Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 2

Автор: clover, 22 Октябрь 2015 · 792 просмотров

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 2 (предыдущая часть)

Надо сказать, что «синтоистская космология» необычайно сложная «конструкция» для понимания западных адептов рюха. Зародившись на заре японской цивилизации Синто представляет из себя конгломерат из различных культов местных духов (* Политеизм), ни один из которых не имел никаких своих «библий» или других письменных пояснений сути этих культов. Позднее эти различные культы местных духов под общим названием «Синто» обогатились различными идеями и концепциями из буддизма, даосизма и конфуцианства – «чужих» религий, которые появились в Японии намного позднее Синто. Даже сам термин «Синто», означающий буквально «Путь (родного) божества», по сути является неологизмом, т.е. он возник, как необходимость отличия изначальной религии японцев от более поздних. Т.е. пока в Японию не проникли другие религии, исконно-посконная религия Японии просто не имела своего названия. Однако, получив во времена средневековья свое обозначение - «Синто», эта религия вплоть до 1868 г. так и не имела статуса отдельной религии, и только после этой даты правительство Новой Японии распорядилось «навести порядок», чтобы наконец признать Синто отдельной уникальной религией, хотя, в нее были включены некоторые буддистские догматы и обряды для почитания «родных» божеств. Вообще, в старой Японии религиозные традиции преставляли из себя, выражаясь словами Allan Grapard, «комбинированную смесь», т.е. это была «мешанина» из различных верований и культов – шаманизма, буддизма, конфуцианства и даосизма. Т.о., Синто, лежащее в основе мировоззрения искусства Касима син-рю, является «сборной солянкой» из различных, порой довольно противоречивых и причудливых типов японских религиозные верований, догм, подходов и пр., возникших и отражавших опыт японского народа с доисторического периода и до настоящего времени.

С этой старой японской «религиозной мешаниной» связан и ключ к пониманию одной из главных концепций в Kасима син-рю, которую Joseph Kitagawa назвал «монистической» или «унитарного значения мира». В старину японцы, как писал он, не стремились искать научных обоснований различным явлениям в мире, вместо этого они считали, что природа происхождения и существования всего в мире также является реальным миром. Отношения между живыми и неживыми существами, между человеком и природой рассматривались с точки зрения прямого взаимодействия – участия природы в жизни человека и участия человека в жизни природы (* Пантеизм). Т.е., это мировоззрение исходит из непосредственной связи между ритмом природы и жизнью людей, поэтому значение каждого отдельного объекта не имело смысла само по себе, оно обретало смысл только тогда, когда этот объект имел взаимодействие со всеми другими объектами природы. Согласно этой унитарной космологии все в мире представлялось священным, т.е. исходя из эстетических и магико-религиозных представлений древних японцев, все в этом мире имело своих ками. (Понятие «Ками» имеет гораздо более сложное значение, чем как оно обычно переводится - «сверхъестественное существо – дух». Китагава использует понятие «ками», или «божественное», в отношении всей природы, а не в значении каких-то существ, т.е. все – человеческое или нечеловеческое, живое или неживое – все наделено от природы ками.) Т.о., в традиционных японских религиозных представлениях все во Вселенной, включая, к примеру, время, животных, небесные тела и даже физические элементы, такие как дерево, камень, огонь и вода – являются ками природы, поэтому все формы человеческой деятельности – включая бугэй – считаются религиозными актами.

В то же время считается, что каждое явление во Вселенной образуется из двух «форм» - Внутреннего, Непроявленного и Внешнего, Очевидного. «Внутреннее, Непроявленное» японцы называют «Ри» или «Ура», а «Внешнее, Очевидное» - «Бю» или «Омотэ». В этом им видится естественный порядок вещей - эти два аспекта находятся в полной гармонии, они друг без друга не существуют, как, например, капля воды не может существовать без внешней поверхности, или, как лицевая сторона листа бумаги не может существовать без оборотной стороны. Кроме того, считается, что Ура и Омотэ равно реальны, т.е. они оба всегда появляются сразу и всегда. В Касима син-рю эта идея нашла свое отражение во фразе «Бю Ри иттаи» - «Снаружи (Омотэ) и Внутри (Ура) - это Одно». Однако, в сфере человеческих отношений в «квалифицировании» на Ума и Омотэ иногда довольно легко запутаться, например, если под добрыми словами (Омотэ) маскируются злые намерения (Ура), тут Омотэ тут по сути является Ура. Также здесь есть еще одна идея, что поскольку люди и человеческие дела то же относятся к явлениям Вселенной, как капля воды, то их действия и поступки нельзя «квалифицировать» только лишь как Ура или Омотэ (т.е. абсолютно все имеет две стороны – положительную и отрицательную), потому что это неестественно, это является «нарушением» законов природы.*

* Конструкция «Омотэ и Ура» имеет некое подобие более известной китайско-японской доктрины - «Инь и Ян» (об этом будет написано ниже), но это не то же самое. Инь и Ян представляют собою изначальные силы или энергии, которые смешиваются и взаимодействуют друг с другом, создавая тем самым все объекты во Вселенной, а Омотэ и Ура ничего не порождают, они просто характеризуют (квалифицируют) эти объекты.

