Перейти к содержимому


  




Мемуары мастера Фунакоси – 11

Автор: clover, 05 Ноябрь 2013 · 1 264 views

Мемуары мастера Фунакоси – 11 (Предыдущая часть)
(Перевод clover)

Глава 6. ЗАПОВЕДИ

Шесть наставлений

(* Мастер Фунакоси пишет о 6, но в книге пронумеровано только 3. (?)

В каратэ-до важно уметь делать не много ката, а делать надлежаще то, что тренируют они. Об этом я подробно рассказал в другой своей книге, «Каратэ-до Кёхан», поэтому не буду их здесь подробно рассматривать, а приведу лишь шесть правил, соблюдение которых важно для тех, кто желает освоить это непростое искусство.

1. На тренировках нужно учиться концентрированию внимания. Я подразумеваю не старательность и упорство при выполнении упражнений. Вы должны постоянно учиться внутренней концентрации, и здесь вам поможет метод «Визуализации», вы должны при выполнении любого упражнения представлять по возможности реальнее своего соперника. Пытайтесь достигать максимальной концентрации внимания, как в реальном бою, никогда не забывайте, что один единственный пропущенный удар может стоить вам жизни. Если ударите и промахнетесь, то будете убиты. Однако, такой исход дела, вас тоже также никогда не должен доводить до панических действий.

Нужно долго учиться, чтобы движение рук и ног было слитно с перемещениями всего тела, иначе у вас никогда не будет реальной силы. Вы никогда не сможете достичь вершин мастерства в каратэ, если не поймете глубинную сущность этого боевого искусства. Предельная концентрация – это не только основа мастерства, но и сущность выживания. Кто думает, что у него в бою есть возможность для исправления своих ошибок, тот может однажды за это жестоко поплатиться.

Больше упражняйтесь, вкладывая в это сердце и душу, и меньше хвалитесь этим. В минуты смертельной опасности ваши навыки в фанфаронстве вас не спасут. И не будьте людьми, которые потренировавшись всего пару месяцев в ката, сразу же начинают ныть: «надоело, два месяца делаем одно и то же. Когда перейдем к следующему?». Всего два месяца! О каких навыках может быть речь всего через пару месяцев? Многие даже не подозревают, насколько, например, сложна только kiba-dachi , для которой нужен как минимум год ежедневных занятий, чтобы делать ее надлежащим образом, когда человек, посредством ног, словно «врастает» в землю. О каких тут двух месяцах можно вообще говорить!

Смысл каратэ не в заучивании наборов техник, а в базовых методах, порождающих массы техник. Чтобы освоить навыки, заложенные в ката, их нужно терпеливо тренировать. Сравните, как ката делаете вы, и, как их делают большие мастера. В чем разница, может быть вы что-то не понимаете? Вы должны постоянно учиться понимать цели, которые ставят перед вами ката, и работать над достижением этих целей до изнеможения, только так можно совершенствоваться. То, что на словах, может забыться, но тому чему научилось тело, оно не забудет никогда.

В каратэ так много ката, что ни одному человеку не хватит жизни, чтобы изучить их полностью. Если человек не освоит концептуальных методов, заложенных в ката, то у него никогда не будет основы для роста в техническом мастерстве. Кроме того, требуется еще немало времени, чтобы научиться применять техники на основе изученных в ката методов.

Но как только вам станет понятен какой-либо метод в ката, он сразу «потянет» за собой раскрытие и других методов. Какими бы не были разнообразными ката, они все тренируют определенные методы. Поэтому поняв методы в каком-либо ката, вы будете понимать методы, заложенные и в других ката, вне зависимости от того, практикуете вы их или нет.

Хочу рассказать одну очень старую историю, которая, по моему мнению, хорошо поясняет эту мысль.

