Перейти к содержимому


  




Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)-2

Автор: clover, 17 Сентябрь 2015 · 785 просмотров

Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)-2 (... начало)

(перевод clover)


Лично я никогда никому не бросал вызовов, а также очень рад тому, что за время преподавания каратэ не причинил вреда ни одному из учеников. На самом деле победа без насилия является самой лучшей победой. Мой, ныне уже покойный, учитель Адзато, так и говорил: «Победа в драке – это заурядно. Вот, победа без боя – это и есть олицетворение дух воина». (37) Это должно быть догмой для всех, кто идёт путем воина. Великий мастер меча Ямаока Teссю предостерегал учеников от необоснованного извлечения меча из ножен для убийства. Он говорил, что истинный воин никогда не будет использовать меч для нападений или детских забав. Бои не ради спасения своей или чужой жизни также пусты, как побеги риса, которые не приносят зерна. (38) Или как еще люди говорят: «Чем более пуста посуда, тем громче она звенит».

Своих учеников я часто наставляю: «Старайтесь стать зрелыми личностями, т.е., людьми, которые полностью избавились от своего детского эгоизма» (личностного инфантилизма). Кроме того я предупреждаю их, чтобы они избегали «мании величия» по мере роста их мастерства, а также презрения к окружающим людям, считая их «слабаками», не могущими постоять за себя. Нужно быть всегда вежливым, осторожным и предусмотрительным с любыми людьми. Также я говорю им, что какие-то бы ни было состязания являются бессмысленной тратой времени, сил и здоровья, ничему новому они не научат. Жажда выяснить «кто круче» свойственна самоутверждающимся подросткам, но никак не зрелым людям. Когда вступающие во взрослую жизнь подростки хотят как-то самоутвердиться в глазах окружающих их людей - это естественно. Но когда пытаются самоутверждаться уже взрослые состоявшиеся люди – это, мягко говоря, странно. Путь в каратэ начинается с простого заучивания техник [дзюцу] и доходит до изучения крайне сложных понятий, связанных с методами их применения [мити] (39).

По-моему мнению, выражение «Каратэ ни сэнтэ наси» (40) отражает главную философию Каратэ-до. Оно подразумевает - только ответ на нападение, т.е., если нет атаки, то нет и необходимости в защите. Это мгновенное, обезвреживающее противника контрдействие, которое как «вспышка» длится лишь доли секунд, но при этом само действо не «отвлекает» нас от нашего постоянного внутреннего покоя и умиротворенности. Это как, «Ян и Инь» одновременно, как будто ваше тело активно участвует в действе, а «равнодушный ум» пассивно наблюдает за происходящим со стороны. Можно оказаться без меча или утратить его каким-либо образом в бою, но навыки обученного тела всегда останутся при нас. Те, кто любят сражаться без особых причин - сами напрашиваются на смерть («Подвергнуть себя необдуманной опасности и погибнуть», говорил даймё Мито, «не геройство, такая смерть просто пошла - истинная храбрость – это продолжать жить, когда не хочется жить и умереть, когда не хочется умирать». Бусидо – душа Японии (Храбрость)).

В одном китайском стихотворении есть такое выражение: «Орёл (в Китае символ героя) расправляет крылья и взлетает только в тогда, когда его может настигнуть выстрел». Без соответствующих знаний и опыта человек не способен понять действий мастера. Пусть к успеху заключается в старательном и терпеливом освоении базовых методов (которые по сути во всех японских БИ одинаковы) и техник, только тогда можно будет достигнуть наивысшего навыка – спонтанности действий (т.е. когда реагирование тела становится на уровне инстинктивного).

Разными мастерами при преподавании каратэ, в общем и целом, используется примерно около 20 ката, которые по сути являются нечто вроде «учебниками телодвижений» для учеников или тактическими справочниками для солдат. Тактика в ката соответствует принципу «защита», в них отсутствуют обманные действия с целью провокации противника на атаку. Кроме того, в ката действует принцип «адекватности защиты» – причинение ущерба противнику должно быть разумным. Т.е. не следует в ответ на его действия в разы превышать ущерб, который надеялся причинить вам противник. В давние времена мастера тщательно анализировали характер и способности учеников для выбора из них «кандидатов» в преемники их стиля (т.е. технике учили всех, но показывали методы эффективного их применения лишь избранным ученикам). Вообщем и целом, мастера «отбраковывали» откровенно глупых и эгоистичных людей, не исключая даже собственных детей. Тем не менее, старые мастера полагали, что практика БИ способна превратить грубых и невоспитанных людей в весьма утонченных и уважаемых в обществе. Учителя в средней школе, в которой я преподаю, иногда говорят мне, что мои ученики каратэ постепенно становятся все более дисциплинированными. Такие слова мне, конечно, очень приятно слышать, они дают мне глубокое удовлетворение. (Фото: Средняя (нормальная\обычная) школа; вид со стороны озера; еще)

