Перейти к содержимому


  




Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)-1

Автор: clover, 15 Сентябрь 2015 · 1 074 views

Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)-1 Speaking about Karate-do
Перевод на англ. Патрик и Юрико МакКарти

(перевод clover)

Данная статья мастера Фунакоси была опубликована в японском журнале «Kaйдзо» в июле 1935 (№ 17, стр. 56-72). Это был обычный журнал (* в этом журнале работал ученик Фунакоси Хисатэру Мияги; а также об этом здесь), в котором публиковались статьи на всевозможные темы. Первый номер «Kaйдзо» вышел в 1919 г., сразу после окончания первой мировой войны. Журнал приобрел широкую популярность в Японии, однако, в 1942 г., после опубликования статьи об инциденте в Иокогаме, журнал был закрыт государственной цензурой. После окончания второй мировой войны журнал начал издаваться снова вплоть до 1955 г.

Говорят, что своим происхождением каратэ обязано Бодхидхарма, который, якобы, прошёл «через высокие горы и глубокие долины, пересекая великие реки на пути в Liang». Там он имел беседу с императорским судьей Ву, а после этого отправился к стенам монастыря Шаолинь, который находился в провинции Хэнань, где провел последующие 9 лет в уединенных медитациях, сидя лицом к стене на горе Songshan. И было это более, чем 1400 лет назад, в эпоху Zheng Guang в Xiao, во времена правления императора Ming в Северном Wei. Люди полагают, что после ухода Бодхидхарма был похоронен у подножия горы Xiong Er. Много лет спустя при строительстве ограды вокруг его места захоронения, монахи обнаружили металлический ящик, в котором находились два свитка: Сэндзуи-кё и Эккин-кё. «Сэндзуи» примерно означает – «Духовное очищение в целях обретения мудрости», а «Эккин» – «Обретение здоровья посредстом физических упражнений».

Так исторически сложилось, что на Окинаве существуют две разновидности каратэ, которые условно называют «Сёрин-рю» и «Сёрей-рю». Название «Сёрин-рю» происходит от слова «Сёриндзи-рю» (1), а название «Сёрей-рю», по-моему мнению, является производным от слова «Сёрин», подчеркивающее направленность этого типа каратэ на достижение гармонии тела и разума. Сёрин и Сёрей сильно отличаются. В Сёрей много внимания уделяется физической подготовке (т.е. больше акцент на Эккин-кё), т.е. мастерство разума вторично, оно достигается посредством физических упражнений тела. В Сёрин (акцент на Сэндзуи), наоборот, мастерство разума первично, оно приводит к правильным физическим навыкам тела. (*тело первично, ум вторичен – конфуцианство; ум первичен, тело вторично - буддизм).

Говорят, что Бодхидхарма был весьма удручен состоянием монахов в Шаолиньском монастыре, они были слабы и умом, и телом. Именно поэтому он написал два «инструкторских» свитка Сэндзуи и Эккин, которые были призваны помочь монахам совершенствоваться, как духовно, так и физически. При этом, как рассказывают, для написания свитка Эккин Бодхидхарма посылал одного из своих старших учеников за информацией в Индию, и только после его возвращения он написал для шаолиньских монахов свиток Эккин, а потом - Сэндзуи.

Эту историю про Бодхидхарму сенсей Адзато рассказывал мне бесчисленное количество раз, поэтому я придерживаюсь той же «теории», что именно Бодхидхарма является прародителем каратэ (2) и соответствующей философии «Дзен Кэн - Ити» («Дзен и кэн — одно»). Художник Хоан Косуги сказывал мне, что когда он ездил в храм Шаолинь монахи ему много рассказывали о «Nei Gong» (нэйдзя) (3) и «Wai Gong» (вайдзя) (4). Об их важности мне также говорил в свое время сенсей Адзато: «Ложная поддатливость, позволяющая создать огромное усилие» (см. интервью с Такэда). Об этом же принципе (заимствование чужой силы) говорил и д-р Koда Рохан (5), когда писал, что Шаолинь был источником происхождения Цюаньфа (яп. - Кэмпо). Еще до возникновения Кэмпо, Шаолиньский монастырь стал колыбелью для философии Чан (Дзэн). После периода Ming (1166-1644) было множество летописцев, которые прославляли замечательное Цюаньфа из храма Шаолинь. Они восхищались всемогуществом мастеров Цюаньфа, как, например, монахи могли мгновенно убивать людей просто тычком пальца - эта тема неоднократно повторялась в летописях. She Zai Hang, в своих дифирамбах пошел даже еще дальше, когда написал, что опытный монах может поразить 20 врагов одновременно.