Давным-давно жил один очень знаменитый рассказчик легенд и сказаний, который в период своего ученичества имел очень строгого учителя. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, и так несколько лет подряд, он должен быть упражняться в декламировании одного эпизода из Taikоki (Сказание о Toyotomi Hideyoshi) и учитель не позволял ему перейти к следующему. Наконец, молодой человек пришел в полное отчаяние. Решив, что его учитель полная бездарность, он решил уйти в сёгунскую столицу, которая тогда называлась еще Эдо, чтобы заняться чем-нибудь другим.

Направляясь в сторону столицы по тракту Tokaido, он остановился на ночлег в одной из деревенских гостиниц (расположенной в современной префектуре Shizuoka), где случайно узнал, что этим же вечером состоится конкурс рассказчиков. Решив попробовать, Косидзи принял участие и рассказал, естественно, что знал – эпизод из Тайкёки. И как только закончил свое выступление, он неожиданно услышал восхищенный голос устроителя конкурса. «Великолепно!», - воскликнул он, - «вы наверное очень известный мастер?».

Юный Косидзи был ошеломлен, и ответил, что он всего лишь ученик. Но устроитель состязания удивленно сказал: «не могу поверить, Ваше выступление было достойным знаменитых мастеров. Как зовут вашего учителя?». Сгорая от стыда юный Косидзи сказал, что он ушел от своего учителя, считая его бестолковым. «Как глупо», - сказал устроитель состязания, - «благодаря ему, вы так великолепно сегодня выступили, хотя проучились всего несколько лет. Я бы на вашем месте вернулся бы и попросил прощения, быть может, он примет вас обратно в обучение». Косидзи так и сделал, и проучился у своего учителя до самой его смерти, став впоследствии одним из самых знаменитых мастеров своего времени.

Я привел эту небольшую историю, как пример того, что очень многие истории, пусть даже они и вымышленные, весьма поучительны и могут давать нам лучшее понимание наших целей в жизни.

2. Избегайте чванства. Никто не будет уважать человека, который кичится своими успехами или ведет себя вызывающе, пусть он трижды будет талантлив в каратэ, или в другом боевом искусстве. Но еще большим посмешищем в глазах людей выглядит хвастливый человек, который вообще не имеет никаких талантов. Такие люди позорят не только себя, но и коллег по своему боевому искусству.

Для самосовершенствования, честно вскрывайте в себе недостатки, сравнивая себя с самыми достойными из людей.То же и в каратэ. Найдите себе достойный образец для подражания, и, глядя на него, совершенствуйте свои навыки. Например, посмотрите на людей, которые тренируются более усердно, чем вы, и спросите себя, что вам мешает поступать подобным же образом. В людях встречаются и достоинства, и пороки, но благоразумный человек берет в пример только хорошее, а плохое отвергает.

3. Учитесь быть вежливыми всегда, как дома, так и за его пределами. Вежливость и такт требуют строжайшего соблюдения.

Прогресс боевого искусства во многом обуславливается способностью учеников превзойти своих учителей. Поэтому учителям не следует пренебрежительно обращаться со своими учениками, высокомерно подчеркивая их более низкий, чем у них статус, называя их просто: oshiego (ученик), montei (практик), deshi (старший) или kohai (новичок). Это недопустимо, поскольку надо уважать учеников любого уровня, поощряя их к тому, чтобы они смогли превзойти своего учителя. Кроме того, указывая ученикам на их низкий статус, учитель, тем самым, демонстрирует свою недальновидность и чванство, теряя уважение учеников не только, как к мастеру каратэ, но и, как к человеку вообще. Кстати, смысл известной сказки «О зайце и черепахе» предназначен не только для детей. Никакие мастера не признают другого человека за мастера, если он не обладает благородством духа.

Есть немало людей, которые предпочитают учиться чему-то новому сами. Однако, все же, чтобы быстрее прогрессировать, лучше воспользоваться помощью других более опытных людей. Затем, в свою очередь, мы тоже можем начать помогать другим людям совершенствоваться в навыках. Такая преемственность поколений мастеров является одной из древних традиций, позволяющей сохранять и далее развивать боевые искусства.