Опубликованное фото

Летом 1922 г. Министерство образования Японии организовало в Токио первую национальную атлетическую выставку. По официальному предложению я выступил на ней с демонстрацией каратэ, которое было тогда еще малоизвестным в Японии. С собою я также привез множество свитков с соответствующей информацией о нем. После завершения выставки, я побывал в гостях у сенсея Дзигоро Кано в его додзё (в то время Кодокан располагался в районе Косикава, на Симо-Томидзака-сё), где также демонстрировал каратэ. Сенсею Кано понравилось, и он предложил показать его большему количеству людей, поэтому пригласил меня вновь посетить его додзё через два дня. Когда я туда пришел, то был очень удивлен тому, как много собралось высокодановых мастеров дзю-до, а также примерно около 80 младших учеников. Я снова показал ката каратэ, а потом сенсей Кано стал задавать мне различные вопросы и даже опробовал некоторые приемы. Я также ответил на многочисленные вопросы его учеников. Больше всего их заинтересовали удары в каратэ. Например, г-н Ямасита, обладатель 9 дана, спросил – для чего делается хики-тэ? Казалось бы, ответ на этот вопрос достаточно очевиден, но людям, совершенно не знакомым с каратэ, объяснить все это не так-то просто. Я ответил ему ответил, что это такой метод, который позволяет усилить удар.

После додзё Кано, я провел еще одну демонстрацию перед сиханом Ягю (* Ягю Тосинага - 20 сокэ Ягю Синкагэ-рю. В 1920-х гг. Тосинага открыл в Токио два додзё «Hekiyokan» и «Kongokan». Кроме них был еще Хомбу-додзё (сгорел во время войны), который находился при резиденции Ягю в Токио начиная с раннего периода Эдо, и который никогда не имел особого названия. Этот додзё называли просто - «Додзё Ягю» или «Усадьба Ягю».), а потом еще и перед адмиралом Ясиро, в додзё Хэкиёкан, располагавшемся в токийском районе Вакаматсу-сё, на Усигомэ. В додзё преподавалось БИ линии Ягю Тадзима-но-ками (41). В этих демонстрациях мне помогал мастер каратэ (42) из моего родного города Сюри. После демонстрации некоторых действий на примере иппон-кумитэ, я рассказал о важности «недвижного ума», как главного навыка в БИ («Единственный путь к вершине Бу ведет через mushin». Пятая и последняя сентенция Уэхары). Сихан Ягю горячо согласился со мной и добавил, что эта идея даже выражена в мотто его школы: «Навыки телодвижений – это не предел».

Сенсей Адзато постоянно говорил о важности «Закона Инь и Ян» («Великий предел»): «Ки - это результат взаимодействия двух начал, существующих во Вселенной. Если мы не научимся использовать ки, победы будут ускользать от нас». В каратэ важно научиться использовать ки точно так же, как и в других видах БИ. Также следует помнить и о главной стратегии в каратэ: защита должна одновременно и поражать противника (Juuji), точно так же, как Инь и Ян (Кан-Ли) взаимодействуют друг с другом.

Несмотря на то, что каратэ становится все более популярным (к 1935 г. - уже 5 лет, как действовал Dai-nihon Karate-do Кenkyukai, который в следующем, 1936 г., был переименован в Dai-nippon Karete-do Shoto-kai; первым главою был сам Фунакоси, а его помощником сын - Ёситака. Первым президентом Сётокай был Норио Като) в округах Токио и Осака, в других частях страны по-прежнему существует множество людей, которые никогда не слышали о нем. Все больше появляется людей, которые изучают каратэ самостоятельно, а также различных групп его энтузиастов, как например, при общежитиях персонала больших универмагов (первыми членами Сётокай были не только клубы при университетах, но и при крупных корпорациях: «Одними из крупных нестуденческих клубов каратэ были додзё компании Tokyo Express Railway Company, Tokyo Department Store, Tokyo Railroad Co., Matsuzakaya Department Stores» - из воспоминаний сенсея Харада). Я сейчас преподаю в 9 колледжах и университетах, что также содействует распространению каратэ.

