Перейти к содержимому


  




Мастер Генсин Хирониси

Автор: clover, 14 Январь 2014 · 1 270 views

Мастер Генсин Хирониси Мастер Генсин Хирониси
(1913–1999)

(перевод Clover)

Этот великий мастер также известен как Mотонобу Хирониси (Мotonobu Hironishi). Он родился в 1913 году. Закончил престижный университет Васэда. Был капитаном клуба каратэ университета Тюё.

Генсин Хирониси был близким другом Ёситаки Фунакоси и Сигеру Эгами. Все вместе они являлись лидерами группы энтузиастов, которая занималась модернизацией методов и техник, а также методик обучения Каратэ-До Сётокай. Генсин Хирониси был одним из последних мастеров еще довоенной эпохи, называемой «золотой эпохой каратэ-до».

После смерти мастера Сигеру Эгами в 1981 году, Гесин Хирониси стал главным инструктором додзе «Сётокан», а также президентом Нихон Каратэ-До Сётокай. Этот пост он занимал до 1995 года.

Мастер Хирониси был автором предисловия к книге О-Сенсея «Каратэ-До Ньюмон» (by Shotokai, Kodansha Publishers, 1943).


*****************************************************

С сайта Dai Nihon Karate Do Shotokai

Motonobu Hironishi (1913-1999)


(сокращенно)

Мотонобу Хирониcи начал заниматься каратэ еще до второй мировой войны (с 1931).

В 1943 году, во время второй мировой войны, Министерство благополучия (букв. - Ministry of Welfare) издало указ, исходя из требований военного времени, касающийся школьного физического образования, в котором содержался пункт о том, что каратэ должно преподаваться в учебных заведениях наравне с дзюдо. При этом было конкретно указано, что каратэ должно преподаваться, как отдельное от дзюдо БИ - в другом додзе, в другое время и другими инструкторами.

Хирониcи, довольно в молодом возрасте, от имени Сётокай победил в принципиальном поединке дзюдоиста Kazumi Kudo (9 дан, Кодокан), который проводился, чтобы каратэ было признано в Японии в качестве равнозначного другим японским БИ. В результате, ассоциациям каратэ было разрешено продолжить преподавать каратэ в университетах. Эти университетские клубы стали основой сегодняшнего процветания каратэ, и Хирониси может считаться по праву одним из «учредителей» каратэ в Японии.

После войны преподавание каратэ, вместе с другими видами БИ, было запрещено Генеральным штабом союзных держав, как один из символов японского милитаризма. Хирониси представил Министерству образования объяснительное письмо, в котором указывал, что Каратэ-До Сётокай никогда не было членом Дай Нихон Бутокукай, предпочитая оставаться независимой ассоциацией. Кроме того, заручившись поддержкой профессора университета Васеда Nobuizumi Ohama (* который также занимал пост директора Physical Education Coordination Department, и который был окинавцем и близким знакомым мастера Гитин Фунакоси), он также опубликовал в газете соответствующую статью, в которой среди прочего указывал, что в университете Васеда традиционно большое внимание уделялось студенческому спорту, и у его руководствоа не было никаких намерений запрещать каратэ. После этого, и при поддержке Министерства образования, американцы вновь разрешили практику каратэ в университетах, и произошло это вскоре после окончания войны.

Хирониси пользовался авторитетом у Giei Funakoshi (2-ой председатель Дай Нихон Каратэ До Сётокай ), который был старшим сыном мастера Gichin Funakoshi (1-й председатель Дай Нихон Каратэ До Сётокай), поэтому он стал (3-м) председателем Дай Нихон Каратэ До Сётокай после кончины Giei .

В 1976 году Хирониси, при сотрудничестве с Сигеру Эгами, он исполнил просьбу Гитин Фунакоси, восстановив главное додзе Дай Нихон Каратэ До Сётокай - «Сётокан», которое тогда располагалось в Shibaura, Minato-Ku, Tokyo (сейчас располагается в Kikukawa, Sumida-Ku, Tokyo).