Относительно с недавних пор, в некоторой молодежной среде, стали модны клички, типа: jitsuyoku-gata (непобедимый воин), sentо-gata (разящий воин), jissen-gata (беспощадный воин) и т.д. Все это, по моему мнению, не только глупо выглядит, но и подчеркивает откровенную инфантильность этих людей. Искусство каратэ – это не только навыки ведения боя, но и обретение интеллигентности, поэтому подобные клички, отражающие кичливый примитивизм, в нем не применимы.

Знаменитый буддистский мастер, Нитирэн написал «Трактат об открывании глаз» («Каймоку сё», 開目鈔, 1272 г.). Этот мудрый трактат ученикам каратэ-до следует тщательно изучить.

Нарушенное правило

Должен признаться, что я как-то раз сам нарушил свои правила. Это случилось через пару лет после завершения Великой Тихоокеанской войны. Тогда мне было около 80 лет и я вел несколько более активный образ жизни, чем сейчас, поэтому, однажды, принял участие в торжественном вечере литературном общества, которое проходило в районе Tamagawa. После праздника, затянувшегося допоздна (отмечался юбилей), я поспешил на станцию, чтобы успеть на последний поезд, который направлялся в мой район, расположенный в другой части Токио.

В Японии все еще продолжался послевоенный хаос, поэтому большинство людей предпочитали поздно вечером не покидать своих домов. Но я считал, что такой старик, как я, мало кого заинтересует, таким образом, я вышел из поезда на своей станции Otsuka и направился в сторону дома (* Фунакоси жил в районе Койсикава, где расположен старинный парк, в котором он совершал прогулки). Наш район был еще не восстановлен, поэтому он был малолюдным, но, к счастью, дом, в котором мы жили не пострадал от бомбежек и пожаров, однако он был расположен довольно далеко от станции.

Пока я шел домой, начал накрапывать дождь, поэтому я поднял воротник пальто и раскрыл зонт. В квартале Hikawashita, который находится примерно на полпути до моего дома от станции, внезапно из-за телефонного столба мне навстречу вышла какая-то темная фигура. «Привет!», - услышал я и почувствовал, что меня дернули за зонтик. Первой моей мыслью было, что это кто-то из знакомых, поэтому я остановился и, обернувшись к нему, поклонился. Незнакомец явно этого не ожидал. Поразмыслив пару мгновений, он не очень уверенным голосом спросил: «закурить есть?».

И тут мне пришла мысль, что это наверно грабитель, но его манера держаться выдавала, в нем, если так можно выразиться – дилетанта, который изо всех сил пытался выглядеть убедительно. «Простите, я не курю», - ответил я.

Здесь я должен рассказать своим читателям об одной из своих привычек - я не люблю носить ни портфелей, ни сумок. У меня в руке был традиционный японский платок для переноски вещей furoshiki, в котором были завернуты бэнто (коробка для еды) и несколько книг.

«Не ври», - сказал грабитель.

«Я же сказал, что не курю. Будьте любезны, разрешите мне идти дальше».

«Стоять!» - крикнул он, - «а ну, развязывай фуросики, и покажи, что в нем!».

«Для вас – ничего интересного», - стал заводиться я.

«Ах, так!», - и с этими словами он выхватил у меня зонт и, замахнулся им над головою, собираясь меня ударить. Но это была крайне неудачная идея, поскольку при таком замахе он полностью открыл свое тело. Не став дожидаться от него удара моим же зонтом, я подсел и, шагнув вперед, сильно ударил кулаком по его очень чувствительным органам в паху. Не сомневаюсь, что это было ужасно больно. Заорав, он согнулся и выронил зонт, его так шатало, что я думал, что он вот-вот упадет. На его крик примчался полицейский патруль и арестовал его.

Продолжая свой путь домой, я задумался о том, что побудило этого человека встать на путь воровства и пришел к выводу, что вероятнее всего это солдат, недавно вернувшийся с какого-нибудь очень отдаленного фронта. Видимо, не имея ничего - ни работы, ни жилья - он отважился на столь отчаянный шаг, и я сделал то, от чего сам постоянно предостерегал своих учеников. И мне подумалось, что в этой ситуации я повел себя крайне безжалостно.

Каратэ для любого

Одним из положительных качеств каратэ является то, что им может заниматься любой человек - и молодой и старый, и сильный и слабый, и мужчина и женщина. Более того, первоначально для занятий не требуется даже партнеров. Правда затем, по мере совершенствования, наличие партнера все же потребуется, например, для кихона. При этом для занятий не требуется какая-то особенная одежда или оборудование. Даже додзё не нужен - можно заниматься где угодно, например, во дворе. Конечно, если кто-либо желает серьезно изучать ката, то лучше это делать под руководством опытных наставников в додзё, но если человек учится каратэ, чтобы совершенствовать свое тело и дух, то это можно делать вполне самостоятельно.

Исходя из этого становится ясно, почему сейчас каратэ стали практиковать также женщины, что, по моему мнению, еще более способствует его популярности. Однако, все же, женщины стараются не разглашать своих занятий каратэ, и вероятнее всего, в этом повинны мы – мужчины, поэтому мы должны всячески поддерживать их интерес к каратэ, принимая во внимание, что это искусство полезно не только нам. В наше время в обществе, еще довольно широко распространено заблуждение, что, якобы, каратэ делает женщин грубыми и мужеподобными. По видимому это мнение тех, кто никогда не видел ката, в которых элегантность и ловкость движений зачастую превосходят даже традиционные танцы. Сейчас по телевидению показывают много передач, посвященных различным типам женских «гимнастик для красоты». Посмотрев некоторые из них, я убедился, что для женщин ката могут сослужить ту же роль.

Нередко меня спрашивают: не будет ли женщина, которая занимается каратэ, вследствие этого, самоутверждаться перед мужем дома. По моему мнению, ничего подобного не произойдет, скорее наоборот, поскольку каратэ развивает самодисциплину и умиротворенность. Вполне естественно, что такая женщина сочтет просто неприемлемым командовать главою своего дома.

Известно, что каратэ, аналогично гимнастике, очень полезно для женского здоровья. И, принимая в ученики девушек, я мог видеть, как они, примерно уже через полгода, становились не только крепче здоровьем, но у них возникал и более углубленный интерес к изучению нашего искусства. Кроме здоровья, каратэ полезно женщинам еще и тем, что после приобретения даже небольших навыков, они становятся способными защищать себя в некоторых опасных ситуациях.

И тут я позволю себе еще раз повториться, что у каратэ-до с банальной дракой нет ничего общего. Наоборот, настоящие мастера в большинстве случаев предвидят опасность и предотвращают ее, не позволяя ей перерости в ситуацию, в которой они будут вынуждены применить свои навыки. И уж тем более, истинный мастер каратэ никогда не опустится до того, что будет провоцировать других на драку.

Я часто говорю молодым ученикам фразу, смысл которой они смогут постичь только со временем: «Сила в непротивлении». Сначала они этого не понимают, ведь они-то пришли заниматься каратэ, чтобы научиться противостоять. Как же так, недоумевают они, получается все наоборот. Да, верно, непросто сразу осознать смысл этого, это – работа для ума, поэтому я никогда ее не объясняю. «Каждый из вас в свое время поймет», - говорю я им, - «и смысл сказанного вам покажется на удивление простым». Обязательно... Я знаю, что каждый, кто вкладывает в занятия каратэ-до всю свою душу, в конечном счете придет к результату моих слов. И еще, только тот, кто поймет свои слабости сможет стать по-настоящему сильным, потому что только открыв в себе слабости, человек способен изменяться. Настоящий мастер всегда ищет свои слабые стороны, чтобы избавившись от них, стать сильнее.

(продолжение...) (К началу книги)