Перейти к содержимому


  




Тёю Мотобу (Motobu Udun di)

Автор: clover, 24 Декабрь 2014 · 1 015 views

Тёю Мотобу (Motobu Udun di) Тёю Мотобу (Motobu Udun di)

(перевод clover)

Сенсей Motobu Choyu родился в 1857 г. Он был первым сыном Motobu Aji Choshin. Во времена королевства Рюкю (* упразднено японцами в 1879 г.) официальным обращением к Тёю Мотобу было Inoha Aji Choyu. Титул Inoha Aji означал, что Тёю был главным наследником дома Мотобу, где Inoha являлось названием главной резиденции дома Мотобу, которая находилась в Motobu Magiri (Magiri - округ), на севере острова Окинава. Этот титул Тёю был официально утвержден рюкюским королем Сё Тай во время его церемонии Genpuku (церемонии совершеннолетия).

Мать Тёю Мотобу, Umimuta, была четвертой дочерью Oroku Uēkata Ryochu. Oroku Uēkata Ryochu (1819-?) был 12 главою семейства Oroku из клана Ba. Клан Ва был одним из пяти самых престижных кланов в королевстве Рюкю. Oroku Uēkata Ryochu с 1857 по 1859 гг. занимал пост в Sanshikan (наивысший королевский совет из трех главных чиновников, т.е. Три главных министра, которые управляли абсолютно всеми делами в королевстве, включая торговлю, полицию и армию).

С юных лет отец Тёю Мотобу обучал его Motobu Udun-di. Кроме того, чтобы обогатить знания Тёю в области различных БИ, отец также приглашал в их дом самых известных учителей каратэ того времени, например таких, как Matsumura Sokon и Itosu Anko (оба – Сюри Тэ). Тёю Мотобу, вместе со своим сводным братом Тёки Мотобу и их приятелем, Yabu Kentsu, изучали Томари Тэ (Тоmai-di) в доме Matsumora Kosaku. ("Choki Motobu: The Lost Interviews of 1936." Classical Fighting Arts, 2 no. 11, (2007), 52-53 На русском).

Кроме того, Тёю Мотобу обучался придворным рюкюским танцам (Kumiudui, Kumiodori) в Tamagusuku-ryu у одного из известнейших мастеров классического рюкюского танца Tamagusuku Seiju (1868-1945. Танец Kumiudui, относящийся к жанру «Драма», был создан Tamagusuku Chokun (1684-1734). Премьера танцев в стиле Kumiudui состоялась в 1719 г. во время приема посланников китайского императора при дворе рюкюского короля. С тех пор Kumiudui был под королевским патронажем, как Ukanshin-udui (Kansen'udui) или «Королевский танец\Придворный танец», до тех пор, пока японское правительство не упразднило королевство Рюкю в 1879 г.). Также Тёю Мотобу изучал танцы-Ukanshin-udui у Matsushima Pēchin Choto. (Matsushima Pēchin Choto (?-1900) был главой семьи Matsushima и представителем девятого поколения в клане Motobu. Он был старшим сыном Matsushima Uēkata Chochin и Kadekaru Ōshu (7-й ребенок - дочь короля Sho Ko, 1820-1861). Основатель семьи Matsuhima — Мatsushima Uēkata Chojo, был вторым сыном Motobu Aji Chokyu. После ликвидации королевства Рюкю, Matsushima Pēchin Choto стал постановщиком танцев в театре Nakamo в г. Наха. В том же театре выступали знаменитые танцоры Tamagusuku Seiju и Tokashiki Shuryo (1880-1953).)

Сенсей Тёю Мотобу изучил около 30 ката и, конечно же, применение всевозможного оружия. Он также прекрасно владел искусством верховой езды, и был известен своими длительными верховыми прогулками между Сюри и деревней Yomitan. В те времена никто из окинавских мастеров не мог сравниться с Тёю Мотобу по глубине знаний и навыков в различных БИ. Кроме того, Тёю Мотобу любил заниматься искусством традиционных рюкюских танцев (ryūkyū buyō), а также поэзией (ryūka). Среди его близких друзей был, например, широко известный на Окинаве мастер ryūkyū buyō Tamagusuku Seiju (1868-1945). Сенсей Тёю Мотобу был также талантливым исполнителем на традиционном окинавском музыкальном инструменте sanshin, а также большим любителем пения старинных песен в стиле Ufu bushi.

Всю свою жизнь Тёю Мотобу гордился своим высокородным происхождением. По старинной традиции королевства Рюкю он продолжал сохранять свою статусную прическу в виде длинных волос, собранных на макушке в пучок. Свой пучок волос Тёю закалывал золотыми шпильками, что говорило об его высоком (Аji) социальном статусе согласно традиций королевства Рюкю. Люди любовались благородной красотой Тёю Мотобу, и говорили: «Его Высочество, Мотобу, является самым красивым из благородных господ!».

Учреждение клуба Okinawa Karate Kenkyu

Примерно в 12 (1923 г.) - 13 год периода Тайсё Тёю Мотобу учредил клуб Okinawa Karate Kenkyu (также был известен, как клуб Gwaa), здание которого располагалось в священном месте - с восточной стороны от храма Naminoue, у подножия скалы Nanminmou. (Скала Naminmou находится в современном районе Asahigaoka в г. Наха. «Mou» означает «поле» или «площадка». В настоящее время к востоку от храма Naminoue располагается парк, а те старые времена там была просто холмистая местность.) Членами этого клуба были такие мастера, как Kyan Chotoku, Teruya Kamesuke, Mabuni Kenwa, Miyagi Chojun и Gusukuma Shinpan, которые вместе с участием в клубе получили также возможность учиться у Тёю Мотобу. Сэйкити Уэхара был самым молодым (* примерно 20 лет) членом этого клуба, поэтому ему официально было поручено заниматься чайной церемонией. Как президент этого клуба и самый уважаемый мастер в мире окинавского каратэ того времени, Тёю Мотобу консультировал других мастеров по широкому кругу вопросов – от теории каратэ до его практики. Например, он консультировал Miyagi Chojun по бункаям к ката, а Mabuni Kenwa в Нojō-jutsu (искусство связывать веревкой).

Признавая высокородство Тёю Мотобу, люди обращались к нему не по имени, а по титулу. Например известно, что Kyan и Miyagi обращались к нему, как Аji ganashi-mē (ваше высочество, адзи), т.е. по титулу, согласно старой традиции королевства Рюкю. Многие окинавцы, в период Мейдзи, а часть - даже в период Тайсё, сохраняли приверженность своему старому государству и продолжали жить согласно прежним традициям королевства Рюкю. Но у Тёю Мотобу было и прозвище - «Нога», из-за его восхитительных навыков «исчезать» с линии атак, спутывая тем самым действия противников, с помощью таких методов, как Аshi waza - Тai-sabaki (Аshi-sabaki).

Как вспоминал Сэйкити Уэхара: «в свое время в клубе Gwaa, я видел множество знаменитых мастеров. Но никто из них не был столь хорош, как сенсей Тёю Мотобу в навыках Тai-sabakishi-sabaki). (* Главной тактикой в Тай-сабаки Мотобу Удун-ди является Ирими. * Грубо говоря, это означает, что блокирование выполняется в движении вперед, а не назад.) Это являлось результатом того, что в те времена почти никто из других мастеров, кроме Тёю, не придавал особого значения практическим навыкам в уходах и уклонениях с линии атак. Даже люди, которые считались весьма продвинутыми во всем, что касалось практической части ката, не пытались тщательно осмыслить стратегию перемещений\уклонений в качестве полноценного защитного действия. Идеи о том, что периодические драки в Tsuji-machi (квартал «красных фонарей» в г. Наха) или Кakedameshi (соревновательные/пробные/прикидочные бои) могут заменить систематические тренировки в Кumite - нельзя считать серьезными. Любой, кто говорит, что это равнозначно - сильно преувеличивает.».