До 1995 года Хирониси занимал пост (2-го по счету) президента Дай Нихон Каратэ До Сётокай, в после него, этот пост по настоящее время занимает Jotaro Takagi (3-й президент).

*****************************************************




Интервью с мастером Motonobu Hironishi

(Отрывок из испанского журнала «Shotokai»)


Когда и где вы родились?

Я родился от 1 января 1913 года в городе Киото

Когда вы начали заниматься каратэ?

Я начал заниматься каратэ с 1931 года в университете Васеда, в возрасте 19 лет (клуб каратэ Васеда был учрежден в 1931 году).

Кто еще стал заниматься каратэ вместе с вами в университетском клубе Васеда?

Egami и Noguchi. Гитин Фунакоси был нашим сиханом, а Takeshi Shimoda – главным инструктором. После смерти мастера Симода (1934), сын О-сенсея (Ёситака) стал главным инструктором. Я также знаю, что в то время в клубе каратэ университета Такусёку обучался Nakayama. Я видел его несколько раз.


Опубликованное фото

(1935. Верхний ряд, слева-направо: Тайдзи Касе, Moтoнобу Хирониси, Тадао Окуяма; нижний ряд, слева-направо: ?, Гитин Фунакоси, Ёситака Фунакоси, Maсатоси Накаяма)

Как вы подружились с Эгами?

Я уже точно и не помню, как это началось, но с самой первой встречи у нас завазалось непринужденное общение, в ходе которого выяснилось, чтобы мы оба разделяем множество взаглядов, включая даже на аспекты повседневной жизни. Возможно также сыграло свою роль и то обстоятельство, что мы имели совершенно разные характеры. Мастер Эгами обладал от природы более энергичным темпераментом и был более общителен, тогда как я, возможно, являсь более сдержанным и замкнутым.

Фото Генсин Хирониси

Фото Эгами и Хирониси

Говорят, в юности вы получили главный приз на конкурсе, организованном газетой «Asahi»?

Да, было такое. В юности я имел очень крепкое телосложение, поэтому после многочисленных оценок, и по медицинским понятиям того времени, я был избран в качестве идеала телосложения.

Как возникло каратэ-до по вашему мнению?

До того момента, пока каратэ не набрало свою популярность в Японии, о нем мало кто знал за пределами Окинавы. В предвоенные годы Японию захлестнула волна национального шовинизма, поэтому каратэ, которое происходило с Окинавы, считалось «второсортным искусством» по сравнению с дзюдо и кендо, которые были японскими БИ.

После изучения множества литературных источников, а также после неоднократных зарубежных поездок, мы поняли, что во всех областях исламского и буддистского мира существовали свои виды БИ с философской концепцией, аналогичной каратэ-до. Все они наставляли на путь познания реальности посредством телесных практик. Это является своеобразным симбиозом БИ и различных философских учений.

Сами навыки ведения боя, вероятно, появились в еще назапамятные времена, когда первобытные племена вели войны между собою, способствуя этим возникновению различных видов борьбы, которые постепенно эволюционировали в различные типы БИ, в т.ч. и каратэ. Мастер Гичин Фунакоси и его сын Ёситака, вместе с некоторыми старшими учениками приняли участие в его дальнейшем совершенствовании.

Расскажите о мастере Фунакоси и его сыне Ёситаке?

О-Сенсей был несколько меньше среднего роста. Он был очень добрым и от природы обладал очень спокойным характером, но при этом имел очень хорошее чувство юмора. Он вел очень скромную тихую жизнь, любил писать стихи и заниматься каллиграфией. Мастер Фунакоси был типичным представителем творческой интеллигенции. Что касается каратэ, то его цуки были очень энергичными, а укэ весомыми, и зачастую даже болезненными.

Ёситака, его третий сын, был очень харизматичной личностью, а его каратэ было очень динамичным.

Какие отношения были между мастерами Фунакоси, Мабуни и Мияги?

Я бы сказал, дипломатические. В те времена, в восточной части Японии, с центром в Токио, каратэ преподавал мастер Фунакоси, а в западной части Японии, с центром в Осаке - мастер Мабуни. Мастер Мабуни был моложе мастера Фунакоси, поэтому он чувствовал глубокое уважение к нему. Центром преподавания каратэ мастера Мияги являлась Окинава.

До начала второй мировой войны, ежегодно в честь императора проводилась церемония презентации БИ. Мастер Фунакоси был единственным из мастеров каратэ, кто был удостоин императорской чести представить это искусство на этой церемонии дважды, благодаря чему каратэ-до в Японии вышло на иной уровень признания и авторитета.

Расскажите о включении кумитэ в методики обучения?

В давние времена, кумитэ использовалось только для демонстрации каратэ на различных праздниках и церемониях. Со временем цели кумитэ стали изменяться и приобретать иной характер, который стал отделять каратэ от духа будо. В 1940 году мастер Фунакоси выразил свое неудовольствие по поводу соревновательных кумитэ, а в 1941 году он официально запретил своим ученикам принимать участие в турнирах, предупредив, что выгонит любого.

В предвоенные и военные годы в Японии велась очень агрессивная националистическая пропаганда, общество было пропитало духом экспансивного милитаризма, и мастер Фунакоси не желал, чтобы его ученики принимали участие в этой истерии.

Мастер Фунакоси признавал практику свободного кумитэ только в качестве одного из методов обучения, и никогда - в целях подготовки к участию в турнирах. Свободное кумитэ на тренировках, которое проводится в полный контакт и без ограничивающих правил, является гораздо более близким к реальности, чем кумитэ на спортивных турнирах.

Что такое Каратэ-До Сётокай?

Сётокай - это ассоциация, основанная мастером Фунакоси, которая объединяет практиков, использующих его методы боя и соответствующие методики обучения. До войны 90% практиков каратэ-до были членами Сётокай. Сегодня это единственная ассоциация, которая имеет от семьи Фунакоси право на использование имени додзе «Сётокан».

Как произошел раскол в Сётокае?

Основной причиной этого раскола стало то, что нескоторые мастера видели перспективы дальнейшего развития каратэ в виде спорта. Этому способствовала во многом послевоенная разруха в Японии, когда в ходе восстановления страны, у некоторых людей возникли новые идеи в отношении использования каратэ. Сторонники этой новой идеи сделали ставку на молодежь, которую можно привлечь к занятиям спортом и участию в соревнованиях, что по тем временам было очень популярной стратегией развития.

Как бы вы кратко охарактеризовали Сётокай?

Сётокай придерживается внутренней политики ассоциации, установленной ее учредителем, мастером Гичином Фунакоси, в которой цели развития каратэ как будо имеют главенствующую роль.

Каратэ в Сётокай развивается не для спортивных целей, ее члены не могут официально от имени Сётокай принимать участие в спортивных мероприятиях.

Приемы каратэ Сётокай базируются на естественных, непрерывных и ки-наполненных из хара движениях, которые могут применяться против противников с любыми физическими данными.

Что такое кимэ в Сётокай?

Если техника подразумевает использование кимэ, то это значит, что она должна иметь эффект глубокого «проникновения» в тело противника (с ушибами внутренних органов). Если при выполнении техники используется просто физическая сила, которая не ведет к проникающему эффекту, то у нас считается, что кимэ отсутствует.

В Сётокай методика обучения направлена прежде всего на работу с «внутренними» энергиями, а не только «внешними». Внутренняя генерация усилия внешне практически не заметна. Каратэ может практиковаться на основе развития физической силы, но это не приведет к вскрытию внутренних резервов силы человека.

Мастер Фунакоси говорил, что в каратэ-до должно существовать равновесие между напряжением и расслаблением, но в настоящее время практика многих стилей сосредотачивается только на одной напряженности.

