Перейти к содержимому


  




Фа Цзинь (發勁)

Автор: clover, 08 Апрель 2014 · 2 906 views

Фа Цзинь (發勁) (на фото сифу Adam Hsu)

Fa Jing (發勁): Power Issuing
Интервью сифу Adam Hsu для Ryuji Matsuda (松田隆智)
Записано Syou Oyanagi (大柳勝)
Опубликовано в японском журнале «Wushu», 1983

(сокращенный перевод Clover)

1. Что такое «Цзинь»?

В Японии термину «Цзинь» (мощность) - нет аналога. И для большинства японцев это понятие мало о чем говорит. Но китайцы слово «Цзинь» используют довольно часто. Однако, немало людей рассматривают концепцию «Цзинь», как синоним «использование силы», например, «использовать больше силы» = «использовать больше мощности». Однако, Сила и Мощность подразумевают совершенно разные процессы работы тела. Сила является естественной, ею пользуются все обычные люди, т.е. это то, чем мы с рождения пользуемся в ходе всей своей повседневной жизни; Мощность – это особая способность, которой надо учатиться специально. Т.е., чтобы пользоваться Силой обучаться БИ не надо, а вот, чтобы создавать Мощность – надо. Сила может быть долговременной, т.е. она может использоваться в течение определенного периода времени (долгое напряжение); Мощность – моментальна. Сила может быть эффективна и при воздействии на большую площадь поверхности; Мощность – исключительно только на очень маленькую, не больше пятна. Сила - универсальна; Мощность – специфична. Приложение Силы можно наращивать постепенно, а генерирование Мощности происходит мгновенно. Что касается разрушительного потенциала, то у Силы он слабее, чем у Мощности. Воздействие Силы при ударе поверхностно, а Мощность - способна глубоко проникать внутрь.

(Рис. 1. Верхий ряд: Сила – давяща. Цзин – проникающа. Нижний ряд: Сила – распределяется по широкой поверхности. Цзин – фокусируется в маленьком пятне.)

2. Чань Сы Цзинь (纏絲勁)

Чань Сы Цзинь является основой для Мощности. Не будет преувеличением сказать, что Мощность – это, собственно, и есть Чань Сы Цзинь. Чань Сы Цзинь - это непрерывное «течение» спирально-круговых «мощностных импульсов». При этом у этого «течения» ни начала, ни – конца. Это, все равно, что «шагнуть вперед и одновременно – назад». В этом и заключается уникальная суть Чань Сы Цзинь.

При разведении шелковичных червей, полученные коконы разматывают на шелковые нити, сматывая их в мотки. Этот процесс по-китайски называется «Чань Сы». По аналогии с этим процессом он используется и для обозначения Чань Сы Цзинь в БИ.

Рассмотрим теперь основной принцип: чем больше расстояние кулака до цели, тем сильнее можно ударить. Или - чем больше расстояние до цели, тем сильнее можно кулак разогнать.

(Рис. 2. Верхний ряд: Малая дистанция = меньше мощность. Большая дистанция = больше мощность. Нижний ряд: Малый радиус = меньше мощность. Большой радиус = больше мощность.)

Все далее сказанное касается не только кулаков, но и ладоней, предплеч, плеч и туловища. Каким же образом можно создавать больше Мощности в теле? Конечно же, за счет увеличения дистанции или радиуса для замаха. Другими словами -движение кулака с максимального расстояния будет создавать максимальную Мощность.

(Рис. 3 Примеры максимальных дистанций для удара)

Если мы к примеру используем руку в качестве «проводника» для «выдачи» Мощности, то отправной точкой, для «искусственного» удлиннения пути замаха, должна быть нога.

Давайте для большей наглядности рассмотрим это на примере (см. рис. 4): расстояние от точки C до точек A и B равно 7,5 дюйма. Расстояние от точки А до точки С — прямая линия (7,5 дюйма). Расстояние от точки B до точки С является «увеличенным» за счет «превращения» прямой линии в Спираль (15 дюймов). Основываясь на принципе Спирали мы можем увеличить расстояние до цели, тем самым увеличивая Мощность воздействия на нее. Иными словами, для увеличения генерации Мощности нужно «искусственно» увеличить путь пробегания «мощностного импульса» внутри тела, превратив его из линейного в Спиральный (см. тот же рис. 4). Это и есть «Чань Сы Цзинь».

3. Какие еще Чань Сы Цзинь имеет преимущества перед Силой?

Чань Сы Цзинь имеет ряд преимуществ:

1. С помощью Мощности можно поражать цели с любой, даже очень короткой дистанции. Кроме того, принцип Чань Сы Цзинь позволяет достичь более высокого разгона конечности.

2. Чань Сы Цзинь делает более эффективными не только атаки, но и защиту. С помощью Чань Сы Цзинь можно брать под контроль действия противника и использовать их для своей выгоды. Как известно, обычная Сила, как правило, используется, чтобы отклонить или «наглухо» заблокировать атаку противника. С помощью Чань Сы Цзинь можно не просто отклонять атаки противника, но и отбрасывать его обратно.

(См. рис. 5 Верхняя часть: работа обычной силы при блокировании. Нижняя часть: работа Чань Сы Цзинь при блокировании – «принять силу противника и, с ее использованием, перенаправить вектор его атаки в сторону» и «отбросить бьющего противника назад еще более мощным импульсом, чем у него»).

Для применения Чань Сы Цзинь не требуется остановок, т.е. ее можно делать по ходу движения, не останавливаясь, и не делая «пауз» между переходами от одной техники к другой. Мощность Чань Сы Цзинь от этого не уменьшается, ее можно «регулировать» легко и естественно. При применении обычной Силы, есть обязательное условие – подготовительная поза, что делает ее в момент выполнения какого-либо действия «жестко привязанной» только к одному направлению, и делает мгновенные смены направлений фактически невозможными. Т.е. при использовании обычной Силы, если угол и\или дистанция для удара выбирается неверно, то от этого объем выдаваемой Мощности резко уменьшается, а сам «механизм» выполнения такого удара связан с недостатком в виде скованности тела и, следовательно, маломобильности в бою.

3. Чань Сы Цзинь обладает не только универсальностью применения (как при атаках, так и при защитах), она может использоваться сразу для нескольких целей. Ее использование создает широкий спектр для применения различных тактик.

4. Генерация по принципу Спирали дает Чань Сы Цзинь огромный разрушительный потенциал и способность глубокого проникновения, подобно «выстрелу пули из ружья».

(См. рис. 6.Универсальность применения Чань Сы Цзинь. Предполагает возможность смены направлений (другой рис.). Проникающа. «Стреляет, как пуля из ружья».)

5. Процесс генерации Мощности безусловно очень непрост, он - сложносоставной, но все его компоненты вполне могут быть изучены шаг за шагом.

6. Чань Сы Цзинь устраняет необходимость постоянного анализа для «отмеривания» нужного расстояния до соперника. Эффективность техник в бою не должна зависеть от «неподходящей» дистанции. Противник в бою будет непрерывно менять свое местоположение. Чань Сы Цзинь наилучшим образом подходит для поражения движущейся цели, поскольку она может применяться «по ходу ситуации», без ущерба непрерывности перемещений.

7. Применение Чань Сы Цзинь не зависит ни от телосложения человека, ни от его пола.

8. Способность применять Чань Сы Цзинь с возрастом практически «не стареет». Безусловно, качество ее исполнения может несколько ухудшиться (например, снизится скорость ее выполнения), но в целом она сохранится.

4. Предпосылки для изучения Чань Сы Цзинь

Это важный момент при изучении Чань Сы Цзинь. Мы рождается со «базовой программой», обуславливающей некоторые наши естественные действия. На основе этих действий из «базовой программы» мы затем приобретаем навыки в Последующих действиях и т.д. Например, в «базовую программу» входят такие способности, как спать, бодрствовать, плакать, сосать и т.д. Все это природное поведение новороденного ребенка.

А каким мы учимся «последующим действиям»? Ну, например, действиям, необходимым в повседневной жизни: есть, чистить зубы, умываться и т.п. Далее наши навыки усложняются. Например, мы можем изучать действия, необходимые специально для какого-либо вида спорта – играть с мячом, бить битой и т.п. Обучаемся действиям, необходимым для зарабатывания на жизнь: водить автотранспорт, стричь волосы и т.п. Мы учимся игре на различных музыкальных инструментах. Точно также мы обучаемся действиям в БИ, например, движениям ушу.

Т.о., наши «первозданные» от рождения действия, обогащенные по ходу нашего взросления «последующими действиями», приводят к целому комплексу «стойких привычек» нашего тела и «стереотипов» ума. Другими словами - это приобретенный нами жизненный опыт. Однако, не все из этого «багажа жизненных знаний» является полезным для практики БИ, некоторые «привычек» могут мешать, а другие еще хуже - вредить.

Поэтому приступая к изучению Чань Сы Цзинь нам необходимо вернуться к стадии «новорожденного ребенка» для того, чтобы заново научиться действовать способами, требующимися именно в БИ. Необходимые в БИ действия должны приобретаться без наличия каких-либо других влияний. Однако, как нам забыть или избавиться от вредных или «паразитических» действий, к которым так привычно наше тело и ум? Это, на самом деле, самая большая проблема.

Если бы мы могли их с легкостью «стереть» из «двигательной памяти» нашего тела и ума, то обучение БИ стало бы намного более простой задачей. Мы бы изучали все с «чистого листа», а не фактически переучиваясь. Если мы не можем избавиться от вредных «привычных» движения, то весь наш процесс обучения будет бесконечно страдать от постоянных «корректировок», и не факт, что полученный результат будет «чист и полон».

Однако, при возвращении к стадии «чистого листа», это иногда вызывает ряд «непоняток».

1. «Почему после 3-4 месяцев занятий БИ мощность моего удара постепенно уменьшается?». Нужно понимать, что это является временным явлением, в результате того, что человек избавляется от «старых житейских» движений посредством замещения их новыми, необходимыми для БИ. Это называется «huan jing» («переключение» на иной способ). «Старые привычки» уходят, а «Новые» еще не достаточно «привычны». Вот, почему человек начинает чувствовать себя необъяснимо «ослабевшим». Но мере продвижения в овладевании навыками, вы научитесь генерировать гораздо большую Мощность, чем вы были способны до этого.

2. Например, боец А одного БИ проиграл бойцу Б из другого БИ. При этом, оба бойца имеют примерно равное телосложение и объем физической силы. Они также оба приступили к изучению БИ одинаково - с 18 лет. В течение полугода обучения в БИ боец А стал сильнее, а боец Б, к своему удивлению, заметил, что стал еще «слабее». Причина этого уже указана в пункте 1. Но не стоит бойцу Б по поводу этого особо расстриваться. Когда возраст бойца А приблизиться к «переломному моменту», т.е. к 30-40 годам, его физическая сила начнет неуклонно уменьшаться (форму придется постепенно поддерживать с удвоенными-утроенными-учетверенными-и т.д. стараниями, пока не надоест и придется «уйти на пенсию»), так что его «боевая карьера» - это весьма мимолетное в жизни явление. А навыки в БИ бойца Б от «переломных моментов» не зависят, они действуют «накопительно», поскольку мало подвержены «возрастной коррозии» («Техника сильнее силы!»).

(См. рис. 7. Абстрактная схема прогресса в БИ. Снизу указано: «ребенок» - «сейчас» - «в будущем». Верхняя линия означает: возврат к стадии «ребенка» приводит к большему прогрессу мастерства в будущем. Нижняя линия: результат в мастерстве без возврата к стадии «ребенка».)

3. Все, что рассказано в пунктах 1 и 2 также связано с затратами времени. Чтобы достичь настоящего глубинного мастерства требуется в 2-3 раза больше времени обучения, чем в стилях БИ, в которых мастерством считаются со временем «распадающиеся» навыки. Это потому, что человеку необходимо сначала вернуться к стадии «чистого листа», чтобы учиться заново всем движения с самого начала. И нет никакого иного способа сократить сроки такого обучения.

5. О возможных проблемах при изучении Чень Сы Цзинь

Ниже приведены некоторые проблемы и сложности, которые могут возникнуть при изучении Чень Сы Цзинь:

1. Если вы уже обладаете навыками и методами в каком-либо БИ, и они достаточно глубинны, то вам, возможно, будет очень сложно полностью абстрагироваться от них. Но, если вы не попытаетесь достичь состояния «чистого листа», то вы и не сможете овладеть Чань Сы Цзинь. Вам просто не удастся постичь Чань Сы Цзинь, если вы попытаетесь использовать свои методы из другого вида БИ. У вас неизбежно возникнут проблемы, а достигнутый уровень будет неполным.

2. При изучении Чань Сы Цзинь нельзя в т.ч. исходить из «привычного багажа» знаний и навыков, приобретенных по жизни. Например, у меня был ученик, который по профессии был плотником. Из-за этого он имел склонность применять сильную нисходящую силу. Когда он практиковался в 蹦步拳 («шаг-прыжком с ударом кулаком») в «Богомоле», то мог выполнить действие точно, если не использовал вообще никакой силы. Как только он применял силу, все его движения были направлены вниз. А когда ему предлагали выправить угол, он не мог применять свою силу эффективно. Это пример человека, который не мог добиться прогресса, потому что не мог избавиться от доминации своих привычных действий.

3. Плохая комбинация с другими стилями БИ. В Китае имеется множество стилей БИ, и каждый из них имеет свои уникальные характеристики. Было бы хорошо, если бы человек учился одному стилю задолго до начала изучения следующего. Однако, если он меняет стили «на пол пути» или добавляет изучение еще одного стиля до завершения изучения другого, то это в определенной степени отразится и на его прогрессе. Действия, тактики, генерация мощности и т.д. - у всех стилей очень разные, как, например, у Тайцзи-цюань и «Богомола».

Поэтому, если изучать два стиля одновременно, они будут «мешать» друг другу, и мы в конечном итоге получим «мешанину», т.е. не будем знать ни один из них в «чистом» виде.

Мы должны попытаться определить свои проблемы, чтобы вернуться к стадии «чистого листа» для практики надлежащим образом. Только это может принести действительно хороший прогресс и достижение ощутимых результатов. Это ценный опыт, перенимаемый нами от предшественников, собранный ими на протяжении нескольких тысяч лет. Я хочу подчеркнуть важность возвращения к уровню «чистого ребенка» при изучении БИ. Особенно это нужно, чтобы постичь глубину мощности Чань Сы Цзинь. Для этого нужно иметь чистое, не искаженное личным опытом восприятие, как «школьная доска перед началом занятий». Если записи на школьной доске, оставшиеся от предыдущих занятий, не будут стерты полностью, то они будут нам мешать на следующем занятии.

