Перейти к содержимому


  




Мицусукэ Харада – мастер Сётокай

Автор: clover, 11 Октябрь 2013 · 1 382 views

Мицусукэ Харада – мастер Сётокай

Mitsusuke Harada – Master of Shotokai

Interview by John Cheetham

Shotokan Karate Magazine No 25, 1990


(перевод clover)

Q. Сeнсeй, каковы основные различия между Shotokai и Shotokan?

А. Я считаю, что парадигмы этих стилей не так уж сильно различаются, поскольку и Shotokai, и Shotokan имеют единое происхождение. Отмечу лишь, что на каратэ Shotokai большее влияние оказал мастер Ёситака Фунакоси,чем мастер Гитин Фунакоси.

(i) СТОЙКИ – Zenkutsu-dachi. Мы в Shotokai вместо нее чаще используем fudo-dachi, которая является производным от kiba-dachi. Из фудо-дачи удобно делать шаги вперед с ои-цуки, агэ-укэ и т.д. Этот шаг всегда делается по прямой, т.е. не как круговые шаги в ката hangetsu или sanchin (изнутри наружу).

(ii) ЗАЩИТА – Age-uke, Gedan Barai делаются с небольшим изгибом запястья (наружу) – с целью зацепов, «сдергиваний», «протаскиваний» и т.д. подобных действий с конечностями противника - для блокирования, с одновременным выведением его из равновесия.

(iii) SHUTO-UKE – «кисти-копья», четыре пальца полностью распрямлены и плотно сжаты, большой палец отведен в сторону, и (!) выпрямлен, что означает, что ладони должны быть в хорошей «натяжке».

(iv) IRIMI – главная тактика Shotokai, смысл которой сводится к тому, чтобы «проскользнуть», пройдя «сквозь» (каваси) противника (в результате, в идеале - вход за спину противника), используя Ирими навстречу атакующему противнику, при котором делается туловищем положение Ханми так, чтобы площадь туловища «уменьшилась» примерно до 45% (короче - боком); с попутным выполнением различных контратакующих техник и действий.

Q. Какие ката практикуются в Shotokai, и чем они отличаются от Shotokan?

А. Классический набор ката для изучения Сётокан, который преподавал О-Сенсей Гитин Фунакоси:

TAIKYOKU SHODAN, NIDAN, SANDAN;
HEIAN SHODAN, NIDAN, SANDAN, YODAN и GODAN;
TEKKI SHODAN, NIDAN, SANDAN;
BASSAI (DAI), KANKU (DAI), JION, JUTTE, HANGETSU, ENPI и GANKAKU.

Все эти ката практикуются в Сётокай, в т.ч. и Taikyoku, которое было создано мастером Фунакоси, и которое является одним из наиболее важных для нас. Кроме изучения вышеуказанных ката, в Сётокай также практикуются:

KANKU (SHO), MEIKYO, JEIN, SOCHIN, NIJU SHIHO, GOJU SHIHO, SANCHIN, TEN-NO KATA, а также ката иай-до.

Мы также практикуем BO (KON) NO KATA: MATSUKAZE (вариант Shotokai), SAKUGAWA, SHUSHI и SUEYOSHI.

Практика наших ката отличается от практики ката в Сётокан стилевой особенностью. Вначале мы делаем их медленно, стараясь по возможности раскрепостить тело, но не теряя при этом баланса.

В старину ката были сродни специальной военизированной гимнастике. Цель их практик состояла в обучении тела правильным действиям. Мастер Гитин Фунакоси не особо подробно объяснял цели и смысл практики ката, поэтому каждый университетский клуб каратэ в Японии того времени, обзавелся собственными интерпретациями ката, смысл которых примерно соответствовал боксерскому «бою с тенью». Очевидно, что постепенно, идеи, заложенные в практику ката, менялись относительно их первоначальных целей, как и само каратэ-до, которое значительно изменилось со времен мастера Фунакоси.

Моя идея в практиках ката – это отработка культуры перемещений, умение двигаться ловко, свободно и непринужденно, с незакрепощенным телом, всегда готовым к переходам к иным состояниям. Это важно для правильного и своевременного напряжения и расслабления мукулов. Ката это не просто «бой с тенью», это работа с самим собой, глубокая проработка всех возможностей использования тела, отслеживание его правильной формы, и состояний, который обеспечивают нам наиболее эффективное использование мышц и биомеханики нашего тела. В этом, по-моему мнению, заложен истинный смысл и цели практики ката.