Опубликованное фото

Концепция «Снаружи и Внутри – это Одно» имеет очень важное значение в БИ. В бугэй Касима син-рю на сегодняшний день практикуется 12 дисциплин (будзюцу), которые делятся на две группы: (1) «Омотэ»: Кэн-дзюцу, Батто-дзюцу, Нагината-дзюцу, Со-дзюцу, Кен-дзютцу тати-ай (использование меча против других видов оружия) и Сюрикен-дзюцу и (2) «Ура»: Дзю-дзюцу (Явара), Кэмпо (удары руками и ногами), Бо-дзюцу, Дзё-дзюцу, Кайкен-дзюцу (Танто-дзюцу) и Тасуки-дори (Бобаку-дзюцу - связывание противника). Но все эти дисциплины переплетаются и сосуществуют как компоненты – аспекты – единственного целого. Каждое содержит все другие, а те в свою очередь содержат все остальные. Все они основываются на одинаковых принципах «Ума и Тела», отличаясь лишь нюансами из-за специфики и последствий применения оружия (Омотэ - «кровные» и Ура - «бескровные»). Т.е., ни одна из дисциплин не существует автономно – в отрыве от других. Бугэй Касима син-рю, как сущность, далеко выходит за рамки простой «коллекции» приемов и тактики боя каким-либо видом оружия или без него, оно базируется на идеях и принципах, которые равно применимы во всех 12 будзюцу, которые сливаясь в одно образуют Будо.

Кроме того, каждый метод, каждая техника бугэй Касима син-рю имеют несколько уровней для понимания. Как минимум они имеют следующие аспекты и компоненты: боевой (Омотэ) и моральный (Ура), физический (Омотэ) и психологический (Ура), стандарт (Омотэ) и вариации (Ура), механику (Омотэ) и философию (Ура) и пр., и каждый из этих аспектов и компонентов, в свою очередь, также имеют аспекты Ура и Омотэ и т.д., т.е. каждый уровень имеет свои под-уровни, а под-уровни имеют свои под-под-уровни и т.д. При этом ни один из этих уровней не является автономным, каждый содержит и содержится во всех остальных. Т.о., чтобы понять всю глубину какой-либо концепции в бугэй линейный анализ не годится, это будет невозможно, подобно попытке описать «Одно, что отражается в Двух зеркалах, расположенных таким образом, чтобы отражать друг друга». Поэтому практикам бугэй даже не стоит пытаться разобраться во всем этом с рациональной точки зрения. Вместо этого нужно сосредоточиться на понимании одного уровня, или, если есть способности, понять за раз сразу несколько уровней, а далее посредством интуиции или осознания нужно понять связи между ними и всеми остальными.

Будо, путь воина, связан с будзюцу – практикой боевых искусств. Эти искусства, в основном, представляют собою, говоря фигурально - «собрание сведений». В процессе традиционного обучения (о котором будет рассказываться в главе 4) учителя бугэй на своем примере, а также с помощью практических упражнений обучают учеников по принципу «от простого к сложному», т.е., начинают с того, что преподают им просто формы техник для различных ситуаций боя, а затем постепенно подводят учеников к тому, чтобы они с помощью интуиции или осознания поняли абстрактные принципы эффективности всех действий. По мере продвижения на своем пути ученику предстоит разбирательство с сотней отдельных техник, стратегий, терминов, концепций и т.п.

Эти термины и концепции призваны облегчить понимание идейной доктрины искусства, или Рюги, т.е. они представляют собою наилучший инструмент, позволяющий сформировать понимание концептуальной структуры традиционного бугэй. Понимание Рюги начинается с подробного изучения терминов и понятий школы, которые затем позволяют лучше понять ее концепции. Понимание концепций является чрезвычайно важным, поскольку только с помощью них можно действительно постичь суть доктрины бугэй.

Изучение какого-либо боевого искусства не может быть таким же, как интеллектуальное понимание бугэй в целом, как культурного явления. В старину самураи (или современные практики Корю) постигали Рюги своей школы абстрактно говоря по традиционной схеме «изнутри наружу», т.е. они интуитивно пытались ухватить суть догм изучаемого ими искусства с помощью филосовских идей и понятий - ключей этой школы. Приводимый далее анализ будет представлять из себя обратную схему традиционного способа познания Рюги – «снаружи вовнутрь». Т.е. я начну рассказ с общего, а затем постепенно буду переходить к более существенному. Это, как «двигаясь по спирали дойти до ее центра».

Опубликованное фото

(продолжение...)

  • AM/PM и AndreyGav пользователям это нравится