняют движения его ум должен оставаться к этому полностью безучастным. Какой бы быстрой или изощренной не была атака противника, в таком психологическом состоянии парирование будет происходить плавно и спонтанно.

Философия будо Касима син-рю заключает в себе не только идейные аспекты, но и прикладные, т.о. Закон «Движение и неподвижность – это Одно» воин должен не только понять, но и научиться применять его в бою (будзюцу). В этом отношении философия в БИ ближе по значению к «учению», поскольку подразумевает не только усвоение различных философских идей, и но и применение этих идей на практике.

Для выполнения техники воин должен сгенерировать определенное количество мощности, при этом техника будет успешной только в том случае, если оппонент не успеет ее заблокировать или не сможет сорвать каким-то иным образом. Т.е. успешность техники во многом зависит от скорости действий воина. Чем выше скорость телодвижений воина, тем большую мощность он может вложить в технику и меньше времени затратит на ее завершение.

В бою уровень развития скорости и генерации мощности во многом зависят от уровня мастеровитости оппонента – чем он слабее, тем меньшее значение они имеют. Однако, при встрече с большим мастером исход поединка во многом будет зависеть от того, кто окажется быстрее при выполнении своих техник. См. рисунок 7 (cтр. 71) , на котором изображен график сравнения выполнения техник мастером и начинающим. Из графика видно, что не смотря на то, что начинающий может генерировать большую мощность (р2) при выполнении техники, чем мастер (р1), мастер способен начинать и завершать выполнение техники за гораздо более короткий интервал времени. Отметка (t1) наглядно демонстрирует, что к тому моменту, когда мастер уже завершил свое исполнение техники, начинающий все еще только генерирует мощность для выполнения техники. Это означает, что мастер применит свою технику гораздо быстрее новичка. Более быстрое применение техники мастером позволяет ему побеждать менее квалифицированных противников, поскольку те просто не успевают развить свою полную мощность.

Чтобы увеличить эффективность техник воину необходимо сократить время, затрачиваемое им на достижение пикового уровня скорости, т.е. нужно уменьшить время между пиком скорости и скоростью старта. Поэтому мастера Касима син-рю говорят, что до полного повержения противника воин должен действовать в бою безостановочно, он не должен делать пауз между выполняемыми техниками (текучесть), поскольку остановки будут увеличивать время, необходимое для набора скорости (и будут способствовать потерям мощности).

Однако понятно, что абсолютно все телодвижения в бою, с самого первого и до самого последнего, не могут совершаться постоянно на пиковой скорости, которая кроме всего прочего быстро приводит к исчерпанию мощности. Скорость колеблется в зависимости от развития ситуации - применяемых методов, перемещений, замахов оружием и т.п. Но моменты Неподвижности не должны превращаться в очевидные или относительные паузы - воин должен Двигаться постоянно, причем иногда это настолько незаметно, что кажется будто он совершенно неподвижен (т.е. в таких случаях должно сохраняться внутренее движение – снаружи ничего, но внутри все «движется»).

Чтобы из Неподвижности можно было бы быстро перейти в Движение существуют определенные боевые позы – «камаэ». Однако, в отличие от таких БИ, как, например, Каратэ и некоторых других, в Касима син-рю как бы не существует шаблонных (типовых) камаэ, все позы являются временными, они существуют только на доли мгновений при переходах от выполнения одной техники к другой, т.е. камаэ в Касима син-рю – это моменты Неподвижности, но с сохранением ощущения внутренного Движения. Камаэ для меча (см. рисунки 8-13 на cтр. 73) в Касима син-рю следующие: мугамаэ (не-камаэ), также иногда называемое отонаси-но-камаэ (поза Неподвижности); ками-бассо (поза для подъема); симо-бассо (поза для опускания); кураи-тати (захватывающий меч); цукикагэ (свет луны, тень луны) и касуми (туман).

Во всех этих камаэ положение ног следующее: выставленная вперед нога немного согнута в колене - на нее приходится примерно 70% веса тела, а задняя нога - прямая. Такое положение ног является примером «внешняя Неподвижность, но с внутренним Движением», т.е. это является самой оптимальной позой, при соответствующем состоянии ума, для скорейшего набора скорости. При этом носки обеих стоп немного вывернуты наружу, что способствует облегчению движения в обе стороны, в соответствии с принципами Законов «Нападение и Оборона - это Одно» и «Пустота и Полнота - это Одно», о которых будет рассказываться ниже.

