Перейти к содержимому


  




Mицкэ Харада: концепция Киай

Автор: clover, 27 Январь 2014 · 1 130 views

Mицкэ Харада: концепция Киай Mицкэ Харада: концепция Киай

(перевод Clover)


Европейцы, как правило, весьма заинтересованы в том, что они называют «рациональными объяснениями» и сетуют, что некоторые японские понятия неясны или чрезвычайно сложны для понимания. Не исключением является и концепция Киай, относительно которой меня часто просят дать некоторые разъяснения. Я действительно сделаю все возможное, чтобы ее пояснить, но при этом напомню о древнегреческом мифе о многоголовой Гидре, поскольку концепция Киай имеет множество граней, как голов у Гидры.

И прежде, чем приступить к своему рассказу, отмечу здесь одну историческую деталь. Оглядываясь назад, в дни моих ранних занятий каратэ в университетском додзе «Васеда» (1953), а ранее – «Сётокан», я никогда не слышал, чтобы кто-либо упоминал о концепции Киай, и тем более ее комментировал. О Киай в мире каратэ заговорили значительно позже, когда люди «облюбовали» его и придали ему мифическое значение. Но из-за сложности, эту концепцию не особо комментируют и сейчас. Когда в Японии Министерство образования опубликовало книгу, посвященную исследованию 500-летней истории развития Кендо, ее авторы даже не попытались описать такие понятия, как Ма-ай, Киай и Дзансин (спокойный ум).

Тем не менее, если мы хотим попытаться разобраться с Киай, то нам нужно исследовать его с различных сторон, поэтому в попытке внести некоторую ясность, я начну с простых примеров.

Во время войны мне довелось побывать в военной академии, и, как и во многих других учреждениях подобного рода я стал свидетелем переклички - офицеры вызывали по именам курсантов, которые должны были отзываться. Некоторые из них запаздывали с отзывом (не слушали офицера должным образом), либо отзывались быстро, но тихо. Тогда офицеры делали им замечание и приказывали повторить отзыв должным образом, чтобы они демонстрировали больше свой «боевой дух», силу характера, готовность повиноваться офицеру. Что называется «продемонстрировали свой Киай».


Опубликованное фото
В историческом аспекте «демонстрация своего Киай» связана с одной очень древней традицией, называемой Kake-goe. Чтобы понять, что это значит, нужно вернуться к тем дням, когда самураи еще были землевладельцами (т.е. официальная сословная иерархия, установленная сёгунатом, еще отсутствовала). Это были времена Такэда Сингэна, правителя провинции Кай, sengoku-daimyo, который умер в 1573 году, и который после смерти получил легендарное прозвище Kagemusha (Тень воина). В то время еще не было феодальных порядков, установленных позднее Сёгунатом Токугавы, а Бусидо еще не возникло. Хотя уже стали намечаться некие сословные условности в обществе, но все же люди были вольны менять свою «сословную принадлежность», чего нельзя было сделать позднее.

В те очень давние времена, в случае угрозы, самураи и наемники собирались под знаменами стратега, человека, который проявил каким-либо образом свои незаурядные способности, как это было в случае Сингэна. И когда различные люди прибывали к месту сбора войска, они громким криком объявляли командирам о своем желании сражаться. Это и есть Kake-goe.

В те времена главнокомандующий не участвовал в бою лично, в его задачи входило управление войсками и контроль ситуации. Если вы просмотрите батальную сцену в знаменитом фильме «Тень воина» Куросавы, о котором рассказывается история Сингэна, то заметите, что командующий молча взирает с холма на поле битвы. Тем не менее, у него есть незримый контакт с каждым своим командиром или солдатом. Это особое чувство, которое он демонстрирует им своим решительным видом, позами и жестами, т.е. показывает свой психологический настрой, что дает каждому его воину определенную уверенность в победе. Воздействие командующего и ответная реакция его подчиненных также является одной из форм Киай. И эта беззвучная связь, особое поведение, когда командующий своим видом воздействует на людей, является также его вкладом в победу.

Поэтому можно сказать, что Кake-goe был не только криком, но также своего рода фактором активизации энергии в людях, чтобы они «работали» достаточно хорошо на победу. К сожалению, если командующий проигрывал битву, то все, что оставалось войскам, это бежать, как это блестяще показано в конце фильма «Тень воина».

