Перейти к содержимому


  




Интервью с Тёки Мотобу

Автор: clover, 10 Декабрь 2014 · 1 037 views

Интервью с Тёки Мотобу (фото: Тёки Мотобу, дамы и бункай Найханти....)

Interviews with Respected Elder Bushi, Choki Motobu Regarding Real Self-Defense - (Jissen) Episodes
Ryukyu Shimpo, 9, 10, 11 November 1936

Collections of Wakukawa Seiei, Okinawa Prefectural Archives
Translation by Kiko Asai Ferreira
Edited by Naoki Motobu and Peter M. Kobos

(перевод clover)

Интервью № 1: Беседа с новым поколением практиков каратэ

На волне роста интереса к каратэ, не только на Окинаве, но и за ее пределами, собрались молодые практики этого искусства, как из Нахи, так и из Сюри, чтобы обсудить текущее состояние дел в каратэ. После дебатов они пришли к заключению, что: «каратэ должно стать более эффективным, поэтому необходимо отказаться от всех «небоеспособных» методов в нем». После этого заседания, они пригласили на встречу одного из представителей старшего поколения мастеров каратэ, Тёки Мотобу, который считается самым опытным в навыках реального боя (Jissen). Эта встреча состоялась 7-го месяца (1936 г.) в 8 часов вечера в ресторане Uenorō, находящемся в районе Tsuji* г. Наха (* квартал «красных фонарей»). Молодые мастера хотели расспросить мастера Мотобу об его взглядах на Jissen исходя из его личного опыта. Мастер Мотобу обладает весьма крепким телосложением и совсем не похож на человека, возраст которого уже перевалил за 60 лет.

Среди молодых практиков каратэ, которые пришли на беседу с мастером Тёки Мотобу также были: Chōkei Takamine (* Shorin (Kobayashi) Ryu), Shōshin Nagamine, Angi Uezu из Полицейского департамента г. Нахи, Tarō Shimabukuro (* 1906- ; из Томари; ученик Chotoku Kyan), Ryōsho Kin из Сюри, Ryōkichi Miyazato из Kakinohana и Shichirō Yanagisawa из Департамента образования префектуры Окинава. После того, как молодежь разместилась вокруг почтенного мастера Мотобу началось обсуждение эффективности каратэ. За столом царила оживленная атмофера, все были очень рады поговорить на тему каратэ со своими коллегами, обучавшимися у различных мастеров. В ходе беседы почтенный мастер Тёки Мотобу даже встал, чтобы самолично продемонстрировать ката, а также показать некоторые методы самообороны от атак своим более молодым партнерамв. Пожилой мастер Мотобу с легкостью одолел всех по очередности молодых людей, которые находятся в самом расцвете жизненных сил. Истории о почтенном Буси Тёки Мотобу, приведенные далее, очень интересны. Они рассказывают об его молодости, уличных стражениях, учителях и пр.

Различия между старой версией ката Naihanchi и современной

В старой версии ката Найханти, которую я изучал, когда мне было всего 12-13 лет (са. 1882 г.), удары были другими. В старые времена удары наносилсь «плоско» открытыми кистями рук (hirate). Теперь, в современной версии ката Найханти вместо открытых кистей используются удары кулаками (tsuki ken), которые в момент нанесения ударов вращают по своей оси (так называемая «Завинчивающаяся струя воды») так, что в конечной точке тыльные стороны кулаков «смотрят» вверх - в старые времена не было такой манеры «ввинчивания» кулаков в удар. Также в старые времена удары не наносились просто прямо, они направлялись прямо и еще одновременно немного вверх. Я считаю, что эта старая версия ката была от Matsumura из Сюри. Версии ката Найханти сенсея Sakuma* (*Sakuma Pēchin – выдающийся мастер, современник Мацумуры) и сенсея Matsumura ничем не отличались. Они обе являлись старой версией этого ката.

В старые времена нас учили просто отводить руку назад после удара. Теперь же руку после удара отводят к бедру. Такая манера удара нереальна в Jissen (реальном бою). По-моему мнению, предварительное отведение руки назад к бедру, чтобы затем выполнить удар, это ненужные затраты времени и сил. Современная манера бить выглядит для меня совершенно непонятной – зачем тратить так много энергии на удар. Я использую только 80% мощности, когда выношу кулак с ударом вперед, зато использую 100% мощности, когда отвожу руку после него обратно. (I would use only 80% of power when I extend a strike with my fist, but 100% of power when I pull it back.)

