Перейти к содержимому


  




Быль и небыль о Тёки Мотобу

Автор: clover, 14 Декабрь 2014 · 1 075 views

Быль и небыль о Тёки Мотобу Choki Motobu: Through The Myth...To the Man
Toм Росс

(перевод clover)

Это первая часть статьи, посвященной исследованию были и небыли о Тёки Мотобу, который был, возможно, одним из самых колоритных и величайших мастеров каратэ на Окинаве начала 20 в. Он также является одним из самых «непонятных» мастеров.

Тёки Мотобу был третьим сыном в большом знатном окинавском семействе, обладавшей большими социальными привилегиями в Рюкюском государстве, а также владевшим значительной частью земель (полуостров Мотобу). Однако, все ее привилегии были утрачены с момента аннексии японцами острова и ликвидации ими Рюкюского государства.

Тёки Мотобу, будучи человеком весьма крепкого телосложения и, обладавший весьма волевым характером, рассматривал изучение каратэ с чисто прагматической точки зрения.

Как и многие другие окинавцы тех лет, Тёки Мотобу не знал японского языка и плохо разбирался в тонкостях софистики японского этикета. Поэтому когда Тёки отправился в Японию, он не встретил там понимания (* японцы заведомо считали окинавцев отсталыми провинциалами) и не смог добиться признания своего положения в японском обществе. У него не было той харизмы, которой обладал Гитин Фунакоси, свободно изъяснявшийся на японском и прекрасно разбиравшийся в тонкостях устройства японского общества. В этом Тёки и Фунакоси были полностью отличны, и это предопределяло то, что они сосуществовали отдельно друг от друга, «не перемешиваясь, как масло и вода». Именно Фунакоси руководство Окинавской префектуры поручило провести первую официальную демонстрацию каратэ в Японии, и не последнюю роль в этом сыграла его интеллигентность и мягкие манеры. В отличие от Фунакоси, Тёки Мотобу больше всего занимал вопрос эффективности техник и боевых навыков в каратэ.

Реалии того времени

Начало 20 в. было отмечено небывалым уровнем национализма в Японии. Победы над Китаем в 1895 г., Россией в 1905 г., а также после аннексии Кореи в 1910 г. стали основой для роста милитаризма и самосознания японской нации.

Гитин Фунакоси был одним из первых мастеров, кто стал преподавать каратэ в японской столице, которое благодаря ему быстро приобрело там популярность. 12 апреля 1924 г. он присудил первые даны своим ученикам (Sells 1996), которые стали его первыми помощниками в преподавании. Вообще, для окинавцев было чрезвычайно непростой задачей в условиях роста японского национализма заинтересовать японцев в изучении, по существу, иностранного для них вида БИ. Тем не менее, Фунакоси это удалось, сначала с помощью авторитетного мнения Дзигоро Кано (основателя Дзюдо), а позднее - благодаря содействию Dai Nippon Butokukai (императорская организация, содействовавшая сохранению и развитию японских видов БИ. Основана в 1895 г.). Правда для этого пришлось «санировать» историю происхождения каратэ от китайского «душка», а также создать методику обучения ему, наподобии имевшихся в Дзюдо, Кэндо и пр. видах японских БИ. Это было необходимо, иначе бы японцы не признали бы каратэ за «полноценное» БИ. Т.о. каратэ в Японии стало видом БИ, достойным для изучения буси, главной целью которого было самосовершенствование. Сословие «Буси» (самураи) в Японии было к тому времени давно уже упразднено, но культура, связанная с буси, продолжила свое существование и после этого.

Некоторые факты биографии Тёки

Тёки Мотобу родился 5 апреля 1870 г. Его отец, Choshin Motobu, был сыном принца Sho Ko (Shō Kōshin, принц Motobu Chōhei), который, в свою очередь, был шестым сыном окинавского короля Sho Shitsu (Iwai 1994). Будучи младшей ветвью королевского рода, семья Мотобу носила название – «Дом Cho»(House of Shō) (Sells 1996). Тёки, будучи только третьим сыном Choshin Motobu, считался, согласно рюкюских традиций наследования, лишь номинальным владельцем земель семьи Мотобу. Кроме того, как писал историк королевства Рюкю Kinjo Hiroshi, не смотря на то, что Тёки был сыном Choshin Motobu, его матерью была не законная супруга Choshin, а наложница (по имени Maushi). Т.е. Тёки был сводным братом Choyu, который был первым сыном Choshin Motobu. Вполне вероятно, что прискорбный факт «второсортности» в собственой семье, мог уязвлять самолюбие Тёки, повлияв, т.о., на формирование его характера.

В семье Мотобу, по традиции наследования, только старший сын мог претендовать на полноту своего образования, включая и полную передачу семейного БИ – Мотобу Удун (оно же – Готэн Тэ или Буси Тэ). Соответственно, полную передачу Мотобу Удун получил первый сын Choshin Motobu, Choyu. Т.е., отец маленького Тёки не допустил его до изучения семейного стиля Мотобу Удун. Однако, по некоторым сведениям, Тёки очень хотел учиться, поэтому иногда он мог тайком подглядывать за тренировками первого сына, и подсмотренное им стало его самыми первыми знаниями о каратэ.

Тёки также был отстранен от непосредственного воспитания отцом, он рос, в основном, только под материнским приглядом. Без отцовской строгости Тёки рос своевольным и упрямым ребенком, не лишенным, тем менее, сообразительности. От природы он обладал крепким телосложением и хорошей координацией движений. Его даже прозвали «Обезьяной»» (Motobu no Saru Umei) за необычайную ловкость. В возрасте 4 лет, мать отправила Тёки учиться в обычную деревенскую школу, которую он, по его собственным словам (согласно сведениям из книги Hashihiko Nakata «Motobu Choki Sensei: Goroku», 1978), возненавидел, поэтому часто прогуливал уроки, предпочитая им игры с друзьями.

Вопреки распространенному мифу о том, наследие каратэ Тёки Мотобу (которое не является тем же самым тилем, что и семейный Мотобу Удун, полную редачу которого получил первый сын, Choyu) было безвозвратно утрачено, оно продолжает существовать и развиваться благодаря сыну Тёки Мотобу, Chosei. Также благодаря историческим трудам Tsukuo Iwai, одного из старших учеников Chosei Motobu, мы теперь получили возможность лучше узнать о годах юности Тёки Мотобу. Например о том, что Тёки, как и другие его два брата, много тренировался на макиваре, начиная с самого раннего возраста. Первым учителем Тёки стал один из родственников, который нередко приходил в гости в его дом. Известно, что этот человек был мастером в Kobujutsu, и был служащим, Ufuchiku (во времена рюкюского королевства это означало примерно «средний чин в полиции»). Каждый раз, когда он гостил в доме Тёки, тот его упрашивал: «Покажите мне что-нибудь из Тэ!» (Iwai 1994).

Как выяснилось в ходе исследований, этим Ufuchiku был никто иной, как легендарный Sanda Kanagusuku (он же Saburo Kinjo, Kinjo Ufuchiku или Kani Usumei), который был очень близким другом «Буси» Мацумура (одним из наиболее знаменитых мастеров каратэ; самый известный его ученик Itosu Anko). Возможно, Sanda Kanagusuku, обладавший значительными практическими навыками в Тэ - вследствие его службы в полиции, первым побудил Тёки к поиску и изучению наиболее эффективных методов и техник каратэ.

В возрасте 12 лет Тёки, вместе с первым сыном Choyu, поступил в обучение к мастеру Itosu (великий мастер, который во многом способствовал тому, чтобы преподавание каратэ было включено в программу школьного образования на Окинаве). Известный историк Mark Bishop указывал, что со временем мастер Итосу отказал Тёки в обучении, поскольку тот постоянно пытался самоутверждаться в глазах окружающих. Некоторые иные источники также утверждают, что Тёки Мотобу был учеником «Буси» Мацумура. Но нет никаких доказательств того, что Тёки Мотобу когда-либо превосходил в Туиди (старое название «Кумитэ») первого сына Мотобу, Choyu, а также того, что он был лучшим на тренировках (Iwai 1994). (Рассказ Тёки о том, что в технике он превосходил Тёю не подтверждается ни одним из мастеров того времени. Поединка между ними никто никогда не видел, а более серьезная подготовка Тёю, делает слухи о победе Тёки весьма неправдоподобными - как рассказывал в интервью Richard Florence мастер Seikichi Uehara (обладатель полной передачи Мотобу Удун).)

В статье Тёки Мотобу «Karate no Kenkyu» (переведенной на агл. Джо Свифтом «A Night of Talking about Karate Karate Ichiyu-Tan»), опубликованной в 1934 г., Тёки говорил: «я очень хотел изучать БИ еще с детства, и учился у разных учителей. У сенсея Itosu я проучился примерно 7-8 лет». Кроме Мацумура Сокена, Тёки Мотобу также учился у мастера Sakuma-Pechin из деревни Gibo, а также у мастера Kosaku Matsumora из Томари (Iwai 1994).

Т.о., рассказы некоторых людей о том, что Тёки Мотобу был талантливым самоучкой - просто не состоятельны. Тёки Мотобу, как минимум два года обучался у мастера Matsumora из Томари (Sells 1996), а до этого еще 9-10 лет у Kanagusuku (в детстве), а также у мастеров Sokon Мацумура и Сакума из Gibo! Как указывал сам Тёки во время встречи с молодыми мастерами каратэ, которая состоялась в 1936 г., самое большое впечатление на него произвели мастера Итосу, Сакума и Мацумора (в переводе McCarthy 1994).

Поиски Тёки эффективности в каратэ

Будучи учеником многих великих мастеров того времени, Тёки Мотобу был одержим идеей поисков наиболее эффективных методов и техник в каратэ. Shoshin Nagamine писал в своей книге «Tales of Okinawa's Great Masters» (Легенды о великих мастерах Окинавы), что Тёки, будучи в возрасте всего примерно 17 лет, предложил померяться силами мастеру Komesu Magi (которому было 32 года и он уже считался весьма опытным мастером борьбы на Окинаве). Поначалу Komesu Magi ответил отказом, не желая навредить своей репутации из-за боя с подростком, но все же Тёки удалось его упросить, говоря ему, что он только хочет сравнить эффективность действий в каратэ и борьбе. После этого поединка Тёки сделал определенные выводы о сильных и слабых сторонах техники каратэ. Если история не является легендой, то возраст 17 лет можно считать отправной точкой в поисках Тёки самых эффективных методов каратэ.

К 20 годам Тёки уже приобрел некоторую уверенность в своем мастерстве, и примерно в том же возрасте он начал наведываться в довольно неспокойный район Тsuji Machi (район «красных фонарей» в г. Наха), где ему нередко приходилось применять свои навыки (* по словам Хисатеру Мияги– посещение молодежью Сюри района «красных фонарей» в Наха – в те времена было обычным делом).

Говорят, что именно в этом квартале Тёки Мотобу потерпел, вероятно, единственное поражение в своей жизни, от Itarishiki (Iwai 1994). Также говорят, что это поражение нанесло большой удар по самолюбию Тёки, и он старался про него в дальнейшем не вспоминать. Позднее, рассказывая о своих «подвигах» в квартале Цудзи, Тёки говорил: «в молодости я приобрел огромный практический опыт боя, дерясь в квартале Цудзи. У меня, наверное, было больше сотни драк, и ни в одной из них я не «потерял свое лицо» (сведения из книги Hashihiko Nakata «Motobu Choki Sensei: Goroku», 1978). Nagamine писал в своей книге, что на Тёки нападали всегда внезапно и коварно, и не было случая, чтобы он трусливо убежал. Благодаря этим дракам Тёки Мотобу приобретал не только опыт в реальных боях, но и использовал эту возможность для проверки эффективности различных методов каратэ.

Возможно нам не стоит критиковать поступки Тёки Мотобу столь же сурово, как это сделал Kenei Mabuni (сын великого мастера Kenwa Mabuni, основавшего стиль Сито-рю), который сказал: «в те давние дни многие молодые люди просили моего отца о Kake-dameshi (пробный спарринг) или об иных уроках техники, поскольку всем было хорошо известно, что он практиковал Tэ. И, если он соглашался на Kake-dameshi, то он его проводил в каком-нибудь укромном уголке города.». В свою очередь, сам Kenwa Маbuni говорил о Тёки: «будучи молодым человеком, он был очень самонадеян в изучении каратэ, не доверяя до конца никому из своих учителей. Он пытался доказать всем, бросая вызовы многим известным мастерам, что его навыки в каратэ лучше, чем у кого-либо. Вполне понятно, что известные мастера того времени отказывались с ним драться, и он возвращался домой, переполненный чувством гордости, считая, что все эти мастера просто боялись его, и, не понимая, что они отказывались, не желая просто потокать его чванству.».

Конечно, мнение мастера - современника Тёки Мотобу очень интересно, и оно, безусловно, характеризует Тёки не в лучшем виде, но это искреннее мнение Мабуни о Мутобу. Было бы конечно же наивностью считать, что при Kake-dameshi его участники не пытались друг другу что-либо доказать, либо то, что эти поединки всегда кончались бескровно. Безусловно, Тёки не был образцом для подражания в поведении, и многое о том, что он рассказывал о себе, другие бы на его месте просто бы умолчали. Тем не менее, чрезвычайно интересным является тот факт, что при наличии у Тёки Мотобу столь «варварской» репутации, в 1918 г. он стал членом весьма представительной организации мастеров каратэ, в которую, кроме него (? - клуб был учрежден Тёю Мотобу в 1923\24 г., и имя Тёки Мотобу среди его почетных членов не упоминается), входили: его брат Choyu, Chojun Miyagi, Shinpan Gusukuma и Chotoku Kyan (Sells 1996).


Примечание редактора: это вторая часть статьи, посвященной Тёки Мотобу.

Ката Тёки Мотобу

Некоторые утверждают, что Тёки изучил только все то, что было связано с практикой ката Naihanchi Shodan и, возможно, Passai, однако, последние исследования его жизни говорят о том, что он знал куда больше ката, чем только эти два. По давней традиции обучения каратэ тех лет, обучение учеников начиналось с ката Naihanchi, и только после полного его освоения переходили к изучению следующего ката. Как рассказывалось в статье Howard High о Yasuhiro Konishi: «Сенсей Кониси считал Тёки Мотобу гением в БИ, поэтому предпринял все возможное, чтобы учиться у него. Любимым ката Тёки Мотобу было Naifanchin (Nаihanchi). Но Тёки знал и множество других ката, однако, начинал обучать своих учеников именно с ката Naifanchin».

Учитывая глубокие познания Тёки Мотобу в ката Naihanchi, бункай которого он опробовал в реальных боях, то обучению ему своих учеников он отводил значительный период времени, и лишь после этого преподавал им другие ката. Т.о., из-за длительного периода преподавания ката Naihanchi, вероятно и возник миф о том, что Тёки Мотобу знал лишь только одно это ката, и источником таких слухов, вероятно, прежде всего стали те люди, которые проучились у него весьма недолное время.

Еще одним свидетельством того, что Тёки Мотобу знал множество и других ката, являются некоторые сведения, содержавшиеся в его же рассказах. Например, Nakasone Genwa цитировал в своей книге рассказ Тёки о том как, как-то раз он зашел в гости к своему бывшему учителю Анко Итосу: «Вот туда, в один прекрасный день, я и отправился - в его дом, рядом со школой, где мы сидели, беседовали о боевых искусствах и текущих делах. С нами еще было трое его учеников. В какой-то момент нашей беседы Итосу обратился к ним и сказал: «покажите нам ката». Ката, которое они показали было очень похоже на ката Чаннан, которое я знал, но были некоторые отличия. Тогда я спросил одного из учеников, что это было за ката, а он ответил: «Это Пинан-но Ката». Через некоторое время, когда ученики ушли, я спросил у Итосу: «Я хорошо знаю ката Чаннан, но ката, которое показали нам ученики было иным. Как это понимать?». Итосу ответил: «Да, ката Чаннан я изменил, теперь оно отличается от его первоначальной формы. Мои ученики сказали мне, что им проще называть это ката «Пинан», чем «Чаннан», и я прислушался к их мнению.». Т.е. эти ката претерпели изменения еще при жизни Итосу.». (Nakasone 1934)

Поэтому рассуждения о том, что Тёки Мотобу не знал ката Pinan (Хэйан) можно считать несостоятельными. Причем, что любопытно, Тёки знал старую версию Pinan, еще не измененную мастером Итосу.

Кроме того, то что Тёки Мотобу были известны многие ката подтверждается и тем, что в учебной программе, согласно которой преподает его сын Chosei, содержится множество ката. В ней есть, кроме ката Найханти Сёдан и Нидан, а также ката Чаннан (старая версия ката Рinan, которое в школе Мотобу имеет название Shiraguma no Kata), ката: Passai, Wanshu, Wankan, Chinto, Kusanku, Chinti и др. Это говорит о том, что Тёки Мотобу знал гораздо больше ката, чем предполагают некоторые люди.

Период пребывания Тёки Мотобу в Японии

В 1923 г. (Iwai 1994; другие историки говорят, что в 1921 г.), возможно, в поисках лучших заработков, Тёки переехал вместе с семьей в Японию, в г. Осака. Вскоре после переезда он ненадолго вернулся на Окинаву, где в течение трех месяцев тренировался вместе со своим старшим братом Choyu. Именно тогда Тёки познакомился с 19-летним учеником Choyu, которого звали Seikichi Uehara. Как вспоминал Uehara те случаи, когда Тёки был его партнером на тренировке: «всякий раз, когда я пытался нанести удар Тёки, он успевал заблокировать мою руку раньше, чем я успевал завершить свой удар. Он блокировал удары таким образом, что они почти «отсушивали» мне руку» (Uehara 1992).

Когда Тёки вернулся с Окинавы в Осаку, ему удалось устроиться на работу охранником. Это было немалой удачей для человека, который никогда не изучал японский язык. Если вспомнить, что Тёки Мотобу был членом высокородной рюкюской семьи, то вполне вероятно, что после ликвидации японцами королевства Рюкю, некоторые жители Окинавы считали ниже своего достоинства изучать японский язык (* например, принципиально изучать японский язык не стал легендарный мастер каратэ Хохан Сокен).

В ноябре 1924 г. (Iwai 1994) произошло событие, которое прославило имя Тёки Мотобу на всю Японию. Однажды, в свободный от работы день, Тёки увидел афишу с анонсом выступления иностранного боксера, и он решил поехать в Киото, чтобы посмотреть на него. Понаблюдав за поединками, в которых боксёр (именовавшийся на афише «чемпионом Европы по боксу») победил нескольких дзюдоистов, Тёки решил тоже вызваться на бой. Он выступил и победил боксера, который был гораздо выше него ростом.

Позднее Тёки Мотобу рассказывал: «когда я сражался с иностранным боксером в Киото, он был очень высок ростом, поэтому мне пришлось изловчиться так, чтобы ударить его в голову в прыжке. Такое действие вполне эффективно против людей, которые значительно превышают вас ростом» (сведения из книги Hashihiko Nakata «Motobu Choki Sensei: Goroku», 1978). Победа Тёки над иностранным боксёром существенно способствовала росту его репутации, как бойца в сообществе БИ (Iwai), и после этого количество учеников у него резко увеличилось.

По информации из другого источника (цитата Choso Nakama в книге Mark Bishop «Okinawa Karate»): в первом раунде Мотобу просто уходил и уворачивался от атак боксера. Во втором раунде боксер нарастил интенсивность своих атакующих действий, и тогда, во время одной из атак Тёки встретил его ударом (в прыжке), который был выполнен в типичной для «Ti» (старый термин «Каратэ») манере - ударом кулака от уха.

Тёки победил боксёра будучи в возрасте уже 52 лет, что было особенно почетно, и добавило уважения к его репутации. Наконец-то его навыки были оценены в той должной мере, которые они действительно заслуживали. Тёки даже учредил новое Общество содействия развитию Toudijutsu (еще один старый термин для «Каратэ»).

Безусловно, это стало очередным ударом по самолюбию Тёки, когда примерно через год после поединка, в сентябре 1925 г. в очень известном по тем временам журнале о БИ «Kingu» (King), вышла заметка об его бое с боксером. Шокировал его не сам текст, а иллюстрации к нему, на которых был изображен не он, а Фунакоси, нокаутирующий боксёра.

Люди, близкие к Тёки Мотобу, рассказывали впоследствии, что он был очень зол на авторов этой публикации, но у него не было возможности предъявить претензии к такой крупной компании, как издательство «Kodansha» (которая издавала журнал «King»). Возможно, он также был зол и на Фунакоси, считая, что один из его учеников, иллюстрировавших статью (у Фунакоси тогда занималось не мало журналистов) намерянно совершил такую «ошибку».

Но, в любом случае, это присшествие безусловно ухудшило взаимоотношения между ними, и, как говорят, якобы именно этот скандал побудил Тёки Мотобу отправиться в Токио, чтобы «встретиться» с Фунакоси.

Насчет встречи Тёки Мотобу с Фунакоси существует множество домыслов и слухов, так как практически нет независимых свидетелей (т.е. информация только от учеников Тёки Мотобу не может считаться объективной в силу того, что это был их учитель, к тому же никто из этих учеников самолично не присутствовал при встрече Мотобу с Фунакоси*), которые видели, как эта встреча происходила в действительности. Приводятся истории что-то типа того, что David Chambers рассказал в своей видеозаписи «Wado Ryu the way of peace and harmony», якобы: «в какой-то статье (?) в каком-то журнале (?) Ясухиро Koниси (* тоже ученик Тёки Мотобу) рассказывал, что встреча Тёки Мотобу с Фунакоси произошла примерно в 1930 г. И между ними состоялся поединок, в котором Фунакоси, наконец-то, Немезида (богиня возмездия) покарала его. Ноги Фунакоси охватила мгновенненная слабость, и он упал у ног Мотобу, униженно глядя на него, и ожидая с испугом чудовищный добивающий удар Мотобу.»

(* В книге Nakata, опубликованной в 1978 г., приводится пересказ слов Тёки Мотобу его учеником Kenji Marukawa: «Когда сенсей приехал в Токио (* после публикации в журнале «Kingu», значит где-то после сентября 1925 г.), там уже был «Другой окинавец», который довольно активно преподавал каратэ (* с 1922 г.). У себя на Окинаве, сенсей даже никогда не слышал его имени. После того, как сенсей разузнал, где преподает этот «Другой окинавец», он отправился в один из его клубов, где увидел, как тот учит своих учеников, беспрестанно перед ними «выделываясь». Тогда сенсей не выдержал, подошел к «Другому окинавцу», и приняв стойку Какэ-кумитэ, схватил его за руку, а потом сказал: «Что вы будете делать?». «Другой окинавец» беспуспешно пытался освободиться от захвата, и тогда сенсей подумал, что ударить его - будет слишком чрезмерным, поэтому он бросил его с помощью техники Котэ-гаэси, от которой «Другой окинавец» с грохотом упал на пол. Тогда «Другой окинавец» поднялся на ноги, с раскрасневшимся лицом, и сказал: «Давайте, еще раз», после чего они снова встали в стойки для Какэ-кумитэ, и мой сенсей снова бросил «Другого окинавца» с помощью Котэ-гаэси. «Другой окинавец» снова встал и предложил повторить, но был брошен снова, в третий раз.»)

Но раскручивание подобных историй о Тёки Мотобу очень хорошо «играло на публику». Несколько дзюдоистов и борцов обратились с просьбой к Тёки об изучении его боевые навыков. Два лучших ученика Фунакоси (Hironori Ohtsuka и Koyu Konishi) также перешли тренироваться к Мотобу. Уход этих двух учеников еще более испортил отношения между Тёки и Фунакоси. Еще одним каратистом, который пришел учиться к Мотобу был Kose Kuniba (на Окинаве известный, как Kosei Kokuba).

Проблема проверки своих боевых навыков в каратэ, вероятно, тогда встала очень остро, поскольку в Японии в те времена появилось Дзюдо и Кендо, изучение которых было не только включено в школьную программу, но они уже имели и свои форматы турниров. Вполне естественно, что множество молодых каратистов также нуждались в проверке свои навыков, а также в опробовании новых, разработанных ими техник.

Теперь нам уже никогда не будет достоверно известно какими были в действительности отношения Тёки и Фунакоси. В общем и целом, наверное можно предположить, что Фунакоси (который был педагогом, хорошо говорил по-японски и прекрасно разбирался в тонкостях японских социальных обычаев) мог иметь мнение о Тёки Мотобу, как о человеке «без манер». Может быть даже Фунакоси мог раздражать факт того, что по социальному статусу бывшего Рюкюского королевства Тёки был выше, чем он (* семья Фунакоси). В свою очередь, вероятно, Тёки Мотобу мог считать Фунакоси «паркетным каратистом», который практиковался только в ката и не имел опыта реальных боев.

Тёки Мотобу также, как и Фунакоси приехал в Токио, но не смог там достичь такой же популярности, как Фунакоси. Фактически, незнание Тёки Мотобу японского языка делало для него эту задачу практически заведомо неосуществимой.

Однако, тем не менее, Тёки удалось опубликовать в Японии две отличные книги о каратэ. В этом ему помог Chozo Nakama (ученик Chosin Chibana), который перевел их на японский язык. Это была большая работа, поскольку Тёки не мог толком связать и двух слов по-японски.

Первая книга Тёки «Okinawa Kenpo Karate-Jutsu Kumite Hen» (некоторые страницы этой книги в PDF) вышла в свет в 1926 г. К этому времени прошло всего 4 года, как Фунакоси также опубликовал свою первую книгу (в 1922 г., и в 1924 г. она была переиздана с заменой рисунков на фотографии).

Содержание книг Тёки и Фунакоси полностью отличалось.

В своей книге Фунакоси, в основном, описал ката и общие принципы самообороны. Т.е. книга Фунакоси предусматривала ката в качестве основного метода обучения каратэ (* т.е., как это обычно было в старину; того же мнения придерживался и Хохан Сокен) с минимумом кумитэ (* в старину называлось Туитэ). По мнению Фунакоси обучение посредством в основном кумитэ привело бы к деградации каратэ, как БИ.

В книге Мотобу напротив, основное внимание уделялось кумитэ (*судя по фото в книге – иппон-кумитэ). Приводились примеры действий против различных атак. Были описаны различные удары, включая по жизненно важным точкам, описаны принципы выведения противника из равновесия (* кудзуси) с помощью захватов\прихватов и блоков, а также было рассказано о применении ударов ногами, коленями и двумя руками. Следует отметить, что вариантов использования ударов ногами было крайне мало.

Демонстрация Ти Мотобу и Кониси

В 1932 г. Тёки Мотобу опубликовал свою вторую книгу - «Watashi no Karatejutsu», которая стала дополнением к его первой книге. В этой книге Тёки разместил иллюстрации своего любимого ката, Naihanchi, а также подробный его бункай, некоторые приемы из которого уже были им описаны в первой книге.

Возвращение на Окинаву

В период своего пребывания в Японии, Тёки несколько раз возвращался на Окинаву. Например, в 1936 г. он приезжал на встречу мастеров каратэ, которая была организована редакцией окинавской газеты «Ryukyu Shinposha». Темой этой встречи было обсуждение популяризации и дальнейшего развития каратэ (McCarthy 1994). Среди участников той встречи были такие знаменитые мастера, как Chojun Miyagi, Choshin Chibana, Chomo Hanshiro, Shinpan Gusukuma, Juhatsu Kiyoda и Chotoku Kyan.

Тёки Мотобу в своей жизни был и уважаемым человеком, и признанным мастером БИ. Однако, после его кончины, вокруг его имени распространились всяческие слухи и кривотолки (возможно они распространялись людьми, которые не любили его при жизни). Люди, которые на самом деле хорошо знали его, отмечали, что Тёки был интеллигентным человеком, с глубоким чувством достоинства.

Тёки Мотобу ушел от нас из жизни в августе 1944 г.

Характеристики Toudi Тёки Мотобу

Далее изложены несколько идей, которые Тёки Мотобу высказывал своим ученикам, и которые были опубликованы Hashihiko Nakata (ученик Kenji Marukawa, который, в свою очередь, был учеником Тёки Мотобу) в книге «Motobu Choki Sensei Goroku» (1978), которую частично перевел Joe Swift:

«В природе нет ничего неизменного».

Камаэ находится в Сердце (* у японцев «Сердце» чаще всего означает «мозги»), а не в позе.

Нужно уметь отражать внезапные атаки даже со спины (* развить в себе kumochi).

В реальном бою самым эффективным принципом обзвреживания врага является упреждение (* принцип «Сенсен-но-Сен»).

Намеривая удар преставляйте, что он должен пройти сквозь тело противника.

В реальном бою возможность использования действий ногами представляется гораздо реже, чем действия руками.

При блокировании ножного удара нужно особенно стараться подавить Син (* боевой настрой) у противника.

При парировании ударов нужно не просто отбивать\отклонять конечности тела противника, но и одновременно с этим выводить его из равновесия (* кудзуси).

Вся суть каратэ - это Сен Тэ (* «чувство, испускаемое через руки»).

Настоящий мастер не допустит серийной атаки против него, потому что он перемещается таким образом, что у противника не возникает возможности для нанесения повторных ударов.»

Последователи БИ Тёки Мотобу

Тёки Мотобу не удалось стать столь же широко известным мастером каратэ в Японии, как Гитин Фунакоси, который имел в Токио додзё каратэ «Сётокан», из которого впоследствии вышло множество известных мастеров. Но Тёки Мотобу оставил свое богатое наследие в таких городах, как Осака и Киото, а также в префектуре Гунма. Тёки обучил достаточное количество учеников, которые впоследствии стали известными основателями собственных стилей. Например, Ясухиро Кониси (который одно время также учился у Фунакоси), который в 1934 г. основал Shindo Jinen Ryu в Японии или Kose Kuniba, который также в 1934 г. основал Seishinkai Karatedo на Гавайях. Еще один ученик - Хиронори Оцука (который также одно время учился у Фунакоси) создал собственный стиль каратэ – Вадо-рю, программа обучения в котором основывается прежде всего на практике боевых действий, в чем явно прослеживается влияние Мотобу.

Третий сын Тёки Мотобу, Chosei Motobu, также продолжает преподавать каратэ своего отца посредством организации, учрежденной в 1922 г. его отцом - Nihon Denryu Heiho Motobu Kempo с главным додзё под названием «Daidokan».

О периоде между публикацией Тёки Мотобу второй книги в 1932 г. и его поездкой на Окинаву в 1936 г. существует очень мало информации. Известно только, что в марте 1932 г. он ездил на Гавайи, где у него возникли проблемы с визой. После въезда, примерно через месяц, он был задержан иммиграционной полицией в г. Гонолулу и выдворен обратно в Японию. Но за время своего короткого пребывания на Гавайях Тёки Мотобу успел сдружиться с местным жителем по имени Thomas Shigeru Miyashiro, который пытался помочь Тёки решить визовые проблемы. Благодарный за такие усилия, Тёки Мотобу попросил Mizuho Mutsu и Kamesuke Higashionna помочь ему в обучении Miyashiro, в результате чего они отправились на Гавайи в следующем году. Традиционная связь с Гавайской организаций впоследствии была продолжена его сыном, Chosei, который (вместе с Takeji Inaba) посетил Гавайскую организацию каратэ Seinenkai 25 апреля 2001 г.

Я искренне надеюсь, что эти дополнительные сведения также прольют некоторый свет в истории об этом великом человеке, который был не только талантливым каратистом, но и Гением реального боя. Только посредством объективных исследований фактов, а также основываясь только на мнении тех, кто сам лично хорошо знал Тёки Мотобу, что мы сможем узнать истинную историю жизни этого легендарного человека.

Благодарности

Особая благодарность Joe Swift за сотрудничество, поддержку и переводы, а также за его самоотверженную приверженность каратэ, что позволило мне понять многое, и без которого этот поиск истины не был бы возможным. Благодарю Christopher Caile за редактирование, добавление соответствующих исторических фактов и подборку исторических фото для этой статьи. Благодарю Patrick McCarthy за предоставление иллюстраций из журнала «Kingu» от 1925 г., на которых изображен Фунакоси вместо Тёки Мотобу, а также за отрывки переводов из книги Тёки Мотобу от 1932 г. «Watashi no Karatejutsu», переводом которой он в настоящее время занимается.

Ссылки

Koden Ryukyu Karatejutsu (Tokyo Airyudo 1994) by Iwai Tsukuo (partial translation by Joe Swift)

"Channan: The 'Lost' Kata of Itosu?" (Insights into the Martial Arts, NZ, in press) by Joe Swift. Also an article featured by FightingArts.com. (на русском)

"Unante The Secrets of Karate," by John Sells (1996)

Motobu Choki Sensei Goroku (Collection of sayings by Choki Motobu) by Nakata Hashihiko, overseen by Marukawa Kenji 1978 (partial translation by Joe Swift)

Tales of the great Okinawan Masters by Shoshin Nagamine (Translation by Patrick McCarthy)

The minutes of the 1936 meeting of the masters as translated by Patrick McCarthy 1994 and found in "The Ancient Okinawan Martial Arts: Koryu Uchinadi 2," by Patrick McCarthy

Bu No Mai : Ryukyu Oke hiden Bujutsu: Motobu ryu Udundi (Dance of the Martial arts: The secretly taught arts of the Okinawan Kings family: Motobu-ryu Udundi) by Uehara Seikichi (October 1, 1992) Tokyo: BAB, Japan Printing bureau.


Интервью с Тёки Мотобу
Краткое описание Мотобу Кемпо
Демонстрация Ти Мотобу и Кониси
Марк Бишоп: описание Motobu Ryu (Motobu Udun-di)
Записи Фунакоси рассказов мастера Azato

  • stanis это нравится