Перейти к содержимому


  




Shinbu - искусство прекращать насилие

Автор: clover, 10 Октябрь 2013 · 1 646 views

Shinbu - искусство прекращать насилие Shimbu - Divine Martial Arts
by William Durbin, Soke of Kiyojute Ryu

(сокращенный перевод clover)

Многие люди западного мира никогда полностью не понимали сути азиатских БИ, потому что их умы были воспитаны на западной пропаганде насилия. Эта пропаганда насилия основывается на многих, так называемых «БИ» Запада. То, что сейчас называется «смешанные единоборства» не являются по смыслу БИ вообще, потому что единственная причина, по которой в них тренируются люди, это быть «бойцами». Человек, который любит драться, или который любит соревноваться, не соответствует понятию мастера БИ.

Бу - остановить насилие

Глубинная сущность бу-дзюцу связана с тем, что люди, которые не любят насилие, могли бы защититься от тех, кто, на самом деле, его весьма «уважает». В классических школах БИ учеников учат презирать насилие. Это связано с концепцией «Обретения мира в наших сердцах». Мы должны научиться избегать конфликтов, т.е. мы должны стать человеколюбивыми людьми.

Когда мы встаем на путь достижения такой умиротворенности, то мы можем считать, что мы также вступили на путь обретения истинного мастерства в БИ. Если мы способны избегать насилия и конфликтов, то мы находимся на пути к реальному духовному развитию. И до тех пор, пока в нас не иссохла жажда побеждать других, мы не сможем достигнуть мира ни с собой, ни с другими.

И только в тех случаях, когда мы понимаем, что не применение насилия может реально привести к еще большему насилию, то мы имеем право начать действовать.

Туриниры дзюдо и каратэ: полный контакт - кикбоксинг - миксты

Эскалация насилия в сфере единоборств как в США, так и в остальном мире, имела к этому исторические предпосылки. Все началось с возникновения соревнований по дзюдо и каратэ, где люди соревновались, чтобы выиграть по очкам за броски и имитацию ударов. Тем не менее, во время этих соревнований, люди нередко серьезно травмировались, вплоть до переломов костей или потери сознания от нокаутов.

Такое «зрелище» порядком возбуждало, подпитанную адреналином тестостероновую толпу. После поражений в бою, стали шаблонными заявления: «вот, если бы мы соревновались без правил, то я бы его порвал». Постепенно этот процесс привел к тому, что в умах некоторых людей выкристализовалась идея проведения соревнований в полный контакт. И были люди, которые возражали против этой идеи, но «жажда денег решает все», и были учреждены турниры по каратэ с полным контактом. Однако, они были связаны со множеством споров о том, какие правила будут делать эти турниры наиболее приближенными к «реальным» условиям. Также, например, часто возникли такие разговоры, что если «боец» соревновался по одним «реальным» правилам и проиграл, то, вот, ежель бы, он соревновался по другим «реальным» правилам, то обязательно бы выиграл. Т.е. начались обсуждения чьи «реальные» правила являются «наиреальнейшими».

На проблему эскалации и пропаганды насилия со временем уже никто не обращал внимания, поскольку все были заняты только одним, выяснениями – «кто является лучшим бойцом», поэтому бои постепенно становились все более жестокими. Затем, наконец, в турнирах по микстам были разрешены и другие техники, например, удары локтями и коленями, что привело к очередному витку жестокости и травматизма на рингах. Я изучал статику травматизма в единоборствах по различным странам мира, и обратил внимание, что она особенно высока в Таиланде, где даже дети соревнуются в полный контакт, получая при этом серьезные травмы, что уж говорить про взрослых.

К сожалению, даже такое огромное количество жестокости на ринге, не могло насытить тех, кто страждал наблюдать турниры только из-за того, что они связаны с высокой травматичностью и агрессивностью его участников. Для удовлетворения нужд таких, по сути больных людей, а также для извлечения из этих «больных» и больших денег, был учрежден новый вид «спорта», а по сути шоу – Американский армреслинг. Этот новый по сути вид «спорта» не был изначальным изобретением США, в том или ином виде он возникал и существовал в различное время в разных странах, но вследствие того, что это является демонстрацией жестокости «в чистом виде», он был запрещен в большинстве цивилизованных стран.

Но, тем не менее, осталось еще множество стран, в которых люди разработали и учредили так называемые турниры «без правил», которые предусматривают полный контакт и отсутствие запрещенных приемов в борьбе. Это привело к возникновению такого явления спортивное культуры, как «смешанные единоборства», где иногда уровень проявления дикости является ужасающим. Уже в самые первые годы существования турниров по микстам были зарегистрированы два случая смерти вледствие тяжелых нокаутов. И читая дальнейшие, восхищенные отклики некоторых людей, относительно этих случаев, можно было усомниться в их психическом здоровье.