Когда я только приехал в Токио (43) то быстро понял, что японцы о каратэ даже ничего не слышали, т.е. ситуация была совершенно несопоставимой с той популярностью, которую каратэ приобрело сейчас. По первоначальным планам моего приезда в Токио я рассчитывал просто провести демонстрации каратэ перед различными влиятельными лицами, и после этого сразу же отбыть домой на Окинаву. Но я встретился с известным художником Хоаном Косуги, который пригласил меня показать и дать несколько уроков каратэ деятелям из общества «Табата» (44). И я с большим удовольствием принял это предложение, и был очень рад, что в числе первых энтузиастов каратэ оказались известные люди, например, г-н Харисиге (45) из Теннисной ассоциации, а также еще один известный художник Иси Цурудзо.

С художником Хоаном Косуги я познакомился еще на Окинаве, когда он посещал мой родной город. Г-н Косуги упражняется в (японской) гимнастике и серьезно изучает каратэ уже более десятка лет. В настоящее время он также является активным пропагандистом каратэ, и мне очень лестно слышать, когда он отзывается обо мне, как о своем главном учителе.

После недельных занятий каратэ в «Табата» был устроен прощальный ужин в мою честь. Во время одной из бесед на нем г-н Косуги неожиданно выразил идею, что было бы очень хорошо, если бы я до возвращения на Окинаву написал какую-нибудь методичку. После ужина я вернулся в гостиный дом (Мейсейдзюку - официальный хостел для абитуриентов с Окинавы), где проживал во время своего пребывания в Токио, и даже несмотря на то, что я был в некотором подпии, начал думать о том, чтобы написать. Под утро я составил план методички и в течение несколько дней ее написал. Эту методичку я назвал «Каратэ-дзюцу» и она стала затем очень популярной - к настоящему времени ее переиздавали уже десяток раз. После написания методички я посетил г-н Косуги, чтобы показать ее ему, и он был впечатлен тем, как быстро я ее сделал. Тут же при беседе выяснился и некоторый казус. Оказывается г-н Косуги хотел, чтобы я написал статью для журнала, а не методичку. Теперь, когда иногда вспоминаю об этом недоразумении – меня это забавляет – вот бы мне научиться действовать с подобной же скорость в каратэ, как я умею строчить методички.

Судьба безусловно - это странная вещь, случайно задержавшись в Токио из-за встречи и дел с г-ном Косуги, я «застрял» в нем на более, чем 10 лет, а не несколько дней, как я первоначально рассчитывал. Если бы я понял, что г-н Косуги хочет только статью, а не методичку, то я бы наверняка вскоре бы вернулся бы в свой город. И я действительно очень люблю Окинаву и хотел вернуться домой. Вот, пример того, когда «Человек предполагает, а бог располагает». Потом я осознанно принял решение остаться в Токио на неопределенный срок.

Сейчас мне 66 лет, а начал я заниматься каратэ, когда мне было 12-13 лет. И с самого начала я не делал перерерывов в своем совершенствовании, и даже сейчас, когда за моими плечами уже лежит путь длиною в 55 лет непрерывной практики, я все еще продолжаю тренироваться. И не я один, есть много энтузиастов каратэ, вроде меня. Мои учителя, а также некоторые другие мастера прожили очень долгую жизнь вследствие непрерывной практики БИ. Сенсей Адзато умер в возрасте 80 лет. Сенсей Итосу ездил верхом на лошади на работу в Сихан-гакко (46) (Фото: Сихан-гакко; одна из
аудиторий) каждый день, вплоть до самой своей кончины, в возрасте 85 лет. Мацумура-окина, учитель Адзато и Итосу, умер в возрасте 93 лет. Я знаю, что у всех этих трех мастеров в детстве были большие проблемы со здоровьем, поэтому, собственно, они и были определены родителями к учителям каратэ, чтобы те укрепили им здоровье. Сенсей Адзато был еще в дестве и очень физически хилым, поэтому его отправили на каратэ укреплять тело. Я и сам в детстве имел очень слабый желудок, пока я не начал заниматься каратэ. До этого меня постоянно водили к доктору, который литрами вливал в меня всякие микстуры, но не мог вылечить. И это был врач, семья которого уже на протяжении 7 поколений лечила особ королевских кровей. С тех пор, как я начал заниматься каратэ, я навсегда избавился от походов по врачам. Читая труды одного духовного лидера у меня родилась даже немного необычная мысль, что для практика каратэ болезни должны рассматриваться, как своего рода личные враги. Как бы то ни было, но за все время своей 23-летней работы учителем в школе я не пропустил ни одного дня из-за болезни.

