Перейти к содержимому


  




Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю

Автор: clover, 16 Июнь 2015 · 1 800 views

Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю (Yukiyoshi Sagawa (в центре), Tatsuo Kimura (слева) и Masaru Takahashi (справа))

Sagawa Yukiyoshi, Masaru Takahashi and Breath Training in Daito-ryu

Кристофер Ли

(сокращенный перевод clover)


「陰陽合気法」は呼吸法によって臍下丹田に気を充実させ、気力集中をはかって精神統一をするというもので、五指を握り、静かに入息するを「陰」、五指を強く開き、出息するを「陽」と呼ぶ、とあり、この呼吸法を続けることによって、頭脳明晰となり、眼力は鋭く、「心」「気」「力」一致し、大勇猛心を養い、特に両手十指それぞれの活用により、神通力を高める。

«In-yo Aiki-ho – «опускание» Ки в область «Сэйка Тандэн» при определенном состоянии ума является основой для использования Ки-рёку. Процесс закрытие пяти пальцев с медленным вдохом обозначается, как «Инь» (In, Земля) - открытие пяти пальцев с сильным выдохом - «Ян» (Yo, Небеса). Целью дыхательной практики является «остановка» ума (мыслительной деятельности), приводящая к резкому обострению «взгляда» (обострению чувств восприятия), что называют «Союзом духа (ума) и Ки, порождающим Мощь». Это Единство позволяет использовать 10 пальцев рук со сверхчеловеческой «силой».»

Токимунэ Такэда – сын Сокаку Такэда, и Cоке Дайто-рю Айки Будо

-----
Справочно:

По мнению некоторых японских историков, создание Айки дзю-дзюцу (на базе принципа Аiki-in-yo-ho (Aiki in’yo ho) скорее принадлежит Minamoto no Yoshimitsu (1056–1127), чем его старшему брату, Minamoto no Yoshiie (1041–1108).

Из принципа In-Yo-Ho (Гармония между человеком, небесами и землей) проистекает и основная стратегия применения техник (называемая «Айки»), смысл которой заключается в целенаправленном отсутствии жесткого противодействия противнику, вместо которого применяется ложное «Непротивление» для возможности использования различных энергий и энерций его тела.

Вероятно, такая стратегия боя – Айки - была характерной для воинов клана Минамото, чем и прославила его в мире японских БИ. Боевые методы двух братьев Минамото были испытаны и усовершенствованы на полях сражений.

Но, есть и другая версия происхождения Аiki-in-yo-ho.

Аiki-in-yo-ho создал Соэмон Такэда (1758-1853) – главный преподаватель БИ в клане Айдзу своего времени. Известно также, что для обучения Аiki-in-yo-ho Соэмон Такэда разработал учебную методику, которая называлась Aiki-in-yo-Odori, или упрощенно - Aiki Odori (Танцы Айки). Эта методика обучения с помощью особых танцев практически утрачена в наши дни, лишь несколько практиков Одори Айдзу семейного БИ Такэда все еще сохраняют их и передают своим ученикам.

-----

In-yo Aiki-ho, Kokyu-ho и Chousoku (Регулирующее дыхание; по-русски это Диафрагментальное дыхание)

Masaru Takahashi (高橋賢) начал обучаться в додзе Sagawa с 5 мая 47 года эпохи Showa (1972). Такахаси Масару является одним из старших учеников известного мастера Дайто-рю Yukiyoshi Sagawa, который в свою очередь был одним из старших учеников Сокаку Такэда. Такахаси Масару, по поручению Сагава-дэн, возглавляет филиал Дайто-рю Айки Будо – додзе Сагамихара (佐川伝大東流合氣武道相模原支部), а также Хомбу додзё Сагава Дайто-рю (大東流佐川道場本部) в городе Кодайра. Масару является автором ряда книг и статей, а также историком японских БИ и, в частности, Дайто-рю.

Данная статья является выдержкой из книги Масару «The Truth of Daito-ryu Aiki» (大東流合気の真実), которая была опубликована издательством Fukushodo Co. Ltd. в сентябре 2007 г.

Термин 調息 («Chousoku» / «Регулирующее дыхание») используются для обозначения дыхательных практик, которые преподаются в додзё Сагава. Эти же иероглифы, если их прочитать по-китайски, означают «Tiao Xi» - «Китайские даосские практики дыхания». Zhang Sanfeng (張三豐), легендарный китайский даосский священник (13 в.), которому приписывается создание Тайцзи-цюань, описывал практики «Tiao Xi» в своей рукописи «Daoyan qianjin shuo» (道言淺近說) таким образом:

«Когда сердце (ум) недвижно (без процессов осмысливания), и внимание просто сосредоточено внутри себя ниже пупка (Тандэн), то такое состояние называется «Пустое сердце». В таком состоянии дыхание можно «собирать» и «прессовать» в область ниже пупка - это будет называться «Регулирующим дыханием» (調息).»

Фото: Свиток Дайто-рю Такахаси Масару, полученный им от Юкиёси Сагава в 48 г. эпохи Сёва (1973). Первая строка справа: «Практика ковки духа (ума) и взращивания ки в тандэне заключается в Регулирующем дыхании» (調息丹田修気鍛胆法)

О практике Регулирующего дыхания (調息修法)

(Английский перевод Кристофер Ли)

В прошлом содержание официальных учебных свитков Сё-ден Сагава-дэн Дайто-рю было очень неясным и не очень подробным, но через годы моих тренировок, с того момента, как я приступил к своему обучению, что-то изменилось и свитки стали содержать гораздо больше информации по существу, изложенной в более ясной форме.

Официальные свитки учеников (мокуроку – свиток с перечнем и описанием методов) выдаются тем людям, которые достигли уровня Ichi-gen. И самым первым «номером» в генинском мокуроку значилось: «Регулирующее дыхание - практика ковки духа и взращивания ки в тандэне» (調息丹田修気鍛胆法), которое мы для краткости называли - «Регулирующее дыхание» («Chousoku» / 調息). «Регулирующее дыхание» является вспомогательным инструментом для Кокю-хо.

В своей книге «Transparent Power» (透明な力) сенсей Сагава о Регулирующем дыхании пишет следующее: «Я долго и много изучал методы Кокю-хо. И, в конце концов, пришел к выводу, что практика Регулирующего дыхание безусловно полезна, но как отдельная практика, а не для использования в бою. Практика Регулирующего дыхания хороша и важна при подготовке, но все же, этот неестественный для человека способ дыхания, если его применять в бою, сделает невозможным применение принципа Текучести. Все, что имеет «остановки» становится неестественным. А в Будзюцу любые действия следует выполнять по принципу естественности (спонтанности).».

Т.е. кратко говоря, сенсей Сагава говорит о том, что практика Регулирующего дыхания полезна при подготовке, но лишь, как «подводяшка». Ею нужно обязательно заниматься, но в своем «чистом» виде для боя она не пригодна.

Сенсей Сагава изучает с большим энтузиазмом все, что возможно, если ему кажется, что это может оказаться полезным для боевого применения. Например, он изучал Киаи-дзюцу (気合術) и Саймин-дзюцу («методы гипноза» / 催眠術). Киаи-дзюцу было включено в учебную программу для подготовки на инструкторов (5 дан) Дайто-рю в середине 1940-х: «Устная передача секретных методов психологического состояния и физических действий, их применение в методах меча и объяснение Киаи-дзюцу» (体の術勝負の秘事口伝授、太刀の術即応変転、気合術の解説), а также «Объяснение сути Киаи-дзюцу» (気合術の解説).

Фото: Отработка воздействия (Кюсё-дзюцу) Укэми на точку Суйгецу (область солнечного сплетения) (水月受身術)

Как ни странно, но в прошлом сенсей Сагава обучал своих учеников методам воздействия на некоторые жизненноважные точки («kyūsho» / 急所). К примеру, на область солнечного сплетения («suigetsu» / 水月). Возможно, это было связано именно с практикой Киаи-дзюцу. В различных школах Киаи-дзюцу, которые были популярны в конце эпохи Мэйдзи, технику под названием «Суйгецу укэми-дзюцу» (水月受身術) преподавали в виде «проникающего толчка» в области солнечного сплетения, котораяе является одной из жизненноважных точек на туловище, причем главным образом не с целью причинить противнику боль, а «разрушить» у него дыхание. Что касается исследований сенсея Сагава Саймин-дзюцу (методов гипноза), то он говорил следующее: «Если бы было можно мгновенно вводить противника в гипноз, то методы Саймин-дзюцу имело бы смысл изучать. Но так как для введения человека в гипноз требуется некоторое время, то в условиях скоротечности боя он просто не применим».