Также сейчас очень распространено мнение, что как только произошел контакт кулака с телом противника, то удар завершен, но на самом деле, контакт с поверхностью - это момент, когда удар только «начинается». В Сётокай при ударах требуется использовать ки от тандэна начиная с момента поворота бедер. Чтобы понять, как делаются удары на «внутренней» энергии, а не на «внешней», требуются долгие годы практики.

В чем разница между будо и спортом?

Кандзи «бу» буквально означает «остановить копье». Это надо понимать, как отказ от агрессии, это именно та философская концепция, согласно которой мастер Фунакоси настаивал на переходе каратэ от принципа «дзюцу» (техники) к принципу «до» (техники и ценность человеческой жизни), т.е. жить без конфликтов и вражды, способствуя, тем самым, мирному процветанию общества. Т.о, концепция будо исходит из принципа «не нападаю первым», а концепция «дзюцу», наоборот, основывается на «нападаю первым».

В спорте целью является победа. В будо же другое, здесь важно «не проиграть», что конечно же не означает - игнорировать агрессию, просто согласно будо подход к конфликтам строится на иных принципах, среди которых есть также такое, как «стать с противником единым целым» (т.е. не раздувать конфликт, а сначала попытаться разобраться с ситуацией мирным путем; уяснить себе, что происходит с другим человеком, почему он вынужден так себя вести: «сострадание»).

У японцев есть пословица «Иногда убежать значит победить» (Мakeru ga kachi) («лучше продолжать наслаждаться жизнью, чем быть убитым, доказывая свою правоту»). Согласно будо, к различным конфликтам лучше подходить чисто философски, считая их просто кармой.

Организаторы спортивных мероприятий обязаны соблюдать правила безопасности соревнований, поэтому они вынуждены устанавливать запреты на использование некоторых очень опасных техник, а также ограничивать спортсменов рингом определенного размера, тогда как в ральности, при столкновениях, не существует никаких ограничивающих правил на техники или на количество соперников. В спортивных мероприятиях запрещены именно те техники, которые в условиях реального боя являются как раз самыми эффективными, поэтому в традиционном каратэ особый акцент в изучении имеют именно те техники, которые правилами спортивных соревнований не разрешены.

Кроме того, в спортивном каратэ человека готовят к противостоянию с единичным противником, поэтому он изучает только все то, что связано с нападением прямо на него, поскольку ему не нужно думать о том, что он может быть атакован со спины другим соперником, как это нередко происходит в жизни. В боксе, например, вообще, участок на теле человека, дозволяемый для атак, ограничен только передней частью тела, от пояса до макушки головы. В спортивных единоборствах, так же как в боксе, спортсмены заранее знают, что определенные виды техник не будут использоваться соперником, а также, что определенные участки тела не будут атакованы, поэтому они могут использовать «постоянное» камаэ. В будо, где в бою может быть использована любая техника, а количество лиц, вовлеченных в конфликт не ограничено, постоянного камаэ нет, поскольку оно будет постоянно видоизменяться в соответствии с переменами ситуации и атак, осуществляемых соперниками с различных сторон.

Если посмотреть к примеру соревнования по дзюдо, то можно заметить, что большинство спортсменов сразу же переходят к захватам, т.е. они не задумываются больше над тем, что могут быть атакованы ударами, поскольку удары запрещены правилами, поэтому на тренировках у них нет необходимости в изучении такого технического раздела, как ма-ай (контроль дистанции и тайминг). Или кендо, в котором прошлом все обучение сосредотачивалось на тактике «от обороны». В наше время, в связи с широким распространением соревнований по кендо, обучение «от обороны» больше не используется, а незасчитываемые на турнирах удары мечом на уровне гедан, больше не изучаются. В старом кендо большое внимание уделялось обретению навыков в косых ударах с целью разрубить тело противника от шеи. Теперь в кендо изучаются большей частью резкие удары по голове без использования бедер.

Что касается цуки каратэ, то в старину приоритет был на проникающих ударах, поскольку они могут поражать большие участки тела, что позволяет также поразить жизненноважные точки на теле человека, оказавшиеся в зонах, пораженных ударом. Кроме того, учитывая сложность защиты уровня ног, в старину изучалось множество техник, рассчитанных именно на удары по суставам ног. В наше время на соревновениях эти техники запрещены, поскольку они очень травматичны.

В большинстве видов спорта судьи лишь следят за тем, чтобы участники соревнований не нарушали правил, при этом счет или таймер говорят сами за себя и у судей нет необходимости выносить свой вердикт в отношении победителя, однако, в турнирах по каратэ судейство «по факту» невозможно, и судьи могут сами решать, кто выиграл.

Т.о. можно сказать, что между спортом и будо существует множество различий, но прежде всего они заметны в разнице камаэ (не только в техническом аспекте, но и в ментальном). В будо камаэ отражает соответствующее состояние ума и готовность к рагированию (уровень ки), в спортивных соревнованиях, не смотря на то, что соперники наносят удары, их целью не является по-настоящему навредить друг другу. «Несерьезность» ударов на спортивных соревнованиях приводит к тому, что соперники, пренебрегая защитой, осыпают друг друга градом ударов, в надежде нанести среди них один «концентрированный» удар, который и засчитает судья. В таком обмене ударами, спортсмены больше надеятся на удачу, чем на трезвый расчет и стилевую технику.

Условия спортивного поединка совершенно не соответствуют условиям реального боя.

Чем является каратэ для вас?

С течением моей жизни, заниматься каратэ мне становится нравится все больше и больше. С возрастом приходит понимание того, чего я раньше совсем не мог понять.

Когда я только начинал заниматься, мне просто хотелось изучить побольше техник. Но со временем я понял, что для победы одних техник слишком мало.

Большинство молодых учеников приходят в каратэ, чтобы стать сильными и обучиться культуре боя. Учителя должны уважать эту причину, но одновременно и воспитывать своих учеников, перенаправляя их постепенно на практику каратэ, цели которой более ответственны и осознанны.

Кто являются вашими учениками?

Могу не без гордости сказать, что многие известные мастера, в то или иное время, учились у меня (* в годы войны, в основном мастер Хирониси вел все тренировки в додзе «Сётокан»).

Что бы вы хотели сказать в заключении?

Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в практике (Keiko) каратэ-до, как будо, ключевыми моментами должно быть: обретение духа миролюбия, достижение бескорыстности (mushotoku), поиски общности и единения...

Мы всегда должны придерживаться взаимосвязей, какие существуют между матерью и сыном, даже если сын может ударить мать, а она его ненавит за это.

В отношениях между людьми, если никому не причинять боли, то это не повлечет за собой ответных действий, а если сделать кому-то больно, то это обязательно приведет к злобе и мести.

Смотрите и учитесь, как старики общаются с внуками, как они добры и снисходительны к ним, это проявление зрелости и мудрости человека. Старики никогда не ставят внукам в вину незнание или непонимание, они обладают глубочайшим чувством понимания.

Нужно стараться иметь хорошие отношения со всеми, быть приветливым, доброжелательным и уживчивым.

Если сосредотачиваться только на изучении техники, то это уже будет не будо.

В Сётокай основополагающее значение имеют изучение и практика ката. Люди обычно имеют различные прихоти и вредные привычки, но чем больше вы работаете, и чем больше ваш прогресс в ката, тем больше вы освобождаете себя от этих прихотей и вредных привычек.

Скан книги Хирониси в PDF (ката - бункаи) на яп. (богато иллюстрирована, много фото Ёситаки Фунакоси и Сигеру Эгами)

Ёситака Фунакоси
Мастер в тени: Tadao Okuyama
Полная биография мастера Харада
Мастер Харада: Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай
Рассказывает мастер Kaсe...