Перейти к содержимому


  




О Тен-но ката

Автор: clover, 12 Ноябрь 2013 · 2 678 views

О Тен-но ката Первая публикация Тен-но ката (различные его варианты) в японском издании Karate-do Kyohan, 20 сентября 1941 года. На фотографиях Ёситака Фунакоси и Минору Мията (Minoru Miyata)

Предисловие к «Karate-Do Nyumon»

Книга «Karate-Do Nyumon» мастера Фунакоси. Kodansha International


(перевод clover)

Эта книга впервые была опубликована на японском в декабре 1943 года (* посвящена кихону). Данное издание является первым ее переводом на английский язык.

В 1984 году, Dai Nihon Karate-do Shotokai провел различные памятные мероприятия и церемонии, посвященные десятой годовщине восстановления своего центрального додзе «Сётокан».В 1986 году, отмечалась тридцатая годовщина со дня смерти мастера Гитин Фунакоси. Поэтому публикация этого английского издания была весьма значимой, и я считаю для себя большой честью, чтобы написать это предисловие.

Мастер Фунакоси рассказывает, что во времена его юности, на Окинаве существовало более сотни различных ката. В результате своих многолетних исследований этих ката, он отобрал из них 15. Эти пятнадцать ката, которые включают в себя в т.ч. и очень распространенные ката Бассай и Канку, вместе с пятью начальными ката Хэйан, образуют основу обучения в Сётокай.

Целесообразность и необходимость введения в обучающую методику кихона (! эта методика устроена так, что упражнения (не подводящие) в Кихоне Сётокая проводятся в полную силу) традиционных упражнений по типу форм Ката Тен-но ката (天の形), практика которых разъясняется в этой книге, было обосновано группой старших учеников мастера Фунакоси (Ёситака Фунакоси и Сигеру Эгами, в основном ученики из университетского клуба Кейо), одобрено им. Это довольно уникальная и специфичная форма ката по сравнению с другими формами ката каратэ.

Мастер Фунакоси объясняет, что большинство базовых методов содержатся во всех ката, поэтому изучение огромного количества ката необязательно, можно сосредоточиться только на определенных, но изучать заложенные в них методы тщательно и досконально – такая философия является главной при обучении в Сётокай.

Японское выражение «Kantan na mono yoku kachi o seisu» означает: «Баланс между победой и поражением зависит часто от простых вещей». И еще, по мере своих практик, не следует утрачивать чувства «Shoshin o wasurezu» - «Пытливость новичка». Это означает, что никогда не следует довольствоваться достигнутым (* nyuunanshin). Недостаточно ограничиться овладеванием лишь только внешнего (коллекционировать техники), следует добиваться освоения глубинного (базовых методов), от которых зависит вся эффективность техник.

В отличие от продвинутого уровня, в практике начального уровня, изучение перемещений (Тай-сабаки) сводится, как правило, только к простому уходу назад. На продвинутом уровне, кроме уходов назад, должны быть также изучены все остальные направления отходов-входов(тай-сабаки), различной степени и видов развороты, а также должны быть приобретены навыки в стремительных перемещениях вперед или назад на два-три шага. Кроме того, в своей практике нужно достигать навыков, когда вы будете способны умело реагировать на непрерывно меняющиеся обстоятельства боя, т.е. вы должны уметь эффективно применять свои методы и техники не только в виде заранее известных вам условий (якусоку-кумитэ), но и в непредвиденных (дзиу-кумитэ). И в этом отношении практика ката является чрезвычайно важной, поскольку она позволяет тренировать тело работать в различных возможных и сложных ситуациях боя. В ката добиваются того, чтобы отдельные разрозненные элементы техник объединялись в одно слитное движение (метод Текучести), окончательно повергающее врага. Т.о. практика ката позволяет овладеть навыками тела, которые позволяют эффективно применять техники при самообороне.

Тем не менее, все вещи имеют свои преимущества и недостатки. Нередко в практике продвинутого уровня, ученики впадают в крайность, увлекаясь в ката только целью достижения непрерывности движения, без учета эффективности выполнения ими техник. Некоторые из них ошибочно полагают, что они блестяще освоили ката, но, на самом деле, они лишь просто безостановочно выполняют по порядку движения в ката (т.е. без контроля тела «плавают» в ката вместо Текучести). В действительности же, в ката нужно практиковать все имеющиеся в них методы так, чтобы они обеспечивали эффективность выполняемых техник, поэтому исходя из этого, обретение надлежащих навыков в базовых методах является чрезвычайно важным условием для того, чтобы переходить к дальнейшему более продвинутому уровню.

Возвращаясь к теме Тен-но ката, следует в первую очередь отметить, что это – универсальное кихон-ката (Kata of the Universe), поскольку оно предназначено для практик и начального и продвинутого уровней. Т.е. это ката используется в практике постоянно. Его используют даже те, кто уже с помощью 15 ката в достаточной степени освоил контроль и работу тела, и им теперь требуется отточить до блеска отдельные методы и техники (в 11 главе мастер Фунакоси указывает, что Тен-но ката универсально, оно подходит для проработки в паре с партнером приемов из любых видов ката).

Randori Ichi No Kata (Ма-ай, Тайминг, Ирими, Каваси, Упреждения руками)

Randori Ni No Kata (Ма-ай, Ирими, Каваси, Упреждения ногами, Блоки, Опрокидывания)

Randori San No Kata (Ма-ай, Тайминг, Ирими, Кудзуси, Захваты, Опрокидывания)

Главенствующим методом в Тен-но ката являются «Ма-ай» (контроль дистанции), который является основой для следующего главного и наиважнейшего метода – «Тайминг» (выбор времени для контрдействий). Т.о., возможность эффективно поразить противника напрямую зависит от выполнения двух условий: нужной дистанции и подходящего момента времени. В своей практике, не следует пренебрегать отработкой этих двух наиважнейших методов, без них эффективность техник будет ничтожной.

В таких ката, как, например, Бассай, разница между просто выполнение движений в правильном порядке, и их выполнением с учетом метода Ма-ай сразу бросается в глаза. При выполнении ката, для метода «Ма-ай» надо применять метод «Визуализация врага», тогда становятся очевидным причины применений быстрых и медленных движений в сочетании с различными жесткими и мягкими техниками. Т.о. каждое движение рук и ног должно осуществляться единственно возможным правильным, и соответственно, эффективным образом.

На практике, научиться выполнять действия соответствующим и единственно возможным правильным образом, является довольно сложной задачей для учеников, но они должны, понимать всю ее важность и неотвратимость решения. При этом, они должны понять суть, как они должны действовать верно и точно, не только на словах, но и на деле. Если ученик не стремится понять сути базовых методов или пренебрегает их отработкой, то вся его дальнейшая практика техник, без глубоких навыков в фундаментальных методах, становится мучительно-бесполезной вследствие ее неэффективности, вызывая, тем самым, у его наставников чувство сожаления, которые желают, чтобы их ученики смогли понять и освоить эти методы, как можно быстрее и успешнее.

Кихон-ката (т.е. парное) Тен-но ката предназначено, в первую очередь, для тренировки метода «Ма-ай». Инструкторы при обучении учеников должны использовать Тен-но ката, как связующее звено, при переходе от практик ката к кумитэ (т.е. это - кихон). Я думаю, что разъяснения, изложенные в данной книге, приведут вас к более глубокому пониманию метода «Ма-ай», что, в свою очередь, послужит повышению качества ваших навыков. Метод «Ма-ай» - это краеугольный камень, на котором строится вся наша последующая практика различных методов, и еще далее - техник. Из всего вышеизложенного, должно быть ясно, что Тен-но ката, это более чем, особенное ката.

Пятнадцать ката Сётокай включают в себя ката стиля Сёрей, который в своей концептуальной стратегии основывается на физической силе, а также стиля Сёрин, в основу стратегии которого заложена скорость действий и реакций. Метод «Ма-ай» является концептуальным для обоих стилей и практика всегда должна осуществляться с учетом этого.

Отдельные разделы в этой книге мастер Фунакоси посвящает великим мастерам прошлого: Адзато, Итосу и Мацумура. Его воспоминания придают этой книге особый интерес, и при этом не удивительно, что рассказывая истории о них, он косвенно приводит сведения о владении этими мастерами различными методами, естественно - и «Ма-ай».

В Сётокай, кроме оттачивания определенных методов в Тен-но ката, мы одновременно начинаем изучать и практиковать метод «Каваси» (Ирими – агрессивные контратакующие входы (см. характеристики Тай-сабаки 3-х направлений «Вперед»),с целью «проникания» сквозь противника, т.е. с заходом ему за спину, чтобы далее применить метод «Кудзуси» (выведение из равновесия) для опрокидывания противника и последующего его добивания). По сути метод «Каваси», это проход «сквозь» атаку противника, в результате чего, вы «меняетесь» с ним местами. При методе «Каваси», противнику, при его атаке, не противодействуют ничем, кроме метода «Ма-ай» (перемещение): нет останавливающего жесткого блокирования, нет отходов ни назад, ни в сторону (Тай-сабаки). Вместо этого вы перемещаетесь по направлению к атакующему, скручивая (kawashi) при этом ваше тело так (ханми - обычно под 45 градусов), чтобы избежать удара (после чего обычно делается опрокидывание и добивание противника).

Ма-ай, Тайминг, Ирими, Опрокидывание и Добивание (Lyoto Machida)

В бою безопасное расстояние (Ма-ай) между нападающим и защищающимся должно составлять не менее 90 сантиметров (* в Корю - "это длина двух вытянутых рук", поэтому это относительная цифра, она будет меняться в зависимости от суммы "длина вашей руки"+"длина руки вашего безоружного противника"; в случае вооруженности - "+ длина оружия"), в противном случае, у защищающегося будет мало шансов, чтобы надлежаще и своевременно отреагировать на атаку (по сути "цейтнот"), иными словами, более короткая дистанция – залог поражения. Т.о., «навыки в выдерживании дистанции не менее 90 см от противника» - это центральная практика в методе «Ма-ай». Больше практикуйтесь в перемещениях, удерживая эту предельную дистанцию, на которой, кроме того, вы должны научиться быстро распознавать признаки тех или иных видов атак, планируемых вашим противником.

При нападении, стратегия действий по методу «Каваси» позволяет перехватывть инициативу без всякого физического контакта с противником. Т.о. отработка «Каваси» с помощью практики Тен-но ката, позволяет научиться «гасить» атаки противника без малейшего физического контакта, или, говоря другими словами, это способ самозащиты, при котором противник, не имея возможности попасть по вам, оказывается, тем самым, в беспомощном положении, т.е. он фактически «обезоруживается» без всякого прикосновения к нему.

Практика «Каваси», в целях наработки скорости входов, должна основываться на достаточно естественном состоянии тела (свободном\гибком, т.е. без вычурных напрягов, сковывающих тело, и этим, тормозящих скорость входа). Кроме того, значительному увеличению скорости способствует правильное «вбрасывание» тела в движение, которое выполняется, с помощью «бросания» правой, либо левой руки вперед, что позволяет телу мгновенно и естественно скрутиться (ханми) при продвижении вперед. Использование входов нередко сочетается с использованием техники «Сюто», в таком случае одна рука вытягивается вперед, блокируя кистью бьющую руку противника, а другая наносит контратакующий удар «Сюто» по методу Кудзуси (это сложноскоординированное действие, которое трудно объяснить словами: видео, где наш «Дед» объясняет принцип, как действовать руками, скручиваясь по оси (в ханми) так, чтобы опрокинуть набок противника).

Прежде, чем переходить к практике иппон-кумитэ, метод «Каваси» должен быть досконально не только изучен, но и освоен, а также опробован на себе. Говоря иными словами, движущей силой для обретения мастерства в каратэ является искусство всестороннего самоанализа.

В заключении, хочу сказать, что буду искренне рад, если данная книга мастера Фунакоси поможет ученикам понять всю важность, а также необходимость использования в своих практиках Тен-но ката, как одну из традиционных методик обучения базовым методам, включая «Каваси». Тен-но ката позволяет отрабатывать всевозможные методы, которые на протяжении множества лет были найдены опытным путем предыдущими поколениями мастеров (Koryu). Также, я очень надеюсь, что данная книга будет способствовать существенному улучшению качества обучающих методик каратэ.

Motonobu Hironishi
President Japan Karate-do Shotokai