Перейти к содержимому


  




Интервью с мастером Akihito Isaka (KWF)

Автор: clover, 16 Сентябрь 2013 · 1 650 просмотров

Интервью с мастером Akihito Isaka (KWF) Интервью с мастером Akihito Isaka (KWF)
By Emma Robins


(перевод clover)


На протяжении долгих лет, мне посчастливилось обучаться у многих выдающихся мастеров каратэ, но один из них, на мой взгляд, выделяется особо – это сенсей Исака. Он не только мастер с очень необычными методами обучения, но и очень «особенный» человек. Для меня было большой честью, когда этот замечательный сенсей согласился встретится и ответить на все мои вопросы. Также я хотел бы поблагодарить Yuko и Paul Kallender-Umezu, которые нашли время, чтобы перевести это интервью для нас. Также выражаю огромную благодарность John Barker, Robert Sidoli и Yoshiko за оказанную мне всяческую помощь, в том числе и перевода.

(Emma Robins) В каком году вы начали заниматься каратэ?

(Isaka Sensei) Я начал заниматься каратэ, поступив в Asia University, в 1960 году, и моим первым преподавателем с 1960 по 1964 гг. был сенсей Motokuni Sugiurа, который в настоящее время является одним из руководителей JKA.

(ER) Чему учил мастер Накаяма?

(IS) Одним из наиболее важных аспектов при обучении, мастер Накаяма считал обретение навыка толкания от бедра в heisokudachi, сохраняя при этом плавность вращения бедер и постоянность удерживания направление вращения параллельно полу.

(ER) Вы обучались на курсах инструкторов JKA с 1965 года, не могли бы вы рассказать об этом?

(IS) Тренировки были очень суровыми, можно сказать, что они были такими же жесткими, как и при обучении в Сумо, которое являлось образцом при обучении БИ в Японии в те дни. Когда я начал обучаться на курсах инструкторов в JKA, это была эпоха, когда многие инструкторы и семпаи пропагандировали каратэ по всему миру. На курсах была превосходная подготовка техники, поэтому я могу сказать, что уровень технического совершенства был действительно первоклассным. Мне посчастливилось не только увидеть своими глазами, но и заниматься со множеством замечательных учителей и семпаев, чей опыт и навыки в каратэ представляли для меня огромный источник богатства.

(ER) Расскажите о мастере Mori, с которым вы работали вместе в Нью-Йорке, и как бы вы описали его каратэ?

(IS) Мне думается, что он был особенным инструктором, он имел свои методы обучения, в которых уделялось много внимания поддержанию низкого центра тяжести.

(ER) Вы помощник главного инструктора в KWF. Расскажите о сенсее Яхара, почему вы перешли в его организацию?

(IS) KWF является организацией, которая способна успешно продолжать, поддерживать и развивать стиль и методы каратэ сенсея Яхара. Яхара и я, с огромным энтузиазмом преподаем наши методы, которым обучили нас многие старые мастера, воспитавшие также по всему миру множество каратистов нового поколения. Я считаю, что наши методы позволяют вернуться к первоначальным целям и основам каратэ, не только технически, но и духовно.

(ER) Повлиял ли каратэ сенсея Яхара на ваше каратэ?

(IS) Мы с сенсеем Яхара, во многом имеем общее мнение. Я уважаю позиции сенсея Яхара, и согласен с его методами на 100%. Сенсей Яхара - гениальный мастер каратэ, он способен генерировать мощность и скорость, в 3 раза большую, чем у обычного человека. Для развития таких способностей, сенсей Яхара создал соответствующую методику обучения. И я имею честь преподавать ученикам то каратэ, которое практикует сенсей Яхара.

(ER) Вы создали метод «Медленное движение». После многих лет практики этого метода, ваше каратэ стало более эффективным?

(IS) Этот метод обучения изобрел не я. Меня ему научил один человек, который не имел никакого отношения к каратэ. В целях повышения генерирования мощности телом, а также для улучшения качества выполнения техник, этот метод, по моему мнению, развивает способности человека людей до самого высокого уровня.

(ER) «Медленное движение» вы применяете только в кихоне или в ката тоже?

(IS) Этот метод может применяться ко всем видам практики в каратэ (видео Исака: кихон и Канку-дай).

(ER) Если вы отрабатываете технику медленно, то сможете ли вы потом применять ее быстро?

(IS) Я думаю, чрезвычайно важно понимать, что такое «способность двигаться очень быстро». Для обретения мгновенной скорости и наибольшей мощности тренировка тела с помощью медленных движений является идеальной. Необходимо понять, как тело движется и работает, и это понимание может быть развито через обучение методом медленных движений. При обучении тела генерировать скорость, необходимо изучать, как создается движение, причем в трехмерном пространстве. Я позднее расскажу об этом подробнее на сайте KWF. (Этой статьи я не нашла, но об этом пишет William Durbin в своей статье «Kempo No Ritsudo To Nagare: The Rhythm and Flow of the Fist Law of Fighting». На русский – не переведена. Мой перевод).

(ER) Почему вы придаете так много внимания работе тела?

(IS) Нужно знать, как в работе строятся основные скелетные структуры. Понимание центра вашего тела также является очень важным. Это, прежде всего, спина и тазовые кости, особенно крестец в центре таза, и кости в основании позвоночника. Это центр баланса в теле, который связан с работой спины и таза. Для того, чтобы быть быстрым, нужно научиться делать движения «плавным» (гладким\текучим\ловким\удобным) способом, и для этого необходимо научиться использовать не только мышцы, но и сухожилия, которые крепятся к костям, связывая их. К сожалению, возможно, только 1 из 100,000 человек, обладает даром и инстинктивно знает, как двигаться правильно, естественно, что большинство из нас не знают, как использовать свое тело полностью эффективно. Метод «Медленное движение» позволяет понять, что такое центр тяжести тела и как им управлять в движении, это все необходимо для того, чтобы двигаться без ошибок в работе теле. Нервы в позвоночнике и тазе создают идеальное чувства, чтобы работать телом правильно.

(ER) Насколько важна концепция «Хара» в вашем каратэ?

(IS) Важным, или наиболее фундаментальным в «Хара» является работа бедер. А точнее –тазовые кости.. Понимание, как работают бедра является чрезвычайно важным. Опять же, 99% людей не имеют представления о том, как должны правильно работать их бедра. В результате, большинство людей, совершенно не способны ими правильно работать. Если кто-либо научится двигаться правильным образом, то он сможет достичь невероятных и невообразимых уровней мастерства. Это одна из главных целей при обучении каратэ, и нужно долго обучаться этому. В нашем стиле (Сётокан), есть много форм и позиций. Сначала научитесь стоять в них в низком положении. Отслеживайте, как внутри работает тело. Затем, добавьте шаги вперед или назад, влево и вправо, следя за тем, чтобы тело сохраняло и низкое положение, и мобильное состояние, насколько это возможно.

(ER) Какое ваше любимое ката и почему?

(IS) На самом деле у меня нет ката, которое бы нравилось больше бы, чем другие. Количество людей, которые действительно понимают, как выполнять ката, в настоящее время очень ограниченно. Я не могу себе сказать, что есть какое-то ката, которое я делаю в совершенстве. Я все еще нахожусь в процессе изучения всех ката, которые я узнал во время моего обучения в JKA, посредством исследования их в замедленном движении. Метод «Медленное движение» для меня является основой, чтобы иметь возможность изучать различные методы и кихон, которые лежат в основе ката.

(ER) Чтобы вы посоветовали практикам Сётокан?

(IS) Я бы предложил им более тщательно изучать методы и концепции, заложенные в каратэ Сётокан. Нужно всем своим разумом стремиться к более глубокому пониманию технических основ каратэ, изучать фундаментальные механизмы движения, чтобы понять, как использовать бедра и спину.

(ER) Большое спасибо вам сенсей за это интервью и оказанное нам внимание.

Семинар мастера Исака, Уэльс-2004, где он более подробно рассмотрен обучающий метод «Медленное движение» И еще одно интервью с сенсеем Исака

P.S. О методе «Медленное движение». Что характерно, почти все известные мастера Скорости, его используют, чтобы устранить в ходе практики те ошибки в теле, которые «тормозят» разгоны и ускорения.

Мне было интересно сравнить оба метода «Медленное движение», используемые в WKF и в Karate-Do Shotokai. Я знаю, из интервью с мастером Sakae Ibusuki, что в WKF изучались обучающие методы Каратэ-До Сётокай.

Вот два ката, WKF и Сётокай, где используется метод «Медленное движение», и в них видна существенная разница в деталях проработки тела (! Это не значит, что один метод хуже другого!).

http://www.youtube.com/watch?v=_5c1sTbg8s0

http://www.youtube.com/watch?v=C2mBxN-CYng

В отличие от WKF, в Сётокай туловище всегда должно сохранять свою вертикальность (почему необходима Верикальность тела? Если взять молоток, и поставить его на «попа», то он будет стоять вертикально сам, без всяких усилий. Но, если его наклонить, то он либо упадет, либо его придется удерживать рукой от падения. С телом тоже самое, при наклоне часть мышц плеч-спины-ног будет «отвлечена» на поддержание туловища в наклонном положении, а это означает, что эти мышцы не смогут «отдать свою силу в удар», потому что они уже «заняты» удержанием тела в наклонном положении.), плечи напряженно не подниматься, голова не «нависать» над передом, углы локтей в камаэ всегда «смотреть» в землю и не выходить за пределы тела при ударах и (!) блоках (конечности никогда не должны терять связь с Хара, только при таком условии можно работать чисто на технике, без необходимости использования грубой силы), а все тело при движении, в целом, должно «скользить» в пределах «одной плоскости» (т.е. «не скакать» вверх-вниз), чтобы не рассеивать «выпуски силы» вне точки фокуса на теле противника. Кроме того, тело вообще не должно иметь никаких участков «предварительных» напряжений, которые могут препятствовать «выпускам силы» в нужный момент времени.

В Сётокай, при выполнении движений, относящихся к одной самооборонной связке пауз между элементами защитно-контратакующих действий (т.е. «вхождение в Ритм», до полного обезвреживания противника) не делается. Поэтому в ката Сётокай, в т.ч., нарабатывается «текучесть» не только для внутренней работы тела, но и внешней - выполнение самооборонной связки «одним слитным контратакующим движением», в которое может входить: ирими, тай-сабаки, блокирование отбивом\кудзуси, контратакующий\добивающий удар. Конец каждого конца элемента сразу же становится началом следующего элемента – т.е. при отсутствии пауз (затыков в бою) также повышается скорость действий. В Сётокай пауза в ката делается только для «выпуска силы» при удараз и при защитных действиях, в которых блок может нести ту же функцию, что и контратакующий удар (т.е. уже блоком причиняется «ущерб» противнику, и отбирается у него инициатива в бою, а далее идет просто добивание). В отличие от Сётокай, в методе «Медленное движение» WKF паузы в ката делаются даже там, где требуется выполнить связку «одним слитным движением».