Вот почему «смешанные единоборства» нельзя причислять к БИ вообще, поскольку их смысл НЕ в «пресечении насилия», а НАОБОРОТ, в «развязывании насилия». Уже есть свидетельства того, что множество молодых людей участвуют в боях ММА, только, чтобы подражать своим кумирам. Эти турниры, безусловно, способствуют увеличению уровня насилия в обществе в нашей стране (США).

Печально, что когда турниры по микстам впервые возникли в США, я думал, что мы, американцы являемся весьма цивилизованной страной, чтобы поддерживать и развивать такую отвратительную форму пропаганды насилия. Я думал, что люди увидят всю их жестокость и по сути - античеловечность, и отвергнут их. Я надеялся, что эти турниры исчезнут вскоре после их появления.

Но, появился интернет, который стал мощным «трамплином» для дальнейшей популяризации боев без правил, причем настолько, что сейчас, говорят, они являются самым быстрорастущим видом спорта в мире. Если это правда, то от этого становится грустно. Возможно, именно поэтому сейчас так много локальных конфликтов и войн в мире, потому что мы - люди, в своей массе становимся опять более дикими. Или, быть может, это в нас накопилось столько агрессии, что мы стали создавать такие жестокие виды спорта, которые удовлетворяют позывы к разрушению в наших душах.

Опубликованное фото

Busan

Я не приемлю любые формы жестокости, поэтому не очень люблю смотреть зрелища, где люди страдают от боли из-за каких-то приземленных целей, однако, сейчас полно каналов ТВ, на которых показывают все турниры подряд, от кикбоксинга до смешанных единоборств. Даже мельком взглянув на них, можно заметить, что большинству их участников не хватает глубины мастерства. По большей части, в поединках спортсменами применяется 5-6 техник, и «вариаций на их тему»,которые собраны из различных БИ, и которые не требуют особо тонких навыков при их использовании. Например, в случае борьбы, большинство побед участниками турниров по микстам добывается, в основном, двумя методами, это различные варианты «удушения треугольником» (triangle choke) и различные варианты болевых на руки (cross arm hold). Это два довольно несложных метода, которые в дзюдо большинство учеников изучают примерно на уровне коричневого пояса. Из кикбоксинга заимствуется лишь примерно 4-5 вариантов ударов. Почти ничего из БИ не заимствуется для защиты, все только для нападений. Многие в ММА считают, что владение несколькими ударными техниками и приемами борьбы, этого вполне достаточно для победы, но это, в действительности показывает, как мало мастерства требуется, чтобы побеждать на турнирах смешанных единоборств.

Когда-то жил великий мастер дзю-дзюцу, Mataemon Iso, основавший школу Tenshin Shinyo Ryu, который был известен тем, что имел в своем арсенале около 300 вариантов ударов (и это только руками!). Он был также знаменит своим умением буквально убить с одного удара. А наблюдая за участниками боев без правил, можно заметить, что многие не владеют, в должной мере, навыками даже единственного удара. Сразу же после Второй мировой войны, один из японских мастеров дзю-дзюцу был вовлечен в конфликт с якудза. В одной из драк с участниками банды, он своими ударами убил 8 человек. Это пример действий мастера настоящей, традиционной школы дзю-дзюцу, а не спортивной, в которой только «катаются» по татами, пытаясь поймать за руку друг друга.

Что позволяло мастерам прошлого достигать успехов в бою против 10, 12, 15 и более противников? Busan - навыки прекращать насилие.

Все обучение в БИ начинается с освоения небольшой горстки методов, являющихся основой (базой, фундаментом) для применения техник. В Шаолинь их 18, в Тайцзи - 13, некоторые японские БИ имеют лишь примерно 8 методов. Но при достижении учеником уровня Busan, он, на основе этой базы, может создавать бесчисленное количество техник. Эти базовые методы в БИ передаются из поколения в поколение, чтобы будущие мастера БИ могли развивать свой Busan.

Некоторые люди удивляются, почему эти базовые методы так важны, почему просто не изучать по порядку техники без них (т.н. «коллекционеры техник», т.е. без базы: ма-ай, кудзуси, каваси, тай-сабаки, ирими, «чтение» противника и т.д. ). Но все дело в том, что вся эффективность техник напрямую зависит от степени владения Busan, и только когда ученик освоит базовые методы он начнет понимать принципы, обеспечивающие эффективность техник.

Каждый стиль БИ имеет свою концепцию ведения боя, из которой произрастает своя база, которая, в свою очередь, приводит к произрастаю сотен, а то и тысяч вариантов техник. Эти базовые методы представляют собой то, что обеспечивает необходимую эффективность действий и техник в условиях реального боя. Эти базовые методы выкристализовывались в течение сотен лет различными поколениями мастеров каждого стиля.

