Перейти к содержимому


  




Описание Каратэ-До Сётокай

Автор: clover, 24 Март 2014 · 1 370 просмотров

Описание Каратэ-До Сётокай Australiasian Fighting Arts magazine Vol 11 No 1
Грэхам Слэйтер

(перевод Clover)

При описании стиля каратэ Сётокай (Karate-Do Shotokai), его нередко сравнивают с Сётоканом, говоря о внешних сходствах. Однако, при более пристальном рассмотрении методов и техник Сётокай становится очевидно, что он значительно отличается от Сётокан. Методы и соответствующим образом выполняемые техники Сётокай (по методу Кудзуси) делают его во многом больше похожим на Айкидо (более бросковый), чем Сётокан (в основном – более ударный).

Обучающие методики Сётокай во многом сосредотачиваются на изучении внутренней работы тела, с упором на концепции естественности телодвижений человека, а также на обретении особых состояний ума, при которых обеспечивается гармоничное единство действий тела и разума.

Кихон во многом подразумевает не только отработку базовых методов и техник (в Сётокай кихон только парный, работа «в одиночку» производится только с помощью ката), но и «творческую атмосферу» разбора и пояснений до самых мельчайших деталей внутренней работы тела (чему способствует огромное количество всевозможных дополнительных и подводящих упражнений, включая с использованием бо; причем упражнения на каждой тренировке постепенно усложняются). Каждое упражнение предваряется подробными объяснениями, комментариями и демонстрациями правильности их выполнения семпаями, после чего ученики отрабатывают их самостоятельно в парах (после каждого нового упражнения партнеры меняются). Одни упражнения выполняются резко, другие – мягко, некоторые начинаются медленно, а продолжаются с ускорением.

Опубликованное фото


Программа ката в Сётокай включает в себя множество ката, которые практикуются определенными способами. Программа ката Сётокай, в целом, похожа на программу других стилей каратэ Сётокан. Также, как и во многих других стилях каратэ, в практике ката Сётокай уделяется важное внимание слаженной работы тела в каждом действии. Кроме того, в ката Сётокай практики отрабатывают навыки в Мутими, а также в «Текучести» (Nagare), т.е. в безостановочном «перетекании» каждого элемента действия в ката в последующий до момента полного поражения противника.

Учебная методика Сётокай предусматривает двуступенчатый принцип практики ката: сначала ката изучается медленно и вдумчиво с тем, чтобы затем изученное делать максимально быстро.

Но не только скорость выполнения ката отличает Сётокай от Сётокан. В Сётокай в ката никогда не кричат Киай. В Сётокай есть мнение, что натужный крик вызывает ненужную напряженность в теле, а также, что неестественно углубленный вдох, необходимый для удара с криком, вызывает на доли секунды паузу, препяствующую свободному перемещению энергии в теле, стяновясь, т.о., своеобразным «волноломом» при перемещении волны силы в теле (Гамаку), направляющейся к «выплеску» в точку удара.

В кихоне Сётокай для отработки максимальной скорости выполнения перемещений, разворотов и техник применяются «кихонные ката» Тайкёку. Эти ката также сначала практикуют медленно, а затем на максимально возможной скорости (причем в моей группе (школа Харада) в этом ката «гоняют» всё: от блоков рукамис контрцуки до ударов ногами, например, вместо гедан-барай – ёко-гери, а вместо цуки – мае-гери; а также это ката используется для изучения начальных навыков в бо (ямани-рю)). Ката Тайкёку могут повторяться в разных темпах от 5 до 15 раз без остановок для отдыха, доводя учеников до изнурительной усталости (особенно становится тяжко при медленном темпе). Этим добиваются не только «автоматизации» действий тела, но и также того, что под воздействием утомления ученик сможет легче достичь умственного состояния «Пустоты» (Мусин), при которой он может начать «острее» воспринимать действия противника и даже распознавать его намерения еще до того, как тот сделает какие-либо телодвижения. Мусин обеспечивает грамотный рассчет Тайминга. Тайминг, в свою очередь, является одним из главных компонентов Ирими.


Опубликованное фото

В Сётокай большое количество разных видов кумитэ (есть уникальные, типа Мидаре): от Санбон и Гохон Кумитэ до Дзиу. Наиболее часто используемые – Якусоку Иппон Кумитэ и Дзиу Иппон Кумитэ. Огромное внимание в практике кумитэ Сётокай уделяется приобретению навыков в Тайминге. Защищающий почти всегда делает контратакующий вход (Ирими). Такая тактика требует точнейшего Тайминга, поскольку шагнуть вперёд под встречный удар в неправильный момент времени равнозначно «самоубийству». Точнейший Тайминг строится на особом «чувстве» противника (результат опыта в Мусин), т.е. знании априори того, когда противник атакует и какой способ он изберёт. На высшем уровне «чувствования» мастер способен это делать даже не глядя на противника.

«Работу на чувстве» начинают делать сначала с одним противником, причем атаки изучаются с разных углов нападения, затем количество соперников постепенно увеличивают до 3-5. Т.е. для распознавания атак практикуется использование не только взгляда и слуха, но также особого ощущения определенных «вибраций» (изменений в пространстве). В конечном счете, навыки в Тайминге, доведенные до уровня «чуствования», позволяют использовать Ирими достаточно эффективно (на уровне Сен-но-Сен).

Нагэ-вадза является сердцем кумитэ Сётокай. Кроме того, в Сётокай изучаются еще такие бросковые подразделы, как Нагэ-цуки, Нагэ-сюто-ути и Нагэ-гери. Исполнение Наге-цуки и Наге-сюто требуют большого мастерства, поэтому их отработке уделяется очень много времени. Обычно к их изучению приступают только с коричневого пояса, когда ученики уже имеют достаточно опыта, чтобы в них разобраться.

Еще одной из характеристик кумитэ Сётокай является то, что нападающий никогда не останавливается после удара, а пытается продолжить развитие своей атаки до тех пор, пока защищающийся не пресечет его действий. Т.е. если атакующий нанес удар, то он тут же пытается нанести следующий. Это все на максимальной скорости. Защищающийся должен так блокировать, уклониться (Тай-сабаки) и парировать, чтобы он мог бросить своего противника (по методу Кудзуси). Нападающий и защитник должны «превратить» свой ум в «Ничто» и просто действовать исходя из своих намерений и ситуации.

Есть в Сётокай еще одна практика, в которой нет победителя или проигравшего. Нападающий и защитник двигаются как один; они находятся в гармонии друг с другом. Даже, если через некоторое время нападающий очень устанет, а его дыхание собьется, он все равно должен по-прежнему пытаться атаковать с максимальной скоростью. Защитник же, превозмогая усталость, должен стараться сохранять полный контроль над ситуацией и действовать на опережение (Тайминг). Так, не смотря на то, что энергия обоих стремительно уменьшается, они должны продолжать вести свой поединок до тех пор, пока у одного из них не останется совсем никаких сил. Такая практика может осуществляться с любым количеством противников, от одного до против всей группы.

Описание Каратэ-До Сётокай в интервью с мастером Мицкэ Харада

Мастер Харада: Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай