Перейти к содержимому


  




Эволюция ранговой системы в каратэ-2

Автор: clover, 28 Ноябрь 2013 · 1 761 views

Эволюция ранговой системы в каратэ-2 (...начало)


(перевод Clover)

В 1952-53 гг. в JKA произошел конфликт интересов, и многие из официальных лиц таких, как Обата и Сайго, покинули его ряды, еще немного позднее к ним присоединились другие. Конфликт возник на почве целей коммерциализации каратэ JKA, а также вследствие многочисленных разногласий по техническим аспектам. Вследствие ухода из JKA большого количества мастеров, в период 1953-1955 гг. оставшиеся в ней члены провели полную реструктуризацию своей организации, в которой новым главным органом стал Совет из офицальных лиц (1955). Из этой организации ушли почти все студенческие клубы каратэ, поэтому JKA был представлен, в основном, мастерами практически из одного университетского клуба Такусёку (некоторые группы мастеров в JKA, которые были из более престижных университетов, считались более авторитарными по сравнению с группами мастеров, которые остались), поэтому оставшиеся в ней члены были весьма лояльны по отношению к курсу, избранному JKA. Большинство покинувших JKA в этот период, либо присоединились к Shotokai, который продолжал следовать довоенной ранговой системе, установленной Butokukai, в которой 5 дан был высшим, либо пошли своим путем и сформировали свои организации со своими ранговыми системами.

Идея установления новой 10-дановой ранговой системы в JKA была воспринята ее членами поначалу неоднозначно, поскольку некоторые были не согласны с тем, что будут иметь даны выше, чем у О-сенсея, Гитина Фунакоси (который имел 5 дан, высший по старой довоенной системе). Однако, после его смерти в 1957 году, высшие чины JKA все же приняли решение о переходе на 10-дановую ранговую систему. Вообще, разговоры о необходимости перехода на 10-дановую систему начались еще задолго до смерти О-сенсея (мастер Фунакоси принимал участие в деятельности JKA чисто номинально (т.е. он имел в ней только «почетную должность») ввиду его очень преклонного возраста и проблем со здоровьем, поэтому он редко принимал участие в заседаниях Совета), система была разработана, а также заранее оговорено, кто и какой получит дан по новой системе.

Удивительно, что по новой системе Накаяма не получил самый высший (10) дан в JKA, и существовал ряд мастеров (главным образом старше его, и с большим стажем в каратэ), которые имели на пару данов выше его, хотя он был главным инструктором в JKA. Переход на новую систему не прекратил множество разговоров об этом в JKA, поскольку не все были согласны с получением данов выше 5-го. Некоторые горячо защищали это решение, другие занимали более консервативную позицию. В период между смертью Фунакоси (1957) и 1961 годом, когда началось присвоение данов выше 5-го, многие решения принимались «за закрытыми дверями», поэтому об этом периоде существует крайне мало информации. Фактически руководству JKA потребовалось примерно 4 года, чтобы, тем или иным способом, сгладить «инакомыслие» мастеров, которые были не согласны с переходом на 10-дановую систему.

В период примерно с 1948 и до середины 1950-х гг. очень немногие мастера Сётокан имели 3 дан (??? видимо имеется ввиду Сётокай, в котором и после войны осталась старая система из 5 данов). Одним из них был мастер Oshima (1952), сертификат которого был подписан мастером Фунакоси. Тогда, 3 дан считался высшим в плане «техническое мастерство», и только 8 человек на восточном побережье Японии имели его. 4 и 5 даны в Сётокан относились уже к категории «почет\авторитет». Осима получил 5 дан в 1957 году в возрасте 27 лет по старой 5-дановой системе, что означало, что его знания и опыт намного превосходили знания и опыт тех людей, которые имели 5 дан по новой 10-дановой системе (* в его организации SKA сохраняется 5-дановая система).

Чтобы понять, как обстояло дело с присуждением данов в послевоенную эпоху — можно рассмотреть Накаяму, который был ключевой фигурой в JKA. В 1946 году он получил 2 дан, 1955 - 5 дан, в 1961 - 8 дан, т.е. через 6 лет. В 1980 году, он получил 9 дан. С 1955 года в JKA стали проводиться заседания Совета, на которых в т.ч. рассматривались списки кандидатур на получение данов, которые особенно часто проводились в период с 1958 до начала 1960-х гг. Позднее, функции по утверждению кандидатур на даны были возложены Советом JKA на новую структуру - аттестационную комиссию JKA. Когда в 1964 году была учреждена All Japan Karate do Organization (FAJKO), обе организации согласились признавать даны друг друга.

Были и другие организации и ассоциации каратэ, одни из которых имели государственную поддержку, другие имели статус частных общественных объединений. Все они имели свои ранговые системы. Некоторые из них сохраняли старую 5-дановую систему до тех пор, пока не был сформирован FAJKO (1964), вследствие чего, отдельные мастера сразу после 5 данов получили 8 или 9.

По моим неполным сведениям, в 1961 году, как минимум 2 мастера JKA имели 9 дан, т.е. больше, чем у Накаяма (8). Согласно внутренней политики JKA, 10 дан считался таким совершенством, которое было почти невозможно достичь. Но скорее всего, реальной причиной, по которой руководство JKA не желало никому присуждать 10 дан, было сохранение целостности организации, не допуская ее дробления (т.е. уходу мастеров с 10 данами и создания ими собственных организаций).

Различия в обучении Shotokai... (* далее описывается почему-то в основном Синтайдо, а не Каратэ-До Сётокай. В Сётокай осталась старая 5-дановая система, и всего 3 пояса: белый, коричневый и черный (с 5 данами).)

Послевоенный Butokukai

Начиная примерно с 1948 года различные группы каратэ из основных стилей сформировали свои ассоциации, в которых установили свои ранговые системы, поскольку после поражения Японии в войне, американские оккупационные власти ликвидировали Butokukai, вместе с его ранговой системой. Вместе с тем, с появлением большого количества американских военных в Японии началась эпоха интернациолизации каратэ. Каратэ, как и другие японские виды БИ, стали обретать еще большую популярность. Постепенно это привело к тому, что началось обсуждение необходимости создания центрального органа по типу довоенного Butokukai. Однако, до его учреждения было необходимо провести послевоенную ревизию мастеров и\или реорганизацию стилей. Т.о, в 1952 году, из видов БИ и их стилей, ранее зарегистрированных в довоенном Butokukai, была сформирована International Martial Arts Federation (IMAF). В IMAF аналогичная Butokukai титуальная система (shōgō system: renshi, kyōshi и hanshi), но она «привязана» к 10-дановой системе, единой для всех видов и стилей БИ.

Уже с конца 1940-х годов шло обсуждение необходимости восстановления Butokukai. Но большая часть имущества и вся недвижимость, когда-то принадлежавшая Butokukai, была конфискована по приказу американских оккупационных властей, и единственное, что осталось, это - хонбу-додзе.

Т.о., в 1953 году был создана новая организация с аналогичным названием, которое имел Butokukai до войны (Dai Nippon Butoku Kai), - «новая» потому, что она не является правоприемницей прежней организации Butokukai. Безусловно, использование имени старой организации повышает в некоторой степени ее авторитет, а ее руководство попыталось воссоздать ее прежнюю структуру и функции, но все же она остается лишь бледной тенью былого величия прежней организации (она была под покровительством императорского двора), даже несмотря на то, что бывший премьер-министр является одним из ее официальных лиц и она имеет внушительный список мастеров с титулами «ханси» из различных стилей боевых искусств. Новый Butokukai имеет очень ограниченный членский состав по сравнению с предыдущим в Butokukai, а также имеет мало средств воздействия на группы каратэ и боевых искусств в целом.

Тем не менее, новый Butokukai, как и старый, также регистрирует новые стили каратэ и выдает титулы, но уже с «привязкой» с данами. В середине 1950-х годов, новый Butokukai присвоил титул «ханси» мастеру окинавского Сёрин-рю Тёсин Тибана, но он, как и другие (например, Yagi), которые имели сертификаты еще старого Butokukai, такие как «кёси» и «ренси», уже были главами очень крупных организаций каратэ, которые сами присваивали титулы и даны, а также имели непосредственные связи с различными государственными органами. Т.о., эксклюзивного права - давать разрешения на преподавание БИ, которым обладал довоенный Butokukai, у новой организации Butokukai отсутствует.

IMAF

В 1951 году группа бывших членов Butokukai провела совещания на тему сохранения старых традиций БИ. Нового Butokukai пока еще не было (появится в 1953), поскольку его учреждению предшествовала длительная подготовительная работа, связанная с реформированием и адаптацией национальных боевых искусств к новой ситуации в Японии (в послевоенной Японии была осуществлена общегосударственная реформа). Из-за реалий того времени, IMAF тогда была учреждена, как «Национальная ассоциация здравоохранения Японии» (National Japan Health Association - NJHA). Это было сделано для того, чтобы иметь как можно больше поддержки со стороны государства.

В то время создавались и другие организации по различным видам БИ, некоторые из которых также пользовались поддержкой государства, но NJHA (IMAF) объединяла все виды БИ и пользовалась авторитетом не только со стороны государства, но и императорского двора (* ее первым председателем был принц Kaya Tsunenori). Первым главой отделения каратэ в этой организации стал мастер Оцука (Вадо-рю).

В отличие от довоенного Butokukai, который не присвоил титул «ханси» ни одному из мастеров каратэ, именно с этой организации началось присвоение этого титула мастерам каратэ, и первыми стали Оцука и Ямагути. Принципы ранговой системы для мастеров каратэ в NJHA (IMAF) были довольно либеральными по сравнению со старым Butokukai. Например, Ямагучи NJHA присвоил титул «ханси» (9 дан). Старый Butokukai присваивал титулы, дающие право на преподавание, без привязки к данам.
.
Процедуры присвоения титулов и данов в NJHA (IMAF) по сравнению со старым Butokukai были организованы понятней и «прозрачней». Например, титул «ренси», присуждавшийся в старом Butokukai «не пойми как и кому», в NJHA (IMAF) был ясно связан с достижением определенного уровня данов. Были реструктурированы и старые титулы Butokukai. Так например Оцука, который имел 3 дан от Фунакоси в 1928 году, а затем получил титул «ренси» от старого Butokukai, в новом NJHA (IMAF) получил титул «ханси».

В 1958 году было принято решение переименовать «National Japan Health Association» (NJHA) в «Международную федерацию боевых искусств» (International Martial Arts Federation (IMAF) или Kokusai Budoin, она же - Kokusai Budo Renmei). Многие мастера каратэ получили свои первые титулы именно в этой организации, некоторые из которых затем вышли из нее и сформировали в 1964 году «Federation of All-Japan Karate-Do Organizations» (FAJKO; позднее - Japan Karate Federation).

В самом начале деятельности IMAF отделение каратэ было весьма малочисленным по сравнению с другими видами БИ, представленными в нем. Однако, покровительство императорского двора IMAF придавало этой организации солидный авторитет и постепенно многие стили стали вступать в ее члены. В первые годы довольно много старых организаций Butokukai присоединились к IMAF. Многие рассматривали покровительство императорского двора IMAF, как продолжение старых традиций Butokukai. По мнению японцев, такой почетный патронаж являлся чрезвычайно важным.

В настоящее время IMAF является международной организацией, с очень крупным представительствами в США и Европе. IMAF все еще продолжает функционировать, но многие из ранних ее покровителей и спонсоров со временем ушли, вследствие чего в ее руководстве возникло множество разногласий по финансовых вопросам, а также по уровню качества своих преподавателей.

В настоящее время в IMAF самым крупным стилем каратэ является Сёто-рю мастера Kunio Higuchi. Мастер Kanazawa (JKA) также является членом IMAF и имеет от него 9 дан. Есть еще множество других стилей каратэ, которые по-прежнему предпочитают получать титулы и даны в IMAF вместо других организаций, таких как например FAJKO. Ряд мастеров Сётокан с высокими данами, которые по тем или иным причинам покинули свои первоначальные организации каратэ, получают титулы и даны в IMAF, как в Японии, так и за рубежом.

Следующий список приводит критерии для получения данов и титулов в IMAF (1994). Любопытно, что стаж в 2 года для получения титулов «ренси» и «кёси» - это короче минимального стажа, требуемого во многих других японских организациях.

1 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. (Минимальный возраст ученика для получения 1 кю – 15 лет.)

2 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 1 дане не менее 1 года.

3 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж во 2 дане не менее 2 лет.

4 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 3 дане не менее 3 лет.

Ренси

Стаж в 4 дане не менее 2 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

5 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 4 дане не менее 4 лет.

6 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в «ренси» не менее 5 лет.

Кёси

Стаж в 6 дане не менее 2 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

7 дан: стаж в 6 дане не менее 6 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

8 дан: стаж в 7 дане не менее 10 лет. Наличие опубликованных статей. Безупречное техническое мастерство.

Ханси

Минимальный возраст 50 лет + минимум 8 дан. Наличие опубликованных статей. Выдающиеся качества характера.

Мэйдзин

Обладатель 10 дана. Награды от Специального совета экзаменаторов. Термин «Мэйдзин» переводится как «Великий мастер».

Требования к членам аттестационных комиссий

Kokusai Budoin, экзаменатор, судья или главный инструктор должен иметь от IMAF титул «ренси», «кёси» или «ханси».

«Ренси» – имеет право аттестовать 3 дан и ниже.
«Кёси» – имеет право аттестовать 5 дан и ниже.
«Ханси» - – имеет право аттестовать 3 дан и ниже.

Послевоенная деятельность

После войны «реорганизация» было ключевым словом, поскольку необходимо было восстанавливать каратэ, и мастера, которые пережили войну, пытались это осуществить. Например, Ямагути, который был на войне, попал в 1942 году в плен в Китае, и до 1948 года находился в советском лагере для военнопленных. Сколько времени он тренировался в этот период и у кого – остается только гадать. То же самое можно сказать и про Накаяма из Сётокан (* Накаяма обучался у Фунакоси с момента поступления в универ Такусёку. (университет готовил специалистов по делам имперских колоний, с соответствующим внутренним регламентом полувоенного учебного заведения, отсюда тренировки в клубе каратэ Такусёку, по сравнению с другими университетскими клубами, были очень жестокими, поскольку студентов универа готовили для будущей военной деятельности) с 1932 года и до своего выпуска (переводчик с китайского) и отправки в Китай в качестве военного переводчика в 1937 (некоторые источники пишут, что он поехал на стажировку в Пекинский университет, что является весьма сомнительным с учетом оккупации Маньчжурии японцами в 1937 году), он вернулся обратно в Японию только в 1946. У кого он тренировался в Китае - точно не известно, но в одном из своих интервью мастер Накаяма упоминает имя какого-то китайского мастера северного стиля Пай http://www.v8mag.ru/section313/subsection256/article1472.php Попытки найти англоязычный источник этой статьи ни к чему не привели. Все статьи Накаямы – это «коммерческий продукт», в результате ими теперь торгуют где попало, даже наe-bay, что (ИМХО) в конечном счете может привести к «отмиранию» памяти об этом крупнейшем мастере Сётокан). Когда Ямагути возвратился в Японию, (около 1948) он приступил к реорганизации Годзюкай и после решения различных административных вопросов, через пару лет (1950) стал ее руководителем. В начале 1950-х годов, Ямагути (в возрасте около 40 лет) присвоил ряду мастеров очень высокие даны, в т.ч. Mas Oyama- 8 дан.

В период между 1957 и 1964 гг. возникли и другие менее известные ассоциации и организации, во главе которых стояли мастера 10 данов, например, доктора Tsuyoshi Chitose. Фунакоси, за период начиная с 1922 года и до середины 1930-х годов, обучил множество великих в последствии мастеров Сётокан, включая Оцука и Накаяма. Титосэ, немного ранее Фунакоси переехал в Японию (1921, изучать медицину) и также как и он стал преподавать каратэ в различных университетах. Титосэ изучал в свое время множество стилей на Окинаве: Серей, Сёрин, Томари. Если Мабуни считался лучшим специалистом в ката в Японии в 1930-х годах и позднее, то Тотосэ, после него, можно было бы без сомнения назвать вторым великим специалистом ката.

Титосэ не был так открыт, как Мабуни, который любезно проводил семинары по ката для учеников Фунакоси. Титосэ лишь изредка проводил семинары по ката, не входящие в набор Сётокан, для старших учеников Фунакоси, таких, как Обата (один из первых учеников Фунакоси). Титосэ не открывал свого додзё вплоть до примерно 1946 года, после чего, в промежутке между 1946 и 1948 гг., основал собственный стиль каратэ, назвав его «Тито-рю». Титосэ был такой же солидной фигурой, как Фунакоси и Мабуни, в мире каратэ того времени, однако, не известно какой он имел дан, когда пошел своим путем, но в 1952 году, по воспоминаниям некоторых из его учеников, он обладал 8 даном. Не известно, имел ли он титул исходя из своего высокого дана, но он был безусловно величайшим учителем, который пользовался огромным авторитетов у своих коллег, как например у Фунакоси и Мабуни. В 1958 году (в 64 года) ему от Zen Okinawa Karate Kobudo Rengo был присвоен 10 дан. В 1962 году он был удостоен звания «ханси» той же ассоциацией.

Это хороший пример того, что даже имея 10 дан, мастер мог одновременно с этим не обладать титулом «ханси». Присуждение титула «ханси», после получения 10 дана, по сути ставило мастера-«ханси» выше мастера, простого обладателя 10 дана, т.е. «ханси» в сущности превращался в следующий виртуальный «11 дан». Чтобы ликвидировать эту проблему было предложено выдавать титулы «ханси» без строгой привязки к определенным данам, что было и сделано в некоторых организациях позднее, таких, как FAJKO.

Изучение биографии Титосэ раскрывает не только яркую историю жизни этого великого мастера, но и вообще – недавней истории каратэ в целом. И если есть еще один кандидат в «11 даны» (т.е., как Титосэ), то это Kanken Toyama, со всеми его возможностями, предоставленными ему государством, в отношении его «All Japan Karate-Do Federation» (AJKF; 1933). Он был полномочен присваивать любого уровня даны, и он выдавал их не взирая на возраст, например, дал 10 даны некоторым довольно еще молодым мастерам. Говорят, что такие большие полномочия Тоямы, а также финансирование его организации были предоставлены ему Окинавским департментом Министерства образования Японии. (Также говорят, что такие же полномочия имел Chosin Chibana, а также финансирование его организации «Okinawan Karate Federation» (1956) Окинавским департаментом Министерства образования.). Также есть предположение, что с момента переезда Тоямы с Окинавы в Японию, финансировать его организацию (Shudokan) стало непосредственно Министерство образования Японии, чего не смогли добиться многие другие организации каратэ в Японии того времени.

Возьмем, к примеру Hanaue Toshio, текущего главу* (* уже скончался (1930-1983)) Shudokan или Тояма-рю, как некоторые его называют. Hanаue начал заниматься каратэ в 1948 году, в 1952 году он получил от Тояма 4 дан, в 1953 - 5 дан, и 10 дан в 1961 году (в возрасте 31 года), т.е. достигнув 10 дана всего за 13 лет обучения! Hanаue был не одинок, Тояма также присвоил 10 дан главе Koeikan, Onishi Eizo, который открыл свой додзе и начал преподавание в 1954 году. Судя по тому, что Menkyo Kaiden (сертификат главы) Ониси датирован примерно 1960 годом, то ему было менее 40 лет. Хотя, иногда бывали и более удивительные случаи, когда мастера достигали 6 дана еще быстрее. Например, Kiro Nagayama (переименованный в Michio Koysai мастером Toyama) из Soryu Karate. Нагаяма начал заниматься каратэ в 1938 году в возрасте 13 лет у Тояма, и в 1950 году он получил 5 дан в возрасте 25 лет (т.е. за 12 лет обучения, включая годы войны). В 1958 году он получил 6 дан в возрасте 33 лет, 7 дан - в 1962, в возрасте 37 лет, 8 дан - в 1965, в возрасте 40 лет. Т.е. начиная с 6 дана он каждые 4 года, или даже меньше, получал очередные даны.

Корейцы и каратэ

Учитывая, что корни корейского «каратэ» растут из японского, корейские мастера также заслуживают рассмотрения. В 1930 году несколько корейцев обучались у Фунакоси, и то, что им удалось изучить, они затем «экспортировали» к себе на родину, в Корею. Существует масса свидетельств, что в клубах каратэ при различных японских университетах обучалось множество студентов-корейцев, но лишь немногим из них удалось достичь уровня 3 дана в каратэ. Даже Cho Hong Hi, «отец тхэквондо», достиг только 2 дана или 3-го. Однако, есть документальное свидетельство, что все-таки один из корейцев Paying-In Yun (Yoon) получил 4 дан от Канкен Тояма. (Paying-In Yun позже стал основателем Changmukwan, одного из пяти стилей, на которых базируется современное тхэквондо).

История Paying-In Yun в связи с Тояма интересна: до приезда в Японию Paying-In Yun изучал какое-то китайское БИ, и когда однажды группа хулиганов-японцев (некоторые говорят из клуба каратэ Тояма) пыталась избить корейских студентов, он их всех раскидал. Говорят, что Тояма, послал за Paying-In Yun, и попросил его продемонстрировать свои навыки, которыми был столь впечатлен (со слов одного ученика Тоямы), что присвоил Paying-In сразу же 4 дан, даже несмотря на то, что тот никогда в жизни не занимался каратэ. Это произошло якобы примерно в 1937 году, после чего Paying-In Yun прозанимался у Тояма несколько лет, и вернувшись домой в Корею основал свой эклектичный стиль, основанный как на китайских, так и японских БИ. Это было обычным, когда многие корейцы, изучавшие в Японии каратэ, после возвращения в Корею, либо до, либо после войны, открывали школы и преподавали, в основном, Сётокан.

Тхэквондо, в его современном формате, родилось в конце войны, из, по меньшей мере, пяти различных корейских вариантов японского каратэ. Это: Chung-do-kwan, Moo-duk-kwan, Ji-do-kwan, Chang-moo-kwan и Yun-mu-kwan. Говорят их было восемь, но историки говорят, что тхэквондо произошло только из этих пяти. Есть еще Sоng-mu-kwan, основанный Byung Jick Ro (который получил 2 дан в каратэ в Японии). Но во всяком случае, из этих именно пяти, много позднее появилось корейское БИ под названием «Тхэквондо».

Как говорят, во время войны, Choi Hong Hi оказавшись в японской тюрьме, начал преподавать каратэ для заключенных. Еще до войны, находясь в Японии, он в свои методы и техники каратэ, начал включать элементы из старого корейского БИ «Taekwon» (или Tae kkeyon). Taekkeyon основывался на техниках ног, что позднее нашло свое отражение в тхэквондо. По его собственному признанию, он начал экспериментировать с каратэ и Taekkeyon не один, а с небольшой группой корейцев-энтузиастов, но во время своего пребывания в тюрьме, у него было много времени, чтобы продолжить свои эксперименты с этими двумя искусствами. Конечно, такая история звучит весьма романтично для националистов Кореи, если бы историки не «раскопали», что в 1945 году существовало всего только два мастера Taekkeyon, и Choi Hong Hi никогда не учился ни у одного из них.

Несомненно, что корни тхэквондо - это каратэ, причем в основном каратэ Фунакоси. Choi Hong Hi, после освобождения из тюрьмы (1942-1945), и возвращения на родину, стал пропагандировать свое новое искусство для нужд армии, в чем приуспел, и получил финансирование от сил обороны на развитие своего «проекта». По словам Choi Hong Hi, в 1946-47, название «Сётокан», который он ранее изучал в Японии, в духе послевоенного возрождения корейского самосознания, было переименовано в «Тхэквондо». Далее, посредством высоких армейских чинов, Choi Hong Hi удалось лоббировать свой проект уже на более высоком правительственном уровне. С того времени, многие корейские клубы, в которых преподавался японский Сётокан (посредством различных способов давления либо «добровольно») были вынуждены преподавать его под вывеской «таэквондо». Многие руководители других «кван» (школ) не могли состязаться с Choi Hong Hi в организаторских способностях, а также не имели такого мощного лобби при правительстве. Choi Hong Hi был блестящим организатором, и за короткое время стал иконой националистов. Choi Hong Hi разработал новые ката, которые преподавались наряду с японскими ката Фунакоси (которые практиковались в некоторых организациях тхэквондо (например, тансудо) еще до конца 1970-х). Т.о., в Корее была установлена гегемония тхэквондо под полным контролем Choi Hong Hi и при полной поддержке его правительством.

С первых же лет становления тхэквондо возникла проблема с ранговой системой, поскольку 3 даны у главных мастеров были высшими, и они были получены еще в японском каратэ (за исключением Paying-In Yun, который получил 4 дан от Тояма). Так что Choi Hong Hi и его соратники были вынуждены сделать то, что сделали японцы в свое время – разработать новую ранговую систему и учредить аттестационные комитеты при поддержке соответствующих государственных организаций. В результате, Choi Hong Hi достиг в этом деле больших успехов, чем японцы. Уже к концу 1950-х годов, он добился дополнительного финансирования от правительства, и даже еще большего. Поскольку большинство молодых корейцев подлежало призыву на военную службу, то изучение таэквондо правительство сделало обязательным. Кроме того, все призванные лица, которые направлялись в военные лагеря для начальной военной подготовки, в обязательном порядке должны были заниматься там тхэквондо.

В 1954, Choi Hong Hi, ушел в отставку в звании генерал-майора, и полностью посвятил себя организаторской деятельности, связанной с тхэквондо, налаживая его преподавание, как в школах, так и вообще - для широкой общественности. Многие из его учеников также из числа военных стали открывать свои залы. Массовое производство инструкторов с высокими данами за столь короткий период могло бы заставить покраснеть любого основателя организации. Но Choi Hong Hi был одержим руководством, властью и контролем над всем этим и ничто не могло воспрепятствовать реализации его любимого проекта. В очень короткие сроки тхэквондо заняло лидирующее положение среди прочих видов БИ в Корее, и позднее стало распространяться на международном уровне. Когда в 1947 году Choi Hong Hi начал свою деятельность по продвижению тхэквондо в качестве государственного национального вида БИ, ему было 29 лет. Когда он этого фактически достиг - ему было всего около 40 лет. (продолжение...)