Перейти к содержимому


  




Ма-ай зависит от стиля и ситуации

Автор: clover, 18 Ноябрь 2013 · 1 552 views

Ма-ай зависит от стиля и ситуации Ma: Fluid Space in Budo
Wayne Muromoto


(сокращенный перевод clover)


В Будо, среди прочих физических факторов, взаимосвязь пространства и времени (ритм и тайминг) имеют решающее значение. «Пространство» - расстояние между соперниками, по-японски называемое Ма (иногда Аida - «между»). Это пространство «между» вами и вашим соперником, пустая зона, которая определяет потенциал нападений и защиты - Ма-айвстреча» в пространстве). Однако, по аналогии с музыкой, при извлечении звуков на инструменте «пустое пространство» между нотами в нотных записях не означает, что в этом месте звуки прекращают звучать. Также и в бою, «пустое пространство» не означает, что в этот момент ничего не происходит. Все в этот момент продолжается. Потенциал - есть. Полнота действий - есть. Пустота необходима для полноты. Пространство между отдельными нотами не останавливает звучание инструмента, не прерывает ритма и мелодии музыки.

Пространство между соперниками – это зона, вхождение в которую позволяет поразить противника, следовательно, тот кто способен лучше контролировать эту зону (+ тайминг), тот и победит.

Понимание ма-ай (надлежащее дистанцирование) имеет важное значение, но многие мастера БИ даже высоких данов, мало что знают о других ма-ай, не своего вида БИ. Хуже того, практика ката (особенно, если ката практикуется индивидуально, а не в паре, как например, в каратэ или иайдо) может сделать человека невежественным в вопросах надлежащего ма-ай.

Это понимание пришло ко мне на одной из тренировок иайдо, когда я наблюдал за своими учениками, делающими ката, я почувствовал, что они не задумываются над тем, где находятся они и где находится их соперник. Они просто повторяли движения ката, как автоматы. Тогда я сказал, чтобы они отложили в сторону мечи, взяли бокены и разделились на пары. Я дал им упражнение, в котором нужно было поразить своего противника, который сидел в пяти футах, держа свой бокен вертикально перед собою. Цель упражнения заключалась в том, чтобы поразить противника на уровне головы, т.е., в целях безопасности, ударить по его вертикально поставленному бокену на уровне головы. При первом варианте, из позиции на месте, большинство учеников хорошо нанесли удары по своим целям. При втором варианте, в движении на противника, многие из них промахнулись, не подойдя достаточно близко, либо дотянулись лишь самым концом своего деревянного лезвия.

Я проверил их перемещения и удары в еще четырех различных ката и результаты были в значительной степени такими же плохими. В своих индивидуальных практиках ката они не обращали внимание на ма-ай, и я показал им эту ошибку, когда они попытались сделать те же удары из ката, но в движении.

«Парные ката» (кихон) и «спарринги» (кумитэ), существующие в практических методиках некоторых БИ, позволяют научиться автоматически «вычислять» пространство и тайминг в действиях с противником, чего невозможно добиться в случае методики обучения в виде индивидуальной практики ката. Все время заниматься «соло» - возможно это приведет к тому, что вы будете выглядеть «хорошо», но все это полетит к черту, если вы ничего не знаете о правильном дистанцировании.

Кроме того, специализация на каком-то одном виде БИ может также привести к узкому пониманию ма-ай. Так, например, у дзюдоистов обычно очень короткий ма-ай для того, чтобы хватать и бросать. Если дзюдоист окажется на расстоянии удобном для каратистов, он будет пытаться его сократить. И наоборот, каратист будет удерживать довольно длинный ма-ай, чтобы не дать провести дзюдоисту захват. В современных композитных боевых искусствах, таких как MMA, где разрешены различные ударные и борцовские техники, необходимость приспосабливаться к различным ма-ай более чем очевидна, поэтому она является частью подготовки.

А что, если злоумышленник вооружен? Это будет совершенно иной ма-ай. В одной из своих статей, Diane Skoss рассказывала о некоей даме, которая практиковалась в айкидо. По прошествии долгих лет занятий, она имела слабые нывыки в май-ай, и все это продолжалось до тех пор, пока она не начала практиковаться против противников, вооруженных различным оружием: бокенами, шестами, нагинатами, копьями и пр., т.е. как варианты с длинным, так и с коротким оружием. Такая практика дала ей хорошее представление и понимание величины ма-ай в зависимости от ситуации, злоумышленника, угла атаки и вида оружия (упражнения в Ма-ай KDS).

Именно поэтому, по моему мнению, практика с оружием входит в учебные методики окинавского каратэ и айкидо. Даже в дзюдо, в Кодокане, поначалу была практика с оружием, которая затем исчезла, когда дзюдо, со временем, постепенно превратилось из БИ в спортивное единоборство.

В традиционных БИ существуют различные термины, чтобы объяснить ма-ай. Наиболее распространенными* (*в кендо; см. другие термины) являются три - to-ma, uchi-ma и chika-ma, они обозначают три основные дистанции:

* то-ма – слишком длинное расстояние («то» - от слова «далеко», to-i ), на котором, ни вы, ни ваш противник не можете достать друг друга, даже с подшагом;

* тика-ма – слишком короткое расстояние. Однако, например, для борцовских стилей, это будет подходящей дистанцией, чтобы произвести свои действия, но для ударных стилей (как безоружных, так и с оружием) это может оказаться неподходящей дистанцией - вследствие отсутствия достаточного пространства, чтобы сделать хороший удар;

* учи-ма – идеальное расстояние. Вам достаточно только сделать один шаг вперед, и вы достанете противника. Однако, учи-мa, это и опасная ситуация, потому что и противник также может ударить вас. В одной из школ, в которой я учился, «идеальное расстояние» называлось issoku-itto (Issoku ittō-no-maai; Itto-ma) и выражалось, как «один шаг с ударом».

Опубликованное фото

Освоить надлежаще ма-ай очень сложно, он содержит множество элементов. Это не только надлежащее дистанцирование, но и ритм, тайминг, а также углы атаки. Ма-ай и тайминг это не сами по себе отдельные методы, они неразрывно связаны друг с другом.

Кроме физических аспектов ма-ай, существуют также и психологические. В некоторых школах меча, в которых есть эзотерические доктрины, считается, что даже стоя на расстоянии, вы способны создавать «умственный» учи-ма, т.е., даже находясь на достаточно большом расстоянии от соперника, с которого он не может достать вас даже с подшагом, если ваш дух достаточно силен, то вы можете поразить его без какого-либо физического контакта.

Вспомните историю о Миямото Мусаси, который «атаковал» своего заклятого противника Сасаки Кодзиро еще до того, как они начали свой поединок в Ganryujima. Koдзиро, сильно раздраженный тем, что Мусаси опоздал, выхватил меч, отбросив ножны в сторону, и со злобой отчитал Мусаси, который «посмел» опоздать на их смертельный поединок.

Мусаси только улыбнулся и сказал: «вы уже проиграли, Koдзиро».

Koдзиро спросил, почему он так считает, и Мусаси ответил, что только тот, кто знает, что он не останется в живых, отбрасывает ножны, не надеясь вложить в них обратно свой меч.

Это еще больше разозлило Koдзиро, и он вступил в поединок выведенный из себя, за что и поплатился.

Мусаси априори знал, что Кодзиро имел неуравновешенный характер, поэтому он начал этот поединок с психологической атаки на Кодзиро. Он был умен и понимал, что в плане самообладания Кодзиро был несовершенен.


Рассчет Ма-ай
Kata Ido: один из методов тренировки