Как говорят, каратэ получило мощный толчок к своему развитию после того, как королевство Рюкю попало в вассальную зависимость от Японии (вторжение войск Сацума в 1609 г.) и сацумцы издали указ, запрещавший местным жителям владеть оружием* .

(* Они не могли издать такое распоряжение, поскольку оружие было предметом статуса его владельца, точно так же, как и в Японии. Рюкю обязали платить дать Японии (так же, как Рюкю платило Китаю), но управление королевством осталось у рюкюсцев (под наблюдением сацумцев, которые всячески это пытались скрыть от китайцев), привилегии рюкюской аристократии полностью сохранялись. «Знаменитый памятник от 1509 г. в Urasoe (Momo Urasoe rankan; каменный памятник с текстом из 11 пунктов, восхваляющим деяния короля Shō Shin) содержит запись о том, что король приказал создать арсенал для обеспечения «рюкюских военных сил быстрого реагирования». Т.е., чтобы в случае экстренной необходимости не терять время на сбор оружия с различных районов и островов государства Рюкю. Вот именно из-за этой записи распространился миф, что якобы в королевстве Рюкю, по приказу короля Shō Shin жителям запрещалось владеть оружием.» Подробнее о «миролюбии» рюкюсцев – здесь)

Есть архивные сведения о том, что китаец по имени Kусанку (6), а также некоторые из его китайских учеников, посещали королевство Рюкю и преподавали там Цюаньфа. Также есть сведения о том, что некоторые рюкюсцы ездили в Китай (* вообще, они ездили туда по разным делам просто толпами) целенаправленно изучать китайские БИ. Т.о., благодаря этим письменным сведениям известно, что примерно 200 лет назад каратэ (7) [Цюаньфа] уже точно было на Окинаве. Но вероятнее всего, Цюаньфа на Рюкю появилась еще задолго до этого, поскольку между королевством Рюкю и Китайской империей существовала активная торговля, история которой насчитывает по меньшей мере 1100 лет. Поэтому мне кажутся странными утверждения некоторых людей о том, что каратэ (8) [Цюаньфа] не было в древнем королевстве Рюкю, при том, что практика БИ была настолько распространена в Китае. Но какова бы ни была история каратэ, сейчас его практика становится все более популярной, что способствует появлению множества хороших мастеров. Еще в моем детстве были мастера, которые обучались каратэ на Окинаве и ездили изучать Цюаньфа в Китай. Но даже при том, что большинство из них прошли через тяжелые тренировки, они были слабее в навыках по сравнению с местными (рюкюскими) мастерами БИ.

Еще раз вернусь к теме о разнице между Сёрей и Сёрин, теперь с функциональной точки зрения. Ставя целью достижение определенного состояния ума посредством физической подготовки, как говорят – Сэй-Син (9), Сёрей представляет собою направление каратэ, базирующееся на рациональных методах, обеспечивающих эффективность техник, с короткими быстрыми действиями и стратегией боя на близкой дистанции, которые позволяют одолеть любого противника, даже если он крупнее или превосходит в физической силе. В свою очередь, Сёрин сосредотачивается в своей стратегии в перехвате инициативы при первом же контакте с телом противника (* то же самое в Айки дзю-дзюцу). Подобная стратегия также позволяет одолевать физически более крепких людей, особенно тех, которые не ожидают или не готовы к такому стремительному отпору. Оба эти направления по-своему ценны, поэтому оба имеют смысл к изучению. Если объединить безупречные технические навыки тела с определенным состоянием ума, то можно добиться почти «сверхъестественных» способностей ведения боя.