Использование методов Тai-sabaki (Аshi-sabaki), которые способствуют существенному повышению эффективности техник в бою, к периоду Тайсё (1912-1926) было уже фактически утрачено. Тот тип кумитэ, который нам известен сегодня, является продуктом периода Сёва (1926-1989) – т.е. это совершенно другое кумитэ по сравнению с тем, что существовало в времена королевства Рюкю. Можно сказать, что только Тёю и Тёки Мотобу (* главной стратегией в Тай-сабаки у Тёки Мотобу было то же Ирими) унаследовали традиционные методы кумитэ.

Последние годы жизни

В 1923 г. Тёю Мотобу вместе со своим учеником Сэйкити Уэхара приняли участие в Еnbu (демо БИ), которое состоялось во дворце «Южного ветра» («Японском» - с правой стороны от замка Сюри; северный дворец был «Китайским» - с левой стороны от замка Сюри. В «Южном» дворце находился «штаб» охранников всего дворцового комплекса Сюри) замка Сюри, на котором они продемонстрировали ката Ufukun (Kōshōkun-dai; Канку-Дай). В 1924 г., Тёю Мотобу принял участие в Еnbu, которое состоялось в театре Наха, продемонстрировав на нем то же ката.

Всю свою жизнь Тёю Мотобу придерживался внутрисемейного «закона», согласно которому Удун-ди, которое он называл Ushu-ganashi-mē no bugei (БИ его величества), для посторонних должно быть не доступно. По этой причине, на общественных Еnbu он демонстрировал ката из «обычного» каратэ. Это означало, что почти никто не знал, что представляло собою стратегия, методы и техники Удун-ди, которые практиковал Тёю Мотобу.

Полную передачу Мотобу Удун-ди Тёю Мотобу сделал сыну Тёмо (Chomo) Мотобу, через своего ученика Сэйкити Уэхара. В 1928 г. Тёю Мотобу, возвращаясь домой со своим сводным братом Тёки Мотобу с Еnbu, которое состоялось в Kumejima, заболел, и скончался 21 марта. (Склеп (Haka) Тёю Мотобу)


**************

Фамильный герб семьи Мотобу

Герб королевского семейства (окинавск. - Удун) — это Tomoe(* религиозный символ, который встречается повсюду в Японии, не только на Окинаве), который на Рюкю называли Нijyaigumun. В королевстве Рюкю этот священный символ могли использовать только представители королевской семьи.

Но как же без красивых легенд...

Существует легенда о том, почему Томоэ стал символом рюкюской монархии. В результате вторжения войск клана Сацума в 1609 г. рюкюский король, Sho Nei, вместе со своими высокопоставленными министрами, были захвачены и отправлены в ставку Сацума для принесения вассальной присяги. Но один из рюкюских министров, Tei Do, отказался присягать захватчикам, поэтому его приговорили к казни в котле с кипящим маслом. Во время казни, два охранника возвели Tei Do на подмостки над кипящим котлом. Но он неожиданно схватил их и бросился вместе с ними в кипящий котел с криком: «Отправляйтесь со мною в ад!». Так три человека сварились в котле с кипящим маслом. Три «завитка» в круге (Томоэ) стали обозначать трех людей в кипящем котле.

Hidari Mitsu Domoe (Капли воды, закрученные слева-направо; бывает и справа) или Томоэ можно увидеть на многих элементах на Окинаве, как древних, так и современных. Сегодня Томоэ является одним из символов Окинавы.


Музей-деревня Мотобу: фото 1, фото 2, фото3, фото 4, фото 5.

Полуостров Мотобу (бывшие владения семейства Мотобу)

Горы Мотобу позади деревни Ябу (са. 1927)

Север Окинавы, где находится полуостров Мотобу (1955-1965)

Полуостров Мотобу известен сейчас своим океанариумом

Краткое описание Мотобу Кемпо
Ирими в Motobu Udundi
Быль и небыль о Тёки Мотобу
Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)

Марк Бишоп: описание Motobu Ryu (Motobu Udun-di)

  • stanis и OLEKSOV пользователям это нравится