Недавно произошел такой случай - я возвращался на поезде после преподавания каратэ в университете. Был полдень и в вагоне было немноголюдно. Один из пассажиров был в изрядном подпитии, поэтому был в приподнятом настроении. Он беспокойно озирался по сторонам, пока не вперился в меня взглядом. Он подошел вплотную ко мне и начал нюхать мое дыхание, как собака, чтобы убедиться, что я не пьян. После того, как я выразил ему свое неудовольстие, он отступил назад и заплетающимся языком сказал, что у меня очень здоровый цвет лица. Другие пассажиры посмотрели на меня и начали улыбаться.

Была еще одна история, связанная с моим цветом лица, которая произошла еще в Сюри. Как-то раз, один весьма состоятельный человек, который был большим любителем поесть «от души», заметив мой здоровый цвет лица попросил меня раскрыть «секреты» моей диеты. Я ему ответил, что у меня нет никакой специальной диеты. Он мне не поверил. По моим представлениям, которые разделяют многие, регулярная физическая практика положителным образом сказывается на здоровье, она улучшает циркуляцию крови, отчего и цвет лица становится здоровым. Это вполне очевидно - здесь нет никаких секретов. Один врач мне поведал, что плохое пищеварение приводит к малокровию, что и является причиной бледного цвета лица. И что редкие люди, которые имеют проблемы с желудком, имеют хороший цвет лица. Кроме того, регулярные физические упражнения позволяют поддерживать «молодость» тела. Несколько лет назад, когда мне было 60 лет, произошел случай, который мне очень польстил. Я, со своим третьим сыном (Ёситакой), преподавали каратэ в Токийском императорском университете. Как-то раз, после тренировки, которую наблюдал один из профессоров, он потом в беседе со мною сказал мне, как молодо выглядит мой сын и как он удивлен тому, что я так хорошо сохранился в свои сороковые годы (в возрасте за 60). И многие мои знакомые восхищаются моим моложавым видом, говорят, что я не выгляжу на свои годы. Даже, если всё это является лишь формальной лестью, слышать такое все равно приятно. Но при этом, конечно, из-за своей моложавости, мне не хотелось бы, чтобы ко мне относились, и как к «зеленому юнцу», без должной почтительности. И тем не менее, не смотря на возраст надо продолжать заботиться о своей теле, чтобы не спешить в могилу.

Когда я еще жил в Сюри меня почти каждый год выбирали судьей на ритуальных поединках сумо [tegumi] на фестивале при храме Naminouegu, поэтому у меня была хорошая возможность понаблюдать за борцами, прибывавшими со всей Окинавы. И я заметил, что приезжали борцы в основном в возрасте примерно 25-26 лет, за исключением одного человека - известного борца сумо, который проживал примерно в 15 км от Наха. Несмотря на то, что ему было около 40 лет, его район по-прежнему присылал его, а он соглашался, не смотря на то, что его возраст являлся хорошим поводом, чтобы достойно «уйти в отставку». Несмотря на его возраст я считал, что он мог был побороться даже на турнирах сумо в Японии за один из титулов Сан-яку (47). Правила окинавское сумо несколько отличаются от японского, в нем исходным положением для начала поединка является захват противников друг друга за пояс, а также разрешено касаться руками и коленями земли для бросков. В окинавском сумо победителем считается тот, кто бросит своего соперника на спину. Окончательный победитель турнира определяется, в основном, после трех схваток (т.е. турнир из 8 человек). Так же замечу, что травматизм в поединках сумо случается значительно реже, чем в каратэ.

