Перейти к содержимому


  




Сенсей Асаи: Начало пути «Уровень 1»

Автор: clover, 27 Февраль 2014 · 1 536 просмотров

Сенсей Асаи: Начало пути «Уровень 1» Getting past “Level 1″
Уэйн Муромото

(перевод Сlover)

Как-то раз, я проводил вечер со своим старым другом, который преподает окинавское каратэ, и среди нашей беседы он навел меня на воспоминания о семинаре, в котором я принимал участие, проведенном одним из современных мастеров каратэдо Сётокан, ныне уже покойным мастером Тецухико Асаи.

Я готовил к публикации свой журнал Furyu, когда местные практики каратэ Сётокан (Гавайи) рассказали мне о предстоящем визите сенсея Асаи и предложили провести с ним интервью, за что я им был очень благодарен. Я был наслышан об этом мастере БИ и с нетерпением ждал встречи с ним.

Он оказался довольно обычным человеком, ничем физически не выделяющимся. Его рост был примерно 5 футов 4 дюйма, при этом, если он довольно оживленно объяснял технику, то в иных случаях он разговаривал довольно тихо и сдержанно. Его глаза и брови ассоциирировась у меня с «глазами самураев», играемых актерами в пьесых театра кабуки. Держался он очень скромно, в отличие от некоторых сенсеев каратэ, которых я привык видеть в турнирах, где они ходят по залу, как гордые павлины.

Сенсей Асаи в то время был техническим директором Японской ассоциации каратэ (JKA). Позже он основал и стал главным инструктором International Japan Martial Arts Karate Asai-ryu и Japan Karate Shoto-Renmei, или Japan Karate Shoto Association. Сенсей Асаи преподавал в 1960-х каратэ на Гавайях в течение 5 лет, так что его семинар в 1990-х (я забыл дату) был своего рода возвращением «домой» для него. Техническое мастерство Асаи было невероятным, судя по тому немногому, что я имел возможность увидеть на одном семинаре.

Судя по всему, организаторы этого семинара забыли воспользоваться услугами очень хорошего переводчика. Они нашли мать одного начинающего ученика, по-видимому в последнюю минуту, чтобы переводить наиболее сложные словесные конструкции сенсея Асаи. Она была японкой, но, вероятно, почти ничего не знала о каратэ, а ее способности в английском языке были весьма скромны, так что ее переводы были искажены, а некоторые ключевые моменты комментариев сенсея она и вовсе опускала.

Так, например, сенсей Асаи говорил: «Вы все делаете очень хорошо для уровня 1 в каратэ. Уровень 1 - это основные формы. Кихон. Шаг. Удар рукой. Шаг. Удар ногой. На уровне 1 вы просто пытаетесь делать каждое движение правильно. Вы делаете «преувеличенные» стойки, чтобы нарастить мышечную массу. Все это уровень 1. Уровень 2 – это шаг с ударом рукою в одно и то же время. Шаг с ударом ногою в одно и то же время. Уровень 3 – это свободное и безостановочное движение. Вы хороши для уровня 1, но этот уровень сравним с «начальной школой». Вы должны дальше перейти в «среднюю школу» - уровнь 2, а затем – в «колледж» - уровнь 3».

Мама-«переводчица» перевела все это просто: «Вы все - очень хороши!».

После этих слов многие участники семинара почувствовали себя счастливыми, и лишь некоторые действительно поняли то, о чем говорил сенсей Асаи. Вероятно я был готов услышать то, что сказал сенсей. Я уже давно не занимаюсь каратэ, и являюсь убежденным, что нынешние тенденции в большинстве додзе каратэ ведут его не в ту сторону. Я был знаком с уровнем каратэ некоторых современных окинавских школ, но что касается Сётокана и «американского каратэ» в целом, я имел об этом очень смутные представления. Однако, я смог понять, о чем говорит сенсей Асаи. Мой японский не так уж хорош, но каждое его объяснение технических моментов я уяснил вполне. Он пытался донести понятия в наиболее простых выражениях. Так что имейте в виду, то, что я собираюсь изложить далее, будет, так сказать, переломлено через «фильтр» моего восприятия, но, по счастью, сенсей Асаи возвращался к объяснениям некоторых идей повторно.