Демонстрация Ти Мотобу и Кониси

Истории о старых учителях каратэ

Я учился у знаменитых мастеров из г. Сюри - Matsumura Sōkon и Сакума (Sakuma Pēchin: глава Сакума - Dunchi (благородного самурайского семейства). В своей книге Watashi no karate-jutsu Тёки Мотобу писал, что у Сакума Петина было прозвище «Сакума-мудрец».) Я также учился у мастера Matsumora Kōsaku из Томари, у Pēchin Kunigami (окинавск. - Kunjan), у Itosu Ankō, а также немного у «Yanbaru» Kunishi из Кумодзи (Kunishi (яп. - Kuniyoshi) Shinkichi). Из всех моих учителей, двое для меня были самыми дорогими, с ними я был ближе и общеэмоционально связан – это были Maцумора из Томари и Сакума из Сюри.

Сенсей Сакума не переставая бранил меня за все время моего обучения у него. Однако, он научил меня гораздо большему по сравнению с другими учителями, хотя, при этом он был редко доволен мною, чаще - ругал. Но именно у него я начал осваивать реальные навыки, а также узнал много нового, занимаясь с ним. И мои первые успехи под его руководством даже вскружили мне голову, я стал смотреть на своих друзей, как на неразумных малых детей (в плане их уровня мастерства в каратэ). Maцумора из Томари вылядел весьма солидно - при росте примерно в 5 футов и 4 дюйма (примерно на 1 дюйм выше, чем я), он весил 159 фунтов. Он походил на огромный кувшин! Его стиль каратэ был совершенно отличен от стиля, которому учил сенсей Итосу. Но стиль каратэ сенсея Мацумора был не менее эффективен по сравнению со стилем Буси Сакума.

Современные мастера каратэ и мастера в древности

Вспоминая мастерство самураев (Буси) прошлого, по моему мнению, среди современных практиков каратэ не найдется им даже близко равных. Теперь нет настоящих Буси (*профессионалов), теперь все просто практики (* любители). Я говорю это искренне - сейчас нет ни одного мастера каратэ (* ! в 1936 г.), который мог бы сравниться по уровню мастерства с мастерами прошлого.

Интервью № 2: Путь древних самураев (Буси) – закалка духа, полировка мастерства

Как мне известно, в старину, мастер Maцумора вместе с некоторыми другими людьми из Томари ходил по ночам в Katabaru (* точнее Kotabaru – местечко на побережье моря, где с древности вываривали морскую соль), где упражнялись при свете ясной Луны, подолгу, до самого рассвета. Там они тренировались до такой степени утомления, что почти не чувствовали своих ног и спин. Они уставали так, что еле доходили до дома. И иногда, засыпали прямо у порога дверей дома, не в силах войти в него и лечь спать нормально. Вот, как тяжело тренировались люди в былые времена. Они практиковались и в ката, и в кумитэ. Как в старые времена преподавалось каратэ? Занятия проходили только в доме сенсея, чтобы никто из посторонних не мог подсмотреть за тренировками (* чтобы, чужие не смогли своровать боевые методы – об этом говорил Хохан Соке в своем интервью). Мы отправлялись тренироваться к дому сенсея поздно вечером, когда уже было совсем темно, и возвращались от него уже на рассвете (*о том же писал мастер Фунакоси в своих мемуарах).

Еще мы тренировались в ударах по макиваре, по которым должны были бить по возможности более тихо, чтобы не привлекать к себе внимания соседей. По той же причине, когда мы тренировались с бо (шестами), чтобы не было слышно стука (kachi-kachi – стук бо по-окинавск.) шеста об шест, мы их концы обвязывали соломой.

Рассказ Тёки Мотобу о том, как он Ukete (что-то типа – превзошёл) своего старшего брата Моtobu Chōyu

Эта история произошла, когда мне было что-то около 20 лет (са. 1890 г.). Мой самый старший брат Chōyu Motobu (* только старший сын в семье Мотобу получал полную передачу Мотобу Удун (оно же Готэн Тэ, Буси Тэ) от отца. Тёю Мотобу получил ее от своего отца Choshin Motobu, Тёки, будучи только третьим сыном – нет.) вместе со своими друзьями, Kameya и Yabu Kentsū (* ! Тёю Мотобу, Тёки Мотобу и Ябу были ранее учениками другого мастера - Мацумура Сокон, который возможно к тому времени (са. 1890 г.) уже умер. Мастер Мацумура преподавал совершенное иной стиль каратэ в отличие от мастера Мацумора, см. фразу Тёки выше по тесту: «Его стиль каратэ был совершенно отличен от стиля, которому учил сенсей Итосу.» Итосу был учеником Мацумура) отправились к сенсею Мацумора в Томари, чтобы потренироваться. Мастер Мацумора показал им один из своих методов блокирования. Мой брат, со своими друзьями, попытались этот метод повторить, но у них ничего не получалось, не смотря на то, что они тренировались его делать целую неделю.

Наблюдая за ними, я однажды не выдержал, и сказал им: «Я могу это сделать. Спорим на пирожное!». Мой старший брат и его друзья очень разозлись, когда услышали от меня такое. Они сказали: «Мы дадим вам 10 йен, если вы сможете блокировать подобным образом.». Тогда мы все вместе отправились к мастеру Мацумора и я сказал ему: «Мы поспорили о блоке, который вы задали «на дом» разучить моему брату и его друзьям. Я думаю, что сумею его сделать». Затем я продемонстрировал его всем, легко заблокировав атаку.

Maстер Мацумора был весьма удивлен этому. Он спросил меня:
«Как вы этому научились? Я никому из посторонних не показывал этого метода блокирования. У кого вы учитесь?»
«У сенсея Итосу», - я ответил.
«А, я знаю мастера Итосу очень хорошо. Вы можете передать ему приглашение придти ко мне в гости?», - спросил мастер Мацумора.
«Да, могу», - ответил я.
Через некоторое время после этого мы с мастером Итосу пришли к мастеру Мацумора в гости. Беседуя, мастер Мацумора сказал Итосу:
«Этот молодой человек очень талантлив. У него большие перспективы. Я предлагаю вам обучать его вместе.»
И я стал учеником у сенсея Мацумора. При этом мастер Итосу сказал мне: «Мастер Мацумора во истину великий Буси». Он всегда высоко отзывался о мастерстве Maцумора.

Вот так я выиграл спор у своего старшего брата, и заработал 10 иен (ха-ха).
В реальном бою (Jissen) принцип отражения атаки, типа: сначала блок\захват с помощью одной руки, а потом удар\бросок с помощью другой руки – просто не работает. В реальном бою (Jissen) нужно и парировать и контратаковать одной и той же рукой одновременно (* принцип Айки). Это должно делаться одним единым движением руки, а не двумя отдельными движениями разными руками (* на это же указывал и мастер Фунакоси: «... метод Seite (когда одна рука делает блок, а другая наносит контрудар) имеет гораздо меньшее значение, чем метод Hente (блок и контрудар одной и той же рукой).» ) Применение техник в современном кумитэ является лишь имитацией техник, содержащихся в ката каратэ (Today's kumite is just imitating karate kata.). Такое исполнение техник не работает в реальном поединке (Jissen).

Рассказ Тёки Мотобу о том, как он поразил мастера Мацумора одним (Ippon) ударом в челюсть

Г-н Ryōjin (1873-1936. Музыкант-исполнитель традиционной рюкюской музыки. Глава рода - Dunchi (благородного самурайского семейства)) обратился к Тёки Мотобу с вопросом: «мой отец, г-н Ryōjin Kin, очень часто рассказывал мне о вас, г-н Мотобу – говорил, что вы настоящий Буси, самурай. Отец также рассказывал мне и такую историю, которую ему поведал сам мастер Maцумора: «однажды я с Тёки Мотобу упражнялся в кумитэ, во время которого он смог ударить меня по голове. По моему мнению, Мотобу обладает очень высокими навыками для своего столь юного возраста.». Т.е. сенсей Maцумора имел очень высокое мнение о вас. Вы действительно смогли его ударить?»

