Перейти к содержимому


  




Воспоминания ученика мастеров Итосу и Ябу

Автор: clover, 03 Октябрь 2014 · 1 239 views

Воспоминания ученика мастеров Итосу и Ябу (редкое фото: демонстрация каратэ на каком-то празднике на Окинаве. Фото с сайта IRKRS)

Memoirs of a Karate Man
22 октября 2013
Перевод на англ. Mario McKenna

(сокращенный перевод Clover)


Предисловие Марио МакКенна: Имя Хисатеру Мияги (Miyagi Hisateru) мало кому знакомо в мире каратэ. Практически никому. Тем не менее, этот человек опубликовал одну из самых интересных, но малоизвестных книг в 1953 г., назвав ее просто – «Каратэ-до». В этой книге, кроме раздела о технике, он также рассказал о Кенцу Ябу и Итосу Анко, у которых он учился в Педагогическом колледже префектуры Окинава, который он закончил в 1916 г. Конечно, есть множество книг, в которых техника каратэ описана гораздо лучше, таких, как, например, «Karatedo Тaikan» Гэнва Накасонэ (Nakasone Genwa), «Karate no Kinkyu» Сэйдзин Итоман (Itoman Seijin), «Karate Nyumon» Кэнва Мабуни (Mabuni Kenwa) или «Karate Kenpo» Муцу Мидзухо (Mizuho Mutsu). Однако, книга Мияги позволяет получить лучшее понять атмосферу происходящего в мире каратэ начала 20 в. и в этом отношении она представляет огромную ценность.

Скан оригинала книги Мияги

(фото: Кэнцу Ябу с сыновьями)

В течение сотен лет на Окинаве, города Сюри и Наха были крупнейшими поселениями. В них проживало множество обеспеченных людей, которые имели достаточно много праздного времени, но одновременно с этим, их богатство привлекало в эти города и множество криминальных элементов. В результате, у богатых людей была необходимость в защите от них. Несколько последних войн, которые вела Япония, а также не менее опасные послевоенные годы также способствовали тому, что все больше людей занималось каратэ наряду с дзюкендо (штыковой бой).

Я был студентом в начале эпохи Тайсё (примерно 1912), к тому времени минуло уже почти 50 лет с момента революции Мэйдзи. На Окинаве, каратэ набирало все больший интерес в обществе, оно стало частью обычной учебной программы в средних школах, где его преподавали, как физкультуру. Все учащиеся должны были практиковать каратэ в течение примерно 2 часов в неделю. Окинавский педагогический колледж (Shuri Shihan-gakko - готовил учителей начальной школы. Фото: вид колледжа в 1921 г.) сыграл важную роль в распространении каратэ, так как его выпускники направлялись в разные районы Окинавы (* это объясняет почему, Итосу и Ябу начали преподавать каратэ учащимся прежде всего именно в этом учебном заведении). Там они преподавали каратэ в начальных школах, а также в различных организациях для мальчиков и девочек.

Кэнцу Ябу

Одним из моих учителей каратэ был сенсей Ябу. Он был по-воински очень дисциплинированным человеком. Сенсей Ябу занимался допризывной подготовкой молодежи на Окинаве. Об его строгости было известно каждому на острове, его именем даже пугали непослушных детей. Когда я учился у Ябу, он был повышен в звании до лейтенанта, но люди по-прежнему продолжали его называть «Сержантом Ябу». Однако, Ябу не был заурядным сержантом, каких было множество в эпоху Сёва. Он был инструктором в кадетском училище, расположенном в г. Narashino, а во время японско-китайской войны, в битве при Matenrei (кит. Motianling), он был награжден за храбрость. Его имя было хорошо известно в 13 полку из Komati. Он был героиским солдатом.

Я был призван в армию, и нашей частью командывал полковника Сада, который являлся братом президента университета Hitobashi. Я имел возможность немного побеседовать с ним о сенсее Ябу, о котором полковник Сада отзывался, как об одном из самых первых значимых военных на Окинаве со времен реформы японской армии. О сенсее Ябу люди слагали песни, и они были очень популярны, поэтому я, родившись далеко на севере Рюкю (* по островным меркам), в горах Сангаку (Sangaku), уже с детства знал про «сержанта Ябу». В первый раз я увидел сенсея Ябу в колледже, куда прошагал пешком 150 км от своего дома, с заплечной плетеной корзиной с пожитками (Фото: форма (справа) учащегося Окинавского педагогического колледжа. Как видно принимали туда в весьма юном возрасте.) Он мне тогда показался человеком гигантского роста, с умым и выразительным взглядом. Сенсей Ябу был для нас героем, и мы, ученики во всем старались подражать ему.

(фото: 1908 год. Ябу появляется третий справа в заднем ряду. Вероятно это школа, где Ябу работал в качестве учителя. Если это предположение верно, то это может быть групповое фото преподавателей педагогического колледжа префектуры Окинава, где также преподавал каратэ Анко Итосу с 1905 года. Однако, в то время Ябу работал еще в одной школе - Школа № 1 префектуры Окинава. Фото принадлежало Тэцусидзё Накахара (Tetsushijo Nakahara), а затем перешла в коллекцию Тэруо Хиянэ ( Teruo Hiyane) - профессора истории из Рюкюского университета.)

Сенсей Ябу с детства изучал каратэ у разных учителей, в т.ч. и у знаменитого сенсея Итосу. В педагогическом колледже было заведено, если преподаватели отсутствовали по какой-либо причине, или просто болели, то их уроки нам заменяли обычно занудной военной муштрой. Мы просто ненавидели занятия по обращению с винтовкой. Сенсей Ябу знал про это, и нам в конечном счете удалось убедить его заменить занятия с винтовкой на занятия каратэ. На занятиях каратэ нас делили на группы по 4-5 человек, и они тренировались отдельно. Сенсей Ябу следил за нами и правил наши ошибки. Естественно, ученикам нравились занятия по каратэ гораздо больше, чем маршировка с винтовками. Многие ученики считали, что умение постоять за себя в жизни было гораздо более полезней, чем допризывная военная подготовка, и почти все тренировались очень увлеченно.

Также мне вспоминается, как 2 раза в неделю учащиеся собирались во дворе колледжа, чтобы один час потренироваться у самого сенсея Итосу. Он был доволен, видя, как сенсей Ябу хорошо нас учил. Сенсей Итосу подходил к каждому, чтобы исправлять ошибки, а мы старались изо всех сил показать все самое лучшее в течение этого часа. Но сенсей Ябу на тренировках был более строг, чем Итосу, все-таки чувствовалось, что он не только учитель каратэ, но и инструктор военной подготовки.

Летом 1927 г. я случайно встретился с сенсеем Ябу в Гонолулу, столице Гавайских островов (фото: Ябу в Гонолулу, 1927 г.). Сенсей Ябу вскоре перестал работать в школе и колледже после того, как я закончил колледж (в 1916 г.). Он отправился в Лос-Анджелес навестить своего старшего сына. Я тогда работал в качестве журналиста и редактора одного из журналов на Гавайях, поэтому повстречался с сенсеем Ябу на его обратном пути из США на Окинаву. Сенсей Ябу отложил свое возвращение на Окинаву, поскольку ему на Гавайях предложили преподать уроки каратэ. Он остался почти на год, поэтому многие практики каратэ на Гавайях хорошо помнят его. Там же на Гавайях, сенсей Ябу провел демонстрацию каратэ, в которой я также принимал участие. Наше выступление прошло с большим успехом. Среди зрителей были не только жители Гавай, но и находившиеся там другие окинавцы. Сенсей Ябу продемонстрировал ката Кусанку, объединив части Сё и Дай вместе. Это было не то, что я когда-то изучал у него в колледже. Кроме того, в этом ката сенсей Ябу все сюто-укэ (* скорее всего не сюто-укэ, а нукитэ) заменил на цуки-укэ. Я думаю, что он это сделал из наилучших побуждений. В своей практике каратэ, он решил это ката модернизировать. Использовать кулак было лучшим вариантом, поскольку в сюто-укэ всегда есть риск повредить пальцы, что может быть весьма распространенным среди начинающих практиков каратэ.

