Перейти к содержимому


  




Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (2)

Автор: clover, 06 Июнь 2015 · 658 views

(читать сначала)

***

Toby Threadgill


Такамура-ха Синдо Ёсин-рю является своего рода живым примером того, о чем тут говорил Эллис. Она действует в некоторых отношениях и на некоторых уровнях, как школа Корю, но в то же время совершенно отличается... очевидно эволюционировала. Одна вещь, которая определенно связана с Корю - это отношения uchitachi/shitachi в рамках практики ката. Такамура Сэнсэй об этом очень ясно излагал в своем интервью в журнале Айкидо несколько лет назад. Он говорил, что всегда предпочитал быть ukemi, чтобы иметь возможность чувствовать прогресс в технике у ученика.

После того, как ученики проходили уровень Сёдэн, методика обучения изменялась, практика становилась гораздо более интенсивной и с нее начиналось «разбиение форм». Такая методика обучения типична для Корю. Т.е. после разучивания традиционных ката Такамура, обучение смещается в сторону спонтанного применения многочисленных Хенка Вадза в рамках защиты от различного рода атак. В результате в Синдо Ёсин-рю, и может быть также в Дайто-рю, под влиянием практик Хенка Вадза, у последующих поколений практиков возникли большие расхождения со «старым» вариантами ката.

На уровне Дзёдэн производится «разбиение форм» ката, а также изучается стратегия и тактика действий. На этом же уровне ученики продолжают совершенствоваться в Текучести движения, Тайминге и в достижении необходимой «расслабленности» тела, т.е. во всем том, что присуще так называемым «мягким» (Дзю) стилям БИ. После того, как практики посредством ряда специализированных упражнений обретают навыки в Текучести, начинается практика в «ломке» Ритма, который должен существовать в рамках плавных телодвижений. В момент «ломки» Ритма, или еще лучше - отсутствии всякого Ритма, мы применяем atemi. Интересно, что учебная программа уровня Joden также предусматривает практику «вольного» применение оружия, как для атак, так и для защиты. Это любопытно, поскольку практика БИ совершает полный круг, возвращаясь обратно к своим корням в Корю.

Я пишу все это в ветке Дайто-рю потому, что дед Такамура Сенсея был знаком с Такэда Сокаку и Котаро Ёсида... особенно с Котаро. Интересно также, что Такэда и дед Такамура Сэнсэя вместе учились Jikishinkage ryu у Кэнкити Сакакибара в одно и то же время. В нашем рю считается, что Ёсида Котаро оказал большое влияние на наше искусство, которое, вообщем-то представляет собою «мешанину» из Янаги-рю клана Ёсида и Дайто-рю Такэда.

***
Эллис Амдур

Нэйтан-

1) Я честно скажу, что не знаю всех подробностей права ношения оружия высокоранговыми буси в замках, будь то в сёгунском или даймё. Однако, я убежден, что с коротким мечом ходить было можно, поскольку он является символом статуса его обладателя.

2) Что касается истории про 47 ронинов, то там говорится только то, что Асано пролил кровь внутри замка. Там не говорится, что не мог иметь при себе никакого оружия. Кстати, величайшей трагедией в истории о 47 ронинах была боевая некомпетентность Асано. Он тогда лишь учился боевому искусству и был еще довольно малоопытен. Он полосанул мечом прямо в лоб своему оппоненту. Если бы он был искусен в использовании kodachi, то он бы убил его, а потом мог совершить харакири, и его некомпетентность не привела бы к напрасной гибели 47 его самураев.

3) Gruzanski изучал Масаки-рю у Fumio Nawa, который существенно дополнил и пересмотрел техники manrikigusari. Но навряд ли он научился у него чему-то существенно продвинутому. В manrikigusari первоначально было только 5 техник. Мanrikigusari первоначально был не цепью, а хлопковой веревкой, которую клали в черный шелковый мешок и прятали за поясом, как скрытое оружие. Laszlo Abel однако говорил, что это скорее всего легенда от первого «изобретателя» техник manrikigusari. Это конечно нонсенс, что кто-то может одолеть меченосца веревочным manrikigusari.

4) Что касается вопроса «неэстетичности» борьбы на земле хатамото с фермером. Я много читал на эту тему, и думаю, что это романтически наивные бредни, пригодные для сюжетов романов, но не для реальной жизни. Представьте себе телохранителей-хатамото, обученных различным тактикам, чтобы их господина никто «не трахнул по голове», которые «стесняются» отбить нападение просто потому, что они в данный момент пропотели и им неприлично своим дурным запахом «смущать» нос своего господина. И еще, простой факт, что хороший человек с мечом или даже с коротким мечом, это уже «пятый дан» в отношении кого-то безоружного. И как вы думаете, кто тогда скорее победит в схватке, вооруженный человек или безоружный хатамото? И кто может сможет предсказать среди посетителей замка, кто опасней для жизни вашего даймё никому неизвестный, но опытный в БИ фермер или всем известный «рубака» из Эдо. Расцвет дзю-дзюцу (как боя без оружия) произошел, когда БИ стали вполне доступны для изучения их простолюдинами. Продвинутые методы дзю-дзюцу изучались и высокоранговыми буси. Т.е. «начальство» дзю-дзюцу изучало, но более «почетным» у него все же считалось искусство меча. Насколько я смог узнать, большинство Отомэ-рю (официальные школы даймё) базировались на различном оружии. В школах дзю-дзюцу обычно занимался народ попроще.
(...)

И о другом. В период Эдо насчитывалось несколько тысяч крестьянских восстаний. Причем в первоначальных столкновениях, как правило, крестьяне с помощью мотыг и прочих сельскохозяйственных орудий побеждали самураев с мечами. Самураям оставалось только отступить в замок, а потом выйти из него с ружьями и расстрелять крестьян. Самураи-чиновники носили мечи, но у большинства было так много обязанностей, что у них не оставалось времени на тренировки с мечом. И в частности, у высокопоставленных администраторов - hatamoto. Если рассматривать идею «Самурай не должен позорить себя, обнажением меча против крестьянина», то насколько «почетно» прибегать к такой низости, как Гундо (огнестрельное оружие) против примитивных крестьян, подавляющее большинство из которых не имели никаких представлений не только о кен-дзюцу, но даже о дзю-дзюцу.

***

Нэйтан Скотт

Возвращаясь к теме Oshikiuchi, приведу отрывок из книги «The Martial Arts and Ways of Japan: Modern Bujutsu & Budo» Донна Дрэгера (стр. 137-143). В этой книге много интересного, хотя она была написана в 1974 г., поэтому может не полностью отражать результаты более поздних исследований:

«Takeda takumi-no-kami Soemon (1758-1853) [дед Сокаку] был высокообразованным человеком по меркам своего времени, он преподавал неоконфуцианское (Chu-Hsi,Чжу Си) учение даймё Айдзу-хана (современная префектура Фукусима). Это учение было также известно, как «Аiki-in-yo-ho» (копцепция «Ки» так же из неоконфуцианства), или «Учение о гармонии духа на основе Инь-Ян». Айдзу-хан был ярым приверженцем учения Чжу-Си, потому что Хосина (Мацудайра) Масаюки (1611-1672), внук Токугава Иэясу (первый сёгун Токугава), был убежденным сторонником этого учения. Т.о. буси Айдзу были «воспитаны» в духе философии Чжу-Си. Их интерпретация Бусидо представляла собою строгий кодекс, воплощающий концепции Чжу-Си.

Вторичные системы рукопашного боя [Айдзу-хан] были объединены в одну под общим названием «Оshikiuchi». Эта система была основана на концепции дуализма из все из того же неоконфуцианского учения, с его концепцией Аiki-in-yo-ho. Только высокоранговым самураям или из богатых семей позволялось изучать Оshikiuchi. В конечном итоге, руководство по преподаванию Оshikiuchi было возложено Сайго Taнoмo [Тиканори] (Хосина [Тиканори]; 1829-1905), который занимал высокий пост в иерархии Айдзу-хань, являясь комендантом замка Сиракава.

Сайго Taнoмo [Тиканори] стал после ликвидации Айдзу-хан в 1871 г. синтоистским священником в храме Тосёгу в Никко. Именно там он впервые встретился с Такэда Сокаку Минамото Масаёси (1858-1943), талантливым мастером меча своего времени.

Сайго был настолько благоприятно впечатлен навыками Сокаку, что предложил ему стать его личным телохранителем. Сайго был уже достаточно стар, и причиной найма Сокаку возможно была его надежда на то, что Сокаку захочет изучить Оshikiuchi. Как бы то ни было, это судьбоносное событие позволило Сокаку посвятить всю свою энергию изучению БИ.

В 1877 г., Сайго Taнoмo [Тиканори] стал «протежировать» 9-летнему Сида Сиро (д.р. 1868), которому он предложил отправиться в Айдзу для изучения Оshikiuchi (* никаких доказательств подтверждения обучения Сида нет – по словам Амдура). Но после трех лет тренировок [са. 1879-1880] Сида отправился из Айдзу в Токио за получением военного образования. Во время учебы в Seijo Gakko (подготовительные школы, которые готовили для поступления в императорскую армейскую академию Rikugun Shikan Gakko), Сида (в 1881 г., в 13 лет) поступил в додзё Иноуэ [Кейтаро] школы Тендзин Син'ё-рю. Два года спустя, там он случайно познакомился с Дзигоро Кано, который в то время занимался «раскруткой» имиджа своего Кодокана, и который понаблюдав за Сида решил, что было бы неплохо предложить Сида (в 15 лет) стать его помощником в Кодокане, на что Сида ответил согласием [по данным 1888 г., т.е. в возрасте 20 лет, Сайго Сиро был ростом 159 см, и весил 58 кг]. После женитьбы Сида на дочери Taнoмo в 1884 г., он стал приемным сыном семейства Сайго, поэтому он сменил свою фамилию с Сиро на Сайго. (Во время феерической серии поединков 1886 г. * По словам Эллиса Амдура, ни в одной газете того времени о них ничего не сказано ) Сида (теперь уже Сиро Сайго) победил всех своих соперников с помощью передовой по тем временам техники Яма-Араси («Штурм горы», однако, по другим сведениям ее авторство приписывается мастеру Yama Otoshi из Sekiguchi-ryu), которая основана на принципах и методах Оshikiuchi, сыграв, т.о., важную роль в успешной «рекламе» Дзю-до и Кодокана Кано.

Т.о., после отъезда Сида Сиро в Токио на учебу, Сайго Тономо был вынужден снова искать другого достойного ученика, которому он мог бы доверить полную передачу Оshikiuchi. В 1898 г., во время свой службы в качестве священника в храме [Ryozen, Киото], Сайго Тономо встретился с Сокаку и решил ему передать это эксклюзивное искусство воиной Айдзу-хана. Сокаку согласился, и будучи опытным мастером меча, быстро постиг все секреты Оshikiuchi. В том же 1898 г., он стал главным инструктором в небольшой группе бывших самураев Айдзу. Незадолго до смерти, Сайго Тономо попросил Сокаку «открыть» Оshikiuchi для более широкой публики. Исполняя пожелание своего учителя, Сокаку постепенно изменил первоначальный Оshikiuchi, чтобы преподавать его всем желающим. В 1908 г. он получил от властей предложение обучать полицейские подразделения рукопашному бою на Хоккайдо.

Т.о., говорят, что Сокаку «переработал» Оshikiuchi, превратив его в свою школу дзю-дзюцу. Он назвал ее престижным именем «Дайто-рю» (не путать с Дайдо-рю Айдзу-хан). Дайто-рю дзю-дзюцу, созданная Сокаку, остается консервативной, но эффективной системой самозащиты.

Рационализм* неоконфуцианской доктрины является фундаментом для всех вещей, которые связаны с концепцией Айки. Воины Айдзу изучали учение Чжу-Си, и этот факт нашел воплощение в концепции Аiki-in-yo-ho их боевой дисциплины. Искусство Оshikiuchi возникло в Айдзу, его «унаследовал» Сокаку, который затем «переложил» его на Айки дзю-дзюцу, и оба эти искусства были основаны на дуализме** философии Чжу-Си. Концепция Ки является сущностью любых вариантов «путей Айки» (Айки-до). Например, концепция Аiki-ho является основой школы Ягю Синкагэ-рю, в которой она аллегорично изображается, как «ветвь ивы, сбрасывающая снег, который накопился на ней». Концепция Айки есть и в школе Тендзин Син'ё-рю, в которой обучался Сида (Сайго) Сиро, а также она была в Оshikiuchi периода Мэйдзи.»

* Рационализмв данном случае не подразумевает сознательное противопоставление вере или интуиции, а предполагает три момента: 1) мир считается упорядоченным, состоящим из гармонизированных частей, 2) человек способен постичь этот порядок, лежащий за хаосом вещей и событий, 3) следует систематически изучать «вещи», т.е. людей, их институты и историю, а также классические произведения и аккумулировать знание, становясь цзюнь цзы — «благородным мужем», т.е. находя в своей жизни гармонию с самим собой и с миром.

** Концепцию действительности Чжу Си часто называют «дуализмом ли и ци (яп. - ки)». Термин ли часто переводят как «принцип», «идея», «форма» или «образец», ци - как «материя» или «пневма». Ли присуще всем вещам, живым и неживым, это вневременной и внепространственный образец. Логически ли предшествует ци, однако без ци вещи не могли бы проявиться, и, более того, существование самого ли было бы невозможно (этим теория Чжу Си отличается от теории идей Платона - согласно последней, идеи существуют отдельно от вещей, в которых воплощаются эти идеи). Точка зрения Чжу Си ближе к позиции Аристотеля, утверждавшего, что форма и материя существуют только в единстве.

Чжу Си полагал, что у каждой вещи есть свой образец ли: например, всем людям присуще одно и то же ли - ли человечности; аналогично всем лошадям присуще ли лошадности.

Ци - это неотъемлемое дополнение ли, это то, что наполняет ли. Ци, таким образом, является средством индивидуации, иными словами, только ци делает данную конкретную вещь уникальной. Так что, несмотря на то, что все вещи одного класса обладают одним и тем же ли (например, ли лошади), разное количество ци делает их непохожими друг на друга. Например, один человек высок, другой - низок, одна лошадь темпераментна, другая - вялая. Итак, благодаря разному количеству ци вещи отличаются друг от друга.

Однако кроме ли и ци Чжу Си потребовался еще один компонент, который должен был дополнить структуру его космоса. Этим компонентом стал Великий Предел (таи цзи). Тай цзи - это высший принцип, управляющий Вселенной. Он также присутствует во всех вещах. На вопрос, как же возможно, чтобы тай цзи присутствовал в каждой вещи, Чжу Си обычно отвечал таким образом: «В мире есть только одна луна, однако ее лучи отражаются во всех озерах и реках».

Чжу Си полагал, что тай цзи включает в себя все принципы Вселенной, в том числе и предел цзи. Такая концепция тай цзи весьма близка концепции Дао в «Дао дэ цзине».

***

Ellis Amdur

Г-н Davis-

Конечно же можно себе воображать, что Сёмэн и Ёкомэн могут имитировать атаку оружием, однако, они не являются вооруженным нападением. Во всех официальных демо, что я видел, они выполняются таким образом, что опытный оружейник сразу скажет, что так оружие не применяется. Я понимаю, что вы подразумеваете, но в этом есть столько же смысла для меня, как в обезоруживании пистолета одним пальцем. Главной целью практик Дайто-рю, с вашей точки зрения, является обучение противостоянию вооруженным противникам, - и возможно ката так и практикуются внутри залов, подальше от посторониих глаз, но те ката, которые они показыват на публике, скорее видятся, как методы ведения боя против безоружного врага.

С моей точки зрения, как Айкидо является «дистиллированной» адаптацией старых методов Дайто-рю, точно также, в свою очередь, Дайто-рю является адаптация старых методов школ, которые практиковали бой пустыми руками против оружия в гораздо более эффективной форме (например, Такэноути-рю).

Утверждать, что методы Дайто-рю предусматривают ведение боя пустыми руками против вооруженного противника, приводя в доказательство факт того, что Такэда всегда и везде имел при себе оружие, равнозначно заявлениям о том, что методы бразильского дзю-дзюцу предусматривают защиту от вооруженных нападений только потому, что Грейси всегда ходил с пистолетом.

Возможно, что регламент посещений замка хана Айдзу отличался от регламентов других хань тем, что пронос оружия в замок был напрочь запрещен, и т.о., даже охранники даймё были безоружны, поэтому они практиковали методы ведения боя пустыми руками против вооруженных людей, но я ничего не читал или не слышал от авторитетных историков в поддержку этой гипотезы.