Опубликованное фото

Ученые и медики утверждают, что люди физически развиваются в возрасте примерно от 15 до 30 лет. Однако, большинство людей после достижения ими 30-летнего возраста склонны бросать свою физическую практику. На самом деле, после прохождения пика своих физических возможностей практика физических упражнений становится еще более актуальной – для поддержания своей физической формы и сохранения здоровья. И на 30 годах все еще ничего не кончается. Например, недавний марафон между Токио и Осака выйграл именно 40-летний бегун с Хоккайдо. Первый турнир по сумо, учрежденный газетой «Нити», выйграл 40-летний уроженец префектуры Точига. Есть мастера, которые уже даже будучи в возрасте далеко за 60 все еще продолжают ежедневно тренироваться, так же, как и более молодые люди. Они не теряют энтузиазма в своем совершенствовании. На самом деле, сохранение энтузиазма, позитивного отношения к жизни, в сочетании с постоянными тренировками – все это способствует сохранению и продлению молодости.

На Окинаве пожилых мужчин называют «Taнмэй» [старшие], но использовать такое обращение к человеку следует с известной долей осторожности, чтобы не оскорбить его собственных представлений о себе. Старых мастеров каратэ на Окинаве так и называли, как «Буси-танмэй», но не в прямом значении, как «пожилых», а в значении «старшего поколения мастеров каратэ».

На Окинаве слово «Буси» не означало принадлежности к сословию самураев [как в Японии], оно трактовалось, как «мастер БИ». По-моему мнению теперь, среди современных мастеров каратэ встречаются гораздо реже люди уровня старых рюкюских «Буси-кара» [примерно – «непревзойденный мастер в БИ»]. Причем большинство современных мастеров каратэ не могут достичь уровня старых мастеров даже не взирая на свой опыт 40-50-летней практики. Известно, что даже будучи больными и немощными Буси-кара все равно побеждали своих более молодых и физически крепких противников. И это не считалось чем-то особенным ни в старой Окинаве, ни в Японии, поскольку бытовало мнение, что мастер БИ по мере взросления естественно должен был становиться более умелым.

Окинавские Буси-танмэй имели еще и репутацию «Кохи-дзин». Это значит, что они имели не только хорошо обученное тело, но и сохраняли до глубокой старости ясный ум (т.е. не страдали деменцией). Постоянное «обучение» ума на протяжении всей жизни в сочетании с постоянной физической практикой способствует сохранению здоровья до глубокой старости. Вполне естественно, что Буси-танмэй удивляли людей отсутствием типичной шаткой старческой походки. Но ясным умом в старости отличаются не только Буси-танмэй, многие деловые люди и политики сохраняют его благодаря своей активной общественной деятельности. Даже при том, что они активно физически не занимаются, все равно их ум остается «живым» и молодым. Как-то раз, несколько молодых людей пригласили меня полюбоваться живописными окрестностями (водопад в горах; храм Хатимана) городка Сиобара [префектура Тотиги]. На прогулку я одел пару гэта для сухой погоды. Один из моих молодых компаньонов сделал мне комплимент, подивившись как я могу ходить по склонам и по камням в такой неудобной обуви и не «выламывать» ноги. Но я привык к гэта, я до сих хожу в них каждый день в Токио, посещая несколько университетов, где преподаю каратэ, и ни разу не падал или как-то переутомлялся от их. Я уверен, что ношение гэта – это еще один из способов, чтобы сохранять тело в хорошей форме.

Т.о., можно сказать, что практика каратэ – это еще одна из возможностей, чтобы избежать полной физической и умственной деградации в старости. Разве можно считать, что я даром потратил 50 лет на каратэ, если я все еще дееспособен, бодр телом и могу вполне наслаждаться жизнью? Почему-то сейчас широко бытует мнение, что превращение в «полную развалину» в старости – это неизбежность. А на самом деле, поддержание своей любознательности, учеба всю жизнь и тренировки тела – вот, что должно быть неизбежностью. Также и в каратэ, без мудрости и ловкости тела высшего мастерства не достичь.

