Перейти к содержимому


  




Мемуары мастера Фунакоси – 12

Автор: clover, 09 Ноябрь 2013 · 1 452 views

Мемуары мастера Фунакоси – 12 (Предыдущая часть)
(Перевод clover)

Глава 7. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Разнообразие оружия

Некоторые полагают, что оружием в каратэ являются только руки (со сжатыми или разжатыми кулаками) и ноги. Они заблуждаются, поскольку оружием в каратэ могут быть любые части тела, от макушки головы и до пальцев ног.

Например, ладонь может превращаться в не менее 10 вариантов оружия: seiken (удар обычным кулаком), uraken (удар тыльной стороной кулака), shuken (удар всеми кончиками пальцев, сложенными вместе), ippon-ken (удар кулаком с одной выставленной фалангой пальца), chukоken (удар наружной стороной четырех кончиков пальцев), tetsui (удар нижней частью кулака или «рука-молот»), shuto (удар ребром ладони или «рука-меч»), nukite (колющий удар кончиками пальцев распрямленной ладони или «рука-копьё»), ippon-nukite (колющий удар одним пальцем) и nihon nukite (колющий удар двумя пальцами).

Стопы: koshi (удар областью подошвы, которая находится рядом с пальцами ног), shusoku (удар всей подошвой), sokutо (удар ребром стопы или «стопа-меч»), tsumasaki (удар кончиками пальцев ноги), enju (удар пяткой) и sokkо (удар подъемом стопы).

Кроме того, в каратэ применяются еще и запястья, локти и колени. Т.е. фактически любая часть тела может быть задействована в качестве оружия.

Теперь я хочу кратко рассказать о самых эффективных и, следовательно, наиболее часто используемых видах оружия в каратэ. А те из вас, кто практикует ката только как один из видов физических упражнений, могут лучше понять, что означают многие движения.

Начну я, конечно, с сейкен, обычного кулака, поскольку он является основным видом оружия в каратэ. Чтобы сложить такой кулак сожмите четыре пальца так, чтобы их кончики уперлись в ладонь, а большим пальцем перекройте их сверху, при этом он должен быть достаточно согнут, а не торчать вперед, иначе вы рискуете травмировать его при нанесении удара, но и не загибайте его чрезмерно так, чтобы его кончик оказывался около мизинца. В идеале сложенный кулак должен формировать острый угол, а не прямой. Но поначалу делать такой угол довольно-таки непросто, но, по мере обучения, вы достигните его желаемой формы. С развитием гибкости суставов кистей, они будут легко складываться в необходимую форму, образуя острый ударный выступ. Таким образом, следует научиться сжимать кулак под острым углом. Очень хорошо разрабатывается гибкость суставов ладони с помощью мыла. Намыльте кисть, и в таком состоянии сжимайте и разжимайте кулак с достаточным усилием.

Нередко можно видеть, как новички в каратэ при ударе сейкен сгибают руку в запястье. Такой удар никогда не будет эффективным. Кроме того, он еще и травмоопасен, поскольку всегда существует опасность вывиха или перелома запястья.

При нанесении удара кулаком центром приложения силы должен быть выступ сустава среднего пальца. Таким образом, сейкен, который является, образно говоря, «сердцем» каратэ, требует особого внимания, поэтому он должен отрабатываться каждый день. Если человек не способен эффективно бить, то все его навыки становятся бессмысленными.

Самым распространенным видом отработки ударов является тренировка на makiwara, гибком столбе, обмотанном рисовой соломой.На макивара нужно также отрабатывать удары «рука-меч» (сюто), а также удары локтями и коленями. Мне кажется не будет преувеличением сказать, что практика на макивара – это основа в создании грозного оружия. Чтобы сделать макивару необходим деревянный столб высотой примерно около 2 метров, 15-17 сантиметров в объеме, который вкапывается в землю на глубину, при которой его верхушка заканчивается примерно на уровне плеч. Верхняя часть столба обматывается слоями рисовой соломы толщиной примерно 5-7 сантиметров, которые крепятся веревками.

Обычно с непривычки, вначале тренировки на макивара, человек может испытывать боль, поэтому я рекомендую поначалу обматывать сверху солому чем-нибудь еще более мягким.

При практике ударов на макивара, следует встать перед столбом в полоборота так, чтобы до него можно было дотянуться рукой. Колени слегка согнуть, чтобы обеспечить большую свободу для вращения поясницы. Вытянутая левая рука располагается примерно в 15-17 сантиметрах от столба, а правая рука, со сжатым кулаком, который развернут пальцами вверх, приставляется сбоку у бедра. Внешнее внимание направлено в сторону столба, внутреннее внимание концентрируется на тандэн, который является центром выплеска силы. Точка удара на макивара должна быть примерно на уровне груди.

Немаловажная вещь при нанесении ударов – это устойчивое положение (стойка), стопы в момент удара должны полностью стоять на земле.

Теперь о самом ударе. Левая рука, которая была вытянута вперед (у столба), вместе с плечом отдергивается обратно к бедру одновременно с резким разворотом туловища, и выбрасыванием вперед правой руки с кулаком. При этом, правый кулак, при движении в цель, скручивается по ходу движения к цели. «Ввинчивание» кулака в цель дает более проникающий эффект, и может иногда даже, в связи с этим, приводить к смерти противника. Слитное движение тела при вложении в удар требует тщательной отработки, поэтому в ударах следует постоянно и многократно упражняться.

В самом начале тренировки на макивара следует больше уделять внимания правильности движения, чем силе удара. Мощь удара наращивается постепенно, по мере того, как кулаки становятся более гибкими и в них перестает ощущаться боль. Со временем вы сможете бить по макивара в полную силу. И все же, даже при легких ударах могут случаться ушибы и ссадины кулаков, либо вывихи суставов, если человек стоит слишком далеко от макивара. При ушибах следует сразу же по возможности прикладывать лед, а в случае получения глубоких ссадин требуется ограничиться легкими тренировками на макивара, пока они не заживут.

Таким образом, обращаю ваше внимание на самые важные моменты при исполнении ударов: стойка должна быть достаточно устойчивой; поясница должна скручиваться по возможности свободно и быстро; сброс силы должен происходить в момент непосредственного соприкосновения кулака с целью.

Хочу здесь заметить, что наличие мозолей на кулаках никак не связано с уровнем мастерства. Добавлю еще, что люди, которые много практикуются в ката, могут не тренироваться на макивара, поскольку научиться управлять силой своего тела можно и в ката.

Следующим по важности ударом является уракен, он наносится обратной стороной кулака, суставами четырех пальцев. Уракен особенно эффективен, если бить им в голову или по ребрам, также он подходит для отражения атак противника, напавшего сбоку.

Далее по степени важности следует тетцуй – «рука-молот». Кулак при этом ударе складывается аналогично сейкен. Но ударной поверхностью в тетцуй служит основание кулака со стороны мизинца. Некоторые считают, что это не очень эффективный удар, но уверяю вас, тетцуй, который достаточно отработан на макивара, является грозным оружием. Тетцуй мало травматичен даже при соприкосновении с очень твердой поверхностью. Он особенно эффективен, если наносится по голове или по обратной стороне сгибов суставов соперника.

Далее следует нукитэ - «рука-копье» - удар кончиками пальцев, который способен глубоко воздействовать на внутренние органы соперника. При сихон-нукитэ применяются 4 пальца, при нихон-нукитэ - 2 и при иппон-нукитэ - 1. В сихон-нукитэ пальцы плотно прилегают к друг другу, а большой палец сгибается и прижимается к ладони. Некоторые могут предположить, что при нукитэ можно травмировать пальцы, однако это не так, если движение выполнено точно перпендикулярно телу противника. Это болезненный удар, особенно в голову или в туловище.

Сюто или «рука-меч» может использоваться как для удара, так и для блока. Ладонь формируется аналогично удару сихон-нукитэ, но ударной поверхностью здесь является ребро ладони со стороны мизинца. Этот удар также отрабатывается на макивара. Сюто наносится по многим частям тела, по шее, туловищу, рукам и ногам.

Еmpi (локти) - одинаково эффективны как при атаке, так и при защите, причем ими можно действовать во всех направления, то есть - и спереди, и сзади, и по сторонам, но особенно они эффективны при захватах. Локтями можно бить практически в любую часть тела - голову, грудь, бока или спину. Они могут применяться для защиты и в положении сидя. Поскольку удары локтем очень сильные и жесткие, то их после определенной практики могут применять даже женщины и дети.

Удары ногами являются одним из самых грозных видов оружия в каратэ. Они могут быть и атакующими, и защитными. Удары ногами намного сильнее ударов руками, но в них нужно больше упражняться. Они связаны с определенным риском, поскольку если соперник уклонится от вашего удара, то вы окажитесь в очень уязвимом положении.

Удары ногами чаще всего наносятся коси – подушечками стоп. Прямой удар ногою по частоте использования равен удару кулаком, поэтому его следует много тренировать, потому что при его неумелом выполнении можно легко получить травму. Удары пяткой особенно эффективны при отражении атак сзади.

Воспоминание детства

В завершении своих достаточно отрывочных воспоминай, хочу рассказать еще об одном элементе окинавской культуры, не столько потому, что я в своей юности был им очень увлечен, сколько потому, что по моему мнению, это в значительной степени способствовало развитию моей физической формы, столь важной для каратэ.

Речь пойдет о традиционной окинавской борьбе. Возможно кто-то удивится, что в ней может быть такого особенного. Многие из нас в детстве, в том числе и развлекались борьбой. Но окинавская борьба имеет свои уникальные особенности. Также как и каратэ, ее происхождение неизвестно, но многие окинавцы считают, что они имеют нечто общее.

Называется эта борьба - tegumi, и в ее названии использованы те же два иероглифа (手組), что и в слове «кумитэ» (組手) в каратэ. Тэгуми конечно примитивней, чем каратэ. В нем запрещены удары кулаками и ногами. Нельзя хватать за волосы и щипаться. Кроме того, запрещены рубящие удары ладонью, а также удары коленями и локтями.

В отличии от окинавского сумосоперники борются без поясов. Для проведения поединков не требуется какого-то специального помоста, т.е. бороться можно где угодно – и в помещении, и на улице. В моем детстве мы чаще всего боролись на улице, поскольку нашим родителям не нравилось лицезреть порванные седзи или циновки.

Поединок начинается аналогично сумо, оба соперника встают друг перед другом у линии. Как только кто-то пересекает линию начинается схватка, которая в основном состоит из захватов и бросков. Больше всего мне нравился в тэгуми прием ebigatama, который аналогичен «три четверти нельсон» (3/4 Half Nelson Suplex) в современной борьбе. Ныне, когда я иногда смотрю турниры по телевидению, мне часто вспоминается мое далекое детство на Окинаве и, как я с другими мальчишками сражались в тэгуми.

Чтобы поединок проходил честно выбирался судья, который, кроме того, должен был следить за тем, чтобы никто из борющихся не был травмирован. Борьба продолжалась до сдачи одного из противников. Но некоторые ребята были такими отчаянными, что невзирая на боль продолжали бороться буквально до потери сознания. Поэтому судьи были обязаны прекращать поединок до того, как это произойдет.

Как и большинство других окинавских мальчишек я провел много счастливых часов, участвуя или наблюдая за поединками тэгуми, и продолжал принимать участие в этой забаве даже, когда начал уже заниматься каратэ. Нередко (обычно более взрослые или сильные) ребята боролись сразу с 2-3 соперниками, а иногда и больше. В таких случаях более сильный борец усаживался на землю, а более слабые - пытались не дать ему подняться. Так же и я, чтобы развить физическую силу, боролся с 4-5 соперниками. Не могу сказать, что тэгуми особо способствовало моему техническому совершенству в каратэ, но закалить свой дух оно безусловно мне способствовало. Я начинал с борьбы с одним соперником, а затем постепенно усложнял задачу, борясь с двумя, тремя и т.д. Противостояние нескольким соперникам – дело довольно сложное, и тэгуми стало для меня прекрасной возможностью, чтобы научиться этому, причем уверяю вас, это была далеко не детская игра, поскольку все участники относились к борьбе очень серьезно.

Отрадно слышать, что и сейчас тэгуми популярно у окинавской детворы, однако при этом меня огорчает одна мысль. Когда-то мы боролись просто на поле, очистив его от камней и палок, но теперь на полях могут попадаться мины и даже авиабомбы, оставшиеся после боев за Окинаву. Это настолько ужасно, что мне не хочется даже об этом думать.

Международное признание каратэ

До войны лишь немногие иностранцы знали и, тем более, имели возможность заниматься каратэ. Это были в основном журналисты или спортивные тренеры, которые приходили в мой додзё, чтобы посмотреть или побольше узнать об этом японском искусстве. Но сразу же после войны ко мне стало обращаться множество американских военных с просьбами продемонстрировать или научить их каратэ. Откуда они узнали про меня - понятия не имею.

Однажды, ныне уже покойный, господин Судзуки Бунсиро (Suzuki Bunshiro, писатель, журналист, издатель Tokyo Asahi Shimbun) пригласил меня на встречу с главным редактором одного американского издания, которая должна была состоятся в отеле «Империал». В то время американские власти запрещали японцам посещать этот отель. Я был немало удивлен не только местом нашей встречи, но и обстановке отеля, которая была выдержана в японском стиле, с традиционными ширмами и икебана. Особо мне запомнилось на этой встрече - удивление американца, когда он узнал про мой возраст. При этом он вежливо заметил, что надеется, когда каратэ станет популярным в США, то перед многими американцами также откроется прекрасная возможность прожить здоровую и долгую жизнь.

С тех пор, я неоднократно встречался с другими американцами, а позднее даже привык постоянно видеть их лица (причем даже женские) в различных залах Kyоkai (Japanese Karate Association, JKA, «Kyokai»). Я консультировал инструктора по физической подготовке с авиационной базы ВВС США, расположенной в Tachikawa (пригород на западе Токио) (интересные руины этой базы), а немного позднее выступал с демонстрацией каратэ перед командным составом базы ВВС в Kisarazu(на побережье Токийского залива), в префектуре Chiba. Очевидно, этот командный состав либо лишь по наслышке знал о каратэ, либо вообще ничего не знал, поскольку они предложили мне показать ката «в традиционном японском стиле». Встретили они меня очень радушно, с большим вниманием посмотрели мою демонстрацию, а затем устроил небольшую экскурсию по базе. Напоследок, они показали мне памятник японским летчикам, погибшим на войне.

Монумент из бронзы, выполнен в виде фигуры летчика, смотрящего в сторону океана, на постаменте изображен орел с распростертыми крыльями. Памятник и тории (синтоистские ворота), установленные на дороге, ведущей к нему, все содержалось в безупречном порядке. Командующий объяснил, что он решил не убирать памятник с территории базы в знак уважения к самоотверженности, проявленной японскими летчиками во время войны, которые, правда, по его мнению, пожертвовали своими жизнями напрасно. После этого он спросил у меня, были ли на войне среди моих учеников летчики. Я не стал о них рассказывать, а просто поклонился в сторону памятника, он понял мой ответ, и в свою очередь отдал ему честь. Мне подумалось, что он благородный человек, и я с трогательным чувством распрощался с ним у ворот базы.

После подписания примирительного соглашения между Японией и США, каратэ начало свое торжественное шествие по североамериканскому континенту. В 1947 году, ВВС США была принята программа развития школ японских боевых искусств для обучения летчиков (* Надо сказать, что американских военных в большей степени интересовало дзю-до, чем каратэ, поэтому мастеров дзю-до ездило в США значительно больше: см. Black Belt, сентябрь 1964, стр. 36. В Европе также поначалу был больший интерес к дзю-до. На пике новизны и популярности, это и позволило ему тогда стать олимпийским видом). В ходе реализации этой программы американцы стали приглашать к себе японских инструкторов для демонстраций и последующего обучения. Одной из первых делегаций, которые с того времени стали неоднократными в США, стала трехмесячная поездка (США + Пуэрто-Рико, июнь-сентябрь 1953 года: см. некоторые подробности об этой поездке - в статье о мастере Нисияма, Black Belt, апрель 1962, стр. 28) группы мастеров каратэ и дзю-до (3 каратэки: H. Hishiyama, I. Obata, T. Kamata и 7 дзюдок: C. Sato, T. Ishikawa, K. Kobayashi, K. Tomiki, K. Hosokawa, S. Kotani, T. Otaki) с семинарами (+ аттестации JKA) для военных летчиков. Для этой миссии я выбрал Исао Обата (Isao Obata) (капитана клуба университета Кейо), Тосио Камата (Toshio Kamata) (капитана клуба университета Васеда) и Хидетака Нисияма (Hidetaka Nishiyama) (исполнительный директор и один из главных инструкторов JKA). Для этой поездки американские военные предоставили нам свой самолет, а также огромную аудиторию летчиков, вместо небольших групп энтузиастов, как мы сначала предполагали.

Нет слов, чтобы передать ту радость, которую я испытывал в те дни. Наконец-то каратэ, которое в годы моей юности было мало известным искусством за пределами Окинавы, стало признанным боевым искусством не только в Японии, но и за рубежом.

Сейчас, когда я пишу эту книгу, ко мне приходит множество писем со всех концов света от разных людей, которые просят в них прислать им учебные материалы или рекомендовать мастеров каратэ. Меня все еще не перестает удивлять такой огромный интерес к нашему искусству, поэтому после завершения этой книги, я планирую приступить к реализации новых планов – наладить структуру, которая будет координировать действия по распространению каратэ за пределами Японии.

(К началу книги)


Опубликованное фото

Миф о пацифизме рюкюсцев
1816: Приключения первых британцев на Рюкю
Мастера Сёрин
Гитин Фунакоси: «Рассказы о каратэ» (1935)