Перейти к содержимому


  




Записи Фунакоси рассказов мастера Azato

Автор: clover, 26 Июнь 2015 · 797 views

Записи Фунакоси рассказов мастера Azato (NB! Статья была скопирована примерно 3 года назад. Сейчас этой страницы http://www.ryuhokan.com/AzatoInterview.php уже не существует, видимо она была опубликована из какой-то книги (???))

В 1914 г. в газете Рюкю Синпо была опубликована серия статей Gichin Funakoshi (под псевдонимом Сёто), в которых он изложил записи рассказов своего первого учителя Каратэ Anko Azato (1827-1906), ученикa Matsumura).


Ryūkyū News (Ryūkyū Shinpō) on January 9-17, 1914.
Перевод на английский - Джордж Александр/Скот Мерц

(перевод clover)

(Первая статья)

Меня часто спрашивают каково происхождение каратэ и почему оно имеет разные виды. Я думаю, что на окинавские БИ, вероятно, в какой-то мере оказало влияние Maikata («май» - танцы, «ката» – занятие) - танцы, которые вы можете увидеть и сейчас в сельской местности (* такое мнение было не только у Фунакоси, но и, например, у Кияна, который обучал своих учеников танцам, а в Мотобу Удун-ди танцы являются частью методики обучения). Наверное еще в древние времена окинавские танцы каким-то образом способствовали появлению каратэ. Стиль окинавских (сельских) танцев несколько отличается от японских. Многие окинавские (сельские) танцы имеют юмористический или сатирический характер, например, это может быть веселый рассказ в танце о молодых девушках-соперницах, которые «изображают» перепалку между ними, или - мальчишек, «воинственно» выплясывающих и размахивающих кулаками. Такого типа танцы возникли на Окинаве очень давно, задолго до того, как Окинава была реорганизована (присоединена к Японии).

В старину на Рюкю, когда еще были времена самураев, были такие знаменитые мастера, как Kyoahagon (Kyoahagon Uekata Jikki, или Yu Jianji), Urazoe Mayamoto и Shabe. Говорят, они были великими мастерами.

Каратэ существенно обогатилось методами благодаря мастеру Tode Sakugawa из Katata. Говорят он был первым окинавцем, который отправился вместе с официальной рюкюской миссией в Японию, в Кагосима, где обучался дзю-дзюцу у мастера Buson из Momohara, в его доме в Kamisatosho. Это мне мой отец рассказывал, что Tode Sakugawa учился у Buson. Но, все же каратэ сформировалось и существовало на Окинаве еще задолго до того, как оно испытало влияние японских БИ.

Я слышал рассказы о разных мастерах, живших в различное время на Окинаве. Истории о них люди передают из поколения в поление, например, о Haebaru (Haebaru Uekata) из Oonaka, который жил в особняке Kokodа, и который был большим мастером не только в Дзиген-рю, но и в других искусствах. Однажды, Haneji Aji увидел, как Morishima (отец Giwan Choho), который был учеником мастера Haebaru, тренируется, и стал насмехаться над ним, говоря: «Что это за искусство?». Тогда разозленный мастер Morishima вызвал Haneji Aji на поединок. В полдень, у особняка Uruku, они оба появились в парадных платьях, и вынув мечи провели поединок в присутствии толпы зрителей. Morishima победил, и Haneji Aji в тот же день принес ему свои извинения, а также попросил у Morishima рекомендацию, чтобы мастер Haebaru принял его в обучение. Т.о., мастер Haebaru после этого, видимо, стал обучать их обоих.

С давних времен люди почитали БИ, им обучалось множество уважаемых людей в обществе. Например, Matsumoto, который живет в особняке Oohachimine в Okudayamakawa около Akata. Sadoyama, братья – Aza-Tanme, Komatsumura-Pechin - брат Matsumura, Tomizo Omura, Akahira Ishimine, Giho Ishimine, Kinjo, Tokumine, Ota из Kinjo, Sotomo-Pechin, Tomishiro, Oyadomari, Nakasone, Urasaki, «Железный кулак» Kinjo из Shimakobori, Tawada, Kanna из Oonaka (? не тот ли это Канна, с которым у Адзато был поединок), Uehara из Tomiyamamawashi, Yakahi из Teishiraji, Gishi-Pechin, который был учителем Tomishiro, Kamisato, Awaren, Miyasatosho, Hatobukuro, Higashinouemon-dono, Higa из Kyunenomoya, Kuwaesho Nagahama из Nishi, Kojosho из Kume, Maesato, Shiroma из Toмари, Kinjo, Yamasato, Inami, Oyadomari, Matsumora, Yamada, Chinen Shikiyanaka, Tsuken Nantasho, Yakuhishu из Sajiki и другие. Все они занимают уважаемые должности. A Shokoo и Shokeno вообще королевских кровей. «Железный кулак» Miagi был на службе у Shokoo, а Muramatsu-Pechin был камергером у Shokeno.

Однажды, Matsumura пришел к Koja-Aji (дед теперешнего Misato-Aji) и предложил ему провести поединок в Muramatsu. Koja-Aji уклончиво ответил Matsumura, что он думает, что их навыки примерно равны. Тогда Matsumura заметил, что кто бы не победил в этом поединке, этот человек все равно будет достоин уважения. Когда Shokoo узнал об этой беседе, он был впечатлен, и сказал, что Matsumura повел себя вежливо, как истинный буси. Такой вежливостью - настоящих буси были известны также Mabuni-Aji и Uruku-Aji. Очень уважаемыми буси-мастерами, ныне еще здравствующими, являются Itosu-Pechin, который преподает каратэ в младших классах средней школы, Higashionna Sho, который живет в западной части Окинавы и преподает каратэ в Рыболовецком «техникуме», Higashionna из Kadena, Shimabukuro из Wakuta, Ajama и Yamada из Asato, Aragaki Кohaku, Kiyuna из Oonaka, Kochinda из Tomiyamatogen, Kuwae из Shimakobori, Yamaguchi из Kinjo, который в прошлом был на службе у сёгуна, а теперь живает в Kakinohana, Chinen из Yamane, теперь проживающий в Kakinohana, Yabu, который преподает боевые искусства в школе, Hanashiro, который преподает в средней школе и пр . Из них выделяются Ябу и Ханасиро тем, что они составили стандартную учебную методику для преподавания каратэ в школах, как предмета физической культуры, что до них никто не делал. Эта учебная методика прославила их имена не только среди мастеров каратэ, но и среди представителей официальной власти.


Shoto

(Вторая статья)

С давних времен на Окинаве существуют два принципиально разных типа каратэ – Сёрей и Сёрин. В Сёрей мало изощренных методов применения техник, в нем их эффективность обеспечивается за счет большей физической силы, чем у противника. Юкачу Ason являлся примером мастера такого типа каратэ. Сёрин более изыскан, в нем эффективность техник обеспечивается за счет весьма тонких и продвинутых методов. Юкачу Waishinzan является примером мастера такого типа. В наше время, на Окинаве, в большинстве средних школ г. Наха преподается каратэ по типу Сёрей, а в г. Сюри - Сёрин. Т.е. в нахаских школах ученикам преподают каратэ с акцентом на физическую подготовку, а в школах Сюри с акцентом на методы, обеспечивающие эффективность техник. При этом нельзя говорить, что какой-то из этих двух типов каратэ является наилучшим, они оба в конечном счете дают возможность человеку защищаться. Я лишь хочу подчеркнуть ту идею, что об этой разнице важно знать, и до начала изучения каратэ нужно жестко определиться с тем, какой тип каратэ вы хотите изучать – «силовой» или «технологичный». Оба типа каратэ имеют огромную разницу, и если вы сделаете неправильный выбор, то впустую потратите время на то, что вам в итоге не понравится. Но не только это, если вы решите переучиваться с одного типа каратэ на другое, то вам придется еще потратить время на избавление от «вредных привычек», приобретенных в другом типе каратэ.

В каратэ существует очень много различного типа ката – ну, просто на любой вкус. И редкий человек способен запомнить их все, так чтобы включая каждую деталь. Да, собственно, их и не нужно все запоминать. Хватит и 5-6 штук для постоянной практики. Этого абсолютно достаточно. Для тех, кто хочет «поднабрать» физическую силу, я бы порекомендовал выбрать ката Найфанти и Сэйсан. Те, кто хотят практиковаться против атак с Бо, должны обратить внимание на ката Бассай. Ката Кусанку подходит для практики скорости. Ката Дзитте для тех, кто хочет научиться расчету дистанции (ма-ай)при применении техник на трех уровнях: дзёдан, тюдан и гедан. Также хороши для практики ката Сэйсан и Бассай из Томари. Ну, вообщем, люди глупость болтают, когда бахваляться, что знают кучу «лишних» без надобности ката.

На Окинаве есть немало людей, которые бывали в Китае и изучали там различные БИ у местных мастеров. Например, ученики мастера Ason: Sakiyama из Izumisaki (учитель мастера Tomishiro) и Nagahama Tomoyori Gushi-Pechin (учитель Ishimine в Gibo). Ученики мастера Iwah: Matsumura-Pechin из Сюри и Maesato. А ученики мастера Waishinzan - Uemon Shimabukuro из восточной части острова и Higa (Higashionna Каnryo) из Kyuneneomoya (отец нынешнего Hikioku), Shiroma и Kanashiro (практиковали ката Тинто), Matsumora Kosaku и ***** (практиковали ката Тинтэ), Yamasato (практиковал ката Дзиин) и Nakazato (практиковал ката Дзитте) обучались у некоего человека из китайской провинции Fukushuannan (Fujian), чье судно потерпело кораблекрушие у западных берегов Окинавы, в районе Higashionna. Правда учились они у него недолго, поскольку китаец поспешно вернулся обратно на родину. Многие юкачу из Томари, бывали в Китае, где изучали местные БИ. Также, как некоторые высокопоставленные персоны при королевском дворе в Сюри, которые ездили в Китай специально для изучения БИ, даже без всякого разрешения на то от Сацумской администрации. Вообще, при королевском дворе в Сюри практика БИ считалось весьма престижным занятием.

Некоторые люди не совсем верно трактуют понятие «Кумитэ». «Кумитэ» - это просто технический инструментарий каратэ. Как, например, деревянные счеты, которые нужны для вычислений в математике. Техники – это просто различные формы телодвижений, которые сами по себе ничего не значат, чтобы они «работали» их надо выполнять по определенным принципам и методам. Кроме того, для эффективного применения техник требуется «Недвижный ум» (дзансин), который обостряет восприятие. Так что практика Кумитэ - это не просто повторы внешних форм техник.

После того, как человек изучит внешние формы техник, следует переходить к «беcформенности», а также к детальному изучению всего того, что делает их эффективными. Одним из самых первых методов также является «Остановка ума» (Дзансин), которая позволяет обрести спонтанные реакции тела. Также вы должны понять, как выполнять технику эффективно малозатратным образом, т.е. на выполнение каждого приема не должно расходоваться более 70-80% от всей энергии тела. Приступая к отработке применения техники не старайтесь ее сразу же делать непременно на максимальной скорости и изо всех сил, просто потому, что «негладкое» («cпотыкач»\без Нагарэ) выполнение техник приводит в последствии к изъянам в ее эффективности. Не нужно торопиться, надо «полировать» технику, делая поначалу «неторопливым» образом. Я рекомендую вам на первых порах технику выполнять примерно на 20-50% от всей максимально возможной энергии тела, и лишь потом доводить ее до 70-80%.


Shoto

(Третья статья)

С самого начала практики необходимо учиться контролировать свое равновесие - держать туловище ровно, не допуская его «кренов» в какую-либо сторону. Многие новички не понимают или недооценивают важность этого. Обретение такого навыка никак не связано с красотой походки. Контроль своего равновесия усложняет противнику выведение вас из равновесия, а также устраняет «пустые» напряжения некоторых мышц в спине и ногах, которые должны вовлекаться в выполнение техник.


На что еще следует обратить внимание? Обязательно научитесь безопасно падать.Изучайте применение техник на разных уровнях: верхнем, среднем и низком. Учитесь расходовать свою энергию в техниках рационально, но при этом не в ущерб эффективности. Изучайте различные стратегии действий. Добейтесь того, чтобы тело действовало мгновенно с восприятием ума. Помните о том, что «ключом» к мастерству являются навыки в особом состоянии ума; умение выполнять техники - это вторично. (*Единственный путь к вершине Бу ведет через mushin.)

Также помните и о том, что люди, которые стремятся обрести покой в душе, никогда не бывают агрессивными. Очень важно развивать в себе такие качества характера, как скромность, честность, доброту и верность. Нужно оставаться человеком чести при любых обстоятельствах. Нужно быть честным в т.ч. и перед самим собой. И нужно искоренять в себе алчность любого вида. Вообщем, нужно избавляться от любых недостатков характера, которые нельзя отнести к достоинствам.

При назревающих конфликтах, будь то неприятная встреча на улице или угроза возникновения войны между странами, всегда следует помнить, что «Худой мир всегда лучше войны», поэтому необходимо стараться улаживать конфликты прежде всего словами.

Рассказывают, что в старину среди народа бытовало мнение, что невежественные и недалекие люди не могли стать великими мастерами БИ. Если вы действительно хотите серьезно освоить каратэ, то вам потребуется изучить многое, что будет этому способствовать: психологию, безопасность здоровья, дзю-дзюцу, кен-дзюцу, ба-дзюцу, кю-дзюцу, методы боя военных и т.д. и т.п. Книги «Шесть секретов для техник и Три стратегии»» Wu Zi и «Искусство войны» Sun Tzu также значительно повысят вашу образованность в методах ведения боя.

Еще одна современная актуальная тема. Плохо, что многие люди уделяют много внимание практике рук и совсем мало ногам. В некоторых ситуациях использование ног бывает эффективнее, чем использование рук. И даже тем, кто в своей практике сосредотачивается на техниках рук, умение быстро и легко перемещаться также очень важно. Существуют различные техники использования ног в зависимости от ситуации. Так что тренируясь не забывайте о ногах.