Сможем ли мы достичь реального мастерства в БИ, если мы объединим естественные движения с обучением необходимых в БИ? Ответ – Да. Почему? Позвольте мне объяснить: естественные движения требуют все тело двигаться слитно. Как сказал один старый китайский мастер: любое движение одной части тела всегда сопряжено с движением всех остальных частей тела («Двинулось одно - сдвинулось все»). Или: любая работа одной части тела связана с результатом работы, произведенной всеми другими частями тела. Например, когда малыш радостно машет ручкою, он движется всем своим телом вместе с взмахами руки (он вынужден это делать: у него размахивание руки генерируется широчайшими мышцами спины и кручением тела туда-обратно по вертикальной оси, а не бицепсами и трицепсами руки, которые у детей от рождения развиты слабо). Когда ребенок ест, он движется «волной» (обратно-поступательной, как «помпа») вдоль всего своего тела, чтобы эффективнее всасывать молоко. Взрослые ведут себя по-иному. У взрослых отдельные группы мыщц хорошо развиты и они способны привлекать к работе только конкретные группы мышц, например, только мышцами рук удерживать палочки для еды, не вовлекая в это «дело» мышцы спины и не крутясь по оси тела, как младенцы, машущие руками. У взрослого человека в процессе еды фактически работает только отдельная часть тела - рука от плеча до кисти.

Т.о. «младенческой стиль» генерации движения всем телом, а не отдельной его частью, является самым важным искомым элементом в практике Чань Сы Цзинь. Вся его суть фактически заключается в единой работе тела: сможете ли вы научиться выполнять действие частью тела при «поддержке» ее всеми другими частями тела, или - нет.

6. Не изучив Чань Сы Цзинь вы останетесь на уровне дилентанта в БИ!

При изучении Чень Сы Цзинь существует два ключевых момента: (1) навыки в использовании Мощности (Фа Цзинь) и (2) соответствующее этому исполнение техник атак и защит. Эти два компонента не являются независимыми, они применяются вместе. Если мы научились генерировать Мощность, но не знаем техник, чтобы атаковать и защищаться, то мы никогда не сможем победить противника независимо от того, насколько большую Мощность мы способны сгенерировать. Соответственно наоборот, если мы знаем только техники, но не умеем генерировать Мощность, то мы также не можем поразить противника, либо сделаем это весьма «халтурно». Эти две компоненты дополняют друг друга и должны применяться одновременно. Тот факт, что в китайских БИ имеется так много изогнутых и круговых движений говорит о применении Фа Цзинь, который, в свою очередь, основывается на Чань Сы Цзинь. Примерами таких БИ являются Тайцзи-цюань и Багуа.

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример использования копья. Культура использования копья в разных частях мира не одинакова. Например, у африканского племени масаев принято бросать копье в цель. В Европе и Японии копье чаще использовалось, чтобы заколоть жертву. А в китайских БИ копье используется совсем по-иному. Китайские методы владения копьем основываются на применении Чань Сы Цзинь. В связи с этим техники копья имеют множество изогнутых и круговых движений, что делает копье не просто только «метательным или колющим оружием».

Почему в китайских БИ говорят: «Копье – царь среди оружия»? Это связано со Спиральными движениями - Чан Сы Цзинь. Другие виды китайского оружия тоже основываются на принципе применения Спиралей, но особенно это заметно в техниках копья.

Поэтому мы можем сказать, что если БИ не основывается на применении метода Чань Сы Цзинь, то оно не может считаться традиционным БИ. Чань Сы Цзинь - это душа китайских БИ.

(См. рис. 8.Надпись вверху: Спираль Чань Сы Цзинь. Надпись внизу: нет спирального движения)

7. Примеры использования Фa Цзинь

Я не могу привести здесь описание всех техник с использованием Фа Цзинь, существующих в китайских БИ. Все стили имеют свои техники, и невозможно определить какие из них лучшие. Но самыми распространенными, например, являются:

(См. рис. 9. Примеры некоторых техник с применением Фа Цзинь. Их описание по-английски не говорит ни о чем - см. китайские названия этих техник в оригинале)

Это примеры техник, в которых наиболее заметны действия, генерирующие Мощность. Кроме них есть много иных техник, в которых действия по генерированию Мощности не столь заметны, например, 掤劲 или 吸劲. Генерацию Мощности очень сложно увидеть напрямую глазами, но ее легко почувствовать через контакт.