Но практика методов должна проводиться в соответствии с правильным Духом - Shin. Если кто-либо практикует ради насилия, то это находится в прямом противоречии с истинным Бу. Ученики БИ должны тренироваться, чтобы останавливать насилие - с иными целями, их духовное развитие будет наоборот, постепенно деградировать.

Мы также должны помнить и то, что выбор в применении техник всегда должен быть адекватен степени опасности. Крайности допустимы только, когда мы пытаемся защитить себя или окружающих в ситуации «жизни и смерти», поэтому эти техники не могут рассматриваться, как неприемлемые в случае спортивных соревнований.

Seishi - жизнь и смерть

Не все ясно представляют, зачем японские мастера прошлого совершали свои Musha Shugyo (путешествие с целью сбора новых техник илм пробы своих навыков в поединках с другими мастерами БИ. Например, Мусаси). В большинстве случаев, поединки во время этих Musha Shugyo носили дружественный характер, они могут быть лучше всего выражены термином Embu (проработка бункай).

«Бродячие» ученики-одиночки, ходя по различным додзе и мастерам, практиковали различные свободные формы атак и защит в качестве упражнений, которые также позволяли их участникам испытать навыки друг друга безопасным образом. Хотя, бывали, конечно, и нередко, исключения, когда целью хождения по различным додзе и мастерам некоторых учеников было не Embu, а вызовы их мастерам. Такой «род деятельности» назывался «Shiai», смертельные поединки.

С давних пор и до сего времени, в традиционных БИ концепция «пан, либо пропал» является основополагающей. Не взирая на то, что во время тренировок должна выдерживаться определенная степени безопасности, ученики все же должны постоянно помнить о том, что их искусство напрямую связано с вопросом «жизни и смерти».

Я читал про разных случаях смерти на турнирах, от дзюдо до полноконтактых боев, и даже на «безопасных» спаррингах во время тренировок. Все это такие ненужные смерти, поскольку обучение в БИ должно быть жизнеутверждающим, а не опасным для жизни. Когда я занимался еще в колледже каратэ, мы иногда проводили свободные поединки, и это было ужасным для меня, когда на одной из тренировок, мой лучший друг был избит до крови. Это было обычным у нас, когда старшие ученики выбирали нас, младших, для спаррингов, и просто жестоко пинали, как «боксерские груши». Уже позднее, после своего обучения каратэ в колледже, я стал больше читать на темы БИ, и узнал, что методы обучения, которые создали великие воины Китая, Окинавы и Японии, были основаны совсем на другом - на Ката и Эмбу.

Во всех БИ, основной упор делается на реальных методах самообороны в ситуации «жизни и смерти». Каждое движение должно быть осуществлено с мыслью, что если метод или техника не сработает, то «вы покойник». Но при этом, однако, в процессе практики следует и соблюсти некий баланс, не превращая своего партнера в реальный объект для убийства.

Ai - человеколюбие

Догма гуманности, чувство человеколюбия, всегда должно быть частью подготовки. Это должно быть обязательным элементом того, как вы относитесь к вашим партнерам, оно должно быть одной из причин почему вы тренируетесь, самосовершенствуетесь на пути БИ. Все ваши практики должны осуществляться с идеей не навредить партнерам независимо от методов или техник, которые вы отрабатываете.

Я слышал о человеке, которому на первой же тренировке в клубе MMA/Gracie, один из инструкторов сломал руку. Это не выражение человеколюбия, и неправильное обучение, независимо от стиля или методов тренировок. Начинающие ученики никогда не должны безосновательно подвергаться риску быть травмированными или переносить излишнюю боль. Однако, есть немало жестоких людей, которых, в силу их брутально-дикого характера, привлекают возможности в ММА. Но мы не должны тренироваться, культивируя в себе ненависть к врагу или сопернику, мы должны тренироваться, чтобы защитить себя, свою семью, других беспомощных людей.

Подумайте также о медицинских счетах, из-за чего бюджет вашей семьи будет безосновательно страдать, когда вам потребуется лечение. А также подумайте и о том, как эмоционально будет страдать ваша семья, если вы станете пожизненным инвалидом, или будете вообще убиты.

БИ дает возможность не просто защищать себя, но и делать это расчетливо и умело, т.е. не допуская превышения мер, необходимых для самообороны.

Люди должны понимать, что насилие и жестокость, царящие на современной арене «БИ», являются аберрацией, извращением и бастардизацией смысла БИ. Истинный мастер БИ никогда не выйдет на ринг, чтобы бесцельно причинить вред другому человеку. Истинный мастер БИ всегда находится в процессе духовного роста, одной из целей которого является человеколюбие (гуманизм).




Синбу и боевой путь
Образ Луны в японских БИ
Брюс Ли: «Будь водой, мой друг...»
Kan Wa Kokoro
Введение в Риндзай-дзэн

Taisen Deshimaru: Будо и БИ

Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)