И в заключении, хотел бы сказать пару слов о практике ката. В каратэ все начинается и заканчивается с ката. Если одна часть тела должна быть сдвинута вправо, то противоположная часть тела должна быть сдвинута влево. Если на вас идут с большой силой, то не превозмогайте, а используйте ее. Если враг тянет к вам правую руку, то вы должны действовать левою рукою. Если враг шагает к вам с правой ноги, то вы входите с левой ноги. Коротко говоря о генерации усилия, то в это должно быть вовлечено все тело – внутрення работа должна происходить слаженно, взаимодействие частей тела должно быть «гладким». Каждое действие в ката исходит от обороны. Упражняясь в ката надо реально представлять действия противника, что сделает практику еще более «насыщенной». В этом отношении практика ката каратэ выгодным образом отличается от практик ката многих других БИ – вы можете тренироваться и поддерживать форму самостоятельно, занимаясь в любом подходящем для этого месте и в любое время суток. Вы вольны практиковаться в ката с разными вариантами скорости и с разным количеством повторов. На возможность практики ката не влияет ни возраст, ни пол, ни даже состояние здоровья. Оздоровительная польза от практики ката огромна, Монбусё [Министерство образования] включило практику ката в официальную учебную программу средних школах префектуры Окинава (* Фунакоси поддерживал идею включение каратэ в школьные программы, но, отнюдь, не был инициатором этого. «Из них выделяются Ябу и Ханасиро тем, что они составили стандартную учебную методику для преподавания каратэ в школах, как предмета физической культуры, что до них никто не делал).

Очень сложно осваивать каратэ без преподавателя, если некому давать практические демонстрации, и даже с наставником это очень нелегко сделать. Так же следует избегать учителей, которые превращают преподавание каратэ в своего рода бизнес, упрощая его ради массовости до уровня примитивизма, либо обращая его в спортивную забаву. Тот факт, что для каратэ невозможно разработать адекватные спортивные правила, даже с использованием всяческой защитной амуниции, говорит нам об истинной сущности этого искусства.

В марте 1921 г. наследный принц Хигаси-но-Мия-дэнка [Хирохито, стал императором в 1926 г.] с однодневным визитом посетил префектуру Окинава (*столицу - Наха) на своем (первом) пути в Европу (Фото: Хирохито на Окинаве, 1921). Почти 600,000 (все население) окинавцев приветствовали его (Фото: Хирохито осматривает замок Сюри). Перед визитом принца, шесть различных видов БИ претендовали на то, чтобы провести перед ним демонстрацию, но принц выбрал каратэ. А мне оказали привилегию и честь возглавить группу из 10 человек демонстрировать каратэ. Наследный принц известен как мудрый человек, который ценит Бунбу-Рюдо (Путь меча и пера: «Это был хорошо образованный человек, который следовал по классическому двойному пути «Меча и пера»Bunbu Ryodo» / 文武両道)). Позднее я имел визможность, смиренно и в частном порядке, спросить у него, почему он захотел посмотреть именно каратэ.

Практика каратэ нацелена на развитие особого состояния ума и физических навыков, называемых Ки-рёку (48). Обретенные нами навыки должны применяться только на благо общества, и в этом отношении каратэ безусловно соответствует философии Кацудзинкэн (Кatsujinken – «Меч, дарующий жизнь») . Подобно вишням каратэ расцвело на Рюкю, и теперь его сочными ягодами могут наслаждаться люди не только в Ямато [Япония], но и по всему миру.

Примечания:

(1) БИ, практиковавшиеся при китайском храме Шаолинь.

(2) Фунакоси использует современный термин – «Каратэ», хотя речь на самом деле идет о Цюаньфа/Кэмпо.

(3) «Внутренняя сила».

(4) «Внешняя сила».

(5) Родился в 1867, умер - 1947. Один из величайших писателей эпохи Мэйдзи.

(6) Другое имя - Косокун.

(7) Фунакоси видимо ссылается на рукопись 1762 г. «Осима Хикки», которая представляет собою записи Сиохира-петин рассказов конфуцианского учёного Тобэ Рюэна.

(8) Здесь Фунакоси использует слово «Цюаньфа».

(9) Духовный аспект профессиональной подготовки; т.е. «ковка духа» (самсовершенствование) посредством физических и психологических практик.

(10) Uchinanchu.- окинавский народ.

(11) «Узел войны».

(12) Окинавская разновидность сумо, которая в старину имела название «Тэ-Гуми», а с приходом японцев стала называться «окинавское сумо».

(13) Это исторический период, который фактически означает время начала войн «Онин» в 1467 г. и до времени захвата Ода Нобунага Киото в 1568 г., но зачастую он подразумевает и время возникновения сёгуната Токугава в 1603 г.

(14) Удар ногою в прыжке.

(15) 2,4 м.

(16) 72 л.