Позднее (в конце 16-го века), во времена Ода Нобунага, владельца провинции Овари, который стал первым великим объединителем Японии, самураи были выделены в отдельное сословие. Изменением также стало и то, что роль командующего стала сводиться не только к руководству войском, но и к личному участию в бою. Нобунага издал указ, в результате которого по всей стране были построены новые города и замки, а самураи были «приписаны» к ним. Все это было проделано в целях усиления контроля сёгуна над даймё. Крестьяне стали обязаны заниматься только сельским хозяйством и уплачивать с урожая налоги, за счет которых существовали самураи, которые, в свою очередь, были обязаны обеспечивать порядок и защиту крестьян. Именно в это время и возникло Бусидо, неписанный кодекс, которому были обязаны следовать все самураи, включая сегуна и даймё. Бусидо также породил своеобразную психологическую и эмоциональную взаимосвязь между самураями, появилась концепция Giri, чувства долга - ответственности перед своим кланом, командиром и духами предков. Эта концепция Гири привела к тому, что самураи стали тщательно обдумывать каждый свой поступок, чтобы не совершить опрометчивых действий, т.е. того, что впоследствии может вызвать сожаления или привести к позору. Что в свою очередь привело к тому, что появилось такое явление, как выслушивание и анализ мотивов поведения других людей, причем не только из своего окружения, но даже врагов.

Далее, объединение Японии было продолжено талантливым Тоётоми Хидэёси, который в конечном итоге стал править всей страной, а после него - Иэясу Токугава, владелец провинции Микава, с которого начался период, который известен, как «Эпоха Сёгуната». Как известно к тому времени войска у каждого дайме стали профессиональными, они формировались только из самураев их кланов. Не было больше наемников, которые кричали командирам о своей готовности сражаться (Кake-goe). Тем не менее, взяимосвязи единения между воинами, о которых я говорил выше, остались. Появились и новые веяния, идеи о «неизбежности фатальной судьбы самурая», «что жизнь коротка, поэтому надо наслаждаться каждым моментом жизни» и т.п., что говорит о том, что в умах людей изменилось отношение к смерти, поэтому любое сражение стало рассматриваться, как неизбежность судьбы.

Теперь обратимся к нашим временам и рассмотрим практику кендо. Можно заметить, что когда мы вступаем в мир «игр бамбуковых мечей и криков», это соотносится с более ранней формой концепции Киай - Kake-goe (т.е. непрофессиональные армии), чем с более поздней, которая возникла уже во времена Бусидо (профессиональные армии).

В исторических источниках о мастерах меча периода сёгуната, нет ни одного упоминания о том, что они использовали крики. Тогда, вероятно, это был почти безмолвный поединок между двумя мощными «стихиями» (состояние общей физической и психологической вовлеченности), где каждый участник боя старался реагировать «естественным образом», следя за малейшим действием противника или резким изменением концентрации его внимания. Задумайтесь на минуту о знаменитом образе одновременности появления луны и ее отражения в воде озера, используемого для иллюстрации времени. Начиная с момента, еще предшествовавшего скрещению клинков, и до самого окончания боя, между соперниками устанавливалась своеобразная «связь», которую они не могли разорвать пока поединок не завершен.

Когда я наблюдал за демонстрацией Уэсиба, величайшего мастера айкидо, то во время нее он не издал ничего, чтобы напоминало бы громкий крик, за исключением «голоса» выдыхов (т.е. звук выдоха), когда он «взрывался» энергией, что он проделывал в идеальной гармонии с действиями противника. В «Киай» «Ки» означает «дыхание», а «Ай» - «гармония». Это, безусловно, отличается от Kake-goe, которое я описывал ранее. Кроме того, Окуяма, который был партнером по тренировкам Ёситаки (сын O'сенсея), также никогда не кричал, однако, мощь его ударов была невероятной, я имел возможность сам испытать ее на себе. Когда я недавно в последний раз встречался с ним, мы беседовали о возможностях использования скрытых источников мощности, и он ни разу не упомянул о том, что резкий крик может способствовать этому.


Опубликованное фото

Возникает и такой резонный вопрос: почему в дзю-дзюцу или дзюдо никогда не кричат в поединках? По моему мнению, громкие выкрики в каратэ появились из-за публичных демонстраций, во время которых, как правило, удары бесконтактны, и чтобы у аудитории не было никаких сомнений в их реальности мастера стали кричать. Крики делают выступления каратистов более впечатляющими, особенно, если они еще сопровождаются тамесивари (разбивание предметов), чтобы показать какими смертельными они могут быть.

Здесь я также упомяну о слове «осс», которое обычно ассоциируется с тем, как якудза подобострастно приветствует своего оябуна. Ни один уважающий себя интеллигентный японец не додумается до его использования при вежливой форме общения. Японцы используют слово «осс» только при неформальном общении, как междометие (типа, «ага») . Это слово может иметь множество значений в зависимости от ситуации и выражаемой эмоции.

Но вернемся к использованию Кake-goe в кендо. Это можно легко заметить в их практике, они кричатпри атаках (когда инициириуют атаку). Эти громкие крики в кендо в большей степени относятся к методам психологического воздействия на противника. Известно, что Yamaoka Tesshu использовал свое Кake-goe. Впрочем, разновидностей атакущих криков существует множество. Например, в книге о кендо, которую я упоминал вначале своего рассказа, рассказывается о 7 вариантах криков.