Не буду далее углубляться в различные исторические подробности, просто скажу, что на Окинаве возникли и развились два отдельных направления каратэ, которые вполне могут дополнять друг друга. У окинавского народа (10) всегда почитался мужественный дух. После того, как возможность владения оружием рюкюсцам была ограничена, различные «спортивные» забавы, такие как, например, Цуна-Хики (11), а также безоружные виды борьбы типа окинавского сумо (сумо при училище Сихан-гакко) (12) стали популярными развлечениями, поскольку в них представлялась возможность людям выказать свой мужественный дух, который у окинавского народа был в большом почете. Со временем заниматься каратэ, которое имело на острове статус престижного БИ, у какого-либо учителя стало пределом мечтаний всех мальчишек, как в Сюри, так и в Нахе. После периода Сэнгоку (13) наступила более мирная эпоха правления Токугава, а с нею и рассцвет различных искусств, в т.ч. БИ. Примитивные боевые ремесла стали превращаться в искусства по мере развития в них более совершенных боевых методов, например, это призошло с кен-дзюцу в Японии, а на Рюкю - с каратэ. Это был период реформации БИ, тогда появилось множество великих мастеров – основателей стилей.

Опубликованное фото

Практика каратэ настолько хорошо развивает физические навыки тела, что некоторые люди могут доходить даже уже до уровня акробатики. Нам известно, что некоторые мастера прошлого прославились именно благодаря своим акробатическим способностям. Например, Maкабэ Сёкэн (примерно 1769-1825; ездил в Пекин), который получил прозвище «Тоби-гери» (14). Как-то раз он в присутствии толпы людей, намазал пальцы ног тушью, а потом из положения сидя на полу подпрыгнул и ударил ногами по потолку. Высота потолка была 8 сяку (15), и отпечатки его ног на потолке сохраняются и по сей день. Человека с такими способностями в БИ определенно стоит опасаться особо.

В Сюри жил некий «Буси» по имени Тада, который в 17 лет начал делать специальные физические упражнения для ног. Он цеплял на ноги над гэта утяжелители в виде мешков с рисом, начав с 4-х и постепенно доведя их до 16 (17). Т.о., через 3 года, когда ему исполнилось 20 лет, он стал настолько прыгуч, что был способен вспрыгивать на высоту собственного роста, и мог с сильного разгона бегать по каменным стенам, как по дороге.

Еще был такой мастер Хокама, отличавшийся необычайно крепким укоренением в стойке (киба-дачи), который демонстрировал свои удивительные способности, выстаивая со снятой деревянной дверью в руках против тайфунных ветров, которые могут дуть со скоростью более 50 км. Он специально тренировался на крыше своего дома во время ураганов.

Необыкновенными способностями хорошо был известен и мой учитель, Итосу-окина (18), который однажды на спор «порубал» 15-сантиметрой отрезок ствола бамбука на 3 или 4 части.

Сенсей Адзато славился своей техникой нукитэ. Однажды, в годы молодости он продемонстрировал местным мясникам, как он может втыкать ладонь в тушу свиньи.

В детстве я любил читать о разных героических воинах, и конечно же прочитал историю о поединке между Миямото Мусаси и Секигути Ятаро (Секигути-рю. Демо) на горе Хаконэ. Мусаси подцепил Секигути за ногу, и хотел уже, потянув ее изо всех сил, свалить соперника на землю, но Секигути в одно мгновение вывернулся и «исчез», словно растворился в воздухе! Удивленный Мусаси начал оглядываться, как вдруг услышал голос Секигути, который сидел наверху ворот-торий (19). Конечно же, эта история всего лишь легенда, но ведь есть же такие иллюзионисты, которые способны имитировать свое «исчезновение» прямо на глазах у публики.

Есть такие люди, которые с поразительной легкостью способны давить пальцами чашки или кисеру (20). А еще есть люди, которые могут переносить на 15 шагов 30-киновые [18 кг] камэ [керамические кувшины], удерживая их за широкие горлышки только пальцами рук. Но несмотря на то, что некотрые Бу-дзины способны проделывать такие удивительные вещи, эти «подвиги» к мастерству в каратэ имеют опосредованное отношение. Эти люди просто от природы имеют большие «таланты» в физической силе. То же самое относится к способностям колки черепицы и досок. Тамэсигири - это калька, заимствование из кен-дзюцу. Смысл колки черепицы и досок в каратэ полностью отличается от смысла тамэсигири (21), который существует в школах меча. И вообще, некоторые «невероятные» способности в каратэ, демонстрируемые на публике, могут приводить к глубочайшим заблуждениям у людей. Для примера расскажу одну забавную историю.

Одним из наиболее выдающихся мастеров каратэ являлся Мацумура-окина, у которого обучалось множество учеников и из Сюри, и из Нахи в одном из (бывших) королевских особняков. Как-то раз, к нему в этот дом пришли 5 человек и предложили посмотреть их демонстрацию каратэ. Из любопытства Сэнсэй согласился. И он увидел следующее: один человек встал, второй с разбега забрался ему на плечи, затем на плечи второго человека забрался третий и т.д., пока все пятеро не выстроили «Пирамиду каратэ» (* точно как в одной из серий «Кунфу-панды» герои демонстрируют «Пирамиду кунг-фу»). Закончив, все пятеро ожидали, что сенсей Мацумура разразится восхищенными возгласами, чего естественно не последовало. Конечно, пирамида из пяти человек выглядит впечатляюще, однако, акробатика не является сутью каратэ, такая демонстрация - это просто развлечение для публики и ничего более. Супруга Мацумура-окина, Цуру, которая тоже наблюдала за демонстрацией этой «пирамиды из тел» может подтвердить этот случай. Цуру, которая также хорошо известна своими навыками в БИ, заметила потом одному из людей в этой пятерке, что невежливо отнимать у людей время, демонстрируя подобные фальсификации. Цуру была замечательным человеком и об ее восхитительных навыках в каратэ люди говорят и по сей день. Позвольте мне воспользоваться этой возможностью, чтобы немного рассказать о ней.

Цуру, имевшая в девичестве фамилию Ёнэминэ, уже примерно к 16-17 годам прославилась своей красотою за пределами Нахи по всему острову. Как-то раз, поздно вечером, когда она шла по одной из окраин города, на нее попытался напасть злоумышленник. К счастью, ей удалось убежать, но после этого случая, она попросила разрешения у родителей обучаться БИ. Пройдя усердную подготовку у одного из знаменитых учителей, Цуру в конечном итоге достигла замечательных навыков. По мнению ее учителя, единственным человеком, который смог бы противостоять ей был сын Мацумура - Сокон. В те давние времена, такие явления, как Докё-дамэси или Удэ-дамэси (22) были весьма распространены среди молодых мастеров БИ, поэтому у Цуру не было оснований полагать, что она не вправе это сделать. И лучшим местом для таких испытаний – Сиай (23) тогда был квартал «Красных фонарей» в Наха (еще об этой истории – здесь). Молодежь Сюри каждый вечер отправлялась в этот квартал Нахи не только весело провести время, но и «протестировать» свои навыки БИ. Расстояние между расположенным на склоне горы г. Сюри и портовым г. Наха было незначительным, поэтому молодые люди из Сюри быстро добирались вниз до Нахи. Т.о., Цуру Ёнаминэ «обосновалась» на дороге между Сюри и Нахой, где она часто провоцировала молодых людей на поединки, и ни в одном из них никому не уступила. Ее авторитет быстро рос, отпугивая откровенных трусов и привлекая дураков, которые самоуверенно принимали ее вызовы. Но она одолевала их всех, никто не мог против нее выстоять. Со временем слухи о Цуру дошли и до молодого Мацумуры, который не мог поверить, что женщина может быть сильнее мужчины, поэтому решил рискнуть своей репутацией мастера и сразиться с нею. Уже с первого же момента поединка он с удивлением обнаружил, что Цуру - это значительно больше, чем просто размахивание руками. Она ловко ускользала от его атак, и какой-то момент он оказался чуть ли не брошен. Но самым замечательным финалом всего этого стало то, что когда Мацумура наконец одолел ее, она схватил его за руку и стала страстно умолять его жениться на ней. Мацумура не сразу нашелся, что ответить, но посмотрев повнимательнее на нее и немного подумав, он вдруг почувствовал, что сражен ее красотою и духом просто «наповал».