(17) Деревянные сандалии.

(18) Приставка к имени «Окина» на Окинаве примерно означает «пожилой уважаемый джентльмен».

(19) Главные ворота (насест) перед храмом.

(20) Бамбуковая трубка для курения.

(21) Тесты в «ровности» рубки и реза в искусстве меча.

(22) Проверка на мужество и мастерство.

(23) Состязание.

(24) Около 90 л.

(25) Узкая веранда вдоль стены дома с видом на сад.

(26) Японцы приравняли Андзи/Адзи к Даймё. «Okinawan Customs, Yesterday & Today», Douglas Haring, стр. 43.

(27) Sanshikan ояката. (*Sanshikan; яп. – Yoasutabe - консульский совет из трех.
Кандидаты в консульский совет избирались из числа уээката (ueekata). Подробнее о структуре управления королевства Рюкю – здесь)

(28) Примерно как, «Фока – на все руки дока, да ни в чем - мастер».

(29) Канна — фамилия, «Ката» означает «плечи», «Никай» - «два этажа» и «но» — грамматическая частица.

(30) Ман – «наполнение», «полнота», «решимость исполнить».

(31) Сун – «краткий момент», «мгновенность».

(32) Эцу – «пересечение», «вне пределов», «в сторону»; «налучший».

(33) Распространенный в старину на Рюкю обычай - отдавать своих детей в обучение БИ кому-то другому – своему старшему ученику или иному учителю.

(34) Грабитель.

(35) Зал ресторана, совмещенный с кухней.

(36) 19,5-23,4 км.

(37) Искусство войны (Сунь Цзы): «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».

(38) Японская пословица гласит: «Колос, когда пустой, болтается во все стороны, а когда нальется зерном, склоняется, и ветры ему уже не страшны». Т.е., достоинство, самообладание, мудрость.

(39) Мichi - метод.

(40) Это выражение обычно трактуется, как «Мастер каратэ не должен быть зачинщиком драки».

(41) 11 сокэ Ягю Синкагэ-рю.

(42) Гима Синкэн (Макото).

(43) Апрель 1922 г.

(44) Общество «Табата» (Тополь), названное в честь одной из деревень (Мабата-муру) в пригороде Токио (сейчас слился с мегаполисом Токио), объединяло различных деятелей искусств. В период Мэйдзи округа деревни Табата представляла из себя весьма романтический пейзаж из полей и перелесков, с картинами идиллической крестьянской жизни. Когда в 1889 г., в токийском районе Уэно открылась Школа изобразительных искусств (теперь Токийский национальный университет изящных искусств и музыки), многие деятели искусств стали переселяться в Табата. В 1900 г. Хоан Косуги был также в числе тех, кто переехал туда, за ним в 1903 г. последовал Хадзан Итая, затем Сабуро Ёсида (скульптор), Хоцума Катори (гравёр) и Канаэ Ямамото (художник западного стиля). Эти деятели искусств и создали общество «Табата», сделав область Табата притягательной для проживания японской богемы. В 1928 г. туда же переехал знаменитый писатель Акутагава Рюноскэ, а в 1930 г. Сайсэй Муроу. После того, как их книги получили большую популярность, в Табата переселилось еще несколько в будущем весьма известных писателей: Сакутаро Хагивара, Тацуо Хори, Хироси Кикути и Сигэхару Накано. Т.о., в период между эрой Тайсё и годами Сёва, в Табата сформировалось сообщество из различных известных творческих личностей. Там же было отстроено здание Табата Бунсимура Сирюокан - Мемориальный музей писателей и художников, который действует по сей день.

(45) Не уверен на 100% в точном написании имени этого человека.

(46) Педагогическое училище.

(47) Один из трех высших титулов в сумо.

(48) Тенсин (из Айки).

Мемуары мастера Фунакоси
Происхождение поэтического имени «Сёто» мастера Фунакоси
Записи Фунакоси рассказов мастера Azato
Yukatchu – рюкюская феодальная интеллигенция
Shotokai (松濤會, Shōtōkai) – ассоциация, учрежденная в 1930 году Фунакоси
Ёситака Фунакоси
Kenkojuku: мастер Томосабуро Окано – ученик Фунакоси
Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай by Master Mitsusuke HARADA
Краткая история популяризации каратэ
Рассказывает мастер Kaсe...

  • stanis это нравится