Перейти к содержимому


  




Метод взаимосвязи

Автор: clover, 15 Февраль 2014 · 904 views

Метод взаимосвязи The Second Top Ten Principles Of Yachigusa Ryu Aiki Bugei - #7 Coupling Principle

(на фото мастер Фунакоси: упражнение на равновесие и тайминг с шестом (тренируется укэ, а тори только ассистирует); до сих пор практикуется в Каратэ-До Сётокай. Кратко суть такова: тори "шурует" шестом куда хочет: вперед, назад, в стороны... задача укэ мгновенно перестраивать свои стойки и структуру так, чтобы постоянно сохранялось устойчивое положение относительно воздействий тори. Тайминг - это надо уметь делать практически синхронно с толчками и тягами тори. На продвинутом уровне - учиться "разгадывать" намерения тори. NB шест всегда располагают на уровне тандэна. Укэ не должен лихорадочно "виснуть" на шесте тори, пытаясь использовать его как "костыль" при потерях равновесия.)

(перевод clover)

Как правило, с точки зрения механики, Взаимосвязь – это связь между двумя объектами. Т.е., если две системы взаимно соединены, то они взаимодействуют. Или иной пример Взаимосвязанности - компьютерная программа. Две части программы связаны так, что если одну часть программы изменить, то это отразится на работе второй части программы.

В основном, принцип Взаимосвязи в БИ сводится к тому, что если имеется «соединение» с помощью двух или более частей тела одного теловека с телом второго человека, то любые действия одного человека будут влиять на второго.

Другими словами, 1 чел. + 1 чел. = 1 «объединенный» чел. (т.е. объединенная конструкция из 2-х людей).

Например, на рисунке 1 (см. в тексте) квадрат и круг представляют собой два отдельных объекта.

На рисунке 2: если переместится круг (вниз), то его движение не будет иметь абсолютно никакого влияния на квадрат.

На рисунке 3: теперь, мы видим, что квадрат и круг связаны друг с другом (синяя линия). Т.е. они Взаимосвязаны.

На рисунке 4 (первый вариант поведения объектов при Взаимосвязи): движение объектов в одном направлении - если круг переместится вниз, то квадрат также переместится вниз.

На рисунке 5 (второй вариант поведения объектов при Взаимосвязи): движение объектов в противоположных направлениях (если круг опустится вниз, то квадрат поднимется вверх), поскольку оба объекта совершили вращение вокруг их общего центра масс (точка скрещения синей и желтой линий).

Т.о. если один взаимосвязанный объект делает движение, то он вызывает движение и второго, связанного с ним объекта. Это взаимное перемещение наиболее очевидно, если оба объекта связаны жестко (как на рисунке 4).

Конечно же, это является довольно грубым примером гораздо более сложного принципа работы Взаимосвязи в БИ, но это в целом объясняет его действие.

Может быть, другой пример будет проще: прогулка с собакой на поводке. Когда я веду свою собаку на поводке, то мы вдвоем является примером Взаимосвязи. Не смотря на то, что между нами нет жесткой связи, кроме гибкого поводка, я все же могу сделать так, чтобы моя собака двигалась в нужном мне направлении. Я могу с помощью поводка вынудить ее остановиться, повернуть, сесть, лечь и т.д. Мне даже не требуется для этого отдавать ей команды голосом. Собака просто подчиняется натяжке\ослаблению или изменению направлений поводка. Т.е. собака реагирует своим движением на мои движения посредством поводка.

Т.о. в БИ, как только вам удается «связаться» с противником, то любое ваше движение, пусть даже почти незаметное, тут же скажется на движении «привязанного» к вам противника. Даже легкий поворот головы в самый неподходящий момент для противника, может вынудить его сместить центр равновесия на несколько дюймов от его первоначального положения. Вот почему во многих школах БИ подчеркивают важность недопустимости «Пустых (холостых) движений тела». Еще более важной является недопустимость «Пустых движений» против мастеров, которые способны «читать» намерения противника еще до перехода к физическим действиям. Иногда даже малейшее, почти незаметное движение, может иметь огромные плачевные последствия. Это означает, что для применения метода Взаимосвязи на более высоких уровнях нужно научиться видеть «причину и следствие». Иными словами, нужно точно знать, что произойдет, когда какая-либо часть тела перемещается противником.

Пример: воздействие плечом. (фотки в тексте)

Фото 1: два человека стоят отдельно друг от друга.

Фото 2: нападающий крепко ухватил защищающегося за плечо, т.о. два человека стали «связанными». Даже не смотря на то, что точка контакта относительно мала (край плеча), «связь» установлена, и защищающийся т.о. может воспользоваться этим, выведя напавшего из равновесия (метод Кудзуси).

Фото 3: защищающийся приподнял плечо (только плечо), сделав им небольшое вращательное движение немного назад, и сопровождая это небольшим скручиванием поясницы. Поскольку оба человека «связаны», то внезапный подъем плеча защищающимся и резкое им вращение выводит нападающего из равновесия (Кудзуси). Если все это сделано правильно, то бедра нападающего «уйдут» вперед, создавая защищающемуся возможность воспользоваться этим.

Фото 4: защищающийся делает вращение плеча назад, и нападающий полностью теряет равновесие. Т.е. плечо еще больше отводится назад-вниз, в результате чего защищающийся падает из-за своего положения бедер, которое было создано, как на фото 3.

Кроме того, необходимо изучать такие различные техники, как повороты руки против естественного вращения предплечья противника, что приводит также к вывороту его плеча. Например (фотки в тексте):

Фото 1: нападающий захватывает защищающегося за запястье.

Фото 2: защищающийся вращает свое предплечье (только предплечье) слегка в направлении руки нападающего. Поскольку нападающий и защищающийся соединены в запястье, то такое вращение предплечья заставляет нападающего сдвинуться вперед и вниз.

Фото 3: обратите внимание, как защищающийся поворачивает свое запястье вокруг предплечья нападающего. Также обратите внимание, что положение защищающегося нисколько не изменилось по сравнению с его первоначальной позицией. Единственным движением было вращение руки, все остальное положение тела осталось прежним.

Изучение всех этих премудростей управления телом противника за счет Взаимосвязи может занять годы, если не всю жизнь, чтобы полностью овладеть этими навыками. Кроме того, применение этих навыков осложняются тем, что в реальных конфронтациях - на грани жизни и смерти - в бою многочисленные движения происходят в течение миллисекунд, и каждое из них обладает потенциалом различных изменений, которые в свою очередь требуют таких же сихронных изменений использования Взаимосвязи. Т.е., на деле, овладеть методом Взаимосвязи на надлежащем уровне очень сложно.

К счастью, многие способы использования Взаимосвязи уже заложены в готовые техники, которые мы изучаем, хотя надо иметь в виду, что техники, изучаемые на тренировках зачастую представляют из себя идеальные ситуации в бое. Но это не так уж плохо, это просто означает, что эти техники являются базовыми, они являются основой для наших дальнейших исследований возможностей их вариаций. Ничто не может сравниться с опытом, основанным на методе личных проб и ошибок.

А если этот метод Взаимосвязи кому-то может показаться не таким уж и сложным, то как насчет его применения с оружием? Например, действие – блокирование удара меча мечом - также во многих стилях рассматривается, как одна из форм Взаимосвязи, которую достаточно опытные мастера могут использовать для составления «прогноза» дальнейших действий противника.

Это просто еще один аспект для вдумчивого изучения Взаимосвязи.


Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»

Метод взаимосвязи

Ирими, Ири - «Вход» в противника
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу