Перейти к содержимому


  




Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 1

Автор: clover, 22 Октябрь 2015 · 1 510 views

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 1 * Concept: Теория… только теория - вы будете слепы. Практика… только практика – вы будете пусты.


(перевод clover)

Касима син-рю – краткая история
(Kashima Shinryu - A Brief History)


Более подробную информацию об истории комплексной школы Касима син-рю (* не путать с Касима синдо-рю – школой кен-дзюцу) можно найти в книге «Legacies of the Sword» (Наследие меча) Карла Фридей. Приведенная ниже информация является лишь кратким описанием этой школы Корю.

Касима син-рю (Божественной школа Касима) зародилась в бурный период средневековых войн в Японии. Как рассказывается в исторических источниках, ее возникновение в 16 в. связано с храмовым комплексом Касима (в нем зародилось множество и других очень известных школ Корю. Посмотреть храм), который расположен в провинции Ибараки, на северо-востоке от Токио (Легенда школы гласит, что ее корни прослеживаются до 8 в.). Считается, что философия, принципы и методы школ БИ при храме Касима стали фундаментом для возникновения Будо. Основателями Касима син-рю предполагается были Мацумото Бидзэн-но-ками и Кагэцуку Кунии («Генпатиро»).

Мацумото (1468-1524?) был настоятелем главного храма Касима в г. Сиракава (сейчас в преф. Фукусима). Выдающийся деятель в области БИ, который посвятил свою жизнь исследованиям и развитию Будо. Он исповедовал божественную идею, полученную им от духов в Касима, по объединению мысли и действий.

Генпатиро (1477-1543) был 22 главой клана Кунии, которому принадлежали земли и замок в Ясукава, в провинции Хитати (ныне преф. Ибараки). При очередном посещении главного храма Касима он познакомился с его настоятелем - Мацумото, у которого стал учиться, что помогло ему в дальнейшем разработать свою комплексную воинскую систему, которую он назвал «Касима син-рю».

В период с 1477 по 1600 гг. (период Сэнгоку) Япония была погружена в череду бесконечных феодальных войн. Такэда Сингэн, один из самых величайших полководцев в истории Японии, узнал о Касима син-рю от Камиидзуми-Исэ-но-ками, который воевал на стороне его войск. Такэда высоко оценил это Рю.

В 1573 г. полководец Токугава Иэясу полностью захватил восточные земли Японии после ряда сражений с войсками Такэда и его союзниками. Как следствие ситуация для клана семейства Кунии, а также других кланов, сражавшихся на стороне Такэда, сильно осложнилась. В 1603 г., 5 сокэ Касима син-рю Кунии Ядзиро Ёсимаса (*Миямото Мусаси то же), принял участие в сражении в рядах войск проигравшей стороны в решающей битве при Сэкигахара. Победой в этой битве Иэясу завершил объединение Японии. Он учредил сёгунат, который правил страной до 1868 г.

Все побежденные кланы, которые сражались на стороне Такэда были подвергнуты опале, и на все их школы БИ, в т.ч. Касима син-рю, был наложен запрет. Т.о., несколько поколений практиков Касима син-рю, после 5-го – Ёсимаса, были вынуждены практиковаться нелегально, а некоторые линии, которые были связаны с БИ семейства Кунии и вовсе прекратили свое существование. После установления правления Токугава семейство Кунии было вынуждено скрываться в районе Фукусима (старое название Муцу) (* там же недалече был и клан Айдзу, с которым связано Дайто-рю: «Takeda Katsuyori (武田 勝頼, 1546–1582), the Takeda family relocated to the Aizu domain (an area comprising the western third of modern day Fukushima Prefecture).». Известно, что Такэда Сокаку изучал Kashima Shinden Jikishinkage-ryū (кен-дзюцу), которая ведет свое начало в т.ч. и от Касима син-рю (это «комплекс», в нем было и айки дзю-дзюцу)), где они стали культивировать и возделывать свободные земли.

По-разному стали складываться судьбы школ после прихода Токугава к власти - Касима син-рю перешла на нелегальное положение, Окуяме Кюгасай было дозволено преподавать Синкагэ-рю самому Иэясу, а к примеру мастер Огасавара Гендзин был вынужден бежать в Китай, откуда он вернулся только после смерти сёгуна.