Я встречался с внуком (который стал сокэ после деда) Сокона Мацумура, который, кстати, до сих пор жив – он примерно того же возраста, что и я (Набэ Мацумура; его учеником был Хохан Сокэн. Приёмным (на воспитание) ребенком семьи Мацумура был и Цуёси Титосэ), и мы вместе с ним вспоминали прошлое, в т.ч. и о навыках его бабушки, Цуру. Он рассказывал: «я помню в своем детстве, как у нас дома варили пиво (пиво - сакэ), мешки с рисом хранились в амбаре во дворе, и я видел, как бабушка таскала их в дом, иногда по 5 штук, а иногда и по 24, держа их в одной руке и с веником в другой руке, пока она шла по энгава (25)». Судя по всему Цуру до конца своей жизни была в прекрасной физической форме.

Оба моих учителя - Адзато и Итосу - были учи-деси Мацумура-окина. Меня не только восхищала их искренняя дружба, которую они пронесли через всю свою жизнь, но и то уважаемое положение в обществе, которым они пользовались. По чистой случайности я познакомился и подружился с мальчиком, который был на 3 года старше меня. Он оказался сыном сенсея Адзато, и именно благодаря ему мне посчастливилось приобщиться к миру каратэ. Следуя давней старинной традиции (* передачи детей в семьи других самураев, чтобы подвергнуть их более строгому обучению), сенсей Адзато решил не обучать каратэ собственного сына, а отправил его к другому учителю, сенсею Итосу. Поначалу он ходил туда один, а я его провожал, и вполне объяснимо, что очень скоро и мне разрешили заниматься у Итосу вместе с ним. Так что мы с ним днём ходили в школу, а по вечерам в дом к мастеру Итосу, у которого нередко задерживались до полуночи, а иногда даже и до рассвета.

Несмотря на дружбу Адзато и Итосу, их характеры довольно сильно различались. И это сказывалось и на их отношении к БИ. Сенсей Итосу был очень благодушным, он говорил, что доведение ситуации до драки следует всячески избегать. Что, если кто-либо просто угрожает, но реально не собирается напасть, то нет необходимости увечить этого человека, а только «преподать ему урок». Сенсей Адзато в отношении противников был предельно жесток. Он говорил, если кто-то атаковал вас, а вы защищаясь пожалели его, то последствия могут быть для вас фатальными (такую же «философию» исповедовал и Такэда). При преподавании каратэ сенсей Итосу был добрым и терпеливым, а сенсей Адзато строгим и требовательным. Как-то раз, к Адзато и Итосу пристали хулиганы. И дело дошло до драки. Итосу быстро расшвырял своих соперников, но достаточно гуманно, без чрезмерного рукоприкладства. А противники Адзато катались по земле, стоная и воя от боли.

Во времена королевства Рюкю сенсей Адзато занимал положение в обществе равное даймё (26) небольшого клана в Японии. Он также был одним из последних министров (27) королевства Рюкю, и был дружен с принцем Ито Хиробуми[первый премьер-министр Японии периода Мэйдзи, а также 5-й,7-й и 10]. Свои литературные произведения, написанные в стиле японских и китайских классиков, и имевшие большой успех, Адзато публиковал под творческим псевдонимом «Ринкакусай». Адзато учился ба-дзюцу у сенсея Мэката, который был наставником самого императора Мэйдзи кен-дзюцу Дзигэн-рю у Исуин Яситиро (* у него же учился и Мацумура Сокон) и кю-дзюцу у сенсея Секигути. Сенсей Адзато постоянно интересовался и практиковался в различных БИ и все это для того, чтобы усовершенствовать свое каратэ. Я никогда не переставал восхищаться стремлением к совершенству в каратэ этого человека. Известная мудрость гласит: «Мастер, достигший вершин в одном искусстве, всегда превзойдет людей, занимавшихся кучей искусств» (28). Это выражение как нельзя кстати подходит к сенсею Адзато.

