Перейти к содержимому


  




Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)

Автор: clover, 15 Май 2014 · 2 062 просмотров

Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо) Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)

(перевод Clover)

Это интервью главного редактора «Айки новости» Стэнли Пранина с Токимунэ Такеда, действующим главою стиля Дайто-рю Айки Будо, состоялось в доме Такеда в Абасири (Хоккайдо) в 1986 году. Токимунэ, являющийся сыном Сокаку Такеда, в этом интервью рассказывает о концепции Айки, Сен и Го-но- сен в Дайто-рю, о путешествиях его отца по всей Японии, и о своей роли как преемника школы Дайто-рю Айки Будо.

(Отрывок из интервью)

Не могли бы вы объяснить немного более подробно концепцию Айки?

Айки – это «НЕРАЗРУШЕНИЕ» - «следовать туда же, куда вас толкают или тянут». И это должно выполняться ни медленно, ни быстро, а в полной гармонии со скоростью движения вашего противника (* с «вычислением» его «работы» с Ки). Полным антиподом Айки является Киай. Киай – это «РАЗРУШЕНИЕ» - «НЕ-следовать туда же, куда вас толкают или тянут».

Термин «Айки» существует с давних времен, он не является чисто «изобретением» мастеров только Дайто-рю.

Элемент Ки в концепции Айки связан со стратегией Го-но-сен (ответ на нападение). Полной противоположностью стратегии Го-но-сен является стратегия Сен-сен (нападение). Смыслом изучения стратегии Го-но-сен является обречение человека на провал, если он атакует первым. Если вы способны перехватывать инициативу у врагов, вы их всегда одолеете. Главной стратегией Дайто-рю Айки Будо является Го-но-сен.

Кроме того, в Дайто-рю Айки Будо убийство соперника не всегда является целью. Такая философия боя называется «Катсудзинкен» (Кatsujinken – «Меч, дарующий жизнь»). Полной противоположностью философии Катсудзинкен является философия «Сетсунинкен» (Setsuninken – «Меч, отбирающий жизнь»), в которой после ответа на нападение (Го-но-сен) противник убивается. Т.о. стратегия Го-но-сен имеет два теоретических варианта исхода боя, в первом – противник оставляется в живых, во-втором – противник убивается. В отличие от стратегии Го-но-сен (ответ на нападение), стратегия Сен-сен (нападение) всегда имеет только одну цель - убийство врага. Т.о. стратегия Сен-сен соответствует концепции Киай.

Главной стратегией в стиле Итто-рю так же является Го-но-сен. Все ката в этом стиле основаны на стратегии Го-но-сен. Т.е. в Итто-рю учат, как отвечать на атаки, а не атаковать первым.

Т.о. концепция победы над врагом согласно стратегии Айки (ответ на нападение (т.е. Го-но-сен) с неубийством) полностью отличается от победы над врагом согласно стратегии Сен-сен (нападение с убийством).

В Дайто-рю Айки Будо все строится на стратегии Го-но-сен, согласно которой производится уклонение от атаки противника с перехватом инициативы, а затем, в соответствии с двумя возможными целями, осуществляются действия по убийству врага или простому обезвреживанию его. То же самое и в Итто-рю.

Т.о. стратегия боя может строиться на двух возможных вариантах исхода боя – это Катсудзинкен (Айки) и Сетсунинкен (Киай). Например, если вы «заблокируете» атаку противника, а затем зарубите его мечом (или просто обезвредите его), чтобы спасти свою жизнь – это Катсудзинкен. А если вы нападете первым – это Сетсунинкен. Это две противоположных концепции в Искусстве меча. И важно знать, какая из них является превалирующей в вашем стиле.

А что - Катсудзинкен или Сетсунинкен - в Дайто-рю Айки Будо используется чаще?

Методы, используемые полицией относятся к Дзюдзюцу. Причем чаще приходится применять, в основном, атакующую стратегию, а не защиты. По сути, это представляет собой в каком-то смысле современную «компиляцию» из стратегии Сен-сен (нападение) с философией Катсудзинкен (без убийства). В результате, такой «симбиоз» то же по смыслу соответствует стратегии Го-но-сен. Т.е. по Сен-сен вы нападаете на преступника и обезвреживаете его (Катсудзинкен). Если же преступник нападает на вас, то вы отражаете или уклоняетесь от его атаки (стратегия Го-но-сен), а затем обезвреживаете его (философия Катсудзинкен).

Полицейский зачастую вынужден атаковать (стратегия Сен-сен), чтобы задержать преступника. И он не «обязан» ждать, когда преступник атакует его первым. Поэтому он должен сам напасть (это, как бы, концепция Киай) первым, чтобы связать его. По сути концепция Киай при таких действиях превращается в Айки (это нападение, но без «традиционного» убийства).

Поэтому исходя из целей, нужно уметь ясно классифицировать, когда это Айки, а когда - Киай. Т.о., не смотря на то, что на деле полиция применяет Киай, по сути это является концепцией Айки. В результате такого сложного смыслового «симбиоза», который не всем дано понять, люди просто говорят, что полиция использует Дзюдзюцу.

Да, полиция применяет Киай, используя стратегию Сен-сен (нападение). Атака в старину всегда соотносилась с Киай. Но результатом этих атак является Айки (не-убийство), что соответствует уже другой стратегии - Го-но-сен.

Для своей подготовки в задержании преступников полиция изучает Дайто-рю, хотя, в настоящее время, оно превратилось в «мешанину» из Дзюдо, Кендо, Айкидо и т.д., поэтому полицейские теперь обычно называют его просто - Тайходзюцу (методы ареста).

Айкидо и Дайто-рю имеют разные философии исхода боя. В Дайто-рю, вы должны по возможности быстрее захватить (удержать) противника, поэтому для этого обычно выполняются несколько последовательных действий. Т.е. техники выполняются не с целью «избавиться» от атак противника, а непременно захватить и связать его.



Опубликованное фото

Чтобы быть хорошим мастером БИ нужно неплохо разбираться в анатомии человека, не так ли?

Да, верно. В период, когда младший внук императора Сейва, Синра Сабуро Есимицу (основатель Дайто-рю) проживал в Осу (провинция на северо-востоке Японии), он подробно изучал анатомию человека. Замок, в котором он поселился назывался «Дайто», поэтому народная молва прозвала его - Сабуро из Дайто. От имени Дайто и получила школа свое название «Дайто-рю». Через множество поколений мастеров, школа Дайто-рю перешла во владение семьи Такеда, члены которой, как известно также были потомками императора Сейва. Методы школы долгое время сохранялись в секрете, чтобы они не стали известны потенциальным врагам.

Вы сказали, что современные полицейские больше не практикуют Дайто-рю в его традиционной форме. Теперь они изучают эклектику из Дзюдо, Каратэ и Кендо.

Да, точно так. В школах Кендзюцу, которые возникли уже после Эпохи Сэнгоку, т.е. уже в относительно мирные времена Периода Эдо, главной стратегией боя является Го-но-сен. Когда Сокаку немного изучал Дзинсинкагэ-рю, то главной стратегией этой школы был Сен-сен (она была основана еще во времена Сэнгоку). Он также немного изучал Ягю-рю Синкагэ-рю. Полностью Сокаку изучил, и поэтому включил в Дайто-рю, Оноха Итто-рю. В Итто-рю Сокаку изучил почти всё. Было очень мало, чего он не знал.

Изучать Путь меча в старину было очень непросто. В конце Периода Эдо и в течение последовавшего за ним Периода Мэйдзи суть «методики обучения» заключалась в «10 тысячах мэн». Т.е. нужно было выполнить 10 тысяч раз мэн (отработка ударов мэн с шагами вперёд и назад - по удару на каждый шаг) в течение, как минимум 3 лет, а также совершить «паломничество» по различным додзё в качестве «стажировки». Эта «стажировка» подразумевала поединки с мастерами из тех додзё. Не смотря на то, что все школы Кендзюцу имеют свою специфику, в арсенале их техник всегда непременно присутствует удар мэн. В наше время мастера Кендо уже не прибегают к таким «стажировкам».

Большинство современных школ Кендо ведут свою историю, в основном, от Оноха Итто-рю и Хокусин Итто-рю, поскольку они долгое время были наиболее популярны. Теперь хорошо известны одни из самых первых школ Кендо, основанные Сасабуро Такано и Такахару Найто. Методы и техники в этих двух школах одинаковые, хотя названия разные.

Примерно до 1910 года, методы обучения, сертификация и официальные титулы во всех видах японских БИ практически отсутствовали, поэтому Advanced Teacher Training School и Бутокукай [организация, созданная в 1895 году, в целях сохранения и развития БИ] провели реформу (* по аналогии с реформами Министерства образования того времени) - для упрощения обучения (* милитарская довоенная Япония нуждалась в массовом обучении БИ, которое также являлось способом соответствующего воспитания молодежи) - стали разрабатывать или регистрировать готовые (т.е. созданные мастерами стилей или школ, как, например, сделал, в свое время, Гитин Фунакоси) стилевые учебные программы. Методики обучения технике Кендо, созданные в то время, используются до сих пор.

«Айки-меч» не работает, если ваши руки и ноги не достаточно эффективны. Мы подразумеваем защиту, когда атакуем на упреждение. Т.е. мы реагируем на атаку уже тогда, когда противник только начинает вытаскивать меч. Вы должны научиться обладать такой скоростью и таймингом.

Как я уже говорил неоднократно, мастера в старину имели довольно цепкие руки, чему во многом способствали регулярные тренировки с мечом. В Дайто-рю необходимо обрести мгновенность действия рук. Когда противник брошен на землю, вы переходите к его удержанию с помощью руки и колена. Удержание коленом - это «фирменный почерк» стиля Дайто-рю, ни в одной другой школе ключевым этот навык не считается.

Опубликованное фото


Разница между Дайто-рю и Дзюдо заключается в том, что в Дайто-рю учатся действовать против множества нападающих, а не одного единственного. В Дайто-рю, даже в ситуации с групповым нападением, учат, как удерживая на земле коленом одного противника, вести бой (фактически сидя на земле) с остальными с помощью свободных рук.

В этом суть Дайто-рю. Если вы будете придавливать коленом противника к земле, используя для этого вес своего тела, то враг не сможет подняться. Такой навык удержания в Дайто-рю имеет самое главное значение. При этом, любая техника должна изучаться, как потенциально летальная. И выполнять техники против других врагов нужно так, чтобы «придавленный» к земле противник не смог выбраться из захвата. Именно поэтому Дайто-рю так хорошо подходит для изучения его судьями (в старину) и полицейскими.

Сокаку обучал учеников только в виде 10-дневных (иногда более) курсов. И, вероятно, это стало причиной того, что все полученные от него знания учениками были восприняты неодинаково - исходя из их общего уровня развития, опыта в БИ, потребностей и т.д.?

Да, среди его «массовых» учеников (т.е. не учидеси) были большие различия в глубине знаний в Дайто-рю. Например, он преподавал полицейским только то, что связано с навыками захвата преступников - иными словами, он преподавал им только Дзюдзюцу. Для «простых» людей он преподавал только то, что связано с самообороной, типа, как действовать, если вас кто-то схватил за одежду или руки. Вообщем, в «глубины» знаний о Го-но-сен он их особо не «погружал».

А Морихэй Уэсиба проходил у него курс обучения «полицейскому дзюдзюцу» или «самообороне для простых людей»?

Уэсиба учился у него на курсах «для обычных людей». Хотя, преподаваемые на этих курсах методы самообороны были почти аналогичны методам захватов.

А как Сокаку сам изучал Кендо?

Обучение Сокаку основывалось на традиционном принципе – «Опыт, полученный от 10 тысяч ударов мэн». Т.е., как в стародавние времена – подготовка считалась полной, если человек в течение 3 лет 10 тысяч раз практиковался в ударе мэн. Говорят, что только после такого «минимума» практик меча мог понять, какой должна быть правильной хватка меча. А если мастер не ограничивался «3 годами практики с 10 тысяч ударов мэн», и продолжал свою подготовку далее в виде последующей «стажировки» по различным додзё, то тогда о нем обычно говорили: «О! Это великий мастер!». Именно таким критерием мастерства руководствовалась «общественность» БИ в те времена.

И, вероятно, если бы они узнали сколько лет теперь обычно люди практикуются в Кендо, то это могло бы их наверняка повергнуть в изумление.

Но тогда, в стародавние времена, обучение по принципу «10 тысяч ударов мэн в течение 3 лет» было «стандартом» обучения в школах Кендо по всей Японии. Этот «стандарт» обучения зародился еще где-то в начале эпохи Мэйдзи. А также не было тогда еще в БИ ничего похожего на современные официальные системы данов.

В те времена еще и не было никаких железных дорог, и Сокаку все свои путешествия совершал пешком. Он никогда не пытался заранее узнать, какие «фирменные» техники или методы практикуют люди в каждом из посещаемых им додзё, он «ориентировался» в этом уже непосредственно в момент поединков. Рассказывают, что он подходил к додзё, и криком объявлял о своем приходе, чтобы кто-нибудь вышел внаружу, т.е. он сам без предупреждения никогда не входил в чужой зал. Также говорят, что за долгие годы странствий это у него вошло в такую привычку, что когда он возвратился домой, то останавился перед входом и объявил мне криком «Содзабуро!» о своем приходе, не входя в дом.


Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Shimbu - искусство прекращать насилие
Kan Wa Kokoro
Интервью с Сейкити Иха (Okinawa Shorin-ryu)
Беседы с сенсеем Kajitsuka Yasushi (Ягю Синкагэ-рю)

Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)