Перейти к содержимому


  




Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (3)

Автор: clover, 06 Июнь 2015 · 525 views

(окончание) (читать сначала)

Я не очень-то верю, что такую «ёмкую» (* по кол-ву техник) школу, как Дайто-рю мог создать с нуля всего лишь один человек – пусть даже гений. «Простые» школы обычно создавались одним человеком. В них обычно была всего пара-тройка «шаблонных» техник, на которых строилось множество вариаций их применения, но не сотни техник для всевозможных ситуаций боя (*как в ДР), все из которых надо изучать отдельно. Лично я считаю, что огромное количество техник в ДР является современным «итогом» того, что когда-то различные ученики Такэда видели в его «импровизационных» демо и интерпретировали их «каждый всяк по-своему». Я не думаю, что Такэда создал ДР «с нуля». Определенно, он «позаимствовал» многое из базы «старых» БИ - типа дзю-дзюцу и сумо, и даже очень возможно что-то из своего фамильного искусства, типа oshikiuchi, которое может быть представляло из себя какие-то методы боя, передавашиеся в его семье в глубоком «секрете», хотя в пользу этой версии нет никаких доказательств. Не знаю, взял ли Такэда «каркас» своего искусства Daito-ryu (chuko no so) из патриархального искусства своей семьи, модернизировав его, либо это полностью была его компиляция из разных школ и стилей, но в любом случае он был творческим гением – главным «архитектором» ДР.

***

Нэйтан Скот

Эллис, Спасибо за ответ.

Да, я знаю, что о фамильном искусстве семьи Такэда существует не так много информации, но как вы знаете, есть многочисленные ссылки на связи с линией искусства ДР Такэда, включая Takeda & Ogasawara ryu kyubajutsu и Koshu ryu Gunpo, а также ряд уже исчезнувших рю-ха, которые утверждают, что их корни в этом искусстве. Методы Heiho Okugisho (секретные стратегии боя «семейного искусства Такэда» - авторство которых все же так до конца и не выяснено) включают в себя дзю-дзюцу, который абсолютно схожи с дзю-дзюцу ДР. Также мне известно, дзю-дзюцу ДР имеет некоторые сходства с другими школами дзю-дзюцу, но...

Вы считаете маловероятным, что фамильное искусство в семье Такэда передавалось из поколения в поколение и дошло до Сокаку из глубин веков в неизменном состоянии - я склонен в этом также сомневаться. Но я считаю, все это точно так же верно и для большинства линий Корю – большинство из них имеют «перерывы» в передаче, а поэтому несут в себе «следы» множества проводимых в разное время всевозможных «реставраций», реконструкций и восстановлений. Конечно, есть вероятность того, что Дайто-рю из старины сохранялось в неизменном виде и не имело срывов в его передаче, но судя по такому большому количеству «реставрированных» в разное время линий Корю, вероятность «сохранности в целостности» ДР на момент поколения Сокаку является очень низкой. Но многие искусства Корю имеют в своей истории различные реструктуризации, а также прочие разные факты, у которых отсутствуют подтверждающие их доказательства, что делает их маловероятными для заявлений об их «божественном происхождении» (! исторический термин).

Как известно, Токимунэ что-то там говорил о каких-то рукописях из Исэ (но не из самого храма в Исэ) в Фукусима, к которым имели доступ только священнослужители. Также он упоминал о том, что некоторым членам семьи Такэда также позволялось читать их, но не известно, что это были за рукописи и что они содержали.

Кроме того известно, что после Сокаку остался целый «мешок» с разного рода бумагами, свитками, книгами регистрации и пр., некоторые из которых, как говорят, дал ему Сайго Taномо. Но все эти бумаги впоследствии очевидно были утрачены или уничтожены. Я не знаю, были ли вообще какие-либо записи о «семейном искусстве Такэда», но если они были, то вероятно были утеряны, поэтому нам по-прежнему остается только рассуждать и предполагать на эту тему.

О дзю-дзюцу, принципах и пр., я в целом согласен. Как мне кажется (могу ошибаться), что «источник происхождения» семейного искусства Такэда, если оно на протяжении веков оставалось сохранившимся и неизмененным, возможно мог представлять из себя довольно обычный набор техник дзю-дзюцу, вероятно нечто похожее на то, что сенсей Кондо демонстрирует сейчас. Продвинутые методы применения техник (*например, Айки), как считается, были взяты Такэда из Oshikiuchi, которое вело свое происхождение, якобы, то же из изначального искусства Такэда, просто оно развивалось обособленно.