Расскажу историю о человеке по прозвищу Канна-но-Ката-Никай (29), который пользовался большим уважением на Рюкю, как прекрасный мастер меча. Кроме того, Канна-сан по старинным меркам был хорошо образованным человеком (* в основе старого («высшего») образования было, в основном, изучение трудов японских и китайских классиков). Он был необычайно физически силен, а также очень высокого роста, и не удивительно, что получил у людей прозвище «Двуэтажный дом». Однако, даже имея такие природные данные, к его великому сожалению, ему никогда не удавалось одолеть в поединках сенсея Адзато, не смотря на многочисленные попытки. Когда я спросил у Адзато почему так происходит, он ответил: «Мы с Канна знаем примерно одинаковое количество техник, но в их применении он не очень... Для мастерства в БИ нужны три вещи: «Maн» (30), «Сун» (31) и «Эцу» (32). Ман в Канне - сколько угодно. Т.е. он относится к людям, которые только смотрят на других людей и ничего в них «не видят». Но невозможно победить противника, если у тебя нет Сун и Эцу. Человек, одаренный от природы большой физической силой, легко расправится с необученным или плохо обученным в БИ человеком. Большая физическая сила дает человеку большую уверенность в своих возможностях, но не добавляет ему ума. Глупец в БИ, это как голодная рыба, которая как увидит корм, так сразу же на него надбрасывается, ни о чем не думая! Вот так и Канна, его действия бездумны, как бы он не нападал меня – с бокуто или просто без оружия».

Что еще мне очень нравилось в сенсее Адзато, так это то, что у него всегда находилось время отвечать на мои вопросы и рассказывать занимательные поучительные истории. Все это было так интересно и полезно, что я понял, что когда-нибудь в будущем я непременно буду точно также учить своего сына. А еще мне вспоминается, как сенсей сказал, что только после того, как он стал отцом, что он смог наконец-то понять важность конфуцианской концепции о передаче детей на воспитание в другие семьи (33). Не все из рассказанного им я сразу понимал, многое до меня доходило гораздо позднее, по мере того, как я становился взрослее.

Опубликованное фото

В кен-дзюцу часто говорят: «Чтобы убить достаточно одного удара мечом», и та же идея прослеживается и в других боевых дисциплинах, например, в искусстве стрельбе из лука («Чтобы убить достаточно одной стрелы»), в искусстве владения копьем и т.д. Аналогично и в каратэ - «Чтобы убить достаточно одного кулака» (* Слова «удара» в этом выражении нет. «Кулак» на Окинаве, так же как «кулачные искусства» в Китае, означает «боевая техника», она может быть любой, а не только удары кулаками, тем более, что в старой Окинаве нукитэ было в большем ходу, чем кулак. Т.е. по сути это «Чтобы обезвредить противника достаточно одной единственной техники»). Мне кажется, что данное выражение не только подчеркивает цели подготовки в БИ, но и отражает предупреждение о том - с какой простотой можно лишить человека жизни. Идя путем изучения БИ человек одновременно должен придти к пониманию ценности жизни других людей. И здесь не важно, что по сравнению с клинковым оружием, техники каратэ редко приводят к кровопролитию. Покалечить или даже убить человека можно и без оружия. Причем порою узкие аккуратные порезы внутренних органов лезвием меча лечатся гораздо проще, чем обширные повреждения (*включая различные разрывы внутренних тканей) внутренних органов от ударов кулаками. Кроме того, порою диагностировать степень серьезности травм и ушибов внутренних органов медикам очень сложно, и в результате люди умирают из-за различных последствий и осложнений спустя несколько лет.

Меня часто спрашивают - с чего лучше начинать, с изучения боя пустыми руками или с оружием. Многие думают, что наличие оружия в руках это огромное преимущество, но давайте подумаем, что будет с человеком, если у него вдруг не окажется в нужный момент оружия, или оно сломается, либо его у него выбьют из рук и т.п. - и что тогда? Поэтому навыки ведения боя без оружия важнее, их нельзя потерять или отнять. В качестве примера расскажу историю об Ёсиока.

Когда Ёсида Ёсиока занялся торговлей, то стал ходить везде не как самурай (*с мечами), а просто, как торговец. Много лет он прожил без особых происшествий, пока однажды ночью не подвергся нападению Цудзигири [辻斬] (34), вооруженного мечом. Однако, с того момента, когда Ёсида перестал носить с собою мечи, он довольно долго практиковался в безоружных навыках, поэтому смог уклониться от удара мечом. Когда цудзигири попытался нанести повторный удар, Ёсида поймал момент (тайминг) и бросил нападавшего. «Заломав» цудзигири на земле, он сказал ему: «Меня зовут Ёсиока. Чего вам от меня надо?». Поверженный цудзигири тут же начал вымаливать у него прощение.