А большинство его идей были сосредоточены на понятии уровней. Большинство практиков каратэ, по его мнению, находятся на уровне 1, который сродни «начальной школе», в которой изучается азбука. Все они очень хороши в этой «начальной школе», т.е.: «хорошо умеют читать по буквам». Ученики, которые желают стать хорошими каратистами, должны продолжать свое обучение на более высоких уровнях - 2 и 3. Сенсей Асаи сравнивал эти уровни с начальной и средней школами, а также с колледжем. Он также показал, что он имел в виду - какие есть различия в этих трех уровнях при практике ката и кумитэ.

Например, иппон-кумитэ. Вас атакуют с шагом вперед и ои-цуки. Ваши действия: вы отступаете с шагом назад и блоком, а затем наносите контрудар. Раз, два, три. Вы делаете каждый шаг, как отдельное движение. Ваши шаги достаточно длинные, сильные и соответствующие определенной стойке. Ваша стойка дзенкуцу очень выразительна. Ничего неправильного в этом нет. Но это всего лишь уровень 1. На этом уровне предполагается достижение правильности стоек, а также укрепление мышц тела, которые необходимы для выполнения соответствующих действий в каратэ.

На уровне 2 делается все то же самое, но более «гладким» (безостановочным) образом. Вас атаковали с ударом. Вы отходите с шагом назад с отводом (блок, который выполняется несколько по-иному, чем просто «блокирование»), а после этого наносите сразу же контрудар. Все это должно выполняться намного быстрее, чем на уровне 1. Чтобы сделать это, вы не должны просто делать свою стойку выше, чтобы перемещаться быстрее. Вы должны изменить свой дзенкуцу с длинного (уровень 1) на несколько более суженный, но также низкий за счет еще более согнутых коленей. Таким способом вы сможете двигаться значительно быстрее, поскольку более согнутые колени дадут вам «пружинистость» в вашей позиции, способность двигаться быстрее и с более прямой спиной, если это будет необходимо. Теперь, вместо того, чтобы отходить просто с шагом прямо назад, защищаясь с помощью блоков или отводов, вы сможете делать уходы назад по диагоналям (Тай-сабаки) поворачивая тело под таким углом, чтобы пропускать удары мимо себя (Уклонения). Вы можете сделать это, потому что вы уже знаете азбуку. Теперь вы сможете свободно «читать и писать целые предложения». У вас есть навыки в перемещениях и равновесии тела, поэтому вы должны почувствовать силу, прибывающую из соответствующих мест: бедер и коленей, а не плеч и рук.

Уровень 3. На этом уровне нужно научиться «читать и писать целые книги». Когда вас атакуют, вы должны уметь перемещаться в то же самое время (Тайминг), что и атакующий. Еще до того, как атакующий сможет довершить свой удар, вы должны уклониться, возможно с отводом удара (или без этого), и сделать вход (Ирими) с нанесением своего контрудара, броска или завала.

Мой друг, с которым я беседовал говорил: «Раньше я думал, что каратэ и айкидо не имеют ничего общего. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что каратэ, на самом деле, использует точно такие же методы входов (Ирими), что и в айкидо.Они действительно выглядят одинаково».

Когда я увидел выполнение входов сенсеем Асаи, они выглядели точно также, как у мастеров айкидо. В айкидо и дзю-дзюцу, контратакующие входы называются «Ирими». Вы «входите» настречу атакующему таким образом, что он не может «перегруппировать» себя достаточно быстро для того, чтобы нанести новый удар, а вы уже настолько сблизились с ним, что можете с легкостью опрокинуть или бросить его, используя импульс атакующего против него (Кудзуси). Ирими сенсея Асаи были изумительными.

Я был удивлен тому, с какой скоростью сенсей Асаи перемещался. Он уничтожил все мои предвзятые стереотипы в отношении стиля Сётокан, т.е. того, что все его практики двигаются, подобно «роботам».

Сенсей показал и другие свои методы и техники. Его оппонент попытался сделать мае-гери. Асаи шагнул ему навстречу, обходя сбоку, и вышел атакующему за СПИНУ (Каваси), после чего схватил его за плечи и бросил вниз назад в мгновение ока. В другой атаке, Асаи высоко подпрыгнул с разворотом, уклоняясь от удара, и оставаясь еще в воздухе, т.е. до приземления, успел нанести три удара противнику - по задней части шеи, плечу и почкам, а после приземления еще и удар ногой.

Как он добился такой невероятной скорости? Сенсей Асаи ответил, что нужно научиться расслабляться, расслабляться, расслабляться. (Asai said you had to learn to relax, relax, relax). Устраните всю скованность верхней части тела. «Chikara o nuku», - сказал он. «Убери напряженность». «Классически» растянутые длинные стойки Сётокан предназначены в качестве учебных инструментов для обучения начинающих. На самом деле важна не длина стойки, а высота «посадки» в ней. Длинные стойки нужны начинающим, чтобы приучить их понижать центр тяжести. Длинные стойки тренируют мышечную силу, но не скорость. Асаи показал камаэ с укороченной длинной между стопами и с согнутыми, но без напряжения коленями. Т.о., вы будете иметь упругость, так что сможете перейти от неподвижности к действию сразу же, без того, чтобы сначала переносить вес тела с одной ноги на другую в растопыренном положении.

Согнутые колени «заряжены» на действие, как сжатые пружины, нужно ощущать, как сила в туловище готова изойти от бедер и от коси, или говоря более кратко, - как «заряжен» сэйка (точка) танден. Сенсей Асаи выбрал для этого демо юную девчушку. Он предложил ей показать удары руками в киба-дачи. Затем он сказал ей: «Очень хорошо. А теперь все то же самое, но с меньшим напряжением. Вы не должны использовать силу. Просто расслабьте все мышцы в верхней части тела и наносите удары. Думайте только о том, как делать это быстро, настолько, сколько сможете. И вы увидите, что удары будут получаться гораздо быстрее, чем когда вы сосредоточены только на использовании силы. Это потому, что вы используете слишком много напряжения».

Мама-переводчик перевела все это так: «Очень хорошо! Бейте быстрее!»

Девчушка честно пыталась выполнить то, о чем ее просил сенсей Асаи, но ее удары выглядели почти точно так же, как она их и начинала делать. Сенсей Асаи мужественно перенес то, что она совершенно ничего не поняла из его слов, поэтому подошел к ней и начал править ее руками. Он взял ее на уровне талии и «придавил» к земле ниже, вынуждая ее сильнее согнуть колени. Мама-переводчик «помогала» чем могла: «Опуститесь ниже!». Тогда девчушка, чтобы сесть ниже в стойке, еще больше «растянула» дистанцию между стопами, вместо того, чтобы просто больше согнуть ноги в коленях.

Некоторые другие воспоминания: сенсей Асаи подчеркивал важность обретения легкости в перемещениях, основанных на свободной эластике мышц, как в айкидо. Он привел ряд примеров упражнений на растяжку. Даже в его возрасте, уже далеко за 60, он мог делать шпагаты во время разминки. Он сказал, что тянется не ради растяжки. Он тянется ради эластики мышц, что позволяет их использовать с большей легкостью. Затем он продемонстрировал: он встал на расстоянии примерно около фута с половиной от партнера, и правой ногою нанес ему удар мае-гери, почти полностью распрямив вертикально ногу. «Ну, это будет хорошо, если вы можете сделать такой удар при самообороне. Если вы можете так бить с легкостью, то это хорошо. Мае-гери с такой дистанции будет довольно неожиданным для противника, вам не кажется?»

Асаи сказал, что любит стиль каратэ Сётокан, но в какой-то момент почувствовал, что это не все, что он знает об этом стиле. Он предложил своим ученикам использовать больше дополнительных практик: учиться окинавским ката, изучать окинавское оружие, заниматься китайскими видами БИ, или хотя бы изучать теоретически их концепции и философию. Он рассказал, что ездил на Окинаву, чтобы изучить там некоторые ката, которые были «потеряны» в стиле Сётокан. Опыт изучения на Окинаве этих новых ката дал ему возможность по-новому взглянуть на более глубокий смысл «классических» ката Сётокан.

Мама-переводчица это все перевела нечто вроде: «Больше изучайте ката».

К счастью, мы имеем примеры каратэ сенсея Асаи на некоторых видео, размещенных на YouTube. Но все они очень фрагментарны, и не могут полностью отражать всего того мастерства, которым обладал сенсей Асаи. От его интерпретации стиля Сётокан у меня перехватило дух. Я никогда не учился у него, но на одном его семинаре я узнал невероятное количество нового. Его объяснения и демонстрации работы тела запечатлелись в моей памяти, и, я надеюсь, что со временем все вновь узнанное мною у него найдет свое воплощение в моей практике дзю-дзюцу и иайдо. В конце концов, как сказал мой друг: «Все они похожи, те же методы, не кажется ли вам?».