Перейти к содержимому


  




Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости». Часть 4

Автор: clover, 10 Апрель 2015 · 758 views

Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости». Часть 4 (Хидэминэ Дзибики передает пожертвование пострадавшим от тайфуна на Тайване, август 2009)

Часть 4

(перевод clover)

Фото: Baduanjin Qigong (Kikou - на яп.) Комплекс, который практикует Nobuyoshi Tamura из Айкидо

Изучение Тайцзи-цюань и практика с дзё как-то углубили ваши навыки в явара?

Да, безусловно. Даже понимание только теории базовых методов в Тайцзи-цюань, без их освоения, это уже существенно повлияло на мое представление о методах явара. Но я и не ставил перед собой задачу полного освоения Тайцзи-цюаня или дзё-до, мой основной интерес был в явара, и все что я изучал дополнительно, только для того, чтобы выйти на более тонкие методы выполнения техник в явара. Я наверно, как маньяк, чтобы не изучал, во всем ищу только то, что мне может пригодиться в явара... (смеется)

В Будо концепция Айки подразумевает «использование» Ки. По-вашему мнению, что эффективней - тренировочные методы японского Taisei Kikou или китайского Chanron?

На этот вопрос сложно однозначно ответить, кроме того, что подходы к практике Ки, определенно, у японцев и китайцев совершенно разные. У японцев принцип Айки изучается посредством парной работы - мы ищем и «нащупываем» его в ходе практики друг с другом. У китайцев – совершенно другое – у них для тех же целей применяется тренировочный метод «Столбовое стояние» (Chanron). Так что тут очень сложно сравнивать. Одно только могу со всей определенностью сказать, если бы я в свое время не изучал принцип Айки, то не смог бы понять значения и целей практики Chanron.

А много ли в Японии мастеров, практикующих Kikou?

Да, почти нет. В японском социуме мастеров Будо о методе Kikou мало кому известно, поэтому он преподается в очень редких школах. Я свои навыки в Ки приобрел путем личных проб и ошибок. А до того, как научился применять Ки, я тренировался у семпая, как и большинство практиков БИ - просто глядя на него и повторяя за ним. Я старался подражать ему, «вылезая из шкуры», и думал, что это и выведет меня в мастера. Например, как мы тогда практиковались в явара - я имитировал техники своего семпая, а мой партнер «подыгрывал» мне, когда я применял к ему техники, и он «красиво» падал..., и мы все думали: «Как же все это здорово!»... (смеется) И были весьма довольны своей мастерской «крутостью»... (смеется) Но потом пришел Роси Wang Shujinи и с легкостью показал мне, насколько я глуп. Между его мастерством и моим была просто пропасть. Я даже не мог ему полноценно ассистировать. Каждый раз атакуя его, я думал: «Ну, щас я его!», а он «одаривал» меня крошечной порцией своего Ки, от чего я мог насладиться «счастьем» очередного «полета»... (смеется)

Говорят, что мастера в Ки способны воздействовать своим Ки на противника еще до соприкосновения с ним («Проекция ки на соперника» - яп. - Toate\Hakkei)?

Да, это правда ... Это, конечно же, самый высший уровень мастерства в БИ. Например, когда я атакуя, сближался с Роси, то у меня было ощущение будто все его тело «огорожено» каким-то непонятным «отталкивающим барьером» (* одна из главных «сил» во внутренних стилях (т.е., в которых изучают Нэйцзя=Айки) КТБИ - сила Пэн \ «Сферичная» сила), который окружал его, как ореол вокруг статуи Будды...(смеется) Когда я со своей техникой входил в зону его действия, он «отторгал» мое тело, хотя видимо ничего и не происходило.

Фото: Роси Хидэминэ Дзибики

На своих лекциях вы часто подчеркиваете, что изучение Будо чрезвычайно полезно для женщин...

Будо – это самооборона. И даже, незначительные знания в самообороне, все равно повышают шансы на выживание. Например, по-моему мнению, у человека есть немало возможностей для спасения, когда его душат двумя руками из положения спереди. У человека, которого душат, обе руки свободы, и если он поразит жизненно-важные точки на теле агрессора, то возможно сможет убежать. Т.е. познания в воздействиях на жизненно-важные точки могут спасти жизнь даже без обладания каких-либо знаний в технических телодвижениях.

По-моему мнению, если бы уроки самообороны были введены в школьные программы, то многие жизни были бы сохранены. Они не должны быть настолько углубленными, как изучение Дзюдо и Айкидо, достаточно было бы только начальных навыков. Например, некоторые методы реагирования при нападениях прямо или сбоку, а также против удушений. Кроме того, если человек обладает некоторыми навыками самообороны, это в некоторой мере способствует возможности не поддаваться панике, и хоть как-то оказать сопротивление. Если человек паникует, это может вызвать такой шок, что он не будет в состоянии даже двигаться.

А для женщин изучать методы самообороны не будет слишком затруднительным?

Нет. Даже совсем незначительные знания в самообороне, и то дадут им возможность оказать хоть какое-то сопротивление. Для женщин было бы очень полезным преподавать самооборону на уроках физкультуры, хотя бы в рамках базовых знаний. В старину женщины из самурайских родов обязательно изучали методы личной самообороны. Это было особенно актуально в эпоху Сенгоку (войн), но с приходом эпохи Эдо (мира) женщины, из-за меньшей надобности, практически перестали заниматься БИ. А в наши дни им занимаются лишь единицы.

Что могут сделать женщины, которые пожелают изучить методы самообороны?

Ну, сейчас можно учиться и самостоятельно. Существует множество литературы и видео на эту тему. Я считаю, что женщинам чрезвычайно важно знать, как можно себя защитить, ведь, они физически слабее и больше подвержены риску нападений. Они должны научиться что-то делать, чтобы у них была возможность убежать. Впадение в ступор может стоить им жизни. Я думаю, что они вполне могут освоить самые простые техники. Самооборона - это не игра, от этого зачастую зависит жизнь. И знание пары-тройки отвлекающих «уловок», это уже большая разница от тех, кто вообще ничего не знает. Будо особенно необходимо для слабых людей.

А еще, я думаю, что одной из самых замечательных вещей, связанных с практикой Тайцзи-цюань, является возможность поддержание здоровья. Будо – это не только навыки самообороны, но и возможность сохранения здоровья, причем не зависимо от пола, возраста или телосложения человека. Кроме того, практика Будо обладает прекрасным успокаивающим эффектом на нервную систему, что в ритме нашего времени является весьма актуальным.

А, т.е. вы снимали стресс от работы?

Да, в какой-то мере... (смеется) Моя работа на американской военной базе была интересной, но очень напряженной. Я старался все сделать до обеда, за 2-3 часа, и от этого мое кровяное давление часто поднималось. Поначалу я старался этого не замечать, пока, наконец, не стал себя так плохо чувствовать, что не мог работать в послеобеденное время. И моя практика в Тайцзи-цюань по вечерам стала моим лекарством от гипертонии... (смеется).

Некоторые люди полагаются на алкоголь, чтобы избавиться от стресса, но этим они в конечном итоге еще больше разрушают свое здоровье. Будо - многогранно, это не только удовольствие от практики, но также средство для «приведения в порядок» психологического и физического состояния.

Фото: Роси Wang Shujin практикуется в кругах Багуа

Как японцы относились к Роси, как китайцу?

Роси пребывал в Японии на основании приглашения Всеяпонской федерации Дзе-до (全日本杖道連盟). У председателя федерации, Izumi Toyama (頭山泉), отец до войны имел большое влияние в политике и финансах, он был очень важным человеком в стране. И даже после войны, в течение 15 лет восстановления Японии, имя его отца, Mitsuru Toyama (頭山満), по-прежнему обладало некоторым влиянием. Однако, то что его сын пригласил Роси, как культурного эмиссара из Китая, безусловно вызвало резонанс в средствах массовой информации того времени.

Фото: слева учитель Морихея Уэсиба Onisaburo Deguchi; в центре Mitsuru Toyama, политический лидер и основатель тайного националистического общества Genyosha; справа Ryohei Uchida, политический теоретик ультранационализма и основатель общества Black Dragon. Toyama, в довоенное время, также имел связи с лидером одной из группировок якудза Yoshio Kodama

Будо было по-прежнему популярно после войны?

Конечно, некоторая довоенная аура Будо по-прежнему сохранялась. Но с другой стороны, после войны многим было не до Будо. К тому же, по приказу Генеральный штаба американских оккупационных сил практика Будо была запрещена в школах, а также были закрыты очень многие додзе. После войны я занимался каратэ Сётокан ( 松濤館流空手), основанным Гитином Фунакоси ( 船越義珍), и у нас не было своего додзё, мы арендовали зал при полицейском участке. В то время было особенно популярно Дзюдо, о Каратэ мало кто еще знал, и когда мы обучали сотрудников полиции, в нашем зале собирались зрители, как на спектакль... (смеется) Можно сказать, что и в то время Будо вызывало большой интерес. Конечно, теперь БИ не сравненно более популярно...

Вы сказали, что приезд Роси в Японию вызвал большой резонанс в газетах?

Да, много писали и критиковали. Во всяком случае то, что «мастер китайского будзюцу», представляющий китайскую культуру, приехал в Японию, безусловно, стало неожиданным событием. Наверное разговоров было бы меньше, если бы приехал не мастер Будо, а какой-нибудь мастер каллиграфии или гончарного искусства. Но мастер БИ - это стало общественным потрясением. Это было время, когда имидж Японии пропагандировался в мире, как родины различных высококлассных БИ, так что я думаю, что приезд китайского культурного эмиссара – мастера БИ, воспринимался в какой-то мере, как вызов японскому народу. Возможно Китай имел сильное желание продемонстрировать высокий уровень своих будзюцу именно Японии. Но принимающей стороной в Японии был Мицуру Идзуми, который покровительствовал развитию Кобудо (Корю), поэтому можно сказать, что желания обеих сторон, возможно, «шли рука об руку» в принятии решения о приезде Роси Wang Shujin в Японию, ведь, он в реальности был истинным сокровищем в Будо. До него, я не мог даже представить, до каких высот можно дойти в Будо. А тогда, прочитав статью, в которой писали, что к нам приезжает «большой мастер», я по наивности своей юности думал: «вот бы мне встретиться с ним, потому, что я точно смогу его отделать»... (смеется)

Примечание: В 1960 гг., между Японией и КНР фактически не было никаких связей. В то время в Японии, когда говорили «Китай», то обычно подразумевали Тайвань, с которым у Китайской Республики существовали национальные отношения. Поэтому, когда японцы говорили о культурном обмене между Японией и КНР, то это, на самом деле, означало культурный обмен между Японией и Тайванем.

Фото: Роси Wang Shujin

Как же трудно научиться мастерству, которое превосходит человеческое понимание...

Я всегда был нацелен на поиск самых совершенных методов самообороны, меня не пугала глубина их сложности. Точнее – методов самообороны «пустыми руками». Защищаться с помощью оружия проще, чем защищаться просто «пустыми руками». Это было причиной того, почему я начал свой путь в БИ с Каратэ. Я тогда думал, что быстрые и сильные удары руками и ногами, а также стратегия Каратэ, делают это искусство более совершенным, чем другие направления Будо. Но, как я уже рассказывал ранее, в жизни я столкнулся с случаем, когда мне нужно было усмирить коллегу по работе, который имел склонность драться, когда был пьян. И все, что я смог тогда сделать, это жестко «вырубить» его ударом, не смотря на то, что в обычное время мы с ним находились в довольно дружеских отношениях. После этого случая я решил восполнить пробелы в своих навыках БИ, и обратил свой взор на методы Дзю-дзюцу. На первых тренировках по Дзю-дзюцу я пытался действовать, как этому меня учили в Каратэ, но у меня ничего не получалось, и я никак не мог – почему... (смеется) Нда... было такое на моих первых занятиях по Дзю-дзюцу.

Дзю-дзюцу – это «путь Мягкости», что делает необходимым действовать мягко и «расслабленно» (не напрягаясь и без жесткого парирования). Но тогда я еще был новичком в мире Ки, поэтому не мог так сразу отказаться от своей верности физической силе, которая обычно используется в Каратэ...(смеется) А потом, я засомневался в эффективности Дзю-дзюцу, например, в поединке против боксера. И мне подумалось, что Дзю-дзюцу надо дополнять чем-то еще, и именно в это время мне на глаза попалась газетная статья, в которой расписывались нероятные, просто мистические способности китайского мастера Будзюцу.

В те времена Тайцзи-цюань был еще мало известным искусством в Японии?

Да, верно. Это теперь Тайцзи-цюань популярен не только в Японии, но и во всем мире. А тогда, в Японии, о нем почти никто не знал. Да, что там Тайцзи-цюань, когда даже китайского перевода слова «Цюань» толком не знали. При слове «Цюань» (на яп. - Кен / 拳) у японцев возникала единственная ассоциация, которая приходила им на ум - это незамысловатые развлекательные игры в залах традиционных японских ресторанов. Типа игры «Лиса-охотник-староста»*... (смеется) Это нечто вроде «Камень-ножницы-бумага».

* Kitsune Ken. Одна из разновидностей игры «Камень-ножницы-бумага». Эта игра была очень популярна с 1820 по 1910 гг., но теперь в нее редко играют. В игре принимают участие двое (обычно гейся и ее гость). Игроки могут изображать три образа: «Лиса» (показывают ушки на макушке), «Охотник» (показывают, как целятся из ружья) и «Староста» (показывают, как руки\кулаки, упертые в колени). Правила просты: охотник бьет лису, староста бьет охотника, а лиса бьет старосту. Видео Kitsune Ken (с участием гейко Ichisayo, гейко Ichigiku, майко Miyoharu и майко Kimika)

А каратэкам то же было неизвестно слово «Цюань»?

Да, даже в Каратэ слово «Цюань» не использовалось. В Каратэ применялось другое слово – «Тэ». Например, говорили: «этот человек обладает хорошими «движениями» - Tэ». Иными словами – «обладает хорошими приемами» (в смысле - обладает хорошими стратегиями\принципами, а не просто набором техник). Слово «Каратэ» первоначально переводилось по-другому, как «Китайская рука» (唐手), это потому, что в старину словом «Кара» наименовалось все, что было заморским, поэтому «Каратэ» означало вроде нечто - «Иностранные приемы». Потом слово «Каратэ» стали переводить по-другому, как «искусство боя пустыми руками» – «Каратэ» (空手).

А вы заинтересовались Роси Wang Shujin, потому что были не удовлетворены своими занятиями Каратэ и искали что-то новое?

Да, но я постоянно ищу «лучшие приёмы» (стратегии\методы). Тогда я еще только приступил к изучению Айки Будо, поэтому мне очень мешали «привычки», приобретенные в Каратэ. Зато, с другой стороны, зная возможности каратэк в скоростных и изощренных ударах руками и ногами, или, видя, с какой силой бьют боксеры, я понимал, насколько всё это может быть серьезно, и что против такого рода атак принципы и методы противодействий должны быть самыми совершенными. Кроме того, по моему мнению, эти «совершенные принципы» должны были позволять в т.ч. и защиту от нападений физически значительно более мощных людей.

А тогда, на занятиях в додзе Сенсея Хосоно, я настолько привык к методам Каратэ, что при внезапных атаках, все мои привычки к «жесткости» сразу же вылезали наружу... (смеется) Я просто жестко отбивал блоками удары, как нас учили в Каратэ, а потом соображал - как бы мне поймать «отлетевшую» руку противника (* т.е. происходил разрыв связи), чтобы сделать захват для замков и удержаний... (смеется)

Занятия были интересными?

Да, очень - я очень увлекся практикой в додзе Сенсея Хосоно. Он также преподавал Дзюдо, но меня интересовало прежде всего то, что было связано с Айки. Я искал способы, которые делали выполнение техник эффективным против атак более крупных или физически сильных противников. Т.е. я пробовал применять техники разными способами на основе различных методов. Позднее, когда я вспоминал об этом периоде своей жизни, то был рад, что я понял, насколько важны базовые стратегии и методы эффективности, поэтому я постоянно настроен критически по отношению к своей базе... (смеется) Когда кто-то рассказывает о своей эффективно выполненной технике, я сразу же начинаю думать: «по какому же методу он ее сделал?»... (смеется)

Для вас, можно сказать, самым важным в жизни стало Будо?

Да, и в этом отношении, я считаю, что я очень счастливый человек. Вокруг меня всегда были люди, которые посвятили всю свою жизнь практике Будо. Конечно, кроме Будо была еще и работа, ведь, нужно было нам на что-то жить. Т.е. работа не была для нас главным делом жизни, мы просто работали, потому что были вынуждены, чтобы не умереть от голода... (смеется) После захватывающей практики в додзе мы потом отправлялись куда-нибудь выпить и с энтузиазмом обсуждали Будо. Это было так интересно, что мы забывали про время... (смеется) Я работал в Кисарадзу, и мог приезжать в Токио только по воскресеньям, поэтому мне страшно не хотелось уезжать домой. А вернувшись в Кисарадзу я никак не мог дождаться очередного воскресенья, чтобы опять поехать в Токио. Но дома, я обязательно каждый день после работы очень старательно тренируюсь сам.


Опубликованное фото



Распространение Айки в Рюкю и Японии
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Трейлер к фильму «Айкидо и Каратэ»
Фильм "Айкидо и Каратэ" (с англ. субтитрами)
Каратэ и Айкидо
Мастер Хига: «Танцующий старый человек»