Перейти к содержимому


  




Краткое описание Мотобу Кемпо

Автор: clover, 10 Январь 2014 · 1 601 views

Gijutsu-taikei: Technical System


(перевод Clover)


Кроме легендарных мастеров Сюри-тэ Matsumura Sokon (1809-1899), Itosu Anko (1831-1915) и Sakuma Pēchin, сенсей Choki Motobu (1870-1944) также учился у великого мастера Томари-тэ Matsumora Kosaku (1829 - 1898).

Т.о., каратэ сенсея Тёки можно классифицировать, как ортодоксальный стиль Сюри-тэ с примесью Томари-тэ. Тем не менее, «Сюри-тэ» сенсея Тёки было не таким, каким является более поздний вариант широко распространенного «Сюри-тэ» каратэ. Каратэ сенсея Тёки в большей степени сохранило исходные черты стиля каратэ времен еще мастеров Matsumura и Sakuma. Более поздний вариант «Сюри-тэ» каратэ, который мы часто видим сегодня, является измененным вариантом стиля каратэ мастера Итосу, модифицированным для целей физических упражнений, чтобы его можно было преподавать, как физкультуру согласно школьных учебных программ.

Кроме того, рюха сенсея Тёки Мотобу, и его старшего брата Choyu Motobu, было одним из немногих, в котором подчеркивалась важность практик кумитэ еще в довоенный период.

Найханти

«В наши дни блоки руками выполняются со значительным сгибом руки, подобно «воде, скатывающейся вниз». В прошлом блоки выполнялись по иному. Блоки делались почти полностью распрямленной рукой, т.е. почти с незаметным сгибом руки. Это истинное наследие мастера Мацумура из Сюри.». (Ryukyu Shimpo, 1936)

В Мотобу Кемпо ката Найханти формирует основу для всей практики. Все принципы Мотобу Кемпо - от основ до самых передовых методов - содержатся в ката Найханти, поэтому это ката тщательно изучается на протяжении всего периода обучения.

Сенсей Тёки предпочитал не преподавать другие ката кроме Найханти. Лишь иногда, если требовалось, он мог давать объяснения ката Пассай или Сэйсан, но, все же, в большей степени он ограничивался преподаванием только одного ката Найханти. Это привело в то время к разговорам, что сенсей Тёки «хорошо знает только одно ката Найханти», но не взирая на эти пересуды, он был тверд в своих убеждениях.

Вариант ката Найханти в Мотобу-рюха является более старым, чем варианты, практикуемые в других рюха. Например, по сравнению с более поздними версиями ката Найханти, в первоначальном варианте мастеров Итосу и Мацумура шаги не были такими широкими. Также, по сравнению со старым вариантом ката Найханти мастера Итосу, в современном варианте туловище держат несколько ниже, а колени зачастую выворачивают наружу, что упрощает низкие перемещения, а не вовнутрь, как это было в старые времена.

В современном варианте, ката Найханти зачастую выполняется только в одну сторону – с первого движения направо, в Мотобу-рю это ката практикуется в обе стороны, сначала, как «правостороннее», потом, как «левостороннее».

Кумитэ

В Мотобу Кемпо приняты два варианта камаэ: me-oto-de и chūdan-kaishō – второе – с открытыми кистями рук.

Основным камаэ для кумитэ в Мотобу Кемпо является камаэ ме-ото-дэ (образно «муж и его супруга»), которое позволяет использовать обе руки одновременно для нападения и для защиты. Камаэ Ме-ото-де является одним из ключевых признаков классического каратэ. В настоящее время это камаэ используется только в Мотобу Кемпо и Мотобу Удунди.

В камаэ ме-ото-дэ, «задняя» рука находится не в положении хики-тэ, а придвинута к «передней» руке, чтобы защитать жизненно важные точки тела. В кумитэ любая рука может быть использована, как для нападения, так и для защиты – в зависимости от необходимости.

Цуки

Одной из характерных особенностей камаэ ме-ото-дэ является то, что в кумитэ бить из нее можно, как с «передней» руки, так и с «задней». Мотобу Кемпо и Мотобу Удунди были единственными рюха, в которых использовались удары с «передней» руки в довоенный период. Сенсеи Тёки и Тёю являлись продолжателями классических боевых традиций королевства Рюкю, они при обучении сосредотачивались не только на практике ката, но и на кумитэ. Ещё одной характерной особенностью Мотобу Кемпо является тактика, основанная на ирими, активных сближениях с противником. В результате использования такой тактики, кроме обычных ударов, можно использовать также множество других ударов, таких как, например, уракен и эмпи.

Гери

Удары ногами, используемые в Мотобу Кемпо, включают тёку-гери (прямой удар), хизa-гери (удар коленом) и хиза-ори (разновидность бокового удара ногой). Эти классические типы ударов ногами в Мотобу Кемпо предназначены для использования в непосредственной близости от противника, а, например, удар ногой с разворота, который широко используется во многих видах каратэ с послевоенного периода, в нем не применяется.

Уке

Кроме обычных блоков, таких как агэ-уке (верхний блок), ёко-уке (внутренний и наружный боковой блок) и гедан-барай (нижний блок), в Мотобу Кемпо также используюися и другие блоки, например, какэ-ёко-уке и цуки-уке.

Какэ-ёко-уке – разновидность бокового блока, которая в настоящее время встречается только в Мотобу Кемпо. Этот блок позволяет легко переходить на захват.

Независимо от того, какой блок используется, тактика Мотобу Кемпо предполагает мгновенный переход от блока к удару той же рукой, что соответствует его фундаментальной концепции одновременной обороны и наступления.

Кроме того, переходы в захваты противника, которые считаются недопустимыми по правилам современных соревнований по кумитэ, являются еще одной отличительной стратегией в кумитэ Мотобу Кемпо.

Taтиката

Основной стойкой, используемой в кумитэ в Мотобу Кемпо, является та же стойка, что и в ката Найханти (киба-дачи), которая может быть в кумитэ как левосторонней, так и правосторонней. Вес тела в этой стойке распределен равномерно на обе ноги. В кумитэ в Мотобу Кемпо нет таких стоек, как нэко-дачи, дзенкутсу-дачи и косоку-дачи.

«Утраченное Каратэ»: классическое наследие

Соке Мотобу продемонстрировал мне камаэ ме-ото-дэ. Это камаэ в Мотобу Кемпо остается неизменным со времен королевства Рюкю.

Техники кумитэ в Мотобу Кемпо не предназначены для их использования в спортивных кумитэ организаций каратэ, которые возникли уже в послевоенную эпоху.

Сенсей Тёки изучал каратэ еще в стародавние времена у самых известных мастеров Окинавы, а его навыки проверены им в реальных боях, поэтому его каратэ представляет собой подлинное классическое искусство окинавского кумитэ.

Сенсей Тёки говорил, что практика каратэ «должна включать как ката, так и кумитэ», и что «в королевстве Рюкю с самого начала эпохи Мэйдзи практика кумитэ стала такой же важной, как и практика ката»*. (* Choki Motobu. «The Lost Interviews of 1936», Classical Fighting Arts, 2 no. 11 (2007), 52.). Однако с эпохи Тайсё практикой кумитэ стали пренебрегать, и тенденции в мире каратэ сместились в большей мере на практику ката. Практика кумитэ стала считаться почти ересью, поскольку в идеал возводилось педантичное изучение различных видов ката.

Сенсей Тёки был не согласен с этим, он верил в важность сохранения классического рюкюского кумитэ, а также - в достаточность обучения всего одному ката. Со временем молодежь стала играть значительно более важную роль в мире каратэ, и как следствие этого статус важности практики кумитэ был заново восстановлен. Однако, сенсей Тёки считал, что все вновь созданные виды кумитэ не основываются «на старых неизмененных ката», поэтому современное кумитэ не имеет никакого отношения к кумитэ прежних лет. В результате, обучение классическому кумитэ ведется теперь только в Мотобу-рю.

Т.о., в настоящее время только в Мотобу Кемпо сохраняются методы кумитэ, которые утрачены даже на Окинаве, не говоря уже об Японии. Эти методы должны быть предметом гордости Окинавы, как важного аспекта в ее культурном наследии.

Более подробное описание стиля (A Meeting With Chosei Motobu)

Ирими в Motobu Udundi
Быль и небыль о Тёки Мотобу
Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)

Марк Бишоп: описание Motobu Ryu (Motobu Udun-di)
Демонстрация Ти Мотобу и Кониси