В настоящий момент существует большой «разнобой» в методах применения техник, (к примеру) между линией сенсея Кондо и линиями додзё Сагава и Koдокай, и я предполагаю, что причиной этому может быть то, что ученики Сокаку обучались у него в разные периоды продвинутости и развития ДР самого Сокаку. Полагают, что Сокаку закончил свое обучение в Оshikiuchi где-то к 1898 г., после чего он модернизировал свое искусство и через несколько лет переехал на Хоккайдо. Кроме того, Сокаку был прекрасным мастером меча, так что может быть он мог и «адаптировать» методы меча для пустых рук. Интересен также вопрос - сколько техник дзю-дзюцу вообще знал сам Сокаку. Я много читал мнений о том, что так или иначе, но в какой-то момент времени Сокаку привнес свои методы меча в методы пустых рук. Если это правда, то это можно в какой-то мере считать весьма радикальным обновлением.

Что касается классификации школ, как школ Корю. Насколько я помню, но есть и другие «индикаторы» отнесения школ к Корю, кроме даты их основания. Так, к примеру Тояма-рю является, если можно так выразиться, «полу-Корю» школой, т.е. школой близкой к Корю по причинам, о которых я говорил ранее. Ниже я привожу ссылку на koryu.com, на котором Тояма-рю классифицирована, как школа Корю: http://www.koryu.com/Guide/Toyama.HTML

***

Нэйтан Скотт

Есть интересная инфа в книге «Classical Fighting Arts of Japan», Serge Mol, в главе, посвященной явара Ягю Синган-рю (стр. 178-179). Точнее о том, что в ЯСЮ называется «gyoi-dori» [御衣取り], что буквально переводится, как «борьба в королевских одеяниях» (типа смысла "престижные навыки боя"):

«Gyoi-dori – это методы боя, в основном, для защиты других людей, например, для лиц, имеющих более высокий ранг, чем свой. Эти методы предусматривают защиту, главным образом, от внезапных атак с батто. Иай батто может быть сделано из положения сидя (в этом случае обычно использовался короткий меч), стоя (tachiai), или в момент прохождения мимо кого-то (yukiai). Навыки в gyoi-dori подразумевают два действия: первая остановить атаку злоумышленника с батто, а вторая - взять его под контроль. Gyoi-dori было предназначено, как правило, для защиты господ в помещениях замках. Поскольку gyoi-dori подразумевали его применение в присутствии высокопоставленных должностных лиц или даже сёгуна, то его методы должны были быть не только высокоэффективными, но и изящными (элегантными - мгновенными и малозаметными). Считалось недостойным для высокого ранга телохранителя обезвреживать злоумышленника брутальным (долгая возьня с примитивными методами) образом».

Интересно, что эта концепция минимальных усилий/элегантный методов перед взором буси высших рангов в замке вполне может соответствовать характеристике Оshikiuchi в Дайто-рю. Хотя имеется скепсис в отношении такой гипотезы некоторых людей, которые говорят, что это смешно, чтобы телохранители беспокоились о том, как они выглядят в глазах своих господ при спасении им жизни, но все же интересно увидеть одно из подтверждений этой гипотезы на примере другой школы (т.е. в Ягю Синган-рю).

На одном каком-то сайте я прочитал (кажется Ягю Сиган-рю), что дзю-дзюцу делится на четыре «сорта»: ippan yawara (явара для простолюдинов), ashigaru yawara (явара для солдат), bushi yawara (явара для буси) и taisho yawara (явара для командиров/начальников/хатамото). «Каждый «сорт» имеет свой «набор» методов, которые применяются в соответствии с различными ситуациями и возможностью наличия различного рода оружия. Во всех четырех видах дзю-дзюцу изучаются различные удары ногами и руками, защиты, а также способы ареста противника без причинения ему серьезных увечий. В явара для буси и явара тайсё также изучались методы, нечто подобные Gyoi-dori – защита более высокопоставленных лиц от внезапных нападений мечом».

Также мне известно (по результатам поиска в инете), что определенные группы Айкидо (ки айкидо) и Сёриндзи Кэмпо также включают в себя методы, которые классифицируются, как gyoi-dori.

Конечно, книга Serge Mol не является надежным источником информации о дзю-дзюцу, но большая часть его текста является переведами из японских книг, которые сами по себе делают книгу интересной и имеющей определенную ценность.

Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу

  • HippY и AndreyGav пользователям это нравится