Перейти к содержимому


  




Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости». Часть 3

Автор: clover, 09 Апрель 2015 · 732 просмотров

Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости». Часть 3 (Robert W. Smith пробует свой удар на роси Wang Shujin, 1960)

Часть 3

(перевод clover)

Хидэминэ Дзибики (地曳秀峰) родился в 1927 г. Начал свой путь в БИ с Каратэ, затем перешел в Хакко-рю дзю-дзюцу, а потом в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу. В этой части своего интервью он рассказывает об еще одном своем учителе Wang Shujin, мастере Тайцзи-цюань, Багуа-цюань и Синъи-цюань. Мастер Wang Shujin также был главою даосской секты «Постоянный путь» (I Kuan Tao).

У мастера Wang Shujin в Японии тренировался ученик Айкидо из США, Terry Dobson. Ниже приведены два рассказа об одной встрече Kazuo Chiba с мастером Wang Shujin. Первый из них рассказан самим Кадзуо Тиба, а второй является перессказом Терри Добсоном (Добсон и Уэсиба) истории, услышанной им от Ellis Amdur.

(1) отрывок из интервью с Кадзуо Тиба:

Расскажите нам о вашей занимательной встрече с мастером Тайдзи-цюаня, г-ном Wang?

А откуда вам про нее известно... Г-н Cottier рассказал?

Ну, я предпочел бы не называть имен...

Ладно... (с улыбкой) Это произошло на одном крупном эмбу в Токио в начале 1960-х, на котором г-н Wang представлял Тайцзи-цюань. Он считался действительно одним из больших мастеров на Тайване. Позже, в Японии, он стал также хорошо известен. И вот, во время выступления, он предложил желающим испытать свои удары на нем. Вызвалось несколько каратэк. Они наносили удары ему в живот, но все без какого-либо эффекта. Среди этих каратэк были и два моих ученика, которые также ходили на занятия по Тайцзи-цюань к г-ну Wang. После этого выступления г-на Wang на эмбу, они все это с восторгом описали мне, а потом предложили попробовать свой удар то же. В конце концов я согласился, и пошел с ними в его зал, где мои ученики познакомили меня с г-ном Wang, и он вежливо попросил меня, чтобы я продемонстрировал ему что-нибудь из Айкидо.

Мы обменялись фразами, и не смотря на его учтивость, я почувствовал в них какой-то скепсис в отношении моего мастерства! Ну, таким образом, мы оказались друг против друга. Г-н Wang принял исходное положение, нечто вроде Тати-ай Сумо), с протянутой руки. Я встал в Сидзентай. Так мы стояли не двигаясь почти несколько минут, пока он не решил сделать шаг в мою сторону, чтобы толкнуть меня рукой.

Я сделал шаг навстречу ему, согласно тактики Тай-сабаки (уклонение), с одновременным захватом его запястья, намереваясь применить к нему Котэ-гаэси ... я скрутил его запястье так сильно, что услышал, как хрустнули кости. Несмотря на это завершить технику мне так и не удалось. Г-н Wang выдернул свое запястье у меня и сразу же толкнул меня обеими руками в живот, откинув довольно далеко назад. Я отлетел, но устоял на ногах. Это был удивительный по мощи толчок. Мои ученики потом мне рассказали, что были тоже поражены увиденному.

(2) Рассказ Терри Добсона (каторый он слышал от Эллиса Aмдура):

Эта история, рассказанная мне Терри Добсоном, была подтверждена Донном Дрэгером в другое время. Терри Добсон рассказывал эту историю в присутствии Mitsugi Saotome, который присутствовал на том поединке, и который также подтвердил ее истинность. Также говорят, что Ken Cottier рассказывал эту историю.

Г-н Wang начал преподавать в Японии небольшой группе энтузиастов, которая занималась в саду у храма Мэйдзи. Среди них были и не-японцы, как, например, г-н Донн Дрэгер. Дрэгер изучал у мастера Wang главным образом Тайцзи-цюань, а также кое-что из Багуа-цюань и Синъи-цюань. В этой же группе был и Терри Добсон, который тогда еще был прижизненным учеником мастера Морихэя Уэсиба. Кроме того, Терри был учи-деси у Тиба.

Мастер Wang также принимал участие в различных демонстрациях на фестивалях японских БИ, которые Ken Cottier очень живо описывал: «ну, представляете, выступают японцы, в своих аккуратных парадных кейкоги, демонстрируя различные резкие и отрывистые движения. А потом выходит этот тучный китаец, в своих серых фланелевых брюках на подтяжках, и начинает демонстрировать свой невозможно медленный Тайцзи-цюань, крутя по всей сцене задницей, большой, как полная луна. А после этого он вызывал всех желающих ударить его, и куча молодых мальчиков из Каратэ, набрасывались на него, как бешенные, пытаясь «пробить» его живот или даже пах. А он просто отшучивался, говоря им, что Небеса возможно смогли бы им больше помочь, если бы они пытались бить головою. Он давал им понять, что истинное мастерство это гораздо большее, чем они себе это представляют».

Терри рассказывал мне: «Учи-деси в хомбу, эти лизоблюды Тиба, начали меня третировать, что я не лоялен к О-сенсею (Кадзуо Тиба), потому что хожу на тренировки к Wang. И тогда я в открытую спросил об этом у О-сенсея, который ответил мне: «У вас есть право делать все, что хотите». Но они не унимались, и, однажды, не выдержав, я сказал: «почему бы вам самим не встретиться с Wang, чтобы проверить на нем свое мастерство».

Потом состоялась эта встреча, на которой, кроме меня, также присутствовали Дрэгер, Саотомэ и Tamura. При первом появлении Тиба, мастер Wang так сразу взглянул на него, что из его взгляда читалось: «чего тебе здесь еще надо, мальчик». Ну, серьезно... Wang было уже за 60, и он уже был признанным мастером, а также главою религиозной организации... А тут пришли какие-то «панки», с заботами на уровне 20-летних.

Но все же, мастер Wang любезно предложил Тиба ударить его в живот. Ничего. Тиба попробовал снова. Ничего. И тогда Тиба начал «заводиться», взял «разгон» получше, потом попытался бить в разные места на животе, думая, что это поможет. В какой-то момент мастер Wang перехватил его кулак у своего живота и откинул назад. При этом рука Тиба отлетела назад, стукнув его же по голове в области уха, и он потер это место рукою, разгоняя боль. Тогда мастер Wang предложил Тиба попробовать ударить его в пах. Ничего. Понимая, что оказался в смешном положении, Тиба схватил мастера Wang за запястье, и попытался выполнить Никкё или Котэ-гаэси с помощью блокировки запястья. Не понятно, что сделал мастер Wang, все произошло настолько стремительно. Тиба плюхнулся на пол, а мастер Wang стоял над ним и заламывал ему руку, отчего тот громко стонал от боли. Наконец, Wang отпустил его руку, и произнес: «Мало Ки. Приходите снова, когда у вас ее станет больше». А потом он обратился к Тамура и Саотомэ, которые в задумчивости стояли у стенки, со словами: «Хотите попробовать?». Но они оба покачали головами отказываясь, и сразу же ушли. Больше они никогда даже не заикались о мастере Wang... Насколько я понимаю, Тиба не мог рассчитывать на реванш. Ему нужно было бросить все, и «сидеть у ног» мастера Wang.

Фото: дома у мастера Wang: Roshi Wang Shujin (王樹金) сидит в центре, Hidemine Jibiki (地曳秀峰) третий справа

Когда впервые у вас возник интерес к китайским БИ?

Очень давно, когда мне было еще примерно 25 лет. Я зашел в лавку букиниста в Kanda, чтобы посмотреть какую-нибудь литературу на английском языке, которая могла бы мне пригодиться по работе на американской военной базе. И там я нашел американский журнал «Life», со фотографиями китайских военных, которые занимаются каким-то «странным» видом БИ. Журнал был старый, выпущенный еще во время войны. Наверное он попал в эту лавку от какого-то военного из оккупационных сил (послевоенная Япония временно управлялась военными оккупационными силами США). Теперь я жалею, что не купил его, для меня он часть моей истории.

Фото: мастер Yang Chengfu

Тогда вы еще занимались Каратэ?

