Перейти к содержимому


  




Цель - «Бесформенность»

Автор: clover, 15 Сентябрь 2014 · 1 485 views

Цель - «Бесформенность» (на фото мастер Tadao Usami)

Form and formless?

(сокращенный перевод Clover)

«Формальное» (утрированное, амплитудное, преувеличенное) выполнение техник - это необходимая фаза в начале обучения, далее, по мере роста мастерства от «Формы» следует постепенно отказываться. Переход от «Формальных» выполнений техник к «Бесформенным» (свободным, эргономичным - ровно столько, сколько требуется для парирования удара) предполагает достижение опреденных умственных и физических навыков, которые позволяют применять технику в любом пространстве, с любой дистанции, угла атаки или момента времени, а также из любого исходного положения.

Если новичок начнет изучение каратэ минуя начальную фазу «Формы», то он почти наверняка не сможет научиться эффективно использовать свое тело и\или обрести надлежащий Тайминг (* время старта реагирования).

Фаза «Форма» при обучении - это не самоцель для достижения «красивых» техник, а изучение принципов эффективности при выполнении той или иной техники и достижение необходимых для этого навыков тела.

Образно говоря, это можно сравнить с состоянием маленького ребенка, у которого состояние ума и тела еще свободно от стереотипов, привычек и предвзятых идей, как у взрослых. Ум маленького ребенка является «фантазийным» и спонтанным, но по мере того, как ребенок продолжает развиваться, учиться и накапливать знания, его ум становится все менее гибким и более догматичным. Творческие способности инженера в инновациях в значительной степени зависят от того, сможет ли он установить баланс между приобретенными им по жизни знаниями и той способностью к воображению, который он, как ребенок, обладал от рождения.

Я читал про интересный эксперимент, в котором дошкольникам было предложено задание: «Как можно еще использовать канцелярские скрепки», и 98% нашли для них неожиданное применение, граничащее на уровне гениальности. Затем, спустя 2 года, тем же детям было предложено аналогичное задание, и выяснилось, что количество вариантов применения значительно уменьшилось.

Высокий уровень мастерства в БИ - это усвоение базовых принципов применения техник, и при этом отсутствие догматичности в действиях, что предполагает наличие свежести восприятия ума и силы воображения, как у новичка или ребенка (*то бишь - оригинальности).

К чему приводит догма «Форм»

В каратэ мы очень строги к точной «Форме», особенно на уровне новичков. Но возникает естественный вопрос - почему мы так упрямы в следовании точной «Формы» при исполнении техник, если их потом в том же виде невозможно применять в бою - техники могут оказаться невыполнимыми из-за «неподходящего» Ма-ай (*дистанции между соперником и вами) или Тайминга?

Ответ прост - в поединке нужно применять техники адаптированно под ситуацию, что подразумевает эффективное примение техник с любой, даже почти незаметной амплитудой замаха, с различных дистанций, углов противодействия атаке и прочих обстоятельств.

Никто в реальном поединке не сможет, к примеру, выполнять аге-уке или гедан-барай с той же амплитудой замаха, что и при изучении их в «Формальном» виде. Попытки применять техники исключительно только в «Формальном» виде приводят к тому, что некоторые черные пояса, которые блестяще делают ката, не могут эффективно сражаться в кумитэ, потому что они пытаются «делать» техники подчеркнуто «красиво», по всем «канонам», как это выполняется в ката.

Но и от «Форм» отказываться нельзя

Тренировка в стиле «Форма» - это прекрасный, наибыстрейший способ познакомить новичка с чем-то новым, включая принципы стратегии, дистанцию, стойку, технику действий, генерацию усилий и вектор(-ы) их приложения или «выпуска» и прочее.

Например, как при атаке «разрушить центр равновесия у противника, не утратив своего». Или, как при защите «сохранить свой центр равновесия при атаке противника (не уходя от него)», «как совмещать циркулярное и линейное направления, чтобы создать «боковой» вектор энергии» и т.д и т.п.

У нас должно быть ясное понимание того, как та или иная техника «в принципе» делается. Например, аге-уке (NB!* школа Сётокан Сенсея Нисияма), в принципе, начинается с замаха (согласно «Формы»), когда центр запястья отводится к голове, выше лба, так, чтобы угол локтя оказался на уровне уха, но при этом он не выходил за пределы линии тела. В сюто-укэ (согласно «Формы»), кисть руки начинает движение от противоположного ей плеча, при этом движение локтя является минимальным, а угол локтя постоянно «смотрит» вниз; когда локоть останавливается, то он является «опорой» для продолжения действия руки от локтя далее.

Почему все-таки важна точность «Форм»?

При выполнении техник каратэ преследуется один принцип: следует достичь максимальной мощности, потратив на это минимум усилий, поэтому все части тела должны действовать слаженно во имя одной цели.

Например, если начать свои тренировки аге-уке с того, что этот блок будет выполняться каждый раз по-разному, т.е. сразу «Бесформенно», пропустив фазу «Форма», то из-за такой вариативности будет очень трудно определиться с эффективным использованием всего своего тела для выполнения этой техники.

Утрированность «Формы» позволяет новичку лучше понять на начальном этапе всю «механику» действия: усвоить принципы надлежащей взаимосвязанности и последовательности работы всех частей тела, выработку энергий, оптимальности осанки, ритма дыхания и действия.

При проработке «Форм» мы выполняем техники с преувеличенно большой амплитудой, что приучает наше тело к выполнению определенного порядка действий, снижает риск получения травм, а также учит развивать контроль мощности во время выполнения каждого действия тела. В конечном итоге, тренировка техник в виде «Форм» позволяет обрести эффективность в выполнении техник в более короткие сроки.

Безусловно, переход от «Форм» к «Бесформенности» не подразумевает небрежность выполнения техник – суть и принципы техники должны по-прежнему сохраняться. Но, как только мы усваиваем как в принципе та или иная техника делается, то можем и должны «уходить» от ее гипертрофированной «Формы», начиная ее применять свободно в соответствии с непрерывно меняющимися обстоятельствами боя, но при этом не «выхолащивать» небрежностью ее эффективность.

«Бесформенность» означает, что одна и та же техника, в зависимости от ситуации, будет применяться по-разному каждый раз (! Свидетели говорят, что именно так и было у О-сенсея Айкидо Уэсибы). «Бесформенность разума и тела» означает, что вы готовы действовать спонтанно (не «зацикленно» на стереотипах «Форм»), в соответствии со сложившейся ситуацией в каждый момент ведения боя, причем с максимальной экономией на расходах своих усилий. Если вы действительно уверены в своих навыках, то ваше «несгибаемое» намерение, а также весь организм будут способны противостоять любым видам атак. Нужно просто «настроить» соответствующее дыхание, за которым «последуют» мышцы. И чтобы достичь такого высокого уровня мастерства процесс обучения и разбит на определенные этапы (в т.ч. начальный – «Формы»).

«Формы» также необходимы для передачи знаний от одного поколения мастеров к другому – с их помощью учат основам движений, а также изучаются базовые принципы.

Когда вы практикуете ката, то вам, со временем, необходимо достичь в них той степени свободы и «текучести» (* безостановочное перетекание одного действия в другое до заключительного момента повержения врага), точно так, как потом вы это будете использовать в кумитэ (но это не означает, что ката можно делать кое-как, имитируя лишь «внешнее», и пренебрегая «внутренним»). Т.о. ката учат нас применять принципы, те же самые, что и в кумитэ.

Сенсей Нисияма говорил мне, что вначале ката следует выполнять точно и жестко по «Форме» («жестко» не означает «натужно», а просто верно, без изменений). О достигаемом состоянии тела он приводил в качестве образного примера «человека из глины» (* Мутими), и что вначале ката следует практиковать в виде «Форм», т.е. разучивая движения в утрированном виде и постигая основные принципы действий, и только после этого можно переходить к выработкам своих собственных вариантов этих «Форм» («Бесформенности»). Говоря о достижении свободы действий в ката, сенсей Нисияма сравнивал это с гибкой куклой, форма которой может изменяться свободно.

Т.о. новички должны начинать практиковать ката строго по «Формам», которые были выработаны и получены нами посредством многих поколений мастеров.

Hataraki: не только ката единым...
Томари и Нагарэ – две стороны одной медали «Ката»
«Медленное рождает быстрое»

Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