Перейти к содержимому


  




Гамаку в Тито-рю

Автор: clover, 12 Март 2014 · 2 476 views

Гамаку в Тито-рю A Study in Fusion
Brian Hayes, Chief Instructor, Renshi, Australian Chitokai Karate Association

(отрывок об ударе-хлёсте)

(перевод Clover)


Вся концепция Сюри-тэ построена на «точке энергии» в центре тела. В книге «Secrets of Okinawan Karate», Kiyoshi Arakaki пишет, что область пояса тела подобна «ковбою, щёлкающему бичом». Т.е. вы производите энергию телом, которую сфокусировав в кулак «катапультируете» в тело противника. Суть заключается в том, что необходимо так расслабить тело, чтобы с помощью вращения бёдер «метнуть» руку с кулаком точно в цель. Во время произведения удара, также, как и кнут, рука с кулаком остается расслабленной. Напряжение в тело подается лишь в момент соприкосновения кулака с телом противника, и после этого рука немедленно вновь расслабляется.

Умение на доли секунды «подавать» напряжение в тело только в момент контакта кулака с поверхностью, требует долгих и упорных тренировок на макиваре (! Макивара в традиции Сюри-тэ отличается большей гибкостью, чем макивара Наха-тэ). После многих лет практики, это становится второй «натурой», оставаться расслабленным и позволять естественным образом «тяжесть» (из области Гамаку), рожденную движением, передавать цели.

Цуки в Сюри-тэ «выплёскивает» проникающую волну в точке контакта. Хлёстовое движение тела порождает энергию, которая от бёдер через спину-плечо-локоть-кулак высвобождается в тело противника (видео Katsuhiko Shinzato).

При ударах в Сюри-тэ используется область gamaku, или shimegoshi (область от нижних рёбер до крестца). Aракаки описывает ее использование так: «в тот момент, когда кулак касается цели, вы тут же «выхлестываете» в кулак «поток» энергии, сгенерированный в области gamaku. Этот «поток» от gamaku создаст дополнительную «увесистость» вашему кулаку, и кроме того, он поможет стабилизировать ваше положение таким образом, что в тот момент, когда вы «воткнётесь» кулаком в цель, у вас не будет «рикошета» тела от собственного удара».

Чтобы пояснить принципы работы gamaku, Аракаки привел пример. Представьте себе воздушный шарик, заполненный водой. Положите его в полотенце, которое вы удерживаете за концы. Вес шара с водой будет тянуть полотенце вниз, что сделает полотенце «тяжелым». Шар в полотенце – это крестец, а концы полотенца - это нижние рёбра. Важно представить именно воздушный шарик, заполненный водой, а не твердый объект, например, гирю.

Опубликованное фото

В целях взращивания в себе нужного ощущения хлёсткости при ударах Сюри-тэ, практик должен много тренироваться. Однако, риск получения гиперэкстензии локтя от неопытности очень велик, поэтому к изучению хлестов нужно подходить очень осторожно. Руки требуют специальных предварительных упражнений для укрепления связок. Например, хорошим упражнением является «откидывание» рук от тела, как будто вы делаете двойной уракен на короткой дистанции боя. Или, например, расслабить максимально руки свесив их вниз, а затем наносить ими расслабленные «удары» (как плетьми) с поворотами тела примерно на 180 градусов. Вообщем полезны различные махи расслабленными руками. Аракаки считает, что такие упражнения весьма укрепляют связки. Интересно отметить, что сенсей Сакамото также довольно часто и основательно делает эти упражнения перед тем, как показать удары в манере Сюри-тэ.

Сенсей Сакамото недавно представил некоторые иллюстрации (видео, объяснения, к сожалению, на японском 1:50), чтобы объяснить различия в способах генерации энергии Сюри-тэ и Наха-тэ.

Опубликованное фото
Одним из базовых ката для отработки методов Сюри-тэ является Найханти. С помощью этого ката также отрабатываются перемещения в стойке киба-дачи. Слитная и согласованная работа нижней и верхней частей тела имеет важное значение, также, как и metsuke, или метод «сканирования» противника глазами. (*Еnzan no metsuke. «Вглядываюсь в далекие горы». Metsuke относится к способу взирания на противника. Мы должны избегать «прикованного» взора в одну точку на теле соперника (наш мозг в таком случае начнет анализировать только эту точку и то, что с ней связано). Т.е. мы смотрим на него, но в тоже время как будто «сквозь» него, как будто вглядываемся в «горы на горизонте», расположенные за ним. Такая манера охвата взором пространства, в пределах тела противника целиком, позволяет заметить малейшие подвижки в его балансе (переносах равновесия с ноги на ногу), и вслед за этим отрегировать на малейшее движение его конечностей.)

В Найханти практик должен научиться эффективно двигаться в сторону, и применять при этом хлещущие удары Сюри-тэ (видео: тренировка метода хлёста с помощью Найханти (Синдзато).! Однако, у них это не единственное ката для отработки хлеста, в инете есть и другие ката). Сенсей Синдзато показывал свой хлыстовой удар из боковой позиции, который очень напоминал каги-цуки. Благодаря хлыстовому методу, с расслабленного хода, т.е. без предварительного напряжения мышц еще до контакта кулака с телом, его оппонент просто не успевал блокировать удары. Причем хлыстовой удар сенсея Синдзато был настолько быстр, что позволял ему без проблем также совершить последующую мгновенную ретракцию («оттянуть», убрать руку после удара), раньше, чем его оппонент успевал что-то сделать в ответ. Интересно, что ретракция после удара, как подчеркивал сенсей Сакамото — это также один из ключевых элементов в hakkei (другой способ удара, традиционный для Наха-тэ), или «взрывном ударе». (*Хаккей, он же «взрывной удар», он же метод Тинкути, он же Фа цзинь, он же «дюймовый удар» и т.д.)

Каратэ: метод Мутими
Цуки-вадза: как было и как стало
«Расслабленный» удар в Каратэ-До Сётокай
«Расслабленный» удар мастера Хино Акира
Mицкэ Харада: концепция Киай
Нагэ-цуки в Каратэ-До Сётокай
Макивара Сюри и макивара Наха
Фа Цзинь
Каратэ: старая форма стоп при ударах ногами
Удар в движении – этапы прогресса