Перейти к содержимому


  




Указ Сацума

Автор: clover, 19 Октябрь 2013 · 1 467 views

Указ Сацума Указ Сацума

(перевод clover)

В 1609 году, войска Симадзу, главы клана Сацума, вторглись на территорию княжества Рюкю. Однако, это нападение не было неожиданным, этому предшествовали многолетние столкновения между двумя сторонами. Для проведения этой кампании, Симадзу требовалось согласие сегуната Токугавы. После нескольких дней боевых действий княжество Рюкю потерпело поражение.

Очень часто утверждается, что быстрое поражение рюкюсцев было результатом плохого вооружения армии княжества, у войск не было огрестрельного оружия, как у Симадзу, таким образом, у них не было никаких шансов на победу. Это только полуправда. Княжество Рюкю было одним из первых, кто импортировал китайское огнестрельное оружие. Однако, сначала рюкюсцы покупали, в основном, крупные пушки в Китае, а затем позднее, они также стали закупать очень популярные в Японии пищали (западноевропейское оружие было ввезено в Японию в 1542 португальцами через порт Кагосима), поскольку им требовалось защищать свои порты, а также суда от полчищ пиратов, орудовавших на торговых морских путях.

После поражения, рюкюский правитель Shō Nei, вместе с советниками из Sanshikan (совет из 3 министров) стали заложниками торговых и политических взаимоотношений между Японией и Китаем. Они были вывезены в Кагосима, где находилась резиденция Симадзу, даймё клана Сацума. Там же, в Кагосима, был составлен указ, который должен был подписать правитель Рюкю и советники Sanshikan. Один из членов Sanshikan, Ueikata (чин) Teidō, отказался это сделать. Он был казнен через обезглавливание. Только после того, как был подписан указ, правителю Shō Nei и советникам из Sanshikan было позволено вернуться из Кагосима обратно на Рюкю, это было в 1611 году.

Сейчас часто говорят, что в «указе Сацума», японцы установили запрет на владение рюкюсцами оружием. Рассмотрим этот указ:

1. Никакие товары без разрешения не могут быть импортированы из Китая.

2. Вознаграждение за работу на государственных должностях могут получать только выcoкообразованные чиновники или люди с высоким происхождением, для иных людей - вознаграждение не гарантируется.

3. Женщины не имеют права занимать государственные должности.

4. Государственные чиновники не должны подрабатывать в своих частных хозяйствах.

5. Количество буддийских и синтоистских обрядов и ритуалов при дворе не должно быть слишком большим.

6. Торговцы, экспортирующие товары за границу, должны получать для этого письменные разрешения.

7. Никто из жителей княжества Рюкю, не может отправляться в Японию без разрешения.

8. Налоги должны уплачиваться в размере сумм, определяемых земельными или городскими главами.

9. За все дела в государстве отвечает исключительно Sanshikan.

10. Никто не может быть принужден против своей воли покупать или продавать товары.

11. Распри и самосуд запрещены.

12. Дела по мелким преступлениям могут рассматриваться местными судьями, рассмотрение дел по крупным преступлениям должно проводиться под надзором чиновников клана Сацума.

13. Никаким рюкюским судам не разрешается отправляться в другие страны без разрешения.

14. На Рюкю должны применяться только японские единицы измерения.

15. Азартные игры и иные порочные занятия строго запрещаются.

Как видно, ничто в этом указе не говорит о запрете оружия. Здесь скорее очевидно, что японцы на Рюкю имели, в основном, свои финансовые интересы (* как говорят в наше время – это была их «зона экономических интересов»). Они взяли под контроль и регулирование всю торговлю Рюкю.

Количество чиновников Сацума на местах не было достаточно большим, чтобы они могли обеспечить контроль над владением оружием рюкюсцами. Задачей этих чиновников в большей степени являлся надзор и помощь в экономическом управлении государством. Так, например, известно, что комиссия из 14 советников Сацума проводила консультации при правительстве Рюкю для оценки налоговых поступлений, а также выработке более эффективной системы сбора налогов, при этом эти советники сопровождались только 168 сацумскими самураями. В прямых финансовых интересах Симадзу было то, что посредством рюкюсцев, они могли наращивать свой оборот торговли с Китаем, который не желал торговать с японцами напрямую. По этой причине, новые взаимоотношения между княжеством Рюкю и кланом Сацума держались от Китая в секрете. По этой причине присутствие японцев на островах в большом количестве было невозможным, это сразу бы вызвало подозрения у Китая. Когда китайские торговцы или послы прибывали на Окинаву, то не только чиновники Сацума, но и все, что было связано с японским влиянием тщательно скрывалось.

В той же мере, экономически более слабое княжество Рюкю, для увеличения своего оборота торговли с Китаем, тоже было весьма заинтересовано в инвестициях Симадзу, который не только брал налоги с рюкюсцев, но и оказывал им различную финансовую поддержку (* по-видимому имеется ввиду - «аренда капитала»).

В свете таких событий не имеет смысла говорить о сацумцах, как об «угнетателей рюкюских народных масс», что подтверждается фактом отсутствия в то время на островах не только «народно-освободительной войны», но даже фактов мелких бунтов, поскольку все взаимоотношения Симадзу на Рюкю сводились, в основном, к контролю финансовой деятельности этого островного государства. Небольшое и менее экономически развитое княжество Рюкю всегда нуждалось в различной поддержке со стороны более крупных государств, и поэтому, когда ему предоставилась возможность использования не только китайского капитала, но и японского, оно от этого не отказалось. Кроме того, надо сказать, что все действия Симадзу проводил не от себя лично, а с одобрения Сёгуната (* торговля с Китаем в те времена в Японии была монополией Сёгуната), в т.ч. и экономическую экспансию на Рюкю. Т.о., без официального разрешения Сёгуната сацумцы не могли предпринимать никаких действий, в т.ч. – репрессий, на Рюкю.

Откуда же тогда вообще взялся миф о запрете оружия на островах? В одном из своих отчетов о путешествиях (Account of a Voyage of Discovery to the West Coast of Corea and the Great Loo-Choo Island in the Japan Sea (1818) – кому интересно – книга в открытом доступе на англ.в электронной библиотеке Google, но есть "Дипломат в Японии"), описывал в т.ч. и свое плавание к островам Окинавы (Loo-Choo) в 1816 году. Эта книга была очень популярной, и ее читал даже Наполеон. При описании туземцев капитан Hall указывал, что он не видел, чтобы они носили какое-либо оружие при себе, и высказывал мысль, что, якобы, возможно у них вообще не было никакого оружия. Но, сейчас достоверно известно, что капитан Hall вместе с членами своей команды, встречался с чиновниками островного княжества (* т.е. он видел только юкатчу, которых во все времена было гораздо больше на Рюкю, чем буси), чей класс «Государственные чиновники» не находился в прямом соответствии с классом «Самураи» в Японии. У класса «Государственные чиновники» не было обязанности носить при себе мечи (как у «Самураев»), как признак своего статуса, что может быть объяснением, почему капитан Hall не увидел у «важных рюкюских людей» никакого оружия. Также нельзя делать однозначным выводов, что лица, принадлежавшие к рюкюскому классу «Государственные чиновники» не умели владеть мечами.

Кроме того, в старых рюкюских документах есть свидетельства того, что Рюкюское государство закупало железо, поскольку испытывало его нехватку для ковки мечей. Жителям Рюкю позволялось брать с собой оружие при поездках в Кагосима, если их напрявляли туда с какой-либо официальной миссией или выполнить работу. Сами рюкюсцы покупали и продавали оружие с незапамятных времен. Однако, в 1639 году, указом Токугава, экспорт оружия за границу был запрещен. До этого времени размер экспорта оружия с островов был таков, что этот запрет Токугава привел к сильному спаду экономики Рюкю. Контроль за исполнением этого сёгунского указа на островах осуществлялся посредством чиновников из Кагосима. Однако, «запрет на экспорт оружия с Рюкю» и «полный запрет на владение каким-либо оружием на Рюкю» это далеко не одно и тоже.

Инсинуации в этом вопросе даже дошли до того, что стали встречаться «исторические факты», что «у жителей деревень был один нож на всю деревню, который был привязан у главного деревенского колодца». Что за вздор. Как такое вообще мог выдумать? Представьте себе размер рыбацкой деревни и количество семейных хозяйств в ней. А также представьте себе, как рыбаки могли работать без использования ножей в своей работе, а хозяйки разделывать рыбу, чистить морепродукты, овощи и корнеплоды, если у них был один нож на всю деревню, привязанный где-то к колодцу.

Есть и другие факты, которые говорят о том, что никакого запрета на оружие на Рюкю не существовало. В книге «Notes on Loochoo» (к сожалению, нет в интернете в открытом доступе для чтения), опубликованной в 1872 году (очень популярной и сразу же переизданной – 1873, 1974), Ernest Satow, британский дипломат и исследователь японской культуры, который много лет прожил в Японии, писал о рюкюсцах: «С точки зрения их военных навыков, то следует отметить, что они являются отличными конными лучниками, а также пешими стрелками, вооруженными хорошего качества фитильными ружьями [Примечание: мушкеты и пищали]. И их навыки в безоружном бое таковы, что хорошо обученный боец может разбить большой кувшин, лежащий на земле, или убить человека, одним ударом руки.».

Рюкюские чиновники, такие как, например, Matsumura Sōkon, Matsumora Kōsaku и Asato Ankō при посещениях Кагосима, брали уроки в Jigen-Ryū – школе БИ клана Сацума. Также известно, что в 1867 году, на Рюкю состоялась публичная демонстрация боевых искусств, в т.ч. и с оружием.

Точно также можно быть почти уверенными, что возникновение Кобудо на Рюкю никак не было связано с «запретом на оружие», поскольку никакого запрета не было. Также можно считать несуразицей, что японские самураи могли запретить использовать рюкюским крестьянам и ремесленникам приспособления и инструменты, которые им были необходимы для повседнего труда, только потому, что ими можно кого-то убить.

Подробнее о «хитрых» взаимоотношения рюкюсцев с японцами можно прочитать здесь (книга на англ. )

Миф о пацифизме рюкюсцев