Перейти к содержимому


  




Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ

Автор: clover, 10 Ноябрь 2014 · 2 205 views

Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ (Основатель Aikido Morihei Ueshiba демонстрирует технику Aiki Budo в период, когда он «перерабатывал» Daito-ryu Aikijujutsu в современное Аikido, 1936)

Odori - The Greatest of All "Secret" Principles
William Durbin, сокэ Kiyojute Ryu

(перевод Clover)

Слово «Одори» означает «танец», и он имеет два отдельных значения в японской культуре. Первый - это «Религиозные одори», которые являются частью торжественных религиозных ритуалов, например, в синтоизме. Т.е. это танцы, которые связаны с буддийскими праздниками, такими, как, например, праздник Obon, когда души умерших «посещают» свои семьи и друзей. Эти танцы сохраняются из глубины веков, как часть ритуального обряда, благодаря религиозным праздникам.

Одори в боевых искусствах

Другой – это «Боевые танцы», которые были «секретом» некоторых стилей и школ БИ, ведущих свою историю еще со времен Минамото. Согласно некоторых исторических источников об Айкидзюцу, метод обучения с помощью Одори назывался «Aiki Inyo Odori», или просто – «Aiki Odori». Это было сочетание особых видов движений, а также специальных техник дыхания.

К сожалению, в наши дни метод обучения с помощью Айки Одори в Айкидо уже практически не встречается. По сведениям некоторых старых мастеров Айкидзюцу, метод Айки Одори исчез где-то в течение последней части периода Эдо и начала реставрации Мэйдзи. Вместо изначальной практики «свободных импровизированных ката», существовавших еще со времен «Эпохи воюющих княжеств», современные мастера перешли к более упрощенным методам обучения, основой для которых стали практики «заранее обусловенных ката». Метод Айки Одори был способом обучения свободной манере перемещений, который являлся базой для постановки техник в Bugei еще со времен Минамото. И метод Айки Одори применялся не только для обучения методам ведения безоружного боя, но и с оружием.

Есть множество практиков Айкидо, которые слышали, что Морихэй Уэсиба практиковал Одори, чтобы лучше научиться управлять своим Ки, или как его еще иногда называют – «Ryuki». И есть также очень много последователей искусства О-сенсея, которые видели видео его практик Одори («странных ката»), в т.ч. с дзё и кеном, но так и не поняли, для чего он их делал. О-сенсей практиковал Айки Одори, чтобы научиться двигаться настолько естественно и свободно, чтобы это приводило к возможности наиболее эффективно управлять своими потоками Ки в теле. Одори Уэсиба, особенно это заметно в «ката» с дзё, представляет собой некий микст из религиозного танца (синто) с элементами БИ. Тем не менее, даже сегодня есть редкие мастера школ, например, в Yagyu Ryu и Hozoin Ryu, которые продолжают практиковать особые формы танцев наподобие форм Айки Одори мастера Уэсиба.

Одори в Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Есть свитки Дайто-рю Айкидзюдзюцу, которые содержат записи о практике Одори, и они относятся к разделу Okuden («секреты школы»). Возможно, именно по причине их секретности современные мастера мало что о них не знают. Некоторые старые мастера, которые обучались Айкидзюдзюцу в конце 1950-х и начале 1960-х гг, рассказывали, что в те времена Одори все еще преподавали, но только для избранных учеников.

По словам Rod Sacharnoski, он впервые узнал об Одори от Albert C Church, который изучал его у мастера Chijiro Yokoto. Chijiro Yokoto практиковал БИ своей семьи, которое называлось Dai Yoshin Ryu Aikijujutsu, и в котором Одори было частью учебного процесса.

Мастер Yokoto рассказывал, что когда американский генерал Дуглас Макартур запретили практику БИ в послевоенной Японии, он и некоторые другие мастера возродили практику Одори, чтобы продолжать заниматься Aikijujutsu под видом «народных танцев».

Есть и другая линия, ведущая свою историю от Будзюцу Минамото (! клан Минамото практиковал Hakugen Ryu), в которой также преподается Одори (Aiki Inyo Odori). Обратимся к истории, к 12 в., для того, чтобы проследить эту связь. Минамото Ёсимицу создал БИ, которое, как говорят, со временем перешло к семье Такэда, и которое в наши дни известно, как Дайто-рю Айкидзюдзюцу.

Опубликованное фото

Среди практиков Будзюцу Минамото были великие воины, такие, как Yoshiie, Yoshikiyo, Yoshitsune, Yoritomo и Tametomo. Рассмотрим историю Tametomo. В 1156 г., Tametomo принимал участие в драматических событиях, которые получили название, как «Смута Хогэн». Говоря кратко, в этой гражданской войне войска Минамото сражались против армии Тайра. В результате клан Тайра одержал победу над кланом Минамото и Tametomo был сослан на остров Осима. При этом Тайра, зная о мастерстве в стрельбе из лука этого замечательного воина, и пребывая в великой тревоге за свою жизнь, приказал перерезать ему мышцы руки, чтобы увечье не позволяло стрелять из лука.

Одори на Рюкю

Но Тайра не знал, какими еще навыками кроме БИ, Tametomo обладал. Благодаря превосходным сведениям о традиционной восточной медицине в семье Минамото, которые были собраны Yoshimitsu, Tametomo имел глубокие познания в исцелении. Используя Undo Ryoho (терапевтическую гимнастику) и лекарственные снадобья он полностью вылечил руку. После того, как Tametomo поправился, он сбежал с острова Осима в королевство Рюкю, где стали собираться преданные ему самураи, жаждавшие отомстить Тайра.

В королевстве Рюкю, благодаря своей знатности, Tametomo был благостно встречен местной элитой, у которой он нашел полную поддержку. Дело даже дошло до того, что Tametomo женился на рюкюской даме, которая родила ему сына, ставшего впоследствии известным под именем Shunten. Как говорят, другие самураи также последовали его примеру и женились на местных рюкюских женщинах, нарожавших им детей. Также утверждается, что Shunten стал первым монархом королевства Рюкю (династия Сё), взяв под свой контроль анимистических жриц (культ Норо), которые, якобы, изначально правили страной.

Как говорят, почти вся высшая аристократия королевства Рюкю представляла собою потомков этих благородных самураев Минамото, в результате на отдельные стили БИ Рюкю сильно повлияло Будзюцу Минамото. Когда Tametomo покинул Рюкю, чтобы отомстить Тайра (* Тайра его убьют), он оставил дома одного самурая-опекуна для своего сына, который должен был проследить не только за соответствующим образованием ребенка, но и за обучением его боевым навыкам.

Когда Shunten стал взрослым и закончил свое образование, как общее, так и в БИ, он стал основателем нового комбинированного стиля БИ, который впитал в себя все лучшее из японского Будзюцу Минамото и местных видов рюкюских БИ (которые китайского происхождения). В результате, обладатель навыков в новом, «универсальном» стиле БИ короля Shunten был способен эффективно сражаться, как с рюкюсцами, так и с японцами. Чтобы не утратить это превосходное БИ, король Shunten установил династическое правило по его сохранению в королевской семье, благодаря чему оно благополучно просуществовало практически без изменений до примерно времен вторжения на Рюкю японского клана Сацума (1609 г.). Этот вид БИ королевской семьи, который практиковался дворцовой аристократией при замке Сюри, получил название «Bushi Te» (одним из последних преподавателей этого стиля был Сокон Мацумура. О нем также писал и Фунакоси в своих воспоминаниях). В нем слово «Тэ» означало местные рюкюские виды БИ (китайского происхождения), а слово «Буси» - было взято в честь самураев, принесших на Рюкю знания о Будзюцу Минамото (которое в наши дни известно, как Дайто-рю Айкидзюдзюцу).

Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)

После первого рюкюского правителя Shunten из династии Сё все его последующие потомки сохраняли это королевское БИ, к изучению которого допускались только лица, принадлежавшие к высшей аристократии. Однако, многие потомки королевской семьи имели свое представление о том, как это БИ должно было преподаваться. Одни родители обучали своих детей не сами, а поручали это дело кому-нибудь из своих ближайших родственников для того, чтобы избежать необходимости быть со своими отпрысками чрезмерно строгими или жесткими в плане дисциплины. Другие родители поручали обучать своих детей не своим ближайшим родственникам, а посторонним людям - лицам, официально назначенным на должность главного преподавателя королевского БИ. И были родители, которые обучали своих детей все-таки сами.

Мотобу Готэн Tэ

У рюкюского короля Сё Ситсу (Sho Shitsu - него было 7 сыновей и 5 дочерей) старший сын, принц Сё Тэй (Sho Tei) унаследовал трон своего отца. Семья Мотобу представляла младшую ветвь королевской семьи, поскольку вела свой род от шестого сына короля Сё Ситсу, которого звали Сё Косин (Shō Kōshin Motobu (Motobu Magiri – владелец административного округа Мотобу. «Вид на горы Мотобу у деревни Ябу», 1925 г.) Ōji (принц) Chōhei, 1655-1687). Тохей Мотобу изучал Буси Тэ у своего отца, короля Сё Ситсу, а затем обучил ему своего старшего сына, поскольку решил, что только он достоин этой тайны. В семье Мотобу это боевое искусство стали называть «Готэн Тэ» (оно же - Удун), т.е. - «дворцовая рука», подчеркивая тем самым факт того, что его могут изучать исключительно члены правящей семьи королевства Рюкю.

Исходя из секретности этого королевского вида БИ, в семье Мотобу обучали ему в полном объеме только старших сыновей. К тому моменту, когда королевство Рюкю было ликвидировано, последним старшим сыном, который получил полную передачу Буси Тэ был Choyu Motobu. Как рассказывают, Тёю Мотобу удостоился чести изучать Буси Тэ лично у Сё Тай (Sho Tai) - последнего короля Рюкю. Благодаря такой своей высокой репутации Тёю Мотобу стал главою Okinawan Karate Kenkyu Kai (Ассоциация Окинавских школ каратэ).

Тёю Мотобу решил, что поскольку королевство Рюкю было ликвидировано, то необходимость сохранять в глубокой тайне королевское БИ - Буси Тэ (оно же – Готэн Тэ, оно же - Удун) - теперь не имеет смысла. Он решил обучить ему обоих своих сыновей, но, к сожалению, его старший сын умер еще в юности, а второй сын (у Тёю Мотобу их всего было два – Chomei и Chomo) в силу своей юности (его «детское» имя было Toraju, потом - Тёмо) не проявлял особого интереса в изучении этого искусства, считая его пережитком прошлого, ненужным в современной жизни.

Seikichi Uehara

Тёю Мотобу преподавал Буси Тэ (Готэн Тэ, он же - Удун) начального уровня всем желающим в своем додзе, входящем в Okinawan Karate Kenkyu Kai. Но перед ним стояла проблема полной передачи этого искусства, а его последний, второй сын не горел желанием его изучать. Тогда Тёю Мотобу нашел компромиссное решение, сделав полную передачу постороннему человеку, т.е. не из семьи Мотобу. Им стал Сейкити Уэхара. Тёю Мотобу надеялся, что когда его единственный оставшийся в живых сын Тёмо Мотобу «повзрослеет и образумится», Сейкити Уэхара совершит ему полную передачу Готэн Тэ, что, вообщем-то, и произошло. Т.о., Сейкити Уэхара получил полную передачу Готэн Тэ (оно же Удун или Буси Тэ) от Тёю Мотобу.

Но случилось несчастье, Тёмо Мотобу трагически погиб (в 1945 г.) во время одной из бомбежек Окинавы во время Второй мировой войны. И, т.о., оказалось, что Сейкити Уэхара вновь стал единственным обладателем полной передачи Готэн Тэ (оно же – Удун или Буси Тэ). В конце концов, Сейкити решил «рассекретить» полную передачу этого искусства, поскольку опасался, что оно может быть утрачено навсегда, поэтому начал преподавать его всем, кто был заинтересован в изучении этого древнего рюкюского БИ. Но Сейкити Уэхара переименовал его в Motobu Ryu Kobujutsu (здесь Kobujutsu в смысле Koryu), для того, чтобы почеркнуть заслуги семьи Мотобу, которое так тщательно хранило на протяжении веков этот вид рюкюского БИ.

Одори Tэ

Одним из главных методов обучения в Мотобу-рю Кобудзюцу является «Одори Тэ» (Bu No Mai 武の舞; еще вместе бункаем), который переводится буквально, как «Танцующие руки». Обучение с помощью Одори Тэ свидетельствует о древности искусства Буси Тэ по аналогии с Aiki Inyo Odori семьи Такэда, полученным им от Будзюцу Минамото (! точнее - клан Минамото практиковал Hakugen Ryu). Большинство других видов окинавских БИ в своих методах обучения почти полностью основываются на китайских практиках Kiko (Кигонг), т.е. в них различные практики типа Цигун занимают центральное место в обучении, тогда, как основой обучения в Буси Тэ является Одори Tэ, которое также связано с практикой Kiko (Aiki Kiko).

Концепция Ки в Буси Tэ определяется стратегией Айки, при реализации которой применяется принцип «Мягкой силы», «Заимствования силы у противника» вместо жесткого ему противостояния (стратегия Киай), обычно связанного с различными навыками в Цигун. Тем не менее, было бы ошибкой думать, что Буси Tэ не испытало китайского влияния.