О понятии фразы «В каратэ не атакуют первыми». Это значит, что если агрессор собирается ударить вас, вы должны сначала применить блок, а потом уже нанести контрудар. Вот, какой смысл имеет эта фраза. Атаковать первым можно, если вы видите, что кто-то избивает другого человека - в такой ситуации ваша атака по сути является защитой для этого человека. Есть и другие случаи, например, можно атаковать первым при реализации стратегии обороны при групповом нападении и т.п. Вообщем, надо разумно подходить к вопросу применения атак в зависимости от каждого конкретного случая. Во всяком случае, я изложил свое мнение, как я это представляю. Кстати, я изучал также методы оказания первой медицинской и психологической помощи.


Shoto

(Четвертая статья)


Примерно лет 40 назад (1870-е), в г. Наха произошла большая потасовка между рыбаками. Благодаря ей на острове прославились имена таких мастеров каратэ, как, Aragaki-Pechin и Higashionna Kanryu. Aragaki был родом из Higashi Wakasa-cho, но учился он в начальной школе в Kume, поэтому имел там много друзей. Говорят, что он изучал БИ у мастера Teiuji Yabu-Pechin. Имя Higashionna также стало широко известным на острове именно из-за конфликта рыбаков.

Издавна около Kume существовали две отдельные рыбацкие «артели» (еще в феодальные времена рыбопромысловые территории были официально закреплены за одной или несколькими рыбацкими деревнями – система Iriai. Территориальные конфликты разрешались путем переговоров между деревнями) - Daimon и Shishimon. В Daimon входили рыбаки из Aza, Higashi, Wakuta, Kumoji и Wakasa-cho. В Shishimon – Nishi Izumisaki, Fukachi и Nishi Wakasa.

И вот, однажды, после рыбалки рыбаки обеих «артелей», как обычно собирались на берегу перед тем, как отправиться домой. И тут рыбаки из Daimon заявили о своих претензиях к Shishimon. После горячих «дебатов» рыбаки Daimon, в сопровождении рыбаков Shishimon, отправились к местному почтовому отделению (зачем? писать жалобу?), где у них снова завязалась перепалка, в которой рыбаки Shishimon пытались не пропустить рыбаков Daimon в помещение почты. Рыбаки обеих «артелей» никак не желали примириться (чтобы не «потерять лицо» перед общественностью), так что конфликт перерос в большие беспорядки, которые длились в течение двух дней, пока наконец старейшины не созвали собрание в местной в школе, чтобы уладить конфликт. Обсуждение происходило весьма бурно, под крики женщин и детей. И тут слово взял Higashionna, чье очень спокойное поведение очень впечатлило присутствующих. Он повернулся в сторону зала, где сидели рыбаки из Daimon, и тихим голосом обратился к ним с примирительной речью, которую они внимательно выслушали. Ему тогда было всего 17 лет, и на вид он весил не более 40 кг. Выступление Higashionna было очень убедительным и с его доводами согласился Aragaki, который был начальником «артели» Daimon, т.о. конфликт был улажен.

Aragaki был большим мастером Бо и всегда ходил с шестом. Говорят он мог с такой скоростью вращать шест, что он как «зонт» скрывал его от капель дождя. Также рассказывают, что на его шесте были сотни царапин от проведенных им поединков, и этот шест в его семье очень почитался и бережно хранился в память о нем в особой нише.

В этом году Higashionna исполнится 65 лет, а Aragaki - 75. И они все еще ​​продолжают совершенствоваться в БИ. После рыбацкого эксцесса Aragaki стал очень популярен в Wakasa-чо, а Higashionna в Kume. У них простое происхождение, и некоторые люди могут подумать, что они являются невежественными и невоспитанными людьми. Но это не так, достаточно их увидить в первый раз, чтобы понять, что это весьма достойные господа. При этом не стоит с ними испытывать свою судьбу, пытаясь спровицировать на поединок, в бою они опасны, как хищные звери.

В заключение напомню всем, что в былые времена народ восхищался отважными людьми, которые при этом вели себя скромно и вежливо. Именно такие люди являются прекрасным примером того, как самураям, так и мастерам каратэ подобает вести себя в жизни.


Опубликованное фото


Воспоминания ученика мастеров Итосу и Ябу
Некоторые термины Каратэ по-окинавски
Мемуары мастера Фунакоси
Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)
Происхождение поэтического имени «Сёто» мастера Фунакоси
Yukatchu – рюкюская феодальная интеллигенция
Shotokai (松濤會, Shōtōkai) – ассоциация, учрежденная в 1930 году Фунакоси
Ёситака Фунакоси
История поисков фото Итосу Анко Окина
Итосу: история ката Чаннан\Пинан

Мастера Сёрин
Kenkojuku: мастер Томосабуро Окано – ученик Фунакоси
Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай by Master Mitsusuke HARADA
Краткая история популяризации каратэ
Рассказывает мастер Kaсe...