Вы цитируете меня о Дайто-рю, где я говорил о другом Ритме и т.д., равно как и в Айкидо, но обратите внимание, что я говорю о них, конечно же, в смысле, что это Айки-дзюцу, а не просто Дзю-дзюцу. Их существенным отличием от Дзю-дзюцу является наличие методов Айки, в результате у них очень разный Ритм, другая Текучесть, разные Тайминги, проистекающие из другой стратегии контрдействий. Все, что я говорил, касалось того, что использование метода Айки в ДР глубоко отличает ее от прочих школ Корю.

Я видел самолично или на подробнейших видео (некоторые по 2-3 часа), и Takumakai - магистральное направление, и Roppokai, и группу Иноуэ, и группу Okabayashi Shogen.

Я знаю, что некоторые из этих групп не показывают на публике свою okuwaza (секретные техники), и возможно все эти ката действительно представляют собою очень сложные боевые приемы против оружия. Но возможно (я не знаю, меня не посвящали в оку-вадза,) что в демонстрируемых на публике ката и содержатся какие-то тайные методы, которые являются не очевидными для непосвященного человека.

Но я изучал дзю-дзюцу почти 30 лет, и не плохо знаю методы убийства коротким оружием, методы ведения ближнего боя с оружием, я также изучал историю и характеристики боя коротким оружием в старом японском обществе. Безусловно, сложнейшие методы Дайто-рю требуют долгого периода обучения для того, чтобы достигнуть в них мастерства. И все же, по моему мнению, после просмотра в течение многих лет буквально сотен техник/ката Дайто-рю, которые подразумевают целью обучить практика защищаться пустыми руками против вооруженных людей в помещениях замке, я пришел к выводу, что персонал замка должен быть иметь кучу хороших моющих средств, чтобы отмывать татами от пятен пролитой крови.

Вы предположили, что я рассматриваю методы Дайто-рю сквозь «призму» методов Айкидо. Это неверное предположение, я рассматриваю ДР с точки зрения Корю будзюцу, и, что все я утверждал в отношении того, что концепции и методика обучения в Дайто-рю сильно отличается от всех старых школ, о которых нам известно в наши дни, и в которых (супротив Дайто-рю) период подготовки был очень коротким (не далее уровня базовой подготовки).

***

Ellis Amdur

Мне вообщем-то нечего к этому особо добавить. Хотя, несколько моментов:

1) Вы убеждены в том, что я вижу вещи с точки зрения Айкидо. На самом деле у меня всего 4 года обучение в Айкидо, с 1974-78. У меня почти 30 лет обучение в одной школе Корю и 25 - в другой. Я даже дольше изучал Дзюдо, чем Айкидо (не могу считать себя мастеровитым дзюдокой), и когда я сравниваю Дайто-рю с Айкидо, то первое, что мне бросается в глаза - это разница в «механике» бросков. У меня, возможно, очень субъективное восприятие ДР, но пока что оно меня ничем замечательным вообще не поразило. А мне бы очень хотелось, чтобы однажды какой-нибудь мастер ДР меня приятно удивил своими невероятными способностями в Айки. Например, у меня в коллекции есть несколько фотографий, на которых маленький тощенький мастер Тайцзи отправляет меня в далекий горизонтальный полет одним легким движением руки, но я не видел таких же мастеров методов Айки в ДР (* а также в других яп. БИоб этом пишут сами японцы).

2) Многие инструкторы Айкидо утверждают, точно так же, как вы - что maai при выполнении Ёкомэн/Сёмэн – это maai против вооруженного противника. Как я уже говорил ранее, мне это напоминает заявление об обезоруживании пистолета одним пальцем.

3) Я предполагаю, что вы практикуете Хакухокай (* Сёген Окабаяси), учитывая ваши слова о том, что ваш учитель практикует Оно-ха Итто-рю. Я просмотрел видео со всеяпонских сборов Hakuhokai, а потом еще раз его пересмотрел, чтобы лучше понять, какие методы они практикуют. Но это видео нисколько не изменило мое мнение о ДР. То, что я увидел – не «тянет» на то, чтобы быть настолько эффективным, чтобы оно засекречивалось, как Оку-вадза. И я остался при своем первоначально мнении, которое основано на том, что мне удалось увидеть за все эти годы. Некоторые атаки, особенно групповые, показались мне довольно нереалистичными, также, как некоторые «магические пассы» при защите, которые мне довелось видеть также в Айкидо. (Однако, коренастый лысый человек - грандиозен! Как он движется, как держит свой центр - очень впечатляет. * Далее в ветке подсказали, что это Ozeki Shigeyoshi из Хакухокай, который преподает в Фукуока). Возможно okuwaza ДР совершенно другая, но я сужу по тому, что мне доступно и демонстрируется повсеместно на публике.

4) В отличие от вашего заявления, я не видел какого-либо значительно более высокого уровня атакующего мастерства у практиков Дайто-рю по сравнению с практиками Айкидо. В обоих случаях, я видел всякие атаки - от наивных до весьма квалифицированных. Интересно рассказывают, что сенсей (Minoru) Mochizuchi , который якобы «достал» 2 каких-то menjo Дайто-рю для Уесибы, и который был практиком Kасима Синто-рю, выступил с жесткой критикой на одном из собраний ведущих практиков Дайто-рю в Японии - заявив, что практика с оружием ведется крайне неумело.

5) Очень часто утверждается об Oshikiuchi в Дайто-рю, что это техники безоружного боя внутренней замковой стражи, и т.д. и т.п. И скажу, что ваша линия не претендует на достоверную информацию об этом.

6) Я НИКОГДА не видел в школах дзю-дзюцу Корю атаки с оружием в виде имитации просто потому, что в их ката одновременно практикуются оба: один учится защитаться, а другой – нападать. Единственное исключение — Kuroda Tetsuzan, но он объяснил мне, что его методы он разработал сам.

Вот, наиболее важные моменты:

а. Среди высокоранговых буси, к концу эпохи Эдо, классные мастера практически не встречались. Лучшие бойцы были за пределами замков. Они были в лучшей физической форме (они были, как правило, фермерами, чтобы сводить концы с концами) и могли тренироваться более регулярно, поскольку у них было меньше обязанностей и необходимости тратить время на чиновничьи функции, как у высокоранговых буси. В основном, буси-фермеры практиковались в БИ, которые имели грубые и примитивные методы, которые основывались на простой методике обучения, состоявшей из многократных повторов нескольких незамысловатых техник. Они также практиковались в техниках с коротким мечом, в которых, в основном, применялись простые рубы вместо сложных резов, что дело их, тем не менее, довольно опасными противниками.

Есть такой вариант, когда защита от атаки с оружием сперва выполняется безоружными методами, а затем извлекается оружие, только чтобы убить им противника. Например, в нашем Араки-рю есть kogusoku, в котором применяется такая же тактика противостояния противнику, вооруженному ножом. Такой сценарий боя подразумевает, что мы в какой-то момент нападения не успели извлечь оружие, поэтому нам надо парировать атаку пустыми руками с тем, чтобы «выиграть» время, чтобы извлечь свое оружие. Это, можно сказать, защита «отчания», когда не успеваешь в первый момент нападения обнажить свое оружие.

б. Чем выше ранг был у буси, тем реже они практиковались в дзю-дзюцу. «Аристократические» кен-дзюцу, например, Итто-рю, избегали методов рукопашного боя, пытаясь сохранить свой maai, рассчитанный для реза мечом. В дзю-дзюцу/sogobujutsu практиковалась, в основном, низкоранговые буси и простолюдины. Знатные или с высоким положением буси считали, что дзю-дзюцу это «потное» и примитивное боевое ремесло, достойное внимания только людей из низкого класса. Я, конечно, не претендую на всю полноту знаний, но школы дзю-дзюцу, которые относятся к Отомэ (грубо говоря - это школы (учителя) на содержании заинтересованного в их деятельности определенного местного населения либо кланов), насколько мне известно, почти всегда были оружейными.

Существуют разные мнения, но ваш основной тезис является сомнительным для меня. Я не верю, поскольку нет исторических документальных свидетельств того, что высокоранговые буси уже имели базу в «жестких ударах» и их «дальнейшее повышение квалификации» в виде изучения боевых методов Оshikiuchi, являлось, так сказать, некоей заключительной «вишенкой на готовом торте».

С. И наконец, нет абсолютно никаких доказательств того, что нечто вроде «Дайто-рю» существовало еще до Такеда Сокаку, а также того, что Оshikiuchi было не БИ, а обучением этикету.

Из того, что мне удалось узнать – мое мнение: Дайто-рю не было «мудреной» Отомэ- вадзой высокоранговых буси из хана Айдзу. Еще странно то, что об этом Омотэ не сохранилось никаких исторических записей. Это при том, что, черт возьми, до нас дошли даже отдельные истирические свитки школ нин-дзюцу! Я убежден, что Дайто-рю является творением Такеда Сокаку, который на основе своего опыта создал определенно уникальную школу БИ.

***
Эллис Амдур

Крис – вопрос того, что внутренняя стража обладала высоким мастерством в БИ никак документально не подтверждается. Лучшими мастерами как раз являлись такие люди, которые были из небогатых семей, т.е. которым приходилось решать многожество проблем в жизни. Выходцы из богатых семей может быть лучше питались, и, в общем, им не приходилось одолевать жизненные лишения.

Школы БИ, которые можно классифицировать, как Отомэ, не представляли из себя секретные общества по изучению БИ — они были посто ограничены в распространении за пределы своих земельных территорий или кланов. Например Тацуми-рю представляет из себя Отомэ (клановую школу) Сакура-хан, об этом есть исторические записи, которые вполне доступны.

Нэйтан

«Chuko no So» является довольно распространенным термином в БИ - например, его использовал Suneya Ryosuke, который радикально обновил Сунэя-кей – стиль нагината своей семьи, который являлся производным от Тода-рю через Тода-ха Буко-рю. Обычно значением этого термина является «радикальная модернизация» (как превращение старой «лапты» в современный бейсбол, например), либо «возрождение чего-то, что почти утрачено/выродились/стало безжиненным».

Что касается искусства семьи Такэда - опять-таки, это очень спорный вопрос. Это верно, что есть семейные искусства, о которых нет вообще никаких записей, даже таких косвенных намеков, как, например, «я учил сына нашему кен-дзюцу», или «борьбе с помощью локтей, колен, головы и пр.». Конечно, можно теоретически преположить, что поколения мастеров одной семьи передавали свои знания только устно, и каждое поколение пыталось модернизировать и обогатить этот материал методами и техниками какиз-то других школ. В результате, что-то становилось лучше, а что-то хуже. Но в любом случае, каждое такое «обновление», совершенное предшественниками, каждым «молодым» поколением вопринималось положительно и уважительно называлось, как «chuko no so», хотя эти изменения могли быть и «плохими».

Такэда-старший определенно знал, и сумо и другие боевые искусства. Конечно, все это способствовало набору опыта Такеда Сокаку. Старинное «Дайто-рю, передавашееся поколениями в семьи Такэда», факт определенно сомнительный для меня. Опять же, если брать методику обучения весьма старинных школ БИ, то их целью являлась быстрая, и по возможности, эффективная базовая подготовка воинов. Если бы у Дайто-рю были корни с тех давних времен, то и концепция обучения была бы примерно такой же.

По поводу вашего вопроса о Корю. Под категорию «Корю» подпадают только те школы БИ, которые возникли еще до эпохи Мэйдзи. При этом происхождение многих школ Корю не имеет ничего общего с войнами или гражданскими смутами. Если Такэда убивал людей, то это еще не значит, что его искусство относится к «кровожадным» временам Корю, ведь он проповедовал «Айки», как реализацию философии «Ками-вселенской любви». У меня нет времени искать эту инфу на сайте на Дайяны и Мейка, но могу поспорить, что они Тояма-рю классифицировали как современные bugei, а не Корю. Если же они отнесли ее к Корю, то они сделали новое применение терминологии. (хотя, полагаю, они могли отнести Тояма-рю к категории, как некоторые теперь это называют - «нео-Корю», в том смысле, что есть искусства, которые «имеют привкус» Корю).

А вот история про каратиста весьма примечательна. Токимунэ, в биографическом рассказе о своем отце, упоминает об его знакомстве, а затем о пробном поединке с мастером каратэ. Он приводит впечатление Сокаку от мастера каратэ – это был задумчивый на вид человек, который, однако, в бою оказался весьма стремительным. Также Томикунэ писал, что отец «приспособил» свои навыки боя на мечах под навыки боя безоружного против вооруженного мечом, и, тем самым, ему удалось одолеть каратэку. Здесь интересно то, что Токимунэ не пишет типа того что: «мой отец увидел, что задумчивый парень в бою оказался очень скор, поэтому он применил против него четвертую технику из Айки-но-дзюцу, либо седьмую из секретного okugi, с помощью которых ему удалось победить его.». Т.е. Токимунэ конкретно не указывает, что его отец победил каратэку именно с помощью техник Дайто-рю, он просто констатирует, что он «приспособил» навыки защиты против меча под защиту пустыми руками.

Все это наводит меня на некоторые мысли. Я считаю, что Такеда был гений, который был не только великолепным мастером меча, но и имел познания в сумо и дзю-дзюцу, и он мог, конечно, внешние формы их техник «наполнить» внутренними методами искусства меча, т.е. создать «гибрид» из техник пустых рук, применяемых по методам меча. Когда он преподавал, то он демонстрировал свои методы импровизационно (абстрактно), т.е. он пытался прежде всего «донести до ума» своих учеников те внутренние действия и чувства, которые способствуют эффективности выполняемой технике. Это отличало его от тех учителей, которые обучали своих учеников в основном по методике бесконечных повторов внешних форм (ката), с помощью которых они «должны были понять все сами». Но в результате того, что Сокаку хотел донести до ума учеников прежде всего методы, а не просто внешние формы приемов, теперь существует множество групп Дайто-рю, которые имеют одинаковые внешние формы (ката), но при этом содержание их внутренних методов несколько разняться (* т.е. в зависимости от того, что смогли понять в свое время основатели этих групп из демо методов Сокаку). Кстати, если кто-либо из них ничего не понял в его методах (это так, к слову), тот может подменять практику простыми повторами большого количества ката.

Конечно, что-то у Такэда было бесспорно блестящим, а что-то он отвергал, как мне кажется, потому что ему это представлялось неправильным «по идее» (например, некоторые действия при групповых атаках или некоторые «кренделя» в вадза, просто потому что полагал, что они были нереальными или просто «показушными».)

Кстати, об истории. Когда у Токимунэ спросили, кто по его мнению является лучшим практиком Дайто-рю, Хиса или Уэсиба, то он ответил: «конечно, Уэсиба. Он учился у моего отца дольше». Еще в одном инфоисточнике он называет Уэсиба «любимчиком» своего отца. Я определенно согласен с тем, что Айкидо превратилось в нечто, что до некоторой степени радикально отличается от ДР. И что крайне любопытно, в случае с «нелюбимчиком» Хиса, странно что Tакэда именно ему передал три свитка с техниками, чтобы тот мог ДОБАВИТЬ их к тем восьми (Сёдэн), которые он преподал Уэсиба. Почему именно Хиса он дал menkyo kaiden?

***
Эллис Амдур

Рон-

Я думаю, что самые эффективные «мягкие» (soft) стили БИ – это которые используют сложные методы на основе различных «углов», «нервно-мускулярной» системы и пр., что можно назвать «Айки» или иным термином с подобным значением. Это люди, которые прекрасно разбираются в различных воздействиях на суставы и все тело в целом, в «роняниях», сваливаниях, бросаниях и пр. «экзерсисах», приводящих противника в беспомощное состояние. Без понимания того, как воздействовать и выводить противника из равновесия, я не думаю, что можно применять какие-то «мудреные» методы.

Здесь, интересно, возникает вполне закономерный вопрос: если стили Айки такие «крутые», то странно, что мастера ДР или Айкидо не хотят попробовать себя в боях K-1 или UFC, тем более, что есть старые истории о том, как мастера ДР и Айкидо принимали участие в taryu-shiai (поединки с представителями других видов БИ) с дзюдоистами и пр., в которых они «в бесчисленных количествах» покалечили или убили парней из других рю. Кстати, это еще смотря как «засчитывать» победы в поединках – если они выйграны методами и техниками не из своего стиля или школы, то такие победы не должны «засчитываться». Я как-то раз разговаривал со своим одним приятелем, старым сиханом Айкидо, о довольно печально известном айкидоке, и спросил его, какие техники тот использовал, чтобы выиграть кучу боев. Мой друг рассмеялся и сказал: «А, он все время «возвращается» к дзюдо.»

окончание



Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии


  • HippY и AndreyGav пользователям это нравится