Анко Итосу

В то время про знаменитого сенсея Итосу ходило множество слухов, в которых рассказывалось про его невероятную физическую силу. Тогда уже почти все мальчишки из Сюри могли заниматься каратэ, благодаря тому, что Итосу способствал его включению в программу школьного образования. Тоже самое было и в новой столице префектуры Окинава - г. Наха. До этого многие столетия г. Сюри был столицей Окинавы, в нем жили придворные аристократические семьи, там же было сосредоточение чиновников , у которых было достаточно много свободного времени и денег, чтобы учиться столько, сколько им хотелось. Богатая молодежь из г. Сюри тайно ходила по пятикилометровому пути в г. Наха, чтобы посещать там бордели, но не только из Сюри - квартал красных фонарей в портовом городе Наха привлекал людей со всей округи. Представители зажиточных влиятельных семей из новой столицы префектуры г. Наха, очень гордились своим богатством и новым «столичным» положением, они во всем старались затмить прежние аристократические семьи из Сюри, не исключением были и БИ. Непримиримая вражда между молодежью Сюри и Нахи приводила к тому, что забыв про всякую репутацию, они постоянно нещадно дрались в Нахе, причем зачастую даже не зная имен тех людей, с которыми дрались, и даже не имея каких-либо серьезных поводов для драки. В этих конфликтах принимали участие и ученики каратэ. И не только в Нахе, по всему острову между важными молодыми людьми из Сюри и Наха постоянно происходили потасовки, которые иногда по «кровожадности» не уступали реальным сражениям.

(фото: Тёдзюн Мияги (Chojun Miyagi) (слева) проводит тренировку.)

Брак сенсея Итосу стал очередной народной легендой, хотя, возможно, в ней была и доля правды. Он женился перед самым началом эпохи Мэйдзи. В те времена в г. Сюри было очень мало простолюдинов, это была столица государства Рюкю, поэтому в ней жили в основном аристократические и привилегированные чиновничьи семьи. Молодежь из Сюри обучалась различным искусствам, чтобы затем служить на должностях в различных рюкюских правительственных учреждениях. Однако, молодых людей, когда они достигали определенного возраста, необъяснимой силой влекло в бордели г. Наха, которые они тайно и посещали. Сюри расположен на холмах и, чтобы добраться до Наха, нужно спуститься вниз по дороге, которая проходит мимо храма Kannondo. По этой же дороге многие века на Рюкю шествовали официальные процессии Саппуси (Sappushi - делегация из дипломатов, торговцев и прочих посланников китайского двора, которые заверяли рюкюский двор в искренних заверениях в доброжелательных отношениях между государствами. Рюкюские правители по сути были наместниками китайского императора. Чтобы очередному рюкюскому наследнику вступить на трон требовалось получить письменное «одобрение» от китайского императора. Последняя такая делегация была на Рюкю в 1879 г.) до площади, которая расположена перед дворцом рюкюского правителя.

Однажды, по всему Сюри распространились слухи, что по ночам какая-то красивая молодая женщина появляется на этой дороге и нападает на молодых людей, которые направляются в Наху, в квартал красных фонарей. Также говорили, что никто из них не мог ей противостоять. И вот, как-то раз, сенсей Итосу шел по этой дороге, когда, без предупреждения, на него напали. Не смотря на молодость, сенсей Итосу уже был опытным мастером, и он без проблем одолел нападавших. «За каким чёртом, вы напали на меня?», - спросил их Итосу. Внезапно из группы нападавших к Итосу подошла молодая женщина, положила руки ему на плечи, и сказала: «Вы тот мужчина, за которого я мечтала выйти замуж». Говорят, что она была обладала большой красотой и происходила из благородной семьи, и что она уже отказала множеству соискателей ее руки. Так благодаря своему мастерству сенсей Итосу смог жениться на очень знатной женщине. Сыновья Итосу рассказывали, что даже будучи в возрасте уже 70 лет, их мать могла поднять 54-килограммовый мешок риса «одной левой» и забросить его себе на спину. Во всяком случае, почти никто не сомневался в том, что супруга сенсея Итосу была, и красивой, и умелой в каратэ женщиной.

Канрё Хигаонна

Хигаонна Танмэ (Higaonna Kanryo) был самым известным мастером Наха-тэ, именно один из его учеников создал Сито-рю в Осаке. Лучшим учеником Хигаонны считается сихан Мияги (Miyagi Shihan), которому удалось благополучно пережить все невзгоды и последствия Второй мировой войны, и который сейчас проживает и преподает в г. Наха. Мне много рассказывал о проявлениях феноменальной силы сенсея Хигаонна один из учеников сенсея Мияги – Хоухей Ясаги (Yasagi Houhei). Говорят, что у Хигаонна Танмэ были такие сильные пальцы, что он мог ими раздавить обычную чайную чашку. И, что он мог такое проделывать даже будучи в 70-летнем возрасте.

Рассказывают также, что однажды, Хигаонна привязал к рукам и ногам веревки, и даже привстал на цыпочки, а более 10 учеников тащили за концы эти веревки и не могли его не просто свалить, но даже стащить с места. Они ничего не могли с ним поделать. Но это покажется не таким уж странным, если учесть, что сенсей Хигаонна постоянно тренировал свое тело с помощью ката Сан Тин. Хигаонна был способен одним ударом кулака выбить из человека весь дух. Если сенсей Итосу обладал врожденной большой физической силой, то сенсей Хигаонна добился такой же неукротимой силы сам, посредством суровых тренировок. Не будет преувеличением сказать, что современное каратэ в большом долгу перед этим человеком.

(фото: Хигаонна Канрё (в переднем ряду, второй справа) с учениками. Примерно 1910 г. Тёдзун Мияги стоит в центре в заднем ряду, слева от него стоит Кёда Дзюхацу (Kyoda Juhatsu).)

Давным давно жил на Рюкю один ояката (Oyakata - должность Юкатчу) по имени Тёхабун (Chohabun), который, как говорят, был невероятно силен. В народе его прозвали Тиябо (Chiyabo) – «Птичник» из Макабэ (Makabe – район на юге Окинавы). Он считался очень сильным, но не только за то, что обладал большой физической силой, а потому, что был также очень силен в техниках БИ. Поэтому, когда говорят, что «человек силен» важно понимать, что победа не может быть достигнута только за счет одной физической силы. Точно так же важно, как вы сможете умело использовать свои руки и ноги в бою - насколько хороша ваша техника. Успех достигается только из сочетания навыков в техниках и готовности к действиям тела.

(фото: Тёдзюн Мияги проводит тренировку)

Тёки Мотобу

В другой главе своей книги я писал о легендарном бойце Мотобу Танмэ, по прозвищу «Сару» (Обезьяна), который скончался вскоре после войны. Мотобу был настолько знаменит, что все на Окинаве знали его имя. Сенсей Фунакоси рассказывал мне, что он знал Мотобу Taнмэ с детского возраста. На сколько мне помнится, Мотобу был того же возраста, что и Фунакоси, или же на год моложе. Moтобу происходил из аристократической семьи, но ходили слухи, что он предпочел занятия каратэ в ущерб своему надлежащему хорошему образованию. В журнале «Кингу» (Kingu, а точнее - (King), Сентябрь, 1925 г., № 9, стр. 195-204; это, вероятно, был британец, а не русский. Скан этих страниц. Странно, что изображен в поединке скорее Фунакоси, чем Мотобу, причем уже в «классическом» Ги) писали, что Мотобу Taнмэ убил в поединке какого-то русского боксера, но, правда ли это или нет, я не знаю. Но, если это правда, то следует вспомнить, что каратэ - это не шоу на публике, оно предназначено для реального боя, и такой поступок Мотобу Taнмэ нельзя назвать оправданным. Всем известно, что каратэ можно использовать только в случаях действительной опасности. Осыпание друг друга ударами в боксерских перчатках мало сочетается с реальными целями каратэ. Многие люди рассказывают, что в прошлом Мотобу Танмэ и сенсей Ябу убили множество людей, но я не верю, чтобы сенсей Ябу мог совершать нечто подобное. Без сомнений, Мотобу Taнмэ является опытным мастером, который часто дрался в молодости, но нет никаких доказательств того, что он кого-то убил.

(фото: На фото слева написано «Тёки Мотобу», а справа - «Каратэ (Toe) Сихан».)

Кэнва Мабуни

Я слышал, что сенсей Мабуни пользовался большим уважением среди практиков каратэ в Осаке. Примерно около двух лет назад, не дожив до 70-летнего возраста, сенсей Мабуни скончался. Это вызывает сожаления, поскольку (63) это еще вполне молодой возраст для мастеров каратэ. Отпевание сенсея Мабуни проходило в зале Kokaido (Osaka City Central Public Hall) в г. Осака. Проститься с мастером пришло так много людей, что они все не поместились внутри и должны были стоять на улице возле зала. Сенсей Мабуни внес свой бесценный вклад в развитие каратэ и его имя люди будут помнить всегда.

Старая Окинава



Записи Фунакоси рассказов мастера Azato
История поисков фото Итосу Анко Окина
Итосу: история ката Чаннан\Пинан
Мемуары мастера Фунакоси
Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)
Мастера Сёрин