Перейти к содержимому


  




Kime: Trademarks of Shotokan karate

Автор: clover, 30 Август 2013 · 1 863 просмотров

Опубликованное фото
Барабан не будет звучать, если по нему бить закрепощенной рукой...

Kime: Trademarks of Shotokan karate
(перевод сlover)

Многие читатели согласятся, что идеальное кимэ это то, о чем мы мечтаем делая ои-цуки или гьяку-цуки. Бац – и все! Посмотрите на цуки сенсея Enoeda; да, это Сётокан!

Мощные удары руками и ногами являются «фирменным знаком» Сётокан. Я думаю, что такое мнение разделяют многие, однако (задержите дыхание, это может оказаться для вас слишком шокирующим заявлением), Kime (то, что обычно мы подразумеваем под эти термином), вероятно, является наиболее вредным действием для большинства практикующих Сётокан, особенно для начинающих.

Я отдаю себе отчет в серьезности и противоречивости характера моего заявления. Тем не менее, я убежден, что все инструкторы и серьезные практики должны знать и хорошо понимать эту распространенную проблему в Сётокан. Несмотря на риск быть непонятым, я осмелился написать эту статью, так как я считаю, что это знание должно быть выражено публично. Так что читайте, чтобы понять причины и суть моего заявления.

Хочу сразу сказать, что я не буду обсуждать, как я делаю кимэ сам, и не собираюсь обсуждать кимэ других людей. Если вы способны производить хорошее и правильное кимэ, и при этом чувствуете, что ваши общие движения не скованны, то нет и никаких проблем. Я же хочу рассказать о проблемах кимэ из-за напряжения тела.

Кимэ без напряжения тела? Многие из нас наверно помнят, как некоторые тренеры объясняя кимэ, говорят: «для того, чтобы сделать кимэ, ваше тело должно быть «фактурным», как бронзовая статуя», и далее продемонстрируют свое кимэ напряженной рукой, с изо всех сил стиснутым кулаком, стоя в очень низком дзенкуцу-дачи. При этом их лица обычно искажены до неузнаваемости, с «оскаленными» зубами и вздувшимися на шее мышцами, трясясь всем телом от НАПРЯЖЕНИЯ. Более того, есть множество тренеров и опытных практиков Сётокан, действительно больше похожих на стоячие «бронзовые статуи».

Опубликованное фото

Разве мы не слышали или не читали критику представителей других стилей (в частности практиков кунг-фу) в том, что Сётокан необоснованно «груб»? Мы можем, конечно, просто не обращать внимания на их комментарии, говоря «они не понимают реальной мощи Сётокан». Но почему почти исключительно только в Сётокан так много «жестих» практиков? Мы можем утешать себя, говоря: «пусть болтают. Зато в реальной драке, мы можем завалить одним ударом наповал». Но подождите секундочку, до тех пор, пока в Сётокан соревнования проводятся по бесконтактным правилам, никто никогда не знает наверняка, что ваш могучий удар может отправить противника в нокаут. Или вы хотите, чтобы соревнования стали бы проводиться по правилам победы только нокаутом?

Давайте посмотрим, что слово «жесткий» (stiff) означает в толковом словаре. «Жесткий» - это «несгибаемый, негибкий, негнущийся, скованный». Кроме того, в том же словаре приводятся примеры со значением «жесткий», в смысле «твердый, крепкий». Т.о., если у кого-то выполнение техник каратэ можно сказать, как «жесткое», то оно же значит и «скованное». Разве это не интересно?

Я вижу, по крайней мере, две серьезных и разрушительных проблемы, связанные с кимэ.

Для получения максимума силы (кимэ), наиболее важная вещь, это предварительное расслабление. Степень выброса силы зависит от разницы между напряжением и расслаблением. Другими словами, чем больше расслабленность, тем сильнее будет выброс силы, т.е. «четче» кимэ.