Опубликованное фото

Q. Какие виды кумитэ практикуются в Shotokai?

A. Все обычные виды кихон-кумитэ, которые для младших учеников обычно начинаются с гохон-кумитэ, после чего следует самбон-кумитэ. Для старших учеников – дзиу-иппон-кумитэ и дзиу-кумитэ.

Q. Каково ваше мнение о соревнованиях в кумитэ и ката?

A. В принципе, я не имею ничего против соревнований в каратэ. Однако, с правилами кумитэ в каратэ, сложно согласиться. В большинстве видов спортивных БИ можно точно определить победителя, например, по нокаутам в боксе. Это понятно и спортсменам и зрителям. В соревнованиях по кумитэ в каратэ, результаты не так очевидны. Кроме того, по «бесконтактным» правилам очень сложно судьям оценивать выполнена ли техника эффективно или нет. Было ли это просто «касание», или это было полноценное действо. Да, и сама, идея соревноваться, фактически не нанося удары по сопернику, очень сомнительна. Это, где-то сродни игре в футбол без мяча!

Вообще, по моему мнению, соревновательные условия весьма далеки от реальных ситуаций в жизни. Многие техники и методы, предназначенные для выступлений на турнирах, изучаются не достаточно глубоко, поэтому они не являются эффективными в реальности, а некоторые техники и методы просто не изучаются, поскольку они либо запрещены правилами соревнований, либо просто не нужны в условиях спортивного поединка.

Что касается соревнований по ката, то судьи нередко оценивают только то, как человек «смотрится» в ката, это и есть отношение к ката, как к «бою с тенью».

Поэтому еще раз скажу, я не против соревнований, но в текущем их виде, участвовать в них не хотел бы.

Q. Расскажите о сыне мастера Фунакоси, Ёситаке?

А. Когда мне было 14 лет (1943), я был принят в обучение в додзе Сётокан, куда ходил на тренировки в 3-4 раза в неделю. Сам мастер Фунакоси лично уже не вел тренировки, мы занимались у мастера Hironishi,который иногда по вечерам тренировался с Ёситакой, но это было не очень часто из-за плохого здоровья Ёситаки.

Будучи подростком, мое первое впечатление от навыков Ёситаки было ошеломительным. И не только мастерство, все в нем, и в личности, было харизматичным, мы обожали его, поэтому когда он приходил в зал, асмосфера в нем полностью заполнялась нашим восхищением. Особенностью практик Ёситаки было то, что отработка методов и техник для него была не так важна, как поиски дополнительных источников силы и эффективности. В этом он совершенно отличался от нашего мастера Хирониси, который гонял нас, в основном, в многократных повторах техник. Когда, позднее я поступил в университет Васэда, и стал заниматься в университетском додзе, метод обучения, основанный на многократных повторах техник, там не применялся. Новый метод «вдумчивого обучения» (! Концепция этого метода описана мастером Касе в одном из его последних интервью – см. внизу статьи «Прогресс заложен не в количестве, а в качестве»),который применялся мастером Okuyamа в нашем университетском додзе, был одной разработок Ёситаки в ходе его поисков и модернизации каратэ.

Q. Поддерживате ли вы связи с такими мастерами, как, например, Egami и Oshima?

А. К великому сожалению, мастер Эгами уже около 9 лет, как не с нами. Что касается мастера Осима, я в течение более 10 лет не имел с ним контактов, поэтому понятия не имею, что он сейчас делает, только мне кажется, что наши идеи являются различными, а методы и практики не являются одними и теми же.

Q. Если посмотреть на фотографии мастера Гитин Фунакоси, то сразу заметно, как высоки были его стойки, а на фотографиях Ёситаки, его стойки гораздо ниже и шире. Не могли вы это прокомментировать?

A. Мастер Фунакоси был весьма невелик ростом (* говорят, чуть более 150 см), так что, если бы он сел в более низкую стойку, то стал бы еще ниже. Мое личное мнение таково, что поскольку мастер Фунакоси практиковал в основном ката, то высота стоек для него не имели столь важного значения.

В отличие от О-Сенсея, Ёситака изменил методы обучения, он много практиковал кумитэ, поэтому крепкие устойчивые стойки и контроль равновесия были для него чрезвычайно важны, так же, как для борцов сумо.

Q. Кто, по вашему мнению, оказал большее внияние на Сётокан – мастер Ёситака, или, быть может, мастер Nakayama с инструкторами JKA?

А. До войны множество людей знали мастера Ёситаку и практиковали с ним, но после войны, не так много людей знали действительный уровень мастерства Ёситаки. Тем не менее, я не считаю, что мастер Накаяма и JKA смогли повлиять на всех послевоенных мастеров.

В 1948 году, когда я тренировался в университете Васэда, на наши практики большое влияние оказывал мастер Окуяма, на которого повлиял мастер Ёситака. Мастер Oкуяма и старшие инструкторы JKA по многим вопросам имели большие разногласия. В то время я ничего не знал об этом, но когда я позднее встретился с мастером Эгами, то он пояснил, что Ёситака имел большое влияние на университетский клуб Васэда, в т.ч. и на него – Эгами, и на Окуяму.

Мастер Накаяма был из университетского клуба каратэ Такусёку. Влияние мастера Ёситака в этом университетском клубе, в основном, сводилось к мастерам Fukui, Miyata и Morihana, это были единственные ученики, которые перенимали его стиль каратэ, его методы. К сожалению, Morihana рано ушел из жизни, но, если рассматривать Miyata, то он воздержался от деятельности в JKA, поэтому можно определенно сказать, что влияние мастера Накаяма и JKA не было тотальным на всех мастеров.

Первоначально, в старом каратэ, не было метода обучения «Кихон», все тренировки проводились по методу «Ката». Говорят, но я в этом твердо не уверен, что «Кихон» возник примерно в то же время, когда Ёситака отказался от использования шагов «хангецу» (т.е. от циркулярного перешел к линейному шагу; * одна из стилевых особенностей Каратэ-До Сётокай). Также Ёситака сменил базовую нейтральную стойку «Текки» (киба-дачи, которая была базовой у его отца) на фудо-дачи, которую теперь практикуют во всех школах Каратэ-До Сётокай (* так же стилевая особенность Сётокай). Я помню перемещения и стойки мастера Гитин Фунакоси, они полностью отличались от JKA.

Q. И в заключении, Харада сенсей, многих читателей Shotokan Karate Magazine интересует, как вы считаете, будучи «прямым» учеником мастера Фунакоси, что бы мог сказать О-Сенсей об уровне современного каратэ, объединенного под общим названием «Сёто»?

A. Если бы мастер Фунакоси смог увидеть современное каратэ, то возможно, он бы сказал, что это не каратэ. В предисловии ко 2-ому изданию своей книги Karate Do Kyohan он писал, что уровень послевоенного каратэ уже изменился до неузнаваемости с того времени, когда впервые он представил его в Японии. Но такая модернизация каратэ является естественной и необходимой, как и для всякого другого живого искусства, хотя, об утрате кое-чего он искренне сожалеет.

Но это было тогда, а теперь, спустя более 30 лет, каратэ изменилось даже еще больше, возникло множество новых школ, и может быть, О-Сенсей был бы впечатлен размахом достигнутого.

(Shotokan Karate Magazine хотел бы поблагодарить Харада сенсея за это небольшое интервью, а также Miss M. Kellett и Denis Ansell, которые оказали свою поддержку. РЕДАКТОР)
*********************
NOTE – ХАРАДА СЕНСЕЙ является главным инструктором Европейского представительства Nihon Karate-Do Shotokai, который имеет свою резиденцию в Великобритании на протяжении более 20 лет. Харада родился в Маньчжурии 16.11.28. Переехал в Великобританию 19.11.63. Karate-Do Shotokai был основан в Великобритании в 1966 году.


Мастер Харада: Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай
Интервью с мастером Мицкэ Харада
Интервью с мастером Мицусукэ Харада-2
The Shotokan Way: Интервью с Мицусукэ Харада
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада
Mицкэ Харада: концепция Киай