Мотобу: «был такой случай. Тогда мне было только 19 лет (са. 1889 г.). Я отправился вместе с Tamashiro, который раньше работал чиновником в Kariya (Kariya - постпредство клана Сацума, которое располагалось в г. Наха во времена Рюкюского государства), и который занимался борьбой Сумо, к мастеру Мацумора. На той тренировке я практиковался в кумитэ с сенсеем Maцумора. Он в очередной раз атаковал меня. Я заблокировал рукой удар и, в свою очередь, ударил его, попав в челюсть. Удар получился такой силы, что я увидел, как его зубы сразу же окрасились кровью. Я прекратил свою контратаку, отступил назад и сказал: «Прошу прощения, сенсей». Но он ответил: «Прекрасно, но никогда в таких случаях не останавливайтесь, нужно доводить противника до полностью беспомощного состояния». Я был польщен его похвалой. Я никому никогда не рассказывал об этом случае, однако, как-то раз Ябу мне сказал, что ему было известно об этом происшествии.

В те времена был Буси, которого звали Kameya (* как рассказывал Тёки выше по тексту – это был приятель его самого старшего брата - Тёю Мотобу), который жил г. Сюри, в Kubagawa. Он был лет на 10 старше меня, и естественно – опытнее. Я едва успевал блокировать его атаки двумя руками. Он часто побивал меня где-то в мои 18\19 лет, и так продолжалось до 21\22 лет. Но я очень упорно тренировался, и когда мне исполнилось 23 года, ему уже не удавалось одолеть меня.»

Интервью № 3: История о том, как Тёки Мотобу обманул своих друзей, надев маску

Как-то раз Hanashiro Chōmō, Chikara («Силач») Takaesu из Īfu, Nakandakari из Mike, Kentsū Yabu, а также с ними некоторые другие парни, отправились в одно общественное заведение (которое мы с Ябу очень любили посещать), расположенное у ворот Shittaimon в Tsuji* (* квартал «красных фонарей» в Нахе). Я не присоединился к ним, а пошел незаметно следом. Затем я выбрал подходящий момент, одел маску (kōgakī), подкрался ближе и толкнул в спину «Силача» Takaesu. Тот обернулся, и решил мне ответить тем же. Я парировал его атаку, а затем два раза ударил. Takaesu потерял равновесие и еле устоял на ногах. По его виду было понятно, что он уже не сможет атаковать меня далее. Ханасиро, Ябу и другие просто замерли в изумлении, позабыв даже ему помочь. Вокруг нас стала собираться толпа зевак, направлявшихся в то же общественное заведение. Тогда я смеясь захлопал в ладоши и снял маску. Когда они увидели, что это был я, Ханасиро и Ябу воскликнули: «Мы так и думали! Только один человек может проделать такое с Takaesu! Это - ты!» Мы долго все вместе смеялись, а потом пошли пить.

Рассказ Тёки Мотобу о том, как он распугал толпу нападавших

Это история о том, как я отбился от нападения Okuyama, управляющего на службе у владельца района Katabaru (* области на побережье моря, куда ходил в свое время, по словам Тёки Мотобу (см. текст выше) тренироваться по ночам его учитель – мастер Мацумора), и его людей. Okuyama считался в г. Наха известным Буси. Мне тогда было около 30 лет. Мы вместе с Ябу возвращались в Сюри из нашего любимого общественного заведения в г. Наха (* см. выше по тексту: у ворот Shittaimon в Tsuji, в квартале «красных фонарей»). Но в начале улицы, поднимающейся на холм в Сюри, нас внезапно окружили люди Okuyama. А затем они набросились на нас. Я отскочил назад и ударил какого-то парня - он рухнул на землю, как подкошенный. Другие нападавшие, увидев это, страшно перегугались и помчались от нас, как-будто за ними гнались черти!

История о том, как в одной деревне разъяренные люди, вооруженные шестами (бо) окружили Тёки Мотобу

Однажды я пошел на праздник в деревню Onaha, находящуюся близ г. Nishibaru (примерно в 10 км от Наха) вместе с несколькими людьми, включая достопочтенного мастера Itarashiki Chōiku (* еще один ученик мастера Мацумура, который учился у него вместе Анко Итосу.Также был известен, как мастер шеста). Там у нас случился инцидент, в результате которого мы оказались окруженными группой людей, которые держали в руках шесты (* бо на окинавских праздниках использовался в традиционных танцах. Видео. Однако, были известны случаи, когда люди использовали «танцевальные» бо и в качестве оружия.). Один из этих людей выскочил вперед и ударил меня шестом сначала по руке, а потом в пах. От ужасной боли я присел, но как только я оправился от нее, я ударил одного из людей, стоявшего за моей спиной. И началась драка!

