Перейти к содержимому


  




Исследуя Айкидо О-Сенсея

Автор: clover, 27 Декабрь 2013 · 1 315 views

Исследуя Айкидо О-Сенсея Exploring the Founder’s Aikido

Стэнли Пранин

(перевод clover)

Начав заниматься исследованием истоков Айкидо, я довольно быстро обнаружил факт того, что на сегодняшний день Айкидо типа О-Сенсея преподают лишь считанные мастера. Такие пионеры Айкидо послевоенной эпохи как, например, Kenji Tomiki, Gozo Shioda, Kisshomaru Ueshiba, Koichi Tohei, Morihiro Saito, Seigo Yamaguchi, Michio Hikitsuchi и некоторые другие ключевые фигуры, которые преподают сейчас Айкидо, внесли в него настолько существенные изменения, что оно сильно отличается от того, что первоначально преподавал Морихей Уэсиба.

После войны, Айкидо Морихеи Уэсиба было адаптировано с соответствии с новыми требованиями послевоенного японского общества, в т.ч. оно утратило свою сильную религиозную ориентацию. Частые разъезды О-Сенсея, приводившие к тому, что ученики обучались у него нерегулярно или эпизодически, все это обуславливало то, что большинству учеников было очень сложно получить углубленные знания от Основателя. К этому можно добавить тот факт, что Айкидо стало по-настоящему популярным в Японии лишь уже после войны, во время эпохи мира, которая сопровождалась беспрецедентным экономическим ростом Японии. В таких социальных условиях, лишенных постоянного «призрака войны» и связанного с этим у людей чувства тревоги, послевоенному Айкидо не хватало прикладного аспекта из-за отсутствия целей, какие имелись у людей в непростые времена предвоенной эпохи. Кроме того, препятствием для широкой популярности Айкидо до войны было преподавание дзюдо и кэндо, изучение которых было обязательным согласно государственной школьной программы. Все это означает, что те ученики, которые обучались у О-Сенсея еще до войны, имели гораздо более высокий уровень технической и духовной подготовки по сравнению с теми, которые стали обучаться Айкидо уже после войны.

Безусловно, что в первые годы роста популярности Айкидо, примерно с 1950-х гг., еще было достаточно преподавателей с довоенной подготовкой, которые имели великолепные навыки в технике и состоянии духа (видео О-Сенсея 1957 г.). Среди них были также и те, кто подчеркивал важность духовного аспекта в Айкидо и его роли, как средства для улучшения жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Тем не менее, в наше время, ту динамику и то изобилие методов и техник, которые имелись у О-Сенсея, можно вряд ли у кого увидеть. Не говоря уже о том, что О-Сенсей, с религиозной точки зрения, представлял себя, как инструмент «ками», направленный на миротворческую деятельность и социальное процветание. Такое, видение своего призвания в жизни, большинству современных преподавателей Айкидо видится излишним, и они сосредотачиваются на своей задаче в жизни, посвященной, главным образом, просто обучению методам самообороны для широкой общественности.

Никто не будет спорить, что посвящение жизни О-Сенсеем долгим годам обучения само по себе является выдающимся примером. Но каковы были навыки у O-Сенсея, чтобы говорить, что его Айкидо отличается от Айкидо его последователей? С помощью нескольких документальных видео, я бы хотел прокомментировать те ключевые моменты, которые иллюстрируют навыки Основателя Айкидо.

Осанка

Первое, что я заметил, начав просматривать видео с О-Сенсеем – это его великолепная осанка даже в глубокой старости. Правильное положение тела является, безусловно, одной из целей обучения во всех БИ, а также во многих видах спорта. Практика меча развивает хорошую осанку, как я уже указывал в другой статье об Основателе и методах меча, которые он изучал примерно с середины 1930-х гг.

Очевидно, что грамотное положение тела позволяет иметь уверенное равновесие и возможность выполнять действия без ненужной напряженности. Амплитудные и плавные движения Основателя основываются, прежде всего, на свободно удерживаемом вертикально теле, без всяких признаков участков бесполезной напряженности отдельных групп мышц, задействованных в выравнивании бесцельного наклона тела. Неся свободно вертикально тело, он был волен двигаться в любом направлении, наступать или отступать при исполнении техник.

Использование атаки уке «в своих интересах»

Конценция «подключения» к атаке противника в Айкидо, часто упоминается, когда преподаватели описывают различные методы и техники. Это означает, что атаку уке не прерывают, а вместо этого «подключаются» к его движению для взятия под контроль его действий (перехват инициативы). После того, как наге «подключается» к уке, он разрушает контроль над равновесием у уке, а затем бросает его.

Это довольно простая концепция на словах, и очень сложная на деле. Все дело в том, что для уке не важны тончайшие навыки в тайминге (он сам выбирает момент, когда напасть) или в выборе направления атаки (то же самое), тогда как для наге требуется «среагировать» на атаку в сотые доли секунды, что подразумевает наличие у него навыков в тайминге высочайшего уровня. Если наге не способен «читать» заведомо намерения противника, он обречен навсегда опаздывать с таймингом.

На высшем уровне мастерства наге способен перехватывать инициативу не просто «читая» намерения противника, но даже «вынуждать» уке к действиям, выгодным для наге. Иногда наге оказывает на уке такое психологическое воздействие, что тот, психологически дезорганизованный, становится неспособным вообще ни к каким действиям. Например, наге, оставаясь в естественной позиции, может разрушающе воздействовать на «тонкое тело» противника (? subtle body shifting) (видео Тоатэ Морихей Уэсиба), воздействовать взглядом – metsuke, или изменением дыхания и ритма. В таких случаях уке вынужден затрачивать дополнительное время, чтобы вернуть себе контроль над своим измененным наге энергетическим полем, чтобы попытаться вновь атаковать.

Киаи – боевой крик

Термин «Киаи» в практике Айкидо означает технику «боевого крика», целью которой является деморализация противника, приводящая к срывам либо «развалу» начатых им атак. Смысл этой техники заключается в соответствущей вокализации на вдохе или выдохе, с одновременной концентрацией в определенной точке тела и духа у наге. Говоря точно, правильно и своевременно выполненный боевой крик (нужны высочайшие навыки в тайминге) позволяет разрушить попытку концентрации уке своего ки, разваливая, т.о., его атаку. Визуально, это чаще всего выглядит, как миллисекундный ступор у уке, которым и пользуется наге, чтобы контратаковать его.

О-Сенсей часто использовал Киаи, как средство перехвата инициативы у уке. Особенно часто он его использовал в практиках с мечом. Его навыки в тайминге Киаи были настолько высоки, что уке нередко вообще прекращали попытки атак в результате полной внутренней дезориентации и дезорганизации, вследствие «парализации» из-за его своевременнего крика (типа «кричать под руку»).

Атеми

Основатель часто применял атеми, как стратегию «упреждающих ударов», вплоть до самого конца своей жизни. На сегодняшний день, частота использования атеми в Айкидо существенно сократилась. По моему мнению, это произошло из-за непонимания целей атеми. По сути атеми — это защитное действие, с помощью которого упреждаются агрессивные действия уке (соответственно, требуются высочайшие навыки в тайминге). Т.е. атеми предназначен не для атаки, а для отвлечения внимания уке, чтобы затем выполнить прием. Его роль схожа с Киаи, его цель сразу же «развалить» атаку уке.

«Сенсен-но-Сен» - наивысший уровень мастерства в классических БИ

Традиционное объяснение стратегий в контексте японских БИ часто включает в себя понятие трех уровней боевой тактики: «Го-но-Сен», «Сен» и «Сенсен-но-Сен». Значение их, в общем и целом, следующее: «Гo-но-Сен» (начальный уровень мастерства) – это защита с уходом (тайсабаки в направлениях назад или в бок), после чего совершается контратакующее действие (т.е. сначала назад, потом – вперед; «раз-два»); «Сен» (средний уровень мастерства) – это контратакующий вход (тайсабаки в направлении вперед) с одновременным защитным и контратакующим действием противника (т.е. сразу вперед; «раз и все»); «Сенсен-но-Сен» - это перехват инициативы у противника еще на уровне его намерений атаковать (т.е. фактически не двигаясь; «0»). Последняя стратегия, как правило, считается наивысшим уровнем мастерства в классических БИ.

Концепция стратегии Айки Основателя, выходит далеко за рамки простого психологического и физического противостояния. В своем интервью 1957 года, он объяснил эту концепцию так: «Что касается «Сенсен-но-Сен» (она же – «Сен-но-Сен»), то если попытаться описать ее словами, то я бы сказал, что это навык в контроле противника без, собственно, какого-либо контакта с ним. Т.о., это навык достижения победы еще до каких-либо физических действий. Такой навык позволяет мастеру полностью контролировать развертывание ситуации, поэтому он а-приори знает, что сейчас будет происходить. Полное понимание ситуации и то, что намеривается делать противник, по сути вообще лишает смысла значения понятия «противник» в Айкидо (т.е. будучи под полным контролем, ему не дано быть «противником»). Для такого полного контроля, нужно уметь понимать все происходящее в уме (душе) соперника («становиться на его место»), и когда вы становитесь его мысленным «клоном», им можно с легкостью управлять».

Обычно в Айкидо, противостояние с противником образно называется, как «гармоничное взаимодействие», что, однако, исходя из вышесказанного О-Сенсеем, совершенно не подразумевает, что противника надо «возлюбить». Нужно уметь, кроме внешнего, понимать, что происходит внутри в голове у уке, причем объективно. Нужно в жизни учиться взаимопониманию, чтобы понимать, что происходит в душах других людей. Исходя из этой концепции «гармоничное взаимодействие» является стилем жизни для мастеров Айкидо, которые приобретают необходимые навыки в нейтрализации, и, т.о., «победы» над потенциальным врагом.

Этот, высокого уровня идеал, достижим только через долгие годы практики, а также с обретением определенного жизненного опыта. При обучении необходимо стремиться приобрести спонтанные навыки не только в физических действиях, но и в психологических, соответствующих любым человеческим взаимоотношениям. О-Сенсей называл самый высокий уровень в Айкидо - «Takemusu Aiki» (видео) - когда человек способен спонтанно выполнять в совершенстве техники при любых обстоятельствах.

Ame no Ukihashi - «Мост между Небом и Землей»

Основатель рассматривал картину мира с точки зрения Синто, конкретно - секты Omoto. Говоря о своей роли в создании Айкидо, он часто упоминал выражение «Ame no Ukihashi» - «Возведение моста до Небес». Мост, соединяющий Небо и Землю – это Дао (срединный путь) Человека (Великая триада (Томоэ): небо-земля-человек). В «Записях о деяниях древности» (Кодзики, 712 г.) повествуется, как два божества (Идзанами и Идзанаги), стоя на Мосту (Радуге) начали сотворять первые острова Японии.

Ame no Ukihashi — связь между Небом и Землей — была в представлении O-Сэнсэй своего рода его «миссией», согласно которой, он с благославления «Ками» или божеств должен был способствовать установлению гармоничных отношений между людьми. Другими словами - это миссия Айкидо. О-Сэнсэй разработал спиритуальное «Дзё ката», состоящее из различных движений вверх-вниз и по спирали, которые символизируют эту связь с божественной энергией, исходящей из небесной сферы.

Вверх и вниз, взад и вперед

Основатель обладал навыками вынуждать противника совершать нужные ему движения. Среди способов, которыми он заставлял его это делать, были различные маневры телом с изысканно рассчитанным таймингом. Он использовал «раздергивание» - мгновенные и очень короткие движения телом вверх и вниз, из стороны в сторону, вперед и назад, именно в тот момент, когда противник был готов напасть, «разваливая» т.о. атаки противника. Кроме того, таким «раздергиванием» О-Сенсей разрушал не только психологическое спокойствие уке, но и вынуждал противника совершить такие действия, которые требовались именно ему (диктовка своих условий).

Иногда это бывали весьма неожиданные маневры (фактор неожиданной «странности»), выводившие противника из себя, например, Основатель мог резко, непосредственно перед самой атакой уке (требуются высочайшего уровня навыки в тайминге), вскинуть руки вверх, высоко подпрыгнуть, либо, не менее неожиданно, присесть почти до самой земли и стремительно скользнуть к ногам уке. Все это «разбивало» намерения и концентрацию у противника, делая его практически беспомощным в попытках как-то организовать свое нападение.

Основатель, также часто использовал взмах рукою либо совершал ею различные круговые движения в качестве прелюдии к конфронтации с уке. Цель этих движений руками была той же, что и вышеприведенное «раздергивание». Взмах рукой непосредственно в момент, когда противник уже собрался двинуться со своей атакой (для этого наге должен иметь исключительное мастерство в тайминге, чтобы «подловить» этот момент), может вызвать у него мгновенный ступор, достаточный, чтобы его можно было использовать для проведения своей контратаки (также требует исключительного навыка в тайминге, чтобы увидеть и ступор и среагировать на него). Такие отвлекающие маневры рукою, вверх-вниз или по спирали, могут быть одновременно и прелюдией для последующего перехода на бросок уке, или к «подключению» к его атакующему движению.

Смены направлений

Еще одним типичным маневром у Основателя было использование Тайсабаки. Он использовал различные уклонения в стороны или применял контратакующие входы (Ирими) . Он мог использовать Тайсабаки для «заимствования силы у противника», т.е. «подключиться» к вектору движения противника в том же направлении, чтобы в тот момент, когда динамика движения уке «угаснет», тут же его «завернуть» в другом, не удобном для уке направлении.

Айкидо и практики меча

Основатель с большим интересом относился к искусству меча на протяжении всей своей карьеры в БИ. В 1922 году, он даже получил сертификат мастера меча Ягю Синкагэ-рю от Сокаку Такэда, хотя, какие-либо подробности об его обучении у Сокаку отсутствуют. Позднее, в 1937 году, он официально присоединился к практикам классической школы Касима Синто-рю, которая оказала большое влияние на его эксперименты с мечом, особенно в «годы Ивама», с 1942 до примерно 1960 года.

О-Сенсей не создавал ни официальный системы, ни методик обучения (ни одного ката) мечу специально для Айкидо. Для него меч был дополнительным «инструментом» для получения «божественной силы», необходимой для реализации его жизненных целей. Его практика с мечом, по сути была тем же самым, для чего он создал спиритуальное Дзё-ката — это просто был другой «инструмент» для выражения движения Айки, основанный на тех же универсальных принципах, как и методы тайдзюцу (практики для тела).

Практика с мечом — это удлиненние и одновременно утяжеление руки, что позволяет более тонко прочувствовать отдельные моменты движения и работы тела, а также «вскрыть» понимание некоторых методов, которые очень сложно прочувствовать при практике с пустыми руками. Основатель во время обучения, часто объясняя различные движения или принципы работы тела, предлагал их проделать ученикам также и с мечом, в целях улучшения их понимаемости.

Т.о., практика меча О-сенсея не преследовала те же цели, какие существуют в классических школах меча, т.е. его работа с мечом не имела намерений, обучиться методам боя на мечах. Мечом он «наполнял» энергией свои божественные каналы человеческого тела, извлекая ее из пространства вокруг себя и далее - всей Вселенной.

Kихаку - дух

«Kihaku» переводится, как «сила духа». В более широком значении - это «запас жизненной энергии» или «концентрация жизненной энергии», чем с полной очевидностью обладал Основатель. Качество его движений можно назвать «электрошокирующими», т.е. заряженными энергией, настолько они были «полными» и ощутимыми даже для сторонних наблюдателей. Все характеристики Айкидо O-Сенсея, которые описывались выше, вместе взятые могут быть выражены, как Кихаку. Этот динамизм основывается на накопленном в теле Ки, рожденном на созвучии с окружающим миром.
Навыки в искусстве Айкидо Основателя действительно были фантастического уровня. Даже при просмотре старых видео ощущается, насколько он мог владеть ситуацией, при этом в нем всегда виден его позитивный настрой, умение работать с энергиями и пространством. Такой уровень знаний может быть достигнут только человеком, который можно сказать - достиг состояния «просветленности». В любом случае, способности О-Сенсея в отношении состояния повышенной боеготовности и чувствительности, несомненно, выходили за рамки обычного человеческого понимания. Его состояние и способности являются целью и ярким примером для подражания всех поколений айкидок. Поэтому следуя по его Пути, мы не должны размениваться на более мелкие цели.

Каратэ и Айкидо

Каратэ Сётокан и Айкидо: параллели
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»