Перейти к содержимому


  




Цуки-вадза: как было и как стало

Автор: clover, 10 Март 2014 · 1 736 views

Цуки-вадза: как было и как стало Classical Tsuki Waza (Uchina Nu Chichidi)

(перевод Clover)

Это мое личное исследование «старого стиля» цуки вадза (Uchina nu chichidi [Okinawa no tsuki-te]), которое базируется, в основном, на изучении техник Machimura Suidi (линия Soken Hohan Shinshi), а также некоторых других окинавских школ, в которых сохранился «старый стиль» техник. Я не утверждаю, что являюсь тонким знатоком механики движений тела, но тем не менее, беру на себя смелость утверждать, что вся информация, представленная в этой статье, является вполне достоверной и точно отражающей «старый стиль» нанесения ударов, который был значительно более эффективным, чем «новый».

Есть ряд существенных отличий между цуки-вадза «старого стиля» Tudi-jutsu и современного каратэ-до. Некоторые из этих изменений были сделаны в целях повышения безопасности (для учащихся школ и студентов университетов), а другие, вероятно, были сделаны из эстетических соображений. В современном каратэ-до существует мода на «квадратную» (угловатую ? - squared off) манеру удара, с очень подчеркнуто напряженными и «изломанными» линиями тела. Это «изображает» технику очень эстетично. К сожалению, то самое, что делает технику «красивой» также сделает ее «механически» менее эффективной. Нельзя, конечно, сказать, что она становится совершенно нерабочей, но она является менее эффективной.

Некоторые из этих различий редко обсуждаются, в то время как другие - являются относительно хорошо известными. Среди наиболее известных различий – «структура» вытянутой руки (по «старому стилю»):

1) Кулак поворачивается не до конца, он доводится только до диагонального положения, а не до горизонтального, как сейчас.

2) Угол локтя «смотрит» в землю, сам локоть - слегка присогнут (распрямлен не до конца).

3) Кулак находится не на центральной линии тела, а ближе к стороне плеча бьющей руки.

4) Выступающим «острием» кулака является согнутый указательный палец, что позволяет одновременно иметь крепкий кулак без чрезмерно перекрученного запястья.

5) Существует значительное отклонение запястья относительно локтевой линии (верхний рис. - правильная линия; нижний рис – неправильная линия).

Как я уже говорил, эта разница относительно хорошо известна и обсуждались в различных статьях. С точки зрения интернет-ресурсов, я могу рекомендовать следующие статьи:

Punching power: A Medical Doctor Examines Karate-Do and Karate-Jutsu to Find Out Which System Has a Better Punch

Elbow injuries related to punching with snap and elbow lockout - is it the traditional way to do the technique?

Secrets Of The Old Okinawan Fist

Ключевые различия в построении «структуры» туловища и ног (по «старому стилю»):

(Фото: «старый стиль»; «новый стиль»)

6) Плечо более вытянуто вперед, «угол» локтя «смотрит» вниз, а не в сторону. Нисходящее напряжение (от плеч вниз по спине) затрагивает широчайшие мышцы спины (latissimus dorsi muscles). Когда локоть направлен вниз, а плечо «подано» слегка вперед – это создает лучшую структурную согласованность между рукой и туловищем особенно с «подключением» широчайших мышц спины. Такое «выдвижение» плеча вперед с «опорой» на силу широчайших мышц спины называется «gyame» в Uchinaguchi (в окинавск.).

7) Низ таза слегка подается вперед, что сводит к минимуму прогиб поясницы. Это позволяет более эффективно передаваться силе от ног вверх к руке через область gamaku (слева – правильное положение таза; справа - неправильное).

8) Делается очень небольшой наклон туловища вперед, который также помогает минимизировать поясничный и грудной изгибы позвоночника, а также облегчает эффективную передачу энергии через область gamaku. Это сдвигает центр тяжести (тандэн) немного вперед, за счет чего еще больше увеличивается вложение массы тела в удар.

9) Подбородок слегка оттягивается назад, чтобы минимизировать шейный и грудной изгиб позвоночника. Голова тянется верх, как будто вас подвесили за макушку.

10) В области gamaku находятся «основные мышцы», которые «соединяют» нижние ребра (и нижнюю часть спины) с тазом. В цуки-вадза «старого стиля» именно эта область тела создает очень прочную структурную поддержку для выполнения техник (работа «укоренения»).

11) Стойки при ударах слегка короче и выше, чем в современном каратэ-до.

12) Колено «задней» ноги более согнуто, что позволяет очень свободно и амплитудно крутить тазом при ударе. (Именно поэтому Ёситака Фунакоси изменил свою стойку с дзенкуцу на сётокаевскую фудо-дачи + добавил положение Ханми при ударе - для большей свободы действий и большего проникающего эффекта удара)

(Фото: Современная цуки-вадза каратэ-до: спина очень выраженно «откинута» назад против направления движения руки вперед. Плечо не подано вперед. «Острие» локтя «смотрит» в сторону. Локоть заблокирован. Запястье не имеет изгиба относительно линии локтя. Кулак развернут горизонтально. Поясница подчеркнуто изогнута, что препятствует свободному вращению бедер, а также влечет за собой очень неэффективную передачу энергии в области gamaku. Колено «задней» ноги почти полностью распрямлено.)

(Фото: «Старого стиля» (данный пример - Machimura Suidi) цуки-вадза: спина имеет легкий наклон по направлению движения. Плечо слегка подано вперед (но не настолько, чтобы длина плеча с длиной руки «вылезали» вперед за границу «передней» стопы). «Угол» локтя «смотрит» в пол. Сам локость слегка согнут (не распрямлен до конца). Кулак в диагональном положении, а не горизонтальном. Запястье слегка изогнуто относительно линии локтя. Поясничный изгиб позвоночника распрямлен за счет подачи низа таза слегка вперед. Такое положение туловища позволяет более эффективно передавать энергию через область gamaku. Колено «задней» ноги достаточно согнуто, чтобы давать свободный ход вращению бедер.

(Фото: «Структура» тела при ударе: «основные мышцы», в районе gamaku (обозначено кружком на поясе), связывают вместе верхнюю и нижнюю части тела. Широчайшие мышцы спины дают надежную «опору» для руки.

(Фото: Неэффективная (разнонаправляющая/рассеивающая «потоки» силы в разные стороны) «структура» тела при ударе: поcкольку «угол» локтя «смотрит» в сторону, а плечо не «подается» с ударом слегка вперед, то большая часть механической силы теряется из-за «неподвижного» плеча и выкрученного в сторону локтя (туда же и уходит часть энергии мимо цели). В таком положении невозможно эффективно использовать ту силу, которую низ тела передает вверх для удара. Когда рука находится в таком положении (прямом и с сильнейшим «изломом», как изображено линией) широчайшие мышцы спины практически не задействуются (именно тогда и говорят, что «удар – пуст», он делается только плечом, без участия мышц спины), и т.о. они не играют той важной своей роли при передаче силы в руку для удара.

(Обозначено кружком на уровне пояса): область gamaku (в нижней части спины и «основные мышцы» спереди) обеспечивает структурную связь между верхней и нижней частями тела и является, пожалуй, самой ключевой областью для создания структуры, которая действительно может эффективно использовать «укоренение». Когда таз «отклячен» назад, с чрезвычайно выраженным прогибом в области поясницы, то это создает весьма значительный «разрыв» в потоке силы, которая передается от ног наверх через область gamaku. Если существует такой «разрыв», то ноги не могут эффективно передавать силы в руку, и наоборот.

(видео удара в Сётокай)



«Расслабленный» удар в Каратэ-До Сётокай
Mицкэ Харада: концепция Киай
Нагэ-цуки в Каратэ-До Сётокай
Макивара Сюри и макивара Наха
Гамаку в Тито-рю
Фа Цзинь
Каратэ: старая форма стоп при ударах ногами
Удар в движении – этапы прогресса