8. Направления и расстояния Фа Цзинь

Теперь давайте рассмотрим варианты направлений и расстояний при применении Фа Цзинь.

Основые направления Фа Цзинь – «Прямо», «Горизонтально» и «По диагонали». (直 劲, 横 劲, 斜 劲) Основые расстояния Фа Цзинь – «Длинно», «Средне» и «Коротко».

Примером направления «Прямо» является (см. «thrust jing» на рис. 9) толкающее движение руки прямо, как 掩 手 捶 в Тайцзи-цюань. Направление «Горизонтально» это, например, 肘 底 捶 в Тайцзи-цюань. «По диагонали» - это направление от переда в сторону, т.е. под углом 45 градусов, например, 指 挡 捶 в Тайцзи-цюань. Таковы три основных направления Фа Цзинь, хотя, есть и много других направлений, и углов тоже. Кроме того, хочу здесь отметить, что смена направлений Фа Цзинь осуществляется довольно просто.

Следующая категория - это различия в расстоянии. В бою мы должны генерировать Мощность, достаточную для поражения цели с любого расстояния. Если Мощность недостаточна, то она бесполезна. Поэтому мы должны научиться генерировать Мощность достаточную, чтобы поразить противника на любом расстоянии. Конечно, чем короче это расстояние, тем сложнее генерировать Мощность. Вот почему очень важно понять, как это правильно делать.

Рассматрим в качестве примера 托 掌 (см. рис. 10) из Сяо Бадзи (Хiao Вaji). Это «Средний Фа Цзин», и его очень трудно сделать. Если начать практиковать сразу же в варианте «Средний», то его освоение потребует массы времени, от года и больше, и огромного терпения. Но, если мы в течение 3 месяцев сначала попрактикуемся в нем в варианте «Длинный», то сможем быстрее понять - «как это работает». После этого можно сократить расстояние до «Среднего» и продолжить практиковаться еще примерно 3 месяца. При таком подходе, в конечном итоге, мы сэкономим кучу драгоценного времени.

Следует отметить, что освоение Фа Цзинь следует начинать с длинного расстояния. Надо помнить, что «Длинный Фа Цзинь» имеет все те же ключевые компоненты продвинутого уровня «Короткого Фа Цзинь». Обучаться следует терпеливо, шаг за шагом, не перескакивая с уровня на уровень.

9. Мощность: «Очевидная», «Скрытая» или, вообще, «Невидимая» для стороннего наблюдателя

Давайте перейдем к рассмотрению понятий «Очевидная», «Скрытая» и «Невидимая» генерация Мощности.

(См. рис. 11. Надпись вверху: «Очевидная» генерация Мощности. Надпись внизу: «Скрытая» генерация Мощности)

«Очевидная» генерация Мощности означает, что ее довольно легко может увидеть почти любой сторонний наблюдатель. «Скрытая» генерация Мощности означает, что она не так очевидна, и ее распознать может только очень опытный специалист. «Невидимую» генерацию Мощности не может увидеть никто.

«Очевидную» генерацию Мощности люди обычно описывают или характеризуют, как «форма и экспрессия». «Скрытая» генерация Мощности трактуется неоднозначно, поскольку она не имеет столь выраженной «формы и экспрессии», как «Очевидная». «Невидимая» генерация Мощности вообще не обладает никакими признаками «формы и экспрессии».

А что такое «форма»? Или – «экспрессия»? В процессе использования Мощности существует два этапа - генерация Мощности и последующая ее проекция на противника. Или иными словами - накопление Мощности (форма) и ее «выброс» (экспрессия).

Градация мастерства определяется тем что, чем опытнее человек, тем менее очевидна для стороннего наблюдателя его генерация и выпуск Мощности. Т.е. в начале изучения это «Очевидно», затем – «Скрытно», и, наконец – абсолютно «Невидимо». Аккумулирование Мощности является первым этапом, который образно можно сравнить с «натягиванием лука». Выпуск Мощности является вторым этапом и его условно можно сравнить с «выпуском стрелы».

Например, 偷 心 掌 («кисть, ворующая сердце») в Да Бадзи (Da Baji). Я могу сделать это только в «Очевидном» варианте. А, вот когда это делает мой учитель, сифу Liu Yun-Chiao, то вы почти ничего не заметите (вариант «Скрытно»). И некоторые дилетанты могут сказать: «сифу Hsu, ваше мастерство лучше, чем у вашего учителя!». Это потому, что мои действия все еще слишком «натужные» и широко амплитудные, что добиться генерации Мощности в нужном объеме. И конечно, все это очень заметно для людей со стороны. Генерация Мощности у сифу Liu, по сравнению с моей, выглядят не столь «впечатляющей», поскольку его уровень мастерства в этом уже близок к «Невидимому». В связи с этим, практики БИ должны знать, что различия в мастерстве зависят также и от уровня проявленности навыков.

Выводы из этой статьи

Фа Цзинь – это не то же самое, что и «физическая сила». Это гораздо более продвинутый и изысканный навык, чем просто применение физической силы.

Применение Фа Цзинь не зависит от позы тела, она может применяться в непрерывном движении, ей не предшествует ни подготовительная поза, ни конечная.

Фа Цзинь – это не «выражение духа» или «внешняя красота» выполнения техник, хотя, для понимающих людей Фа Цзинь всегда впечатляюща.

Фа Цзинь - это не то же самое, что и «Ци» (Ки), она лишь использует Ци.

Фа Цзинь - это не то же самое, что и «физическое тело». Она лишь использует физическое тело, как «инструмент».

Фа Цзинь требует не работы ума, а работы Осознавания, которое подавляет инстинктивные (бессознательные) реации ума (вызывающие неконтролируемые реакции тела), контролируя его тем самым.

Важно знать, что возможности Чань Сы Цзинь бесконечны и гибки. Она заключает в себе применение массы вариантов и стратегий. Чань Сы Цзинь не связана с чем-то одним вообще.

При практике человеком Чань Сы Цзинь, она «ждет» лучшую возможность, чтобы проявиться тихо и спокойно. В практике она не «любит» спешки. Она так же не «терпит» субъективного мнения и решимости. Но в то же время, при условии отсутствия сомнений и колебаний, она использует любую возможность, чтобы проявится. Тем не менее, когда она «видит» твердые цели и отчаянное намерение, она «прячется еще глубже» и «не хочет выходить на поверхность». Т.о., практика Фа Цзинь связана также с коррекцией характера человека, и даже его темперамента, что, в целом, положительно сказывается на его межличностных и социальных навыках, а также на отношении к жизни.

«Характер» Чань Сы Цзинь во многом схож с «характером» китайского народа. Вот, почему у китайцев такое кунг-фу. Они изобрели Чань Сы Цзинь благодаря мировоззрениям своего народа. То же самое можно сказать и про другие китайские искусства, например, философию, живопись, литературу и т.д.

Китайцам легче изучать Чаны Сы Цзинь из-за их личностных и психологических особенностей. Поэтому я советую всем практикам БИ, особенно не-китайцам: кроме практики кунг-фу нужно также изучать и прийти к глубокому пониманию духовных ценностей и культуры китайского народа. Это может включает в себя изучение таких направлений, как философия, история, искусство, кухня и даже язык. Это лучший способ, чтобы ускориться в освоении БИ и, в то же время, превратить эти искусства, которые имеют такую долгую историю, в мировое наследие!


Фа-цзин (выброс силы) в Тайцзицюань стиля Чень





Что такое «Наматывание шёлковой нити» или «Чань сы цзинь»?
Удар в движении – этапы прогресса
Цуки-вадза: как было и как стало
Гамаку
Мутими