Перейти к содержимому


  




Каратэ: метод Мутими

Автор: clover, 08 Март 2014 · 2 816 views

Каратэ: метод Мутими What are Chinkuchi, Gamaku and Muchimi? Part 1

(сокращенный перевод Clover)

Вы когда-нибудь слышали о методах «Chinkuchi», «Gamaku» и «Mochimi» (Muchimi)? Если вы практикуете или практиковали окинавское каратэ (冲縄空手), например, Годзю-рю (刚柔流), то вы наверняка знаете, что это за методы. В окинавском каратэ они очень распространены и считаются архиважными для того, чтобы достичь совершенства в каратэ.

Насколько мне известно, эти термины редко упоминаются в таком стиле как Сётокан. В результате, многие практики Сётокан никогда не слышал о них, хотя, по-моему мнению, каратэ Сётокан имеет аналогичные этим методам идеи. Нельзя утверждать, что эти методы полностью отсутствуют во всем Сётокан. Но для тех практиков, у которых в их школах они отсутстувуют, я считаю, будет полезным иметь представление о концепциях этих методов даже, если они их не практикуют.

Должен признаться, что суть этих методов не объяснял мне ни один из моих сенсеев, у которых я учился в прошлом. Так же, как и некоторые из вас, я никогда не слышал об этих терминах ни на тренировках, ни на семинарах. Я узнал о них в основном из книг о каратэ, которые я читал в рамках своих личных исследований каратэ. Я делал это для того, чтобы сравнить методы, узнанные из книг, с методами, которые я изучал в зале. И то, что я обнаружил, было не только интересно, но и поучительно. Т.о., я надеюсь, что вы прочтете мою статью и сочтете ее полезной для своих исследований каратэ.

Прежде, чем приступить к дальнейшему изложению, я должен подчеркнуть, что существуют разные вариации этих методов в зависимости от различных окинавских стилей. Я также не утверждаю, что сам полностью освоил эти методы настолько, чтобы рассказать об их малейших нюансах. Поэтому, если я изложил что-то неправильно или неточно, буду всегда рад получить уточнения и поправки.

Начну с более-менее самого простого для объяснений метода «Мутими».

Часть 1: Что такое «Мутими»?

Как выяснил, существует два вида Мутими, они пишутся двумя различными кандзи, но звучат почти одинаково.

Первый Мутими (饼身 рисовая паста) означает состояние тела, соответствующему по аналогии с состоянием этого рисового теста, из которого изготавливаются очень популярные в Японии пирожки моти (mochi) или омоти (omochi). Рис растирается до состояния пасты. В Японии пирожки их этой пасты традиционно готовятся для церемонии, называемой mochitsuki. Вообще японцы едят моти круглый год, но на новый год они имеют особое знание. Если вы когда-нибудь пробовали моти, то представляете консистенцию этой пищи. При разжовывании моти довольно упруги, наподобии резины, и тягучи, как жевательная резинка. Т.о. вы можете представить состояние тела, как упругое и тягучее. Эластичность и упругость тела выражается японцами словом «моти» из-за его сходства по своему характеру с этим пищевым продуктом. Метод Мутими связан, прежде всего, с манерой использования мышц сгибателей и разгибателей. Моя статья не предназначена для конкретной практики Мутими, поэтому я не буду объяснять детали механизма его действия. Скажу лишь кратко, суть управления телом по методу Мутими заключается в том, что производится максимальное сокращение мышц-сгибателей, и с помощью этого достигается такое же максимальное расширение мышц-разгибателей.
Опубликованное фото


(На верхнем рисунке показано сокращение мышц-сгибателей (работа бицепса); на нижнем – расширение (работа трицепса). В середине показан «разрез» руки, на котором видно, что в середине кость, над нею «включенный» в работу бицепс, а под нею – «включенный» в работу трицепс.)

Говоря проще, нужно напрячь мышцы до максимума, а затем их расслабить, чтобы добиться их максимального расширения. Лучшей аналогией может быть механизм действия пружины. После сжатия пружина стремительно расправляется (расширяется) с ударной силой («взрывом»). Т.о., чтобы сделать удар более эффективным, нужно «научить» мышцы-разгибатели так сокращаться, чтобы они могли затем достичь максимального расширения. Овладев этим, практик может увеличить свою взрывную мощь удара еще до момента, когда локоть будет полностью распрямлен. Такая манера генерации мощи просто необходима для ударов, наносимых с очень короткой дистанции, поэтому стили, связанные с Наха-тэ (Годзю-рю, Уэчи-рю и др.), уделяют очень много внимания практике этого метода.

Следует отметить, что удары по методу Мутими, хотя и очень мощные, в принципе отличаются от ударов, выполняемых по методу Хлёста. Удары по методу Мутими больше похожи на силовое «продавливание» концом бо (шеста), и скорость их выполнения медленнее, чем удары по методу Хлёста, который традиционно принят в стилях, происходящих от Сюри-тэ (например, в Сёрин-рю). Я объясню удары по методу Хлёста, далее в этой статье. Т.о., удар по методу Мутими больше похож на «толчок» рукою для выведения противника из равновесия, поэтому их «мишенью» чаще всего является верхняя половина туловища противника (т.е. там находится точка динамического центра равновесия человека), а не голова, в которую обычно бьют более скоростными ударами, поскольку резкость скоростных ударов позволяет нивелировать эффект «отпружинивания» головы от удара посредством довольно гибкого соединения в шеей. Как пример этого, обратите внимание, что удары в ката Сантин, они наносятся только в уровень тюдан (в грудь). Это потому, что это удары по методу Мутими, и их целью является выведение противника из равновесия с помощью воздействия на его грудь. Конечно, чтобы сделать удар еще более мощным не следует ограничиваться только изучением одного Мутими, вместе с ним должны быть применяться и другие способствующие повышению эффективности методы. Например, это могут быть методы Цуками (tsukami – прихват с отбросом противника назад) или Хикиёсэ (hikiyose – прихват с натаскиванием противника на себя), а также - Тинкути (сhinkuchi, который я опишу в 3 части этой статьи).

Теперь о другом виде Мутими, который пишется, как 鞭身 (хлёст конечностью). Этот метод Мутими был разработан мастерами Сюри-тэ, и ныне преподается в стилях, происходящих от него (в основном в Сёрин-рю). В некоторых стилях, происходящих от Сюри-тэ, этот метод ранее называли очень похоже - «Мотими», но он в принципе отличается от Мутими, изучаемом в стилях, происходящих от Наха-тэ. Но поскольку о методе Мутими больше говорят и пишут практики стилей, происходящих от Наха-тэ, то со временем практики стилей, происходящих от Сюри-тэ, также стали использовать термин «Мутими». Изучая различия в механизмах действия этих двух видов Мутими, я пришел к выводу, что они совершенно различаются, хотя, и имеют некоторые общие принципы, касающие работы тела, такие, как, например, расслабление и напряжение. По моему мнению, они настолько разные, что и называться должны определенно по-разному.

Позвольте мне кратко описать метод Мутими от Сюри-тэ. Проще говоря, это механика действия конечностей, как гибкого «кнута». Все что нужно для этого сделать, это максимально возможно расслабить (т.е. устранить участки напряжения в теле, препятствующие гибкости) бьющую руку или ногу, а затем так «качнуть» центром тела (тандэном) вперед, а именно -поясницей, чтобы импульс «волной» из тандэна «выстрелил» в руку или ногу в удар (как говорят «Рука – веревка, камень – кулак», т.е. метнуть хлёстом тела кулак, как из пращи). При ударе по такому методу, ваши конечности гибко хлещут, как кнутом, а не делают жесткий «пыр», как концом палки.

Как известно, стили от Наха-тэ, сосредотачиваются на стратегии ведения боя на довольно короткой дистанции (! В классических ката Наха-тэ вообще нет ои-цуки, т.е. «длинных» ударов руками), поэтому они изучают соответствующие этому технику, например, короткие стойки, такие, как нэко-аси и сантин, а также удары, соответствующие короткой дистанции боя, например, локтями, коленями, и даже - головою. Не смотря на то, что и на короткой дистанции можно наносить удары по методу Хлёста, без особого смещения тела, все же, как правило, в стилях, происходящих от Наха-тэ, тело при ударах используется скорее жестко, как «палка», чем гибко, как «кнут». В стилях, происходящих от Сюри-тэ, стратегия боя строится на стремительных входах с длинной дистанции (Ирими) на более короткую, поэтому в них изучаются более широкие стойки для быстрых перемещений, а также соответствующие техники, которые можно применять при скоростных входах с дальних дистанций. Т.о., стратегия входов с дальних дистанций требует определенной ловкости и гибкости тела при перемещениях.

Тем не менее, наша рука довольно коротка и имеет множество сочленений, поэтому нужно много учиться, чтобы превратить ее в грозное оружие. Взгляните к примеру на кюсэцубин (kyusetsubin - цепной кнут из 9 звеньев).

Опубликованное фото

Он имеет девять звеньев, а также довольно тяжелый грузик на конце, чтобы сделать его смертельным оружием. Я использую цепной кнут из 7 звеньев, потому что 9 звеньев - слишком длинно для меня. По сравнению с этими цепными кнутами наша рука имеет всего только 3 «звена» (плечи, локоть и запястье). Кроме того, наш кулак выступает в роли грузика на конце. Как же наша рука должна действовать, чтобы она была также эффективна, как цепные кнуты? Согласно методу Мутими нужно контролировать напряжение при движении руки; метод Тинкути будет объяснен в части 3 настоящей статьи.

Рассмотрим следующий пример для иллюстрации использования метода Мутими. Наверное многие из вас знают, как происходит удар сухим полотенцем. Он не силен, как бы вы особо не старались. Но что произойдет, если полотенце намочить? Несомненно, удар станет более «тяжелым» и стремительным, особенно, если вы намочите только конец полотенца, которым бьете. Сухое полотенце плохо передает в удар усилие руки, вся «соль» заключается в воде, которая является безгранично бесформенной и текучей субстанцией. Кроме того, вода дает дополнительный вес концу полотенца, хотя, наиболее важен эффект ее текучести и способности приобретать любую форму, например, полотенца.

Т.е., я хочу сказать, что напряжение мышц в конечности при применении удара по методу Мутими должно быть предельно минимизировано (как «веревка»). Чрезмерное напряжение мышц руки будет только препятствовать набору скорости кулака, который, в конечном итоге, произведет довольно медленный, т.е. «окостенелый» хлёст, либо удар вовсе не получится.

Наиболее известные техники в Сётокан, в которых применяется хлёст, это - среди ударов руками - уракен-ути, и маваси-гери - среди ударов ногами. Но, если вы поймете и овладеете механизмом действия Мутими, то на его основании вы сможете выполнять любые техники намного быстрее, например, прямые удары руками, или различные удары ногами - маэ-гери, ёко-гери и т.д.

Техники уровня «ультра Си», такие, как, например, «дюймовый удар», всегда основываются на фундаментальных физиологических методах для генерации мощности при минимальном движении тела, что называется Хаккей (発劲, Hakkei – букв. «создание мощности или энергии»), и, освоение метода Мутими, по моему мнению, может весьма способствовать развитию навыков в этом методе Хаккей.

В части 2 (пока еще не опубликована) я объясню метод Гамаку (Gamaku или Shimegoshi).

Цуки-вадза: как было и как стало
Фа Цзинь
Макивара Сюри и макивара Наха