Перейти к содержимому


  




Беседы с сенсеем Kajitsuka Yasushi-1

Автор: clover, 04 Январь 2014 · 1 934 views

Беседы с сенсеем Kajitsuka Yasushi-1 The Iaido Journal, август 2008

One on One with Kajitsuka Sensei (Ohtsubo branch of Owari Line, Yagyu Shinkage Ryu)

Даглас Тонг

(перевод Clover)

Это первая часть интервью с сенсеем Кадзицука Ясуси, в котором он комментирует некоторые свои мысли и идеи для практиков японского искусства меча в США. Интересующиеся Ягю-Синкагэ-Рю могут найти больше информации об этом искусстве на сайте http://www.arakido.org/ .

Примечание автора: Это интервью состоялось 23 июля 2008 года в Kagurazaka, Tokyo. Не смотря на то, что сенсей Кадзицука неплохо говорит по-английски, интервью все же проводилось на японском языке. Два его ученика - японец и американец, помогли мне с переводом с японского тех высказываний сенсея, которые представляли особую сложность с толкованием при переводе их на английский язык. Я считал нужным сделать перевод в значении наиболее близком к высказываниям сенсея. Кроме того, для улучшения понимаемости сказанного, я привел в тексте интервью некоторые свои комментарии. Однако, я допускаю, что я мог допустить некоторые ошибки в интерпретации того, что было сказано сенсеем. Тем не менее, я надеюсь, что в этом инвервью читали узнают много для себя полезного.

Часть 1: Японское искусство меча

Существует некоторое непонимание того, чем по сути является кендзюцу. Что такое кендзюцу, и чем оно отличается от кендо или иайдо?

По сути кендзюцу – это искусство боя на мечах. Но в далекие времена феодальных войн, оно не было еще отдельным искусством. В подготовку воинов обязательно входило также овладевание навыками шеста, копья, лука и т.д. Если воин во время боя лишался «длинного оружия», то он переходил к использованию «короткого», в т.ч. и меча. Если же он лишался и «короткого оружия», то он использовал свои навыки безоружного боя (дзю-дзюцу).

Комментарий. Сенсей Кадзицука также преподает Ягю-Синган-Рю-Тайдзюцу, в котором навыкам в дзю-дзюцу уделяется самое главное внимание, причем в нем имеется в т.ч. раздел ведения безоружного боя в доспехах.

Т.о., в те давние времена стили БИ были комплексными, т.е. включающими различные навыки и виды оружия, а не только владения мечом. Кендзюцу было просто одним из разделов изучения БИ.

Комментарий. Примером старинных комплексных видов БИ может быть, например, Катори-Синто-Рю, в котором изучаются навыки в таких видах оружия, как копье, нагината, бо, сюрикен и т.д. Среди прочих, в нем также содержится раздел дзю-дзюцу.

В период Sengoku, навыки во владении разнообразным оружием, а не только мечом, были чрезвычайно важны. Однако, начиная с периода Edo, меч приобрел иное значение, чем просто оружие для боя. Меч стал символом социального статуса «самурай» его владельца и наглядным его проявлением. Т.о. меч отражал социальную принадлежность человека.

Именно с периода Эдо кендзюцу стало отдельным искусством. И не только кендзюцу, другие виды различных БИ также начали выделяться в отдельные искусства. С этого момента количество отдельных стилей, специализирующихся только на отдельных видах вооруженного или невооруженного боя, стало стремительно расти. Т.о. школы меча, которые сосредоточены только на обучении навыкам боя только на мечах, возникли не ранее этой эпохи.

Начиная с периода Мэйдзи, когда старая феодальная сословная система в Японии была ликвидирована, а вместе с ней - право самураев на ношение мечей, популярность школ искусства меча резко упала. От полного исчезновения их спасло:

(1) полицейскими по-прежнему БИ изучалось комплексно (в т.ч. и раздел меча);

(2) некоторые школы БИ принимали участие в различных старинных ритуальных мероприятиях, став своеообразными «иконами», отражающими древность и приемственность японских традиций, например, кюдо – стрельба из лука, или ябусамэ – стрельба из лука всадниками;

(3) некоторые БИ эволюционировали в спортивные виды, например, кендо и дзюдо.

Т.о., кендзюцу –это отдельное искусство, которое специализируется на обретении навыков боя на мечах.

Чем же по сути, по вашему мнению, теперь является японское искусство боя на мечах?

В стародавние времена кендзюцу не было отдельным искусством. И только с периода Эдо оно превратилось в отдельное искусство, являющееся одним из способов личного самосовершенствования.

Комментарий. Как мне кажется, здесь сенсей еще раз подчеркивает важность символизма и значения меча, и всего связанного с этим, что существовало изначально, еще в эпоху Эдо.

Я не имею ввиду символизма меча периода Эдо в значении таких отрицательных качеств характера, как чванство властью и гордыня. Т.е. не в том, что, например: «у меня есть меч, которым я могу зарубить, поэтому я сильнее».

Комментарий. Любопытная «смена полярности» в мировоззрениях людей Японии того времени, которая в т.ч. нашла отражение и в радикальности смены парадигмы меча («инструмент мира») в мирный период Эдо, по сравнению с парадигмой меча («инструмент войны») воюющего периода Сенгоку (с его беспощадностью, предательствами, ненавистью, местью и т.д.).

Я не имею ввиду, тех негативных, сопутствовавших праву ношения меча периода Эдо, чертах характера, как чванство. И не в том смысле, что искусство меча заключается в том, что наличие меча – это демонстрация своей силы. Я имею ввиду, что с периода Эдо, начала правления нового сёгуна, меч стал символизировать бой с самим собою, на пути к своему самосовершенству. Т.о., в период Эдо, меч стал считаться одним из «инструментов взращивания духа».

Практика меча больше не означала единственную цель - убийство других людей. В философском отношении, все стало наоборот, меч стал символизировать закон и общественный порядок, защиту людей и, т.о., сохранения им жизней. Т.о., искусство меча стало, в широком смысле, иметь значение «содействие жизни».

Комментарий. Мне сразу вспомнилась эпическая трилогия «Miyamoto Musashi»,режиссера Hiroshi Inagaki (которая получила премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 1955 году).

Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что кендзюцу стало «содействовать жизни»?

Кендзюцу изначально предназначалось для убийства людей. Люди обучались только убивать других людей. Т.е. с моральной точки зрения, люди изучали методы убийства. Но в мирный период Эдо, мироввозрение людей (видимо уставших от бесчисленных войн) переориентировалось на ценности гуманизма. Кендзюцу перестало представлять собою просто набор методов и техник для убийства. Его горизонты расширились, и кроме технической составляющей, в него наравне стала ходить и моральная составляющая. Человек должен быть ответственен за то, как он действует, и что он делает. Т.о. кендзюцу приобрело более высокий смысл, более соответствующий обществу, в котором господствуют идеи гуманизма.

Чем больше вы продвигаетесь в боевом искусстве, тем меньше у вас становится целей, чтобы его использовать. Поэтому практика кендзюцу содействует жизни.

В период Эдо, легендарный мастер Yagyu Munenori написал для сёгуна трактат «Heiho Kaden Sho» (читать, англ.).

Эта книга представляет собою в т.ч. наставление для направления людей по истинному пути в жизни.

В Синкаге-Рю техники изучаются не для того, чтобы выигрывать. В Синкаге-Рю техники изучаются, чтобы продолжать жить.

Комментарий. Сенсей сказал слово «техники» по-английски, но сказанное может подразумевать большее - «искусство» или «путь».

Чтобы пояснить сказанное, я расскажу вам о двух типах мечей:

(1) «katsu ken» (буквально «побеждающий меч») - меч для победы и убийства. Но убийство какого-либо человека почти всегда порождает в ответ гнев и ненависть других людей.

Комментарий. Сенсей, по-видимому, подразумевает бесконечную взаимную месть. Месть одних порождает месть других, и так без конца.

(2) «makenai ken» (буквально «непобедимый меч») – меч, который никогда не рождает ненависти, он действует только после взвешенной необходимости. Если для вас значение слова «победа» ничего не значит, то и значение слова «проигрыш» также перестает существовать. Вместо них нужно руководствоваться чувством уважения.

Т.о., нужно развивать в себе чувство ценности человеческой жизни... (продолжение беседы)