Эта история - так же пример того, что если человек не вооружен, то это еще не означает, что он будет безвольной жертвой. Очень не разумно принижать способности кого-то, только потому, что у него нет оружия. Реальные навыки никогда не видны и часто скрываемы.

К примеру была одна такая занятная история, летом 1928 г., которая произошла в одном в Теппан-дзикен (35) (ресторан, в котором повар готовит пищу при посетителях) в Осаке, в районе Кансай. В одной из газет сообщалось об удивительном случае с мастером каратэ, который проживал где-то в 5-6 ри (36) от г. Наха. После какого-то инцидента потребовалось почти 3 часа борьбы и около 30 полицейских (с дубинками), чтобы его арестовать. Потом я слышал, что он обращался в апелляционный суд г. Нагасаки, который долго разбирался с тем, стоит ли запретить каратэ, приравняв его к «смертоносному оружию». Ну, вообщем, как бы оно ни было, это хороший пример того, насколько эффективно каратэ.

Примерно 6-7 лет назад я давал урок каратэ в женской гимназии. В общей сложности я показал 3-4 приёма самообороны. Потом одна из девушек рассказывала, что ей однажды пригодился один из моих приёмов. Ей удалось бросить за землю даже намного более крупного человека, чем она.

Другая подобная история. Девушка, обладатель чёрного пояса, однажды тёмным вечером возвращалась домой в свой пригород. Какой-то незнакомый мужчина увязался за ней. Он говорил ей, что не гоже такой молодой девушке в одиночестве так поздно гулять ночью. Девушка молча продолжала свой путь, однако, незнакомец пошел за ней следом, и затем постепенно начал сокращать дистанцию. Девушке это надоело, она остановилась, развернулась в сторону незнакомца и, встав в камаэ, выкрикнула: «Сразимся?». Потрясенный незнакомец стремительно ретировался.

Есть масса любителей зарабатывать себе дешевый авторитет с помощью всякого рода побед, о которых они потом хватают при каждом подходящем случае. Это - не достойно. Некоторые горячие молодые люди ищут любой возможности, чтобы сразиться, причем часто они побеждают за счет просто физической силы, а не навыков в БИ. По мере роста количества «побед» они становятся все более самоуверенными людьми, и – уязвимыми (* в старину на Окинаве мастера всячески избегали демонстрации своих методов [shiru] без особой надобности: «Кроме того, мой сенсей многократно говорил нам: «никогда не повторяйте одну и ту же технику несколько раз, если тренируетесь в присутствии посторонних людей (* то же самое делал Хохан Сокен с Тайра), потому что раскрытие своих техник, потенциально, может стоить вам жизни.». (Uehara, 1 октября 1992; 92).» ). Как-то раз, когда я еще жил в Сюри, ко мне домой пришел физически очень крепкий молодой человек. Не найдя себе более достойного применения в жизни после окончания средней школы, он хвастался тем, что способен одолеть сразу пятерых человек. Я думаю этим заявлением он хотел поколебать мою уверенность в себе, но мне это было безразлично. Судя по его «габаритам», я не сомневался, что он способен одолеть и 10, и 20 обычных людей, но мастер БМ разделается с ним секунд за 10. Не желая долго тратить время на пустые разговоры я предложил молодому человеку атаковать меня любым способом и обещал ему сильно его не травмировать. Он попытался несколько раз «пробить» меня, но чтобы побеждать одной только ярости мало. Когда я увидел его на следующий день, его запястья были в повязках. Глядя на его невыспавшееся лицо я поинтересовался как ему спалось этой ночью. «Запястья опухли и болят», сказал он. А еще позднее этот молодой человек попросился ко мне в ученики. У меня был еще один подобный случай и этот человек то же стал моим учеником.

(продолжение ...)

Опубликованное фото

  • stanis и ilho пользователям это нравится