Принципы Закона «Движение и Неподвижность – это Одно» также распространяются и на выполнение техник или иные подобные действия, что означает что воин должен быть в состоянии ускорять или замедлять свое оружие на любой стадии выполнения техники. И наилучшим способом для таких изменений скорости является Спираль в отличие от Линии. При Линейном движении (т.е. при движении оружием туда и обратно по одному «маршруту») оружие в конце Линии оказывается в ситуации абсолютной Неподвижности (Остановка) для того, чтобы оно могло начать движение обратно. В отличие от Линии, Спираль (кружение) позволяют оружию двигаться безостановочно (Движение без Неподвижности - образ "Кружение хотару (светлячков)"). Т.е., Спираль, в отличие от Линии, позволяет варьировать скорость, в т.ч. делать ускорение, избегая моментов полных остановок (Неподвижности без Движения). Спираль позволяет оружию находиться в постоянном движении, облегчая тем самым задачу набора пиковой скорости. Кроме того, Спираль является наиболее эргономичной формой движения, соответствующей идее «Сохранение движения способствует сохранению энергии» или идее «Подъем, возвращение к истокам, движение вперед» согласно традиционной японской космологии. Руки в Касима син-рю всегда выполняют техники по принципу Спирали, даже если при этом ноги шагают вперед по схеме «Треугольник» или «Квадрат» (см. рисунок 14 на cтр. 74). В одном из исторических документов, хранящемся в архиве семьи Кунии, так и пишется: «квадрат это спираль, и треугольник то же спираль» (сикаку сунаваси эн нари, санкаку мата эн нари). В других исторических документах, связанных с бугэй встречаются аналогичные идеи, например, «санкаку эн но тати» (треугольник в круге меча).

Манипулируя оружием по принципу Спираль (кружение), мастер Касима син-рю способен поразить ударом цель из первоначального камаэ одним непрерывным движением, без потерь в мощности и времени. Т.е. перемещение оружия подобным принципом позволяет ему выполнять техники таким образом, что его телодвижения происходят безостановочно с самого начала и до конца - момента поражения противника (*в Касима син-рю нередко с ударом, опрокидывающим противника на землю). Т.о., четвертый из Пяти Законов - «Пустота и Полнота – это Одно» - говорит о том, что между стартом выполнения техник и их завершением нет никаких разделений (остановок).

Опубликованное фото

Удар по принципу Линии фактически образуется из двух отдельных фаз, к примеру воин сначала поднимает оружие над головою, а потом опускает его вниз, нанося удар по цели - в этом случае получается разрыв Пустоты и Полноты. Иными словами, первая фаза - замах – подъем оружия завершается остановкой его движения, и только после этого идет обратное движение вниз. Действия оружием по принципу Линии приводят к тому, что защитные действия становятся бессвязанными, т.е., когда, например, вместо 2-3 техник выполненных одним слитным движением (текуче) делается отдельно одна техника (остановка), потом другая техника (остановка) и наконец, третья. Все это происходит потому, что при выполнении техник по принципу Линии нет переходных движений между ними. Остановки между техниками не только осложняют плавные переходы (рвут текучесть) от одной техники к другой, но и делают воина более уязвимым в те самые паузы, возникающие между выполнением техник, поскольку мастера тайминга способны бить именно в такие моменты, т.е., например, когда соперник еще только замахивается оружием для удара. (т.е. согласно стратегии упреждения Касима син-рю, если противник уже замахнулся - Тайминг упущен)

На рисунке 15 (cтр. 75) представлено сравнение применение силы мастером, использующим Закон «Появление и Проявление – это Одно», и начинающим.

Опубликованное фото

Новичку требуется долгий разгон со старта до момента достижения пиковой мощности, а потом такое же долгое торможение перед тем, как выполнить следующую технику. В отличие от новичка мастер способен достичь пикового усилия, а затем после него вернуться в состояние полного расслабления почти мгновенно.

Мастера делают так, что движения тела у них очень короткие, но движения оружием у них получаются очень большим (мастера способны минимальными движениями тела разогнать оружие до максимальной скорости).

(продолжение...)

  • AM/PM это нравится