Да, верно. Тогда я думал, что лучше Каратэ в Будо нет ничего. Но потом, когда мне исполнилось примерно 27 лет, я перешел в Дайто-рю Айки Будо. Я был в прекрасной физической форме и был полон уверенности, что нет ничего, чтобы я не смог сделать. На фотографиях китайцы, вероятно, практиковались в Тайцзи-цюань, но поскольку я занимался Каратэ, то не мог понять сути того, что они делали. Я не мог себе даже вообразить, как используется, например, Zabansei (Zuò Pán Bù / 坐盤勢 – «поза со скрещенными ногами»), или Tanben (Dān biān / 単鞭). Когда я впервые увидел Тайцзи-цюань, то был озадачен его необычностью и загадочностью, и я оставался в этом недоумении, пока однажды, не повстречался с мастером Wang Shujin.

А как вы о нем вообще узнали?

Где-то лет 30 назад, в газетах было опубликовано несколько заметок о том, что к нам в Японию приехал великий мастер китайского Кемпо Wang Shujin (1904-1981). Вспомнив те фотографии в журнале «Life», мне захотелось встретиться с ним.

И как это произошло?

Ну, мастер Wang Shujin был важной фигурой, он был уполномочен правительством Китая пропагандировать китайские БИ в Японии. Кроме того, меня беспокоило то, как мы будем общаться, ведь он иностранец. Ну, вообщем, мне было страшновато идти одному... (смеется)

Когда, в очередной раз мы вместе с друзьями после тренировки в Айки отправились расслабиться и выпить, а наши разговоры почти всегда были, естественно, о Будо, я предложил им сходить посмотреть на мастера Wang Shujin. Особо желающих, кроме Kazuo Yokota, не оказалось. Тогда я вспомнил, что когда еще занимался Каратэ, я видел некоторые фотографии мастеров китайского Кемпо, на которых они практикуются с оружием, поэтому попытался заинтересовать друзей предложением посмотреть на практику с оружием мастера Wang Shujin. Но безуспешно, не проявили интереса к китайскому мастеру даже те, кто практиковался в Кобудо. Они мне сказали: «Ну, если вам так хочется, то идите, а нам неохота. Вам интересно, а нам - нет»... (смеется) Большинство из них интересовало лишь только, как защищаться от оружия, а не как им владеть.

А вы сами практиковались в Кобудо?

Одно время я практиковался с длинным и коротким мечом, а также с сюрикеном у Сенсея Цунэдзиро Хосоно в Дайто-рю. Но в общем-то говоря, практика с оружием меня не сильно интересовала. Я был больше заинтересован в том, как защищаться от него. Т.е. практика с оружием мне была нужна для того, чтобы лучше понимать, как от него защищаться.

Фото: Додзе Rembukan, Токио, апрель 1968. Phil Relnick, слева в заднем ряду (теперь преподает Tenshin Sho-den Katori Shinto-ryu в Сиэтле); Quinton Chambers, второй сдева в заднем ряду (теперь преподает Shinto Muso-ryu Jodo на Гавайях); Кап. Charles (Chic) Eather, третий слева в заднем ряду; YatsuoKobayashi, крайний справа в заднем ряду. Donn Draeger, слева в переднем ряду; Takaji Shimizu, второй слева в переднем ряду; Martin Gravestyn, третий слева в переднем ряду; Nobuko Relnick, крайний справа в переднем ряду

Ну, и как прошла первая встреча с Роси Wang Shujin?

В одной из статей в газете об этом мастере было указано, что он преподает в зале Сенсея Takaji Shimizu (清水隆次) (25 глава Синто Мусо-рю Дзёдо / 神道夢想流枝道), поэтому мы пошли туда. Не помню точно в каком это месяце было, помню только, что было настолько тепло, что мы закатали рукава своих рубашек. Поэтому думаю, что это было в начале лета. В первый наш приход Роси в зале не оказался, поэтому поговорить с нами вышел Сенсей Симидзу. Он сказал нам, что Роси в зале нет, но мы можем прийти в другой раз. Мы опять пришли в зал в воскресенье, на следующей неделе. Я всю неделю работал на американской военной базе в Kisarazu, и у меня был единственный выходной день в воскресенье.

А каково было ваше первое впечатление о Роси?

Ну, он сильно отличался от того, что я себе воображал... (смеется) Как большого мастера Кемпо я его себе представлял худым и бесстрашным, как каратэку или боксера, но он оказался больше похож на пухлого Хотея-сама. Это было для меня очень неожиданностью... (смеется)

Рис. «Хотей», один из 7 божков счастья, «заведующий» хорошим здоровьем и счастьем. Иллюстрация из «Сто ликов Луны» (月百姿) Tsukioka Yoshitoshi (月岡芳年)

Однако, я не мог даже вообразить себе, что будет далее, я даже не знаю, как это описать словами. В результате, я сказал ему, что готов ездить из Кисарадзу, чтобы заниматься у него, и лихорадочно умолял взять меня в обучение. В то время транспортные пути были развиты не так хорошо, и мои поездки в Токио занимали много времени.

Kinbei Sato, ученик Kakuyoshi Yamamoto, преподает Дайто-рю Айки Будо

И он сразу согласился?

Да, велел мне приехать в 6:30 утра в Meiji Jingu (Императорский сад). Г-н Kinbei Sato (佐藤金兵衛) тоже практиковал по утрам. Но я по утрам не мог заниматься, потому что жил далеко, в Кисарадзу. А утром в воскресенье я преподавал как Сихан-дай в додзё Хосоно в Коива (пригородТокио). Поэтому я попросил Роси, если можно, сделать для меня исключение, чтобы я мог обучаться в додзё Toyama (додзё Симидзу). И еще мне повезло – Сенсей Симидзу был очень расположен ко мне и разрешил изучать у него Дзё.

Фото: анонс выступления Wang Shujin, 1960. Из архива Всеяпонской федерации Дзёдо (全日本杖道連盟)

Когда я думаю об этом сейчас, то мне кажется, что мои индивидуальные занятия в додзё Тояма позволили мне лучше изучить искусство Роси. Это была моя удача.

Фото: Wang Shujin демонстрирует Столбовое стояние, Тайпей

А что вы делали на тренировках у Роси?

Да, почти все тренировки простоял в Chanron... (смеется)

* Примечание: Chanron - это метод «Столбового стояния» (姑椿) - Kikou (気功 / Qigong). Более распространенное название Chanron - это Taisei Kikou (大成気功). На путунхуа произносится, как «Zhan Zhuang», но Роси Wang Shujin, который родился в Тяньцзине (Tianjin / 天津), называл его Chanron. Роси говорил, что нет никакого смысла в обучении таолу Taiji Quan или Xing Yi Quan для тех, кто не создал прочную базу в Gong Fu (теория и практика Kи также является основой в японском Будзюцу). Chanron (Taisei Kikou) – это самое начальное упражнение для вводных навыков в «манипуляциях» с Ки.

Так, что те, кто ожидал от практики Кемпо сплошь тренировки в различных ударах и блоках, были бы жестоко разочарованы... (смеется) Именно так я и представлял базовую подготовку в Кемпо. Поначалу я абсолютно не имел никакого понятия о Chanron, а просто повторял за Роси. После практики с Роси я продолжал свою тренировку с Сенсеем Симидзу в Дзёдо из Синто Мусо-рю.

Ваше представление о Будо изменилось после обучения в Тояма додзё?

Под крышей додзе Сенсея Симидзу собиралась люди из различных школ Кобудо (Корю), и благодаря знакомству с ними, конечно же, мои представления о Будо очень изменились. Кроме того, на мои представления повлияла и практика с Сенсеем Симидзу – я понял всю важность хорошего партнера (учитачи - грамотный преподаватель, умелый учитель, умело делающий удары). Потому, что если партнер не обладает мастерством меча, понять всей глубины защиты невозможно.

Я также обожал ходить на посиделки со своими коллегами после тренировки... (смеется) У нас было два «места»: одно было там, где была река Shibuya (Река Сибуя, 1921. Река Сибуя сейчас), по которой теперь проходит проспект Сибуя, а другое – «шашлычка» в старинном торговом квартале Harmonica Yoko-cho (ハモニカ横丁), там готовили замечательные якитори. Мы в ней считались постоянными клиентами! (смеется) На этих посиделках я узнал о многом, что подпитало мой интерес к дальнейшему изучению БИ. Однако, меня прежде всего интересовало все то, что было связано с искусством «пустой руки». Искусство «пустой руки» было моим излюбленным «блюдом», в котором я собирался постепенно увеличивать количество «гарнира»... (смеется)

И как шел процесс вашего обучения у Роси?

Говорили, что Роси Wang Shujin хотел бы остаться в Японии, но ему нужно было вернуться домой через один или пару месяцев. Я предполагаю, что это было связано с продлением его визы, или что-то типа того... После того, как он уехал, я не знал когда он вернется, поэтому я все время держал связь с Сенсеем Симидзу.

Однако, мне повезло, за короткий период обучения у Роси, ему удалось меня многому научить. Причем, мы практиковались не только Тайцзи-цюань, но и в Синъи-цюань (Xing Yi Quan). Правда, в первое время я совсем не понимал истинный смысл всего того, что мы делали. Поскольку я до этого занимался Каратэ, мне казалось, что будет гораздо проще разобраться с более динамичными формами Синъи-цюань, чем с медленными Тайцзи-цюань. Не тут-то было, в Синъи-цюань я долго никак не мог понять - как делаются удары по методу Ки. Можно сказать, что я имел некоторое относительное понимание Ки при изучении Айки, но как применять Ки в ударах я совсем не понимал. Видимо у меня то же было еще мало Ки... (смеется) Из-за своих «силовых» привычек, приобретенных в Каратэ, я первое время пытался делать удары Синъи-цюань, как обычно – изо всех сил! (смеется)

Фото: семинар по кusarigama (鎖鎌), 1920. В переднем ряду, крайний слева: Takaji Shimizu, 25 глава Shinto Muso-ryu Jodo; в переднем ряду, третий слева: Hanjiro Shiraishi (白石範次郎), Shinto Muso-ryu Jodo; в переднем ряду, четвертый слева: Jigoro Kano (嘉納治五郎), основатель Дзю-до; в заднем ряду, четвертый слева: Kiroku Takayama (高山喜六), Shinto Muso-ryu Jodo

Фото: Hidemine Jibiki

Т.е., можно сказать, что ваши тренировки в додзе Тояма стали для вас новым витком вашего мастерства?

Да, определенно. Был период, я был восхищен замечательными методами Дайто-рю Айки Будо. Я был так увлечен этим занимательным искусством, что иногда забывал даже поесть. Дождь ли, солнце на улице, я не ничего не замечал вокруг, я думал только об Айки.

Но потом я увидел еще более увлекательное искусство Роси Wang Shujin, хотя, был не в состоянии в полной мере понять его методы. Однако, я уяснил, что основа основ Бугей Роси основывается на Chanron (Taisei Kikou - Столбовое стояние).

А как насчет успехов ваших коллег?

Ну, как известно, способности к обучению у всех разные... (смеется) После тренировок мы с энтузиазмом обсуждали, кто-что смог понять на занятии... (смеется) Когда я думаю об этом сейчас, то понимаю, что пошел тренироваться к Роси, потому что имел огромное желание, но не все так жаждали во всем разобраться, как я.

А насколько удивительными были навыки Роси Wang Shujin?

Ну, Роси было известно, что такое Айки, и что я изучал его. Он предложил мне попробовать его применить на нем. Однако, воздействовать на его суставы у меня не получалось, он просто «кружился», а затем «выскальзывал». А потом от одного легкого прикосновения его руки я просто отлетал. Это настолько невероятно, что глядя со стороны даже не верится, это надо попробовать на себе, чтобы поверить. Я думаю, что он был человеком, который реально достиг веришины Будо. И я рад, что мне в жизни посчастливилось поучиться у такого грандиозного мастера.

Говорят, что очень трудно учиться у людей, чье мастерство превосходит человеческое понимание...

Это правда. Однако, Роси Wang Shujin старался по возможности все объяснять.

Я в то время по утрам воскресенья преподавал Дайто-рю Айки Будо в додзе Цунэдзиро Хосоно в Коива (в сторону Edogawa от Токио), как Сихан-дай, а потом во второй половине дня практиковался в Тайцзи-цюань и Дзё-до в додзё Тояма, а затем, вечером, возвращался в Кисарадзу, где я работал. Я был очень деловым человеком... (смеется)

Т.о. в воскресенье, после работы, я занимался Тайцзи-цюань и Kикоу, а также сотни раз «вертел» дзё, практикуясь в базе Синто Мусо-рю. Это было время, когда я осознал огромную важность базовых навыков в Будо.

Сенсей Цунэдзиро Хосоно также славился, как большой мастер Явара (другое наименование японских БИ «пустой руки»), и мне ужасно захотелось стать таким же. Техники Явара были для меня столь притягательными, что я не мог противостоять им... (смеется) Одной из главных движущих сил в моей жизни является непомерное любопытство.

(Часть 4)