Первые несколько типов дыхания мы изучали одновременно с дзю-дзюцу Айки (合気拳法). Практика Регулирующего дыхания также применяется для изучения базы в Киаи-дзюцу и Саймин-дзюцу. Мы сознательно изменяли свое обычное дыхание, старясь делать более долгие и глубокие вдохи.

С помощью неестественно глубокого дыхания при практике Регулирующего дыхания можно не только увеличить объем легких, но также и укрепить мышцы нижней части живота и даже бедер. Регулирующее дыхание положительно сказывается на работе сердца и легких, в результате чего усиливается циркуляция крови в организме, лучше «питаются» конечности. В общем, эта практика является весьма эффективным средством для предотвращения «старения» организма. Скоращения и расслабления мышц брюшной полости положительным образом сказывается и на пищеварительной системе, т.е. происходит своеобразный «массаж» внутренних органов и они т.о. начинают лучше функционировать.

Если вы будете регулярно и надлежаще практиковать Регулирующее дыхание, то сможете быстрее достичь навыков, которыми обладает сенсей Сагава, и который на сегодняшний день считает, что его ученики в методах дыхания практикуются явно недостаточно.

Мне посчастливилось - сенсей Сагава позволил мне однажды дважды пощупать его живот во время одной из наших бесед. Я был весьма удивителен тому, что сенсей способен сохранять «в плотном тонусе» брюшные мышцы, даже при том, что ведет разговор и дышит естественно.

Одной из фаз Регулирующего дыхания является вдох с «визуализацией», как будто мы «выдавливаем» воздух из легких в область Сэйка тандэн (臍下丹田). При этом живот «подбирается» - мышцы брюшины сжимаются. На фазе выдоха воздух «мысленно» удаляется обратно из живота, и мышцы брюшины расслабляются.

Фото: Юкиёси Сагава защищается двумя мечами (из «Хиден Нихон дзю-дзюцу» / 秘伝日本柔術). Позади, на стене висит занавес с «mitsu-domoe», над которым висит рукописный лист, в котором первая фраза гласит: «Айки-Будо - это способ самосовершенствования»

Как я уже говорил, сенсей Сагава сохранял постоянное небольшое «напряжение» брюшных мышц («подобранный живот») даже при естественном дыхании. При этом это не сказывалось на его речи - я не видел в его теле никаких признаков неестетственной напряженности.

Такое состояние тела, без сомнения, сенсей приобрел благодаря практике Регулирующего дыхания. Она способствовала тому, что у него стал «плотным» живот.

Практика Регулирующего дыхания должна предварять практику Кокю-хо. В практиках Кокю-хо сенсей Сагава достиг очень высокого уровня, поэтому он перестал отдельно практиковаться в Регулирующем дыхании. Но для начинающих практика Регулирующего дыхания должна быть важной частью тренировки, и она должна выполняться систематически.

Говорят, что практика Регулирующего дыхания также способствовала долголетию сенсея.

Как, известно, что в Дайто-рю техники выполняются без вокализации (молча). Вокализация помогает скоординировать в единое целое работу ума и тела, чтобы произвести как можно больше физической силы. Но стратегия Айки не предусматривает жесткого сопротивления противнику и использования физической силы в техниках, поэтому боевые крики в Дайто-рю не используются.

Однако, Сагава-дэн преподает боевые крики «Йа», «То» и «Эй» в рамках практики кен-дзюцу (Когэн Итто-рю / 甲源一刀流). В кен-дзюцу несколько действий может выполняться на «постепенном» выдыхании, в конце которого производится боевой выкрик. Если вы практикуетесь в Когэн Итто-рю, то вас научат «постепенному» выдоху во время выполнения действий. Такой способ дыхания также эффективно тренерует брюшные мышцы.

При практиках дыхания следует соблюдать разумную умеренность, поскольку Гипервентиляция вредна и даже опасна для здоровья.

(Видео: Дыхание «Лягушка, поднимающая волны» - варианты лежа и стоя)

Продолжение темы практики дыхательных упражнений в Дайто-рю
Техники дыхания в Будзюцу
Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»

Метод взаимосвязи
Ирими, Ири - «Вход» в противника
Видео: как делать Коккю
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии

Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу