Перейти к содержимому


  




Гунфу Белого Журавля, основные тренировочные этапы

Автор: clover, 15 Сентябрь 2013 · 4 304 views

Гунфу Белого Журавля, основные тренировочные этапы

Опубликованное фото

White Crane Gongfu Training Key Points
(originally published in October 20, 2008)
by Dr. Yang, Jwing-Ming, August 7, 2012

(перевод Филин О.)

Д-р Ян Цзюнь Мин — известный писатель и учитель китайских боевых искусств и цигун. Он родился на Тайване, изучал и преподавал тайцзицюань, цигун и киатйские боевые искусства в течение более сорока пяти лет. Является автором более тридцати книг. Изданием «Kung Fu magazine» был назван одним из 10 человек, «сделавших наибольший вклад в развитие боевых искусств, в течении последних 100 лет». Д-р Ян живет в Северной Калифорнии.

На русском языке выходила его книга: Ян Цзюньмин «Основы шаолинского стиля «Белый журавль». Боевая сила и цигун».


Журавль не обладает большой силой, чтобы полагаться на нее в схватке. Однако, при необходимости, она может защитить себя очень эффективно. Защищая себя, он может полагаться только на три вещи: способность подпрыгивать, рассекающая сила его крыльев и удары клюва. Прыжки используются, чтобы уклониться от нападения, а так же, что бы приблизится к противнику для собственной атаки. Когда журавль использует свои крылья для нанесения удара, — он способен генерировать достаточно большое усилие. Ключом к этому виду энергии является скорость. Помните, что хотя вода и является мягкой, но под большим напором — ее можно использовать даже в хирургических операциях. Наконец, скорость и точность, с которой журавль наносит удары своим клювом, — является очень эффективным инструментом для поражения жизненно важных областей на теле противника. Этот навык выживания может быть использован и по другому, — например, с помощью клюва журавля ловит рыбу. Основываясь на своем тридцати пятилетнем опыте изучения стиля журавля, я хотел бы дальше поделиться некоторыми основными ключевыми моментами в изучении этого стиля.

1. Южный стиль белого журавля — мягко-жесткий стиль. Обучение начинающих, как правило, более ориентируется на его жесткой стороне. Общеизвестно, что внешние стили идут от внешнего к внутреннему, от жесткого к мягкому. Причина этого в том, что жестким быть легче, чем мягким. Но и не только в этом. Чтобы использовать мягкость и уметь защитить себя, вы должны сначала понять теорию Слушанья Цзинь (т.е. чувствовать и ощущать кожей), Понимания Цзинь, Следования Цзинь, Прилипания Цзинь, Сдерживания Цзинь, и Закручивания Цзинь. Потом, научиться применять теорию на практике. Однако, наиболее важным аспектом использования мягкой силы является овладение искусством накопления и развития внутренней силы ци, и умением управлять ее движением, для развития максимальной мышечной силы в ударе, с помощью концентрации вашего ума. Для того, чтобы достичь этой цели, как правило, требуется более десяти лет практики и осмысления. Естественно, что для начинающих, будет очень сложно изучать эти секретные уровни искусства.

Как правило, во внешнем стиле, учитель будет учить студентов тому, как использовать сосредоточенный ум для овладения локальной ци, как например, ци рук, и использование этой ци для создания максимального мышечного усилия. Этот вид цигун называется Внешним Эликсиром (Вай Дань). В этом тренировочном методе, изучаемые приемы можно сразу же применить, как для нападения, так и для защиты. Эти методики играли крайне важную роль в старые времена, когда овладение приемами самообороны играло жизненно важную роль. Только после достижения учеником достаточно высокого уровня мастерства, учитель внешнего стиля начинал постепенно вводить его на путь медитации. Посредством медитации, ци рождается и накапливается в нижнем дань тянь. Этот вид обучения классифицируются как Внутренний Эликсир (Нэй Дань). Как правило, первым шагом на пути изучения Внутреннего Элексира, является овладение Малым Кругом циркуляции ци (Сяо Чжоу Тянь). Благодаря практике Малого Круга, ци не только изменяется качественно и накапливается в нижнем дань тянь, но, так же и начинает циркулировать в двух наиболее важных Сосудах Ци, — Понимание и Управление.

И, наконец, ученикам передают Большой Круг циркуляции ци (Да Чжоу Тянь). Практикуя Большой Круг, ученик учится направлять движение ци в конечности, или другую часть тела, реализуя высший уровень проявления Цзинь. Для того, чтобы управлять движением ци в теле, — тело должно быть мягким и расслабленным. Напряжение в теле приведет к застою в движении ци.

Таким образом, практик высокого уровня стиля белого журавля, проявляя свою Цзинь, держит в тренировке или в бою, свое тело мягким и расслабленным, чтобы ци могла достигнуть конечностей, активизируя мышцы лишь в финальной стадии движения. Когда его сила достигает противника, — тело резко напрягается. По этой причине стиль журавля называется мягко-жестким стилем.

Из сказанного можно увидеть, что внутрення часть стиля журавля, как в теории, так и в практике, является такой же, как и в других внутренних стилях. Причина этого в том, что не имеет значения, кем был создан стиль, — его принципы должны соответствовать Дао. Я объясню теорию даосского цигуна позднее.

В прошлом было известно, что если в поединке встретятся боец внешего стиля, занимающийся три года, и боец внутреннего стиля, практикующий столько же времени, — то победит боец внешнего стиля. Причина этого заключается в том, что занимающийся внешним стилем учится немедленно применять локальную ци, активизирующую мышцы в ударе. А занимающийся внутренним стилем, будет еще учиться, развивать свою внутреннюю ци. Однако, после десяти лет обучения, — занимающийся внешним стилем начнет обращаться к мягкому, а занимающийся внутренним стилем — учиться жесткому, боевому применению своей силы. Если они встретятся снова в поединке, спустя эти десять лет, — то скорее всего они будут равны в силах.

Ученики стиля белого журавля начинают свое обучение с таких форм, как Цзяо Чжань Цюань, Сань Чжань Цюань (Три Схватки), и Ци Син Цюань (Кулак Семи Звезд), самая сложная форма на этом этапе обучения. И очень мягкие формы, практически как в тайцзицюань: Шань Хэ Цюань (Кулак Махающего Журавля) и Ху Де Чжан (Ладонь Бабочки). Многие другие формы, — являют собой сочетание мягких и жестких движений, и предназначены для подготовки к реальному бою. Это например такие формы, как Ба Мэй Шоу (Руки Восьми лепесткового Цветка Сливы), Цзун Хэ Цюань (Кулак Встряхивающегося Журавля), и Ши Ба Лю Хань Шоу (Руки 18 Архатов).

2. Стиль журавля основывается не на различном наборе приемов, а на разных методах реализации силы Цзинь. Если вы знакомы с различными стилями боевых искусств, то вы увидите, что стиль журавля включает в себя различные методы проявления силы Цзинь. Как правило, начальные формы короткие, и содержат только около пяти или десяти различных способов реализации силы Цзинь. Процесс их изучения короткий и простой. Однако, сам процесс изучения стиля — долгий и сложный. Этим он отличается от многих других стилей китайских боевых искусств, например, таких, как Длинный Кулак, стиль Богомола, или стиль Когтей Орла, в которых формы представляют собой набор различных технических действий. Такие формы дольше учить, но легче тренировать.

В обучении стилю белого журавля, первым требованием является укоренение. Самым важным аспектом обучения является умение выводить различные виды силы Цзинь из поясницы и координация с дыханием. Как правило, требуется много лет практики, чтобы начинающие поняли суть проявления Цзинь. Как правило, каждая структура Цзинь включает в себя четыре возможных способа ее реализации в бою: удары ногами, удары руками, броски и цинь на. В свою очередь, в каждой из этих категорий, существует несколько различных способов.

Кроме того, важнейшее значение играет скорость. Считается, что даже если вы знакомы с методами проявления Цзинь, без хорошей скорости и силы, — они будут бесполезны. Таким образом, на начальных этапах обучения, развитие скорости и силы — является важнейшей задачей.

3. Движения спины и груди являются наиболее важными. Считается, что перелетные птицы, такие, как белый журавль, или морские птицы, могут летать на большие расстояния потому, что движения их крыльев согласованы с движениями мышц груди. То есть, они используют в полете силу мышц всего тела. Это отличает их от неперелетных птиц, таких, как воробей, которые используют в полете только силу своих крыльев, и не могут летать на большие расстояния. Естественно, что и когда такие перелетные птицы сражаются, — они используют энергию, идущую из центра их тела, и из центра груди.

Тем не менее, давайте рассмотрим генерацию Цзинь, с точки зрения боевых искусств. Теоретически, считается, что если есть часть тела, которая может согнуться, а потом выпрямиться, — это лук. Луки образуются суставами, и подходящими к ним мышщами и сухожилиями. Через сжатие и расширение лук генерирует энергию. В нашем теле, есть два больших лука, образуемых крупнейшими гурппами мышц и сухожилий, — это торс и грудь. Если вы посмотрите на структуру нашего тела, то поймете, что посредством сокращения мышщ туловища и грудных мышц, вы можете тянуть, толкать, поднимать, и делать другую тяжелую работу. Если же эти два лука будут повреждены, — ваша сила существенно уменьшится. Опять же, если вы посмотрите на олимпийских чемпионов, например на метателей копья или диска, то увидите, что они умело используют для броска именно силу туловища и груди.

Во всех стилях китайских боевых искусств подчеркивается важность этих двух луков для генерации сильной Цзинь для боя. Точно так же дело обстоит и в стиле Южного Белого Журавля. Южный Белый Журавль делает акцент на тренировке торса и груди. Тот же момент видим и в цигуне Белого Журавля, с фокусом на движениях спины и груди. Посредством обучения цигуну белого журавля, занимающийся учится развивать мышцы, сухожилия и связки спины и груди, делает их сильнее. Только после того, как практикующий освоил основные движения цигуна, согласовал их с работой дыхания, И, и Ци, — можно приступать к проработке Цзинь и координации других, более мелких луков, таких, как плечи, локти, запястья, чтобы проявить потенциал Цзинь во всей полноте.

Вы должны понимать, что для того, чтобы у вас была сильная Цзинь, вам нужно иметь сильное физическое тело (Ян) и обильный уровень Ци (Инь). Физическое тело — как машина, а Ци — как электричество. Если одна из этих двух составляющих ущербна, — энергия не будет сильной. Таким образом, тренируясь в Белом Журавле, вы генерируете энергию встряхивания в талии, которая идет потом по груди и спине, и выходит наружу силой Цзинь.

Зачастую бывает так, что начинающий изучать стиль белого журавля, или другой стиль боевых искусств, знает только как напрягать мышцы и связки спины и груди, но не знает как расслаблять их. Порой это приводит к повреждению и травмам мышц, связок или суставов. Такое часто случается в стилях карате, где сильно акцентируется работа на напряжении.

4. Южный Белый Журавль ориентируется на ведении боя на близкой и средней дистанции. Как мы уже знаем, стиль Южного Белого Журавля был создан в Южном Китае. Этот регион славится разработанными методами техники рук. В северных стилях боевых искусств есть поговорка: «Руки — как створки дверей, раскрой их, чтобы ударить ногой противника». В этой поговорке описывается характерный для них принцип работы рук, которые, словно створки дверей, используются в основном для защиты, блокирования ударов противника, а ключевая атака выполняется ногами. В южных стилях говорят: «Ноги не выше колен». Это означает, что удары ногами в южных стилях наносятся, как правило, не выше уровня колен. В Южных стилях, высоким ударам ногами предпочитают удары в нижний уровень, подобные лоу-кикам.

Таким образом, когда боец стиля Южного Журавля начинает бой, он сначала находится на большом расстоянии на противника. В момент схватки, он (или она) будет быстро сближаться с противником, до ближней или средней дистанции, и использовать для боя умелые методы рук. Сразу после проведения атаки, он стремительно разорвет дистанцию, чтобы избегнуть встречной котратаки. Поскольку журавль — не сильное животное, у него будет мало шансов вырваться, если его схватят. Для того, чтобы восполнить эту слабость, занимающиеся стилем журавля разработали методы борьбы и цинь на. И в самом деле, в настоящее время стиль Белого журавля считается одним из самых известных стилей, с разработанными методами цинь на.

Когда занимающийся стилем Белого Журавля достигает достаточно высокого уровня, начинает играть важную роль изучение методов слушанья, следования, приклеивания, скручивания и контроля. В этом он не отличается от тайцзицюань, который использует те же принципы для средней и близкой дистанции ведения боя.

5. Для защиты используется нападение. Так как журавль слабое животное, не наделенное большой физической силой, он должен использовать для защиты нападение. Он должен быть спокойным, тихим и невозмутимым, но также и быть начеку и готовым к атаке. Быть готовым при опасности — взорваться в мгновение ока. Стратегия журавля заключается в том, чтобы для защиты самого себя, — ждать удобного случая для атаки.

В заключение, стоит добавить, что тренировка по стилю журавля уделяет большое внимание и работе с дистанцией, посредством прыжков и перемещений, а так же скорости и точности атак по жизненно важным зонам.

Стиль Белого журавля