По моим рассчетам нас окружали примерно 70-80 человек, вооруженных шестами. Люди, которые пришли со мной на праздник решили самоустраниться и разбежались. Поэтому мне пришлось отражать групповое нападение в одиночку. В какой-то момент сражения мне удалось перебраться через каменный забор, отбежать и спрятаться в кустах. Позднее, к моему счастью, пришли наши люди из Сюри с зажженными фонарями. Они пришли искать мое тело, потому что считали, что разъяренная толпа скорее всего убила меня. Среди них я заметил и моих встревоженных родителей. Чтобы не огорчать их еще больше, я подсыпал в рукава немного песка, чтобы выправить их измятость, а также тщательно расправил на себе кимоно, сбившееся во время этой жестокой уличной драки. А родителям я заявил: «Ничего страшного не случилось, не было никакой драки». Что, конечно, было неправдой - толпа хотела меня убить!

История о том, как Тёки Мотобу победил иностранного боксера John Kentel (* который, кстати, оказался эстонцем (Jan Kentel), никому не известным даже в самой Эстонии (сведения из газеты от 24 октября 1927))

Как мне помнится, кажется это было в 1923 г. (12 г. эпохи Taisho. В интервью Ryukyu shimpo Тёки Мотобу говорит о 1923 г. А журнал «King» (*японцы называли его «Kingu») за 1925 г. указывает, что это событие произошло в ноябре 1922 г. (11 г. эпохи Taisho)). Я находился в Киото, и отправился там посмотреть на показательное выступление какого-то иностранного боксера. В первом поединке боксер противостоял дзюдоисту. По-моему мнению, этот боксер дрался не очень убедительно. Вообщем, он походил на дилетанта. Я бы прогнал такого боксера не заплатив ему за выступление. На то время мне было уже более 50 лет, поэтому у меня не было уже особого желания с кем-либо драться. И все-таки я надумал, и пришел на это шоу вновь, на следующий день. Я заявил его организаторам, что хочу драться с этим иностранцем, поскольку, как мне кажется, он не достаточно уважительно к нам относится.

Боксер был намного выше меня ростом. В начале боя он относился ко мне, как неразумному дитяти, «щелкая» ударами по носу и «гладя» по щекам. Вообщем, в первом раунде не было никакой серьезной борьбы. Затем настал перерыв. В начале второго раунда мне в голову пришла страшная мысль: «если я проиграю иностранцу, то это опозорит не только каратэ, я ославлю Окинаву на всю Японию. Я просто обязан победить». Такое намерение придало мне решимости. Как только боксер шагнул вперед, чтобы ударить меня изо всех сил, я ударил его в голову на опережение, вложив в этот удар всю свою ярость. Он упал на пол, завалившись на правую сторону. Зрители в зале пришли в неописуемый восторг, они неистово аплодировали, подбрасывали в воздух подушки-дзабутоны (* эта традиция сохранилась до сих пор в сумо, когда кому-либо удается выйграть поединок у ёкодзуна), ко мне на ринг полетели мундштуки, шнуры от кошельков и прочие «подарки».

Это было сенсацией - такого огромного (около 185 см) боксера нокаутировали с помощью техники каратэ. Многие газеты подчеркивали, что я ударил боксера не кулаком, а открытой ладонью. Но это было неправдой, я ударил его кулаком, а зрителям просто могло показаться, что я бил ладонью, потому что удар получился быстрым, как вспышка молнии.

Суть каратэ – это исключительно продуманные, обоснованные перемещения, а также навыки в мгновенных и непредсказуемых для соперника действиях, связанных с действиями самого же соперника. Это то, что в каратэ изучается для возможности Jissen - навыков ведения реального боя.

Ирими в Motobu Udundi
Быль и небыль о Тёки Мотобу
Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)
Краткое описание Мотобу Кемпо
Марк Бишоп: описание Motobu Ryu (Motobu Udun-di)
Тёю Мотобу (Motobu Udun di)