Исследуя историю развития каратэ, и сравнивая его состояние с уровнем сенсея Гитина Фунакоси, при всем нашем уважении к его памяти, можно сказать, что все что он передал нам, так и застыло на все том же уровне или иными словами - «уровне мастера Фунакоси». Сенсей Фунакоси не смог понять ценность преподавания «нормального» каратэ, без необходимости его превращения просто в военизированную гимнастику для учащихся. Он был учителем начальных классов, и его точка зрения на перспективы каратэ была связана только с физическим воспитанием молодежи. Это, конечно, само по себе очень ценно, но несомненно, что физкультура в виде внешней имитации форм каратэ, по сути относилась к каратэ-до весьма опосредованно. Мы знаем, что сенсей Гитин Фунакоси порицал практику кумитэ, именно того, что мы можем назвать наиболее реальной частью практики каратэ. Сенсей Фунакоси пропагандировал практику ката, причем только в виде гимнастических форм для здоровья, не вдаваясь в их анализ и применение действий (т.е. он совершенно не придавал значения бункаям). Кроме того, сенсей Фунакоси не совсем понимал природу того, чем является Киай, потому что ввел в различных точках ката крики, некоторые из которых вызывают достаточное недоумение, если не сказать больше. Его собственный «голос», часто упоминаемый в биографических сведениях о мастере Фунакоси, был тихий «Хой» (звук выдоха), но он не был связан ни с методами, способствующими увеличению энергии (удар с ки), ни с Кake-goe.

В противоположность идеям сенсея Гитина Фунакоси, его сын, Ёситака Фунакоси, безусловно, вышел за рамки «каратэ – это школьная физкультура», и он знал, что концепция Киай на самом деле является иной, чем в представлениях отца.

Концепция Киай Ёситаки Фунакоси заключается в следующем:

Внутренняя работа: с помощью особых способов дыхания можно управлять Ки. Контроль Ки (когда тело едино, «слитно», «стянуто» в точке тандена, но при этом оно не должно утрачивать свободы движения, иначе оно будет работать медленно из-за сковывающего напряжения; т.е. тело надо «стянуть» в точке тандена, но при этом его нельзя «сковать» мышечной натужностью) является основой генерирования сфокусированного усилия (удара с ки).

Внешняя работа: обладание навыком в одновременности (идеал тайминга - одновременно с противником, или спонтанная реакция, она же образно – «естественное реагирование») или образно говоря «гармония действий с противником».

Киай трудно объяснить рационально, поскольку он связан с миром чувств, и это сложно понять тому, кто в своей практике еще не приблизился к такому уровню. Обретение вычайшего уровня мастерства всегда связано с индивидуальными исследованиями каратэ-до и обретением соответствующего опыта. Например, исходя из моих личных наблюдений, каратэ Эгами (или его Киай) подразумевало идеальную гармонию с атакой соперника (т.е. тайминг одновременно с противником – сен). А мастерство Окуяма было даже выше, чем у Эгами (и Ёситаки), его действия предвосхищали действия противника (т.е. тайминг на упреждение противника – сен-но сен).

Как можно заметить в разборе концепции Киай, мы уже далеко ушли от просто криков, используемых каратистами на соревнованиях. Также следует быть осторожным, и не поддаваться соблазну упрощения концепции Киай, сводя ее к простой аналогии с солдатами, которые с боевым кличем бросаются в атаку. Сами японцы переняли воинственный крик (например, банзай) довольно поздно, во времена третьего рейха, это было подражание «хайль гитлер», которым ревели сотни тысяч людей на гигантских сборищах на Нюрнбергском стадионе или на иных подобных нацистских мероприятиях. Конечно, это было ново для японцев, и они были впечатлены этим криком, выражающим веру в победу. Но все эти победные крики сразу прекратились, как только на горизонте замаячило поражение, ибо тогда дух утрачен, то все что остается, это только хаос.

Эти истеричные милитаристско-пропагандистские крики никогда не имели ничего общего с истинным Киай тогда, и я думаю, что некоторые совершают ту же ошибку вновь сегодня, которая может иметь самые разрушительные последствия.


Еще о Киай (англ.)




Мицусукэ Харада – мастер Сётокай
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Интервью с мастером Мицкэ Харада
Интервью с мастером Мицусукэ Харада-2
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада

Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай by Master Mitsusuke HARADA

«Расслабленный» удар в Каратэ-До Сётокай
«Расслабленный» удар мастера Хино Акира
Нагэ-цуки в Каратэ-До Сётокай
Макивара Сюри и макивара Наха
Гамаку в Тито-рю
Фа Цзинь
Каратэ: старая форма стоп при ударах ногами
Удар в движении – этапы прогресса