Перейти к содержимому


  




Интервью с Сейкити Иха (Okinawa Shorin-ryu)

Автор: clover, 04 Май 2014 · 1 740 views

Интервью с Сейкити Иха (Okinawa Shorin-ryu) Seikichi Iha, An Interview

(перевод Clover)

Следующее интервью представляет собой компиляцию из многочисленных дискуссий и бесед, состоявшихся в 1985-1992 годах, между Сейкити Иха и Эрнестом Эстрада (Ernest Estrada, Okinawa Shorin-ryu Kyoshi).

Факты из биографии Сейкити Иха

Сенсей Иха (Seikichi Iha) является представителем старшего поколения мастеров Окинавского Сёрин-рю, проживающих в США. Он имеет титул «Ханси» и обладает 10 даном в «Ассоциации Окинавского Сёрин-рю» (Наха, Окинава). Сенсей Иха является представителем линии Сёрин-рю мастера Chibana. Главной резиденцией Окинавского Сёрин-рю является «Сидокан» (Shidokan).

Сейкити Иха родился 9 июля 1932 года в городе Нисихара (Nishihara), на Окинаве. В настоящее время он является владельцем собственного додзё в городе Лансинг (Lansing), штат Мичиган. 25 марта 2001 года сенсей Иха получил 10 дан от своего учителя Мияхира Кацуя (Miyahira Katsuya). Он является главным представителем Ассоциации Окинавского Сёрин-рю в США.

Первоначально Иха начал изучать каратэ у своего дяди. Затем, в 1950 году, он стал учеником мастера Гусукума Симпан (Gusukuma Shinpan). Мастер Гусукума был в свое время учеником легендарного Итосу Анко (Itosu Anko), и впоследствии весьма уважаемым мастером Сюри-тэ. Мастер Гусукума обучал тонкостям не только каратэ, но и акупунктуры. Методы преподавания мастера Гусукума не были «закостенелыми», т.е. они основывались не только на старых архаичных подходах к обучению каратэ, но и предполагали переход к более более прогрессивным, соответствующим вызовам современного времени методам.

Мастер Гусукума не обладал от природы мощными атлетическими данными, поэтому парадигма его каратэ больше основывалась на техничности, чем на физической силе. По его мнению, определенные методы в сочетании с техникой позволяют научиться бить с массой, почти троекратно превышающей собственный вес бьющего человека. В связи с этим, мастер Гусукума придавал большое значение надлежащему состоянию тела при набивке на макиваре. Данная парадигма каратэ бережно сохраняется всеми его учениками.

Иха удалось поучиться у мастера Гусукума всего примерно 4 года (1950-1954). К сожалению, мастер Гусукума скончался в 1954 году. После этого, Иха некоторое очень короткое время обучался у близкого друга мастера Гусукума, Миядзато Сёи (Miyazato Shoei).

Позднее, тогда же, в 1954 году, Иха стал учеником мастера Мияхира Кацуя, который полностью сохранял и следовал парадигме каратэ и методам обучения мастера Гусукума.

Опубликованное фото
Кацуя

После упорного периода практики каратэ, Иха, к 1963 году удалось получить 5 дан, а также титул «Сихан» Окинавского Сёрин-рю. Примерно в то же время, в 1963 году, мастеру Кацуя был сделан запрос для преподавания каратэ на Филиппинах. Мастер Кацуя поручил это Иха, который, затем примерно 11 месяцев преподавал Сёрин-рю в додзе Latino Н. Gonzales в столице Филиппин, Маниле.

Во второй половине 1964 года, Иха вернулся на Окинаву, и начал преподавать каратэ в городе Футенма (Futenma) для морских пехотинцев США. В том же, 1964 году, он был повышен до 6 дана (*через 1 год после 5 дана), после чего открыл свой собственный додзё в своем родном городе Нисихара.

В 1967 году Иха был повышен до 7 дана (* через 3 года после 6 дана) с получением титула «Кёси» в связи тем, что он был направлен в США преподавать каратэ в Лос-Анджелесе. В Лос-Анджелесе Иха начал свое преподавание каратэ с «American-Okinawan Club». Как вспоминал мастер Иха, он был не первым мастером в этом клубе, кто преподавал там. Первым преподавателем в истории каратэ этого клуба был мастер Ябу Кенцу (Yabu Kentsu), и было это еще в далеком 1927 году.

Иха преподавал в лос-анджелеском «American-Okinawan Club» примерно 5 месяцев, когда он, вместе с двумя другими мастерами каратэ с 7 данами, открыл свой собственный зал, назвав его - «Сюрейкан» (Shureikan), на улице Olympic Blvd. Еще через год (примерно 1968), Иха открыл уже свой отдельный собственный зал каратэ, там же в Лос-Анджелесе, назвав его «Сидокан» (Shidokan) на улице West Pico Blvd.

В апреле 1975 года Иха переехал в город Лансинг (штат Мичиган) и, соответственно, открыл там свой зал для преподавания каратэ. В сентябре 1978 года Иха получил 8 дан (* через 11 лет после 7 дана). 12 марта 1989 года он получил 9 дан (* через 11 лет после 8 дана). И, наконец, 25 марта 2001 года, мастер Иха, получил от своего учителя мастера Кацуя 10 дан (* через 12 лет после 9 дана) – это самый высокий дан среди всех мастеров Окинавского Сёрин-рю, проживающих в США. Его сертификат 10 дана относится к «Ассоциации Окинавского Сёрин-рю».

Сенсей, в своей практике вы уделаете много внимания упражнениям на макиваре. Можете вы рассказать немного об этом.

Существует два вида макивары. Одна из них называется «макивара Сюри» и она имеет высоту примерно до верхнего уровня грудины. Другая называется «макивара Наха». Эту макивару используют главным образом практики Годзю-рю. Её высота чуть выше, чем уровень солнечного сплетения (нижняя часть грудины).

Практики Сёрин-рю обычно стоят в кихон-дачи (основная короткая стойка), когда работают на макиваре. Практики Годзю-рю отрабатывают удары обычно в более широкой стойке - сико-дачи.

Обычно в додзе имелось оба вида макивар. Одна макивара была мягкой, а другая довольно жесткой. Мягкая макивара использовалась для тренировоки скорости, а жесткая макивара – для тренировки мощи.

В своей практике необходимо использовать оба вида макивар. Если этого не делать, то могут развиться проблемы с плечами. В настоящее время большинство практиков на Окинаве используют только «макивару Сюри», потому что «макивара Наха» является слишком сложной и тяжелой для использования.

Мягкая макивара должна гнуться примерно на 5 дюймов. Т.е. на длину от кончика большого пальца до кончика указательного пальца. Начинать упражняться лучше с довольно гибкой макивары, и концентрироваться поначалу не на самих ударах, а на сохранении вертикального положения туловища. Только после обретения навыка в удержании вертикального положения туловища при битье, можно переходить к, собственно, «метанию» кулака в цель.

Какие бы вы дали советы практикам Сёрин-рю?

Таких советов может быть великое множество. Но, первое, что приходит на ум... Например, при ударе, рука с кулаком в момент контакта должна быть горизонтальна земле. При ударе локтем – то же самое. «Кnife hand block» (Шуто?) выполняется движением, подобно «стеклоочистителю автомобиля», и при этом, он НИКОГДА не «проносится» (наотмашь) до своего другого плеча. Все удары ногами в Сёрин-рю наносятся пальцами ног, а не подошвой. При таких ударах второй палец ноги плотно сцепляется («обвивается») с большим пальцем для усиления удара.

Нукитэ может наносится в любую часть тела, но для большего его «проникновения» в тело противника, предпочтительно - в участки, где больше мягких тканей. Нукитэ важно делать очень быстрым движением руки, при этом им можно бить с разных направлений. Его эффект обусловлен очень маленькой точкой контакта, буквально только кончиками пальцев. Запястье не следует сгибать, его нужно удерживать прямо. Хотя, есть некоторые стили, которые используют Нукитэ иногда, как блок, со сгибом в запястье. Сгиб запястья «амортизирует» и, следовательно, ослабляет тычок Нукитэ, кроме того, он может повредить руку, если ткнуть ею в очень «твердое» место на теле противника.

Хочу также подчеркнуть, что концепция изучения окинавского каратэ заключается именно в БИ, а не в «безопасной» разновидности для спорта.

Сенсей расскажите о ката Годзюсихо?

Ката Годзюсихо у мастера Накама (Haruku Nakama, Sbubokan) и мастера Наказато (Shugoro Nakazato, Shorinkan) абсолютно идентично. У них блоки – это именно конкретно – защита. А у мастера Токуда (Anbun Tokuda, 1886–1945, ученик Итосу ) – было по-иному, его блоки были по сути уже не просто защитой, а «блоко-контратаками». Это уже совершенно иной, более высокий уровень мастерства.

Какие еще есть «секреты» в Сёрин-рю?

В Сёрин-рю, наверное, к одному из т.н. «секретов» каратэ можно отнести принцип «Тan gokui». Это касается концепции использования Тандэна. Кроме того, в принципы каратэ стиля Сёрин-рю входит принцип «Естественного дыхания», т.е. в нем отсутствует метод резких выдохов при выполнении техник или «шумового» дыхания. Всё совсем наоборот, дыхание осуществляется по возможности настолько незаметно, чтобы противник не смог «вычислить» ваши намерения по ритму вашего дыхания. Сам выдох никогда не производится полностью, часть воздуха «удерживают» в себе, «перенаправляя» его в Тандэн, по методу «Абдоминного дыхания» (легкое принудительное выпячивание живота в момент выдоха). Методика обучения в Сёрин-рю предусматривает обретение навыков в сосредоточенности внимания на своем дыхании и умении его контролировать.

Сенсей, расскажите о своем учителе, мастере Тибана. Я знаю, что вы получили свой менкё «Сихан» именно от него.

Да, от сенсея Тибана. Сенсей Тибана практиковался в каратэ всю свою жизнь (* У него училась целая плеяда выдающихся учеников, ставших известными мастерами. См. видео его ката). И даже будучи в возрасте уже 80 лет он все равно старался продолжать улучшать свои навыки. К сожалению, его здоровье постепенно ухудшалось вследствие онкологического заболевания. Но он обладал большой силой духа, а его способности были воистину удивительны. Будучи очень нездоровым пожилым человеком, его действия, тем не менее, оставались такими же эффективными. Он в своей жизни достиг поразительного уровня мастерства.

Одним из любимых выражений мастера Тибана было: «Мастер БИ также должен быть Человеком с «Большой буквы»». Это означает, что мастер БИ также должен быть Созидателем, а не только Разрушителем. Ему не должна быть чужда такая чисто человеческая деятельность, как, например, искусства: каллиграфия, литература, танцы, музыка, живопись и т.д. Сенсей Тибана всегда подчеркивал, что важно развивать не только тело, но и интеллект. А чтобы развивать свой ум мастер БИ должен развивать в себе свою когнитивность (любознательность, склонность к беспрерывному познанию).

Мы отмечаем дату смерти сенсея Тибана (Taisai) ежегодно. Вы то же можете принять в этом участие. Ритуал заключается в том, что на почетном месте размещается памятный портрет Сенсея. Устраивается застолье с едой и напитками. Считается, что дух мастера «приходит» туда, где его почитают, и о нем вспоминают, когда он был еще живым человеком. Наиболее важными датами Taisai считаются 1, 2 и 3-й годы. Потом еще - 10, 13, 20, 23, 30 и 33. Считается, что если человека будут 33 года поминать после его смерти, то перед его духом откроются «Врата» (? в «Чистые земли»). Пройдя через них, дух, наконец-то, сможет упокоиться и отдохнуть от своих утомительных земных странствий.

Вашим первым настоящим учителем (после отца) был мастер Гусукума Симпан. О нем мало, что сказано в книгах. Расскажите о нем?

Особенностью каратэ сенсея Гусукума была его невероятно большая скорость перемещений. Он делал довольно мелкие шаги, но с огромной скоростью. В этой способности он практиковался очень долго, еще со времен занятий Кендо. Он был знаменит тем, что был способен взбегать на 5 шагов по вертикальной стене не падая. Это его собственное изобретенное им упражнение для того, чтобы заставить себя двигаться быстрее. Вот, такой он был мастер.

Не смотря на то, что сенсей Гусукума скончался довольно давно, в 1954 году, все старые мастера в городах Сюри и Нисихара его хорошо помнят. После него остались трое сыновей и одна дочь, которые владеют собственным додзё в городе Сюри. Незадолго до смерти, в 1953 году, мастер Гусукума переехал в город Наха. Там он имел совсем крошечное додзё размером c 3 татами (Sanjo), а также оказывал услуги акупунктуры, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Всякий желающий мог прийти в его додзё в любое время суток, и, если он был на месте, то он никогда не отказывался от преподавания урока. А, если его в додзё не оказывалось, то все равно любой желающий мог воспользоваться его помещением для тренировки. Он преподавал каратэ в традиции еще старого стиля Сёрин-рю, или «Sui-te», как называли каратэ на наречии Хогэн жители города Сюри. У него была интересная особенность - он никогда не делал замечаний по корректировке действий во время выполнения ката, т.е. до тех пор, пока вы не закончите его до конца. У сенсея Гусукума была отличная память, которая помогала ему запомнить все совершенные вами ошибки в ходе выполнения ката. Еще, что интересно, он никогда не корректировал скорость действий при выполнении ката. Т.о., «Ритм» в ката, т.е. действия, некоторые из которых вы выполняете быстро или медленно - это всегда было только на ваше усмотрение, он никак их не корректировал.

Расскажите немного о вашем теперешнем учителе, сенсее Мияхира Кацуя (* Выдающийся мастер – см. его видео ката. Скончался в 2010 году).

В 1951 году сенсей Кацуя открыл свой зал для преподавания каратэ, назвав его «Сёрин-рю Сидокан» (Shorin-ryu Shidokan). Учителем Кацуя был сенсей Тибана, у которого он начал заниматься еще 1933 году. Тогда же, до войны, Кацуя получил диплом педагога и был направлен на работу в оккупированную китайскую Маньчжурию (Manchuko).

После смерти сенсея Тибана (1969) мастер Кацуя унаследовал от него «Ханко» (официальную печать) и встал во главе президиума «Okinawa Shorin-ryu Karate-do Kyokai». Он по-прежнему является её президентом и проводит ежегодные ритуалы Taisai в честь поминовения мастера Тибана.

Стиль каратэ мастера Кацуя несколько отличается от стиля каратэ мастера Тибана, однако, он также, как и его учитель, совершенствуется в нем на протяжении всей своей жизни. Сама манера и дух преподавания каратэ мастером Кацуя полностью соответствуют манере его учителя Тёсин Тибана. Он также всегда старается модернизировать каратэ в соответствии с новыми вызовами времени, и даже также в той же манере, что и Тибана, корректирует выполнение ката.

Почему мастер Гусукума считал, что практику надо начинать с ката Пинан, тогда, как мастер Тибана, считал, что каратэ надо начинать изучать с ката Найханти?

По мнению мастера Гусукума, начинать изучение каратэ с практики ката Пинан более рационально («интереснее»), чем с Найханти (как это было изначально в старину). Ката Найханти можно сказать - более «капризны» («занудны») для изучения их новичками, чем Пинаны, они требуют гораздо большей глубины понимания, и на первых порах у многих учеников просто не всегда еще хватает должного терпения для надлежащего освоения методов и техник, заложенных в них (т.е. проще говоря - они требует гораздо больше повторов). Методика обучения мастера Гусукума была следующей: кихон 1 и 2; ката Пинан 1-5; ката Патсай-Сё и Канку-Сё; ката Патсай-Дай и Канку-Дай; ката Тинто; ката Годзюсихо, и только после этого шло изучении серии ката Найханти.

Вы предпочитаете больше бить удары ногами. Почему? Кроме того я заметил, что маваси-гери вы бьёте пальцами ног, а не подъёмом стопы. Какой способ лучше?

Да, верно, я удары ногами предпочитаю ударам руками. Да и не только я – многие европейцы и американцы то же предпочитают удары ногами рукам, и мастер Гусукума то же имел склонность бить больше ногами. Наверное, эта моя манера у меня от него. В том числе и манера бить маваси-гери пальцами ноги, а не подъёмом стопы. При ударе пальцами ног стопа удерживается под прямым углом относительно распрямленной ноги.

Маэ-гери, конечно, то же неплохой удар, эдакий своеобразный «выхлест» стопы в цель. Удар всегда начинается с почти полного переноса равновесия на опорную ногу, после чего производится «щелчок» неопорной ногой. После удара нога тем же путем вновь возвращается обратно и равновесие вновь распределяется на обе ноги в момент опускания «ударной» ноги на землю.

В стародавние времена, удар ногой всегда был «одиночен», с него не переходили в продолжение атаки ударом кулака. Т.е. в старом каратэ вероятность и возможность «серийных атак» просто не рассматривались – удар ногою должен был быть первым и последним. Во многих современных стилях каратэ концепция «единственного удара» зачастую просто игнорируется. В настоящее время многие практики прибегают к упрощению каратэ, они недостаточно эффективные удары ногами пытаются компенсировать добавлением к ним еще и ударов руками. Особенно это свойственно т.н. «спортивному каратэ», в котором навык в единственном поражающем ударе обычно подменяется «серийными атаками».

Полноценные удары ногами не должны подменяться простым «взбрыкиванием». При выполнении удара должны присутствовать все обязательные фазы: подъем к животу согнутой ноги в колене – распрямление колена для «выброса» стопы вперед в цель – возвращение ноги после удара тем же путем. В Сёрин-рю все удары ногами наносятся только пальцами стоп. При этом, примерно 85% всех ударов ногами наносятся не выше середины туловища противника. Тем не менее, удары ногами в голову в арсенале Сёрин-рю так же присутствуют, но применяются они исключительно редко.

Расскажите о манере ударов руками в Сёрин-рю.

При ударах, кулак выбрасывается прямо перед собой, рука при этом примерно горизонтальна земле. Сама рука при ударе никогда полностью до конца не распрямляется, она имеет небольшой «мягий» сгиб, т.е., без локтевого напряжения. Кулак «бросается» в цель также без напряжения, чтобы обеспечить ему всю возможную скорость, и только в момент контакта кулака с телом противника в него, через руку, подается вся «плотность» тела (* вся масса разогнанного тела в момент контакта «входит» в руку, как в «трубу» (Кимэ) с «выбросом» всей энерционной силы в тело противника через кулак). В Сёрин-рю стратегия поражения противника строится прежде всего на скорости действий, а не на их силе (* в Сёрей-рю, наоборот). При ударе «острие» локтя должно «смотреть» в землю (* в отличие от многих современных стилей каратэ, где локоть иногда «смотрит» в сторону), при этом локоть как бы «опирается» на мягкие части тела между бедренной костью и плавающими рёбрами. Непременное условие – плечо при ударе не должно подниматься вверх (* иначе удар от Тандэна теряет всякий смысл). При движении руки в удар она также должна совершать и спиральное движение (* «ввинчивание» в удар; «размер этого винта» будет зависеть от дистанции, чем она короче, тем меньше оборот «винта»).