Т.о., в течение следующих примерно 200 лет Касима син-рю передавалось тайно только для самураев клана Кунии. В начале 19 в. Кунии Тайдзэн, 34-глава клана и 12 сокэ Касима син-рю, получил должность смотрителя за складами риса сёгуната. Во времена масштабного голода в годы Тэмпо он принял участие в акциях неповиновения администрации сёгуна, раздавая голодающим людям рис, из-за чего был схвачен, приговорен к казне, которая затем была заменена на высылку. Остаток своей жизни Кунии Тайдзэн провел, как крестьянин и владелец постоялого двора. Тайдзэн внес огромный вклад в дело по усовершенствованию Касима син-рю. Однако, он посвящал себя не только практике, но и преподаванию Касима син-рю. Именно Тайдзэн Кунии привнес в Касима син-рю идею «Мусо Кен» - «Без думы о мече»:

«Меч есть, но его как бы нет - он един с телом
Тело есть, но его как бы нет - оно едино с ками (божественный дух)
Как кружение светлячка, вспыхивающего естественным светом
Без колебаний, без обмана, без мыслей, без остановок...

Дзэн'я Кунии (1895-1966) был 18 сокэ Касима син-рю. Он являлся учеником нескольких учителей. В истории школы он считается очередным реформатором и модернизатором Касима син-рю. Его мастерство было настолько великолепно, что его прозвали «Современный Мусаси» или «Последний божественный меч». Его учи-деси: Akagawa Imao (赤川今夫), Kaneko Yosaburo (金子与三郎), Kato Taizo (加藤大三) и Seki Humitake (關文威). (NB Minoru Inaba - это НЕ аутентичное Касима син-рю)

Более подробная история Касима син-рю, а также официальные его представительства (англ.)

Legacies of the Sword: The Kashima-Shinryū and Samurai Martial Culture
By Karl F. Friday, Fumitake Seki


Аннотация

Большинство людей в мире, в основном, думают о самураях прежде всего как о суровых воинах, мастерах боевых искусств, или землевладельцах, существовавших во времена феодальной Японии, хотя, они изучали и иные, более тонкие искусства, такие как, например, литература и философия. Тем не менее, любые исследования истории самураев всегда неотрывно связаны с культурой боевых искусств (бугэй). В Японии самураи никогда не переставали считаться воинами, даже во времена мирных 18-19 вв., когда они уже давно не принимали участия в битвах на полях сражений. Когда в 19 в. сословие самураев было упразднено, его культура боевых искусств продолжила свое существование в виде множества школ (рюха), расположенных по всей Японии. Т.о., классический бугэй, который существует и по ныне, является частью наследия самурайского сословия, которое исчезло более века тому назад. Изучая бугэй историки могут узнать многое о культуре самураев начиная с раннего средневековья вплоть до начала нашей эпохи.

В данной книге Карл Фридэй излагает результаты своих почти двадцатилетних исследований. Это одна из первых работ западного историка, в которой бугэй рассматривается в контексте японской культуры. В качестве объекта для своих исследований Фридэй избрал Касима син-рю, одну из старейших школ БИ, сохранившихся до наших дней. Эта книга была написана им при тесном сотрудничестве с нынешним главою этой школы, Сэки Хумитакэ.

Данная книга может представлять интерес не только для практиков бугэй, но и для людей, изучающих японскую культуру.

Карл Фридэй является адъюнкт-профессором японской истории в Университете Джорджии.(интервью с ним)

Сэки Хумитакэ (Seki Hugh Fujiwara no Humitake) является 19 главою (shihanke) Касима син-рю, а также профессором Института биологических исследований при университете Цукуба.
Более подробная аннотация к этой книге

Опубликованное фото

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА БОЯ

«Вопрос в том», сказала Алиса, «а можете ли вы заставить слова иметь разные и различные значения». «Вопрос в том», сказал Шалтай-болтай, «кому быть хозяином слову - вот и все»
Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

В словах самое важное то, как вы их понимаете.
Публилий Сир

Термин «рюха», который обычно просто переводится как «школа», гораздо сложнее, он ближе по значению к «ответвлению направления». «Ответвление направление» означает не просто отход от главного направления в какой-то момент времени, а изменение идей – появление нового подхода к искусству. Т.е. когда какой-либо мастер видит необходимость новых изменений в том, что он ранее изучал, он создает свою рюха, в которой передает свои идеи ученикам, которые передают их последующим поколениям и т.д. Смыслом рюха является не объединение ее практиков, а идейная доктрина, или Рюги, краеугольный камень, на котором основывается искусство этого рюха. Т.е. самым ценным в рюха является не передача физических навыков (техник), а ее смыслообразующая философия и стратегия. Мастерство – это не бездумное подражание другим в техниках, мастерство – это осмысленное применение техник – это опыт, который может быть приобретен только путем длительных раздумий и физической практики. Мастерство в значительной степени является результатом личных изысканий учеников - открытие в себе собственных физических и психологических способностей и возможностей. Однако, главные идеи, общее направление поисков можно наследовать. Восприятие, вдохновение, опыт и мудрость, собранные за период жизни, могут передаваться ученикам, в результате чего, каждое последующее поколение может опираться на опыт предыдущего поколения, т.е. каждому новому ученику не придется начинать осмысливать весь процесс с нуля.

Краеугольным камнем (рюги) Касима син-рю является Искусство войны, это рюги было в нем неизменным на протяжении более тысячелетия. Согласно мифов Касима син-рю ведет свою историю со времен сотворения Идзанаги и Идзанами японских островов, а согласно исторических источников, ее происхождение связывается со священником главного храма Касима, Кунинадзу-но-Махито, которому в 7 в. Такэмикадзуси-но-Микотоли Takemikazuchi-no-Ōkami (武甕槌大神)), главное божество храма Касима (*ками Грома, покровитель БИ), поведало свои откровения о тайнах боевого искусства. В 15 в. из боевого искусства священника Махито выделилась новая рюха – Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (кен-дзюцу), благодаря новым идеям Мацумото-Бидзэн-но-ками (1467-1524\43). Мацумото реформировал махитовский Синмё-кэн в Ити-но-тати, который после него далее совершенствовался 19 поколениями сокэ и сиханкэ.

За свою долгую историю Касима син-рю обогатилась множеством ценных идей и концепций, многие из которых изложены в документах рюха, часто весьма в витиеватой форме, в образах и терминах, не понятных непосвященным читателям. Это делалось намеренно – смысл заключался в том, чтобы содержимое документов было понятно адептам школы и непонятно для посторонних лиц, например, энби-кен («меч, летающий подобно ласточке») - это контрудар, с опусканием и скольжением меча вокруг удара противника, что напоминает ласточку в полете; тюкороси («предварительное убийство») – применение техники таким образом, чтобы уничтожить в противнике его возможность продолжать действовать, а не на самом деле убивать его; инадзума («громовой раскат») – очень быстрый удар по жизненно-важной точке до того, как противник успеет нанести свой удар.

Опубликованное фото
Храм Касима - "Олений храм"

В терминологии Касима син-рю есть множество слов и выражений, позаимствованных из буддизма, конфуцианства, нео-конфуцианства, даосизма и синтоизма, однако, это еще не означает, что в этом рю главенствуют какие-либо религиозные традиции. Бугэй – это чисто светское искусство, в котором под поэтическими названиями скрываются вполне приземленные понятия и сведенья. Конечно, в бугэй присутствуют и моральные начала – дисциплина и самосовершенствование являются частью обучения в большинстве рюха, но обращение к религии в целях духовного роста всегда считалось личным делом. Т.о., цели практики Касима син-рю имеют чисто прикладной аспект, они всегда были совместимы с любой формой религии и даже с атеизмом. Его практики вольны почитать кого угодно, например, Такэмикадзуси-но-Микото при посещении главного храма Касима, или Мацумото-Бидзэн-но-ками, священника этого храма - основателя Касима син-рю, поклонники дзен-буддизма (количество которых существенно увеличилось после Ягю Мунэёси, его учеников и их последователей) – Камиидзуми-исэ-но-ками, в линии сиханке есть немало почитателей Буддийзма чистой земли, Кунии Дзен'я был сторонником Синто и приверженцем учения Кокугаку, а многие современные ученики являются агностиками – всем одинаково комфортно.

Тем не менее, рюха прибегали к использованию различных слов и красочных выражений из религиозных учений, если те соответствовали идеям рюха, поскольку их лаконичность и глубокий смысл позволяли свести к минимуму объяснение этих идей. И в этом не было ничего необычного, до конца 19 в., когда в Японию проникли западные представления о мироустройстве, все японское мировоззрение основывалось на доктринах различных религиозных течений, т.е. храмы представляли собой центры по сосредоточению академической мысли, из которых японцы черпали различные идеи и знания, заимствуя, в т.ч. терминологию и ёмкие философские образы. Поэтому принципы и концепции бугэй нельзя рассматривать в отдельности от фактора их секуляризации, которая была культурным контекстом, на котором они возникли.

Считается, что Касима син-рю, как и множество прочих рюха Корю, появилось в результате серии божественных откровений, полученных синтоистским священником Такэмикадзуси-но-Микото. И такое было не единожды, поскольку также считается, что в 16 в. Кунии Генпатиро Кагэцугу - через то, что он воспринял, как божественное послание - открылось, что те же самые синтоистские космологические идеи, которые лежат в основе обрядов духовного очищения (chinkonbo), проводимых при храме Касима, содержатся и в синмё-кен боевого искусства Кунинадзу-но-Махито, однако, применение этих принципов и идей между храмом и рюха различалось, а в некоторых случаях даже и противоречило. Поэтому он переделал Кунинадзу-но-Махито, заодно и переименовав его в «Касима-но-Тати», таким образом, чтобы применение в ней идей и принципов было адекватно храмовым.

(продолжение...)

  • AM/PM и stanis пользователям это нравится