Перейти к содержимому


  




«Медленное рождает быстрое»

Автор: clover, 10 Март 2014 · 1 723 views

«Медленное рождает быстрое» Slow Down to Speed up
Крис Моран, преподаватель рюкюского кобудо в Jennings School of Karate
JSK Journal, March/April 2009

(перевод Clover)


Движения, как будто бусинки на единой нити. Медленное рождает быстрое. Медленное выполнение дает возможность замечать ошибки, развивать необходимые ощущения.


Когда-то давно, я изучал перкуссию (игра на ударных инструментах) у всемирно известного преподавателя музыки. Одной из самых важных вещей, которые я узнал тогда, был способ очень медленной практики, причем настолько медленно, насколько я мог. Мой преподаватель говорил: «Если вы не можете сыграть это правильно в медленном темпе, то как вы сможете сыграть это правильно в быстром темпе?»

И на самом деле, мне было гораздо труднее делать правильно в медленном темпе. Но когда я, наконец, научился правильно играть в медленном темпе, то был удивлен, что я мог играть хорошо и в быстром темпе. Т.о, можно сказать, что прогресс в качестве исполнения также в существенной мере зависит от скорости, на которой вы практикуетесь.

Т.о., я пришел к заключению, что такая методика обучения может использоваться в чем угодно, что мы изучаем, включая каратэ.

Правильно, но медленно лучше, чем быстро, но с ошибками. Если практиковать медленно, но сразу же выявлятся множество ошибок либо отсутствие некоторых умений вообще, что можно проанализировать и взять под свой контроль для их исправления или углубленной проработки для достижения необходимых навыков.

Преимущество практики в медленном темпе заключается в том, что у человека есть запас времени, чтобы самососредоточиться на всем, включая мельчайшие нюансы техники и движений – на дыхании, балансе, укоренении стойки, вращении бедрами, положении туловища и конечностей, чередовании расслаблений и напряжений и т.д. – и весь этот поток информации требует аналитики и соответствующей коррекции действий одновременно.

Если вы попрактикуетесь в медленном темпе (а это требует сознательных усилий), то перейдя на более быстрый темп обнаружите, что качество выполнения техник улучшится, они станут более «гладкими» и «легкими» (естественными), и вы будете затрачивать на их выполнение гораздо меньше усилий. Кроме того, уйдет ненужная, или в неподходящем месте, напряженность, которая тормозит скорость выполнения действий (перегруженное ошибками тело всегда отреагирует медленно), поэтому вы сможете добиться еще большего увеличения скорости. Однако, необходимо быть достаточно терпеливым и не форсировать переход к более быстрому темпу, не устранив всех своих проблем, которые вы выявили при выполнении действий в медленном темпе.

Дополнительно к сказанному, надо иметь ввиду, что скорость зависит не только от состояния тела, но и от состояния ума. Так, что проанализиров все свои ошибки на медленной скорости, и «вычистив» их своей последующей доработкой, добившись тем самым своей относительной (идеала не бывает) правильности действий, необходимо также проработать все то же самое уже без самоанализа, т.е. в режиме «Мусин» (Пустой ум). Думаю, после углубленного самоанализа это будет не самым простым делом (т.е. ум может уже «по привычке» скатывать в самоанализ, такое действо надо «разбить»). Говоря иными словами, вы начнете делать технику правильно, без необходимости думать об этом.

Парадокс, но именно медленный темп - это лучший способ научиться устранять все то, что может «портить» высокую скорость. Медленный темп «научит» расслабляться (т.е. действовать эргономичным образом) и использовать только те мышцы, которые в данный момент нужны, а также совершать только те телодвижения, которые необходимы для конкретного метода. Проработка техник и перемещений медленным способом в конечном итоге приведет к «текучей» (гладкой), «спокойной» технике (т.е. без излишней «угловатости» и гиперамплитудности). Наши мышцы обладают «мышечной памятью», поэтому, что они научатся делать медленно, то они смогут сделать и быстро. (Кто научился ездить на велосипеде медленно, тот может ездить на нем и быстро – тело «помнит» о равновесии).

Практика в медленном темпе также является очень хорошим способом улучшить свое психическое внимание. Вам станут известны все нюансы техник, а также повысится способность к глубокой концентрации. Путем самоанализа и «чистки» ошибок, с соответствующим увеличением вашей компетентности во многих технических вопросах, качество вашей техники будет расти, как на «дрожжах».

Так что попробуйте дополнить свою практику таким медленным темпом, насколько вы можете. Вы будете удивлены, как быстро вы сможете улучшить свои методы и техники.

NB! «Nujisashi» - означает медленное, расслабленное исполнение ката.
*******

У "китайцев": «Релаксация — не «мертвая», неподвижная поза, а очень медленное движение. Мышцы то мягко напрягаются, то полностью расслабляются. Движения естественные, хотя иногда и очень сложные. Дыхание спокойное, в ритме движений, медленное и глубокое, удовлетворяющее основным принципам: толчок руками — выдох, отход — вдох; сгибание — выдох, разгибание — вдох; перенос тяжести на «переднюю» ногу — выдох, на «заднюю» — вдох. Естественно тянемся вверх со вдохом и опускаем руки с выдохом. Все тело тянется, как тесто, без рывков — плавно, без напряжения — расслабленно. В конечных точках движений не останавливаемся, а сразу переходим к обратному движению. Вес тела переносится то на одну, то на другую ногу. Это называют: нога «полная» (нагруженная) и «пустая» (ненагруженная, расслабленная). На пустой ноге обычно сосредотачиваемся и наблюдаем, как эта пустота словно бы перетекает из одной ноги в другую.

Без сосредоточения внимания и привлечения сознания недостижим нужный уровень саморегуляции. Мы сосредоточиваемся на движениях и временно отвлекаемся от всего остального. Другой ритм движений, другое дыхание вызывают отвлечение сознания. Все обычное, привычное или необходимое пока отдыхает, зачастую впервые за многие часы, дни, годы. И еще один, совершенно неожиданный результат: повышается скорость реакции.

Сверхзамедленные движения помогают телу мгновенно прореагировать в сложной ситуации. Китайцы говорят: «Медленное рождает быстрое».»

Тайдзюцу в ката через призму тайцзицюань
Томари и Нагарэ – две стороны одной медали «Ката»
Цель - «Бесформенность»
Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ
Что такое «Наматывание шёлковой нити» или «Чань сы цзинь»?