При ударе важно также учитывать, чтобы кулак твердо «опирался» на локоть, а локоть, в свою очередь, на плечо (* и т.д. до самой опорной ноги). Прочность этой «сцепки» чрезвычайно важна.

Хлёстовых ударов по принципу рикен-учи особенно много в ката Найханти. В остальных ката, в основном, содержатся его разновидности. При хлещущих ударах все наоборот, для большего эффекта «прочность сцепки» должна быть ликвидирована. Хлёст выполняется почти полностью расслабленной для гибкости рукой (Гамаку).

Расскажите в методах защиты в Сёрин-рю.

От навыков в защите, собственно, и зависит ваш уровень мастерства. Поначалу новички разучивают лишь «имитацию» блоков, и многие из них думают, что эффективность блоков полностью зависит от силы противодействия удару. Но по мере обретения опыта в каратэ они начинают понимать, что эффективность блоков совершенно не зависит от силы, что эффективность блоков в главной мере основывается на навыках в Ма-ай, Тайминге, Ритме и Дзансин и т.п.

Мастер Тибана был чрезвычайно искусен в методах защиты. С какой бы силой не старались его «пробить», его умение «читать» действия противника было безупречным, а Тайминг своевременен или нередко упреждающ. Он делал блоки по методу Кудзуси, т.е. блоком не только отклонял\уводил удар, но и одновременно выводил противника из равновесия. Он постоянно напоминал, что в любой блок не должен быть «пуст», он должен непременно сопровождаться Кудзуси.

Какие еще методы тренировки вы используете в своем додзё?

Ну, например, практику с Чиси – это довольно распространенное занятие на Окинаве, но редкое в США, так как не все знают, как его грамотно делать. В нашем додзё существует 8 базовых упражнений с Чиси. В основном они предназначены для укрепления запястий и предплечий. Упражнения с Чиси у нас выполняется примерно 15-20 минут.

Мастера японских БИ нередко удивлялись хорошо развитой мускулатуре некоторых окинавских мастеров каратэ. В японских БИ нет практики, подобной окинавским Чиси и Нигири. Но некоторые современные японские школы БИ переняли эти методы подготовки.

Упражнения с Чиси на Окинаву пришли из Китая. Они практикуются во всех окинавских стилях. В американском каратэ практика с Чиси встречается довольно редко, поскольку существует довольно мало людей, которые бы обучались каратэ на Окинаве. Тренировки с Чиси и Нигири также хорошо развивают выносливость. Это довольно тяжелые тренировки.

Нигири является прекрасным «тренажером» для укрепления кистей рук. Всего существует около 3-4 вариантов упражнений с ними. Нигири - это также древнее изобретение для тренировок, которое используется во всех стилях каратэ на Окинаве.

Однако, надо заметить, что в Сёрин-рю никогда не практикуется упражнение с Чиси, в котором выполняется движение по типу удара сразу двумя руками с бо. По мнению мастеров Сёрин-рю, подобное упражнение губительным образом сказывается на скорости удара. В противоположность Сёрин-рю, например, в Годзю-рю это упражнение используется довольно часто.

Вес Чиси в Сёрин-рю составляет примерно 3-5 фунтов для начинающих и 7-10 фунтов для продвинутых учеников. Для развития только силы используются Чиси весом 22-25 фунтов. Важно знать, в практике с Чиси самое главное – это качество движения, вне зависимости от их веса. Практика с Чиси необходима прежде всего для того, чтобы научиться делать техники правильно, а также для обучения сосредоточению внимания на том, что вы делаете.

Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Интервью с Хохан Сокен (Shorin-ryu Matsumura Seito Karate-do)
Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)