Опубликованное фото

Буси на Рюкю проявляли интерес ко всему новому, что могло быть связано с БИ. Когда первые китайские поселенцы прибыли на Рюкю, королевская аристократия стала изучать их БИ. Школ БИ, таких как в средневековой Японии, на Рюкю не существовало, поэтому людям попроще практически было невозможно заниматься БИ, за исключением особых случаев. Поэтому большинство БИ на Рюкю были связаны с представителями привилегированного класса.

Все методы обучения, связанные с Ки, считаются чрезвычайно ценными, поэтому в некоторых старых стилях БИ они до сих пор держатся в секрете. Как я уже писал выше, в Буси Тэ обучение, связанное с Ки, происходило согласно стратегии Айки, и по мнению некоторые людей, эта практика почти полностью соответствует стратегии действий в таких известных стилях китайских БИ, как Тайцзы и Багуа. («Мягкое преодолевает твердое»)

Chotoku Kyan и Orenai Te (несгибаемая рука)

Некоторые окинавские мастера были столь же известны своими навыками в Ки, как и мастера Айкидо в Японии. Одним из лучших окинавских мастеров в Ки был Chotoku Kyan. Это был человек довольно субтильного телосложения, т.е. с виду хилый очкарик (* как сказали бы сейчас - типичный «ботаник»), который, тем не менее, был одним из самых величайших «нокаутеров» в истории окинавских БИ благодаря своим необычным способностям в Ки. Также он, например, обладал непревзойденными способностями в выполнении «Несгибаемой руки», а также в «укоренении» - настолько прочно, что его было почти невозможно сдвинуть с места. Как я уже упоминал раньше, Тёю Мотобу преподавал Буси Тэ (он же Готэн Тэ или Удун) в Okinawan Karate Kenkyu Kai, и Киян был одним из его учеников.

В Буси Тэ главным способом обучения в управлении своим Ки явлется Одори Тэ. Точно в тех же целях, что и Морихей Уэсиба использовал свою форму Одори, а также практики Айкидзюдзюцу используют Aiki Inyo Odori, в Буси Тэ практика Одори Тэ предназначена для обретения навыков в генерации Ки, которая используется не только для блоков и ударов, но также для выполнения бросков, толчков, опрокидываний и пр. Метод Одори Тэ для тренировок генераций Ки также применяется для практик с оружием, которые на Окинаве обычно называют «Кобудзюцу».

Неполные методики обучения

Многие современные методы обучения каратэ уже совершенно не соответствуют тому, чему раньше учили на Окинаве. Подавляющее количество современных практиков Айки, будь то Айкидо или Айкидзюдзюцу, абсолютно ничего не знают о «корюшном» фундаментальном методе обучения - Одори.

В Японии по-прежнему есть мастера, которые знают этот метод обучения, хотя он, как правило, все еще считается строжайшим «секретом». В США тоже есть несколько мастеров, которым известен этот метод обучения, но они стараются сохранять его в качестве внутренней практики, не распространяясь особо о нем за пределами своих школ или стилей. Остается надеяться, что мастера, имеющие навыки в этом методе обучения, смогут как-то «договориться» со своими японскими и окинавскими коллегами, чтобы заинтересовать их в раскрытии этого «секрета» для того, чтобы все практики Айки и Каратэ смогли бы воспользоваться одним из самых традиционных методов обучения, поощряя, т.о., распространение этого поистине великолепного и наиэффективнейшего метода обучения управления своим Ки.

****************************

Метод Одори в Согобудо Будо Синтайдо (цель – раскрепощение и гибкость (как они называют – «водоросли») при постоянном контроле баланса + работа с Ки). NB! Это Айкидо не Уэсибы, а его племянника - Иноуэ, который изучал Дайто-рю вместе с ним.



«....практики «свободных импровизированных ката», существовавших еще со времен «Эпохи воюющих княжеств» ...»)



Shintaido Sakura Démonstration 1

Shintaido Sakura Démonstration 2



Видео: Ки но Нагарэ (Текучесть)
Goshin no Mai – танец, посвященный каратэ
Мастер Хига: «Танцующий старый человек»

Каратэ Сётокан и Айкидо: параллели
Окинавский танец Нутибана
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Hataraki: не только ката единым...
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Цель - «Бесформенность»
Томари и Нагарэ – две стороны одной медали «Ката»
Kan Wa Kokoro
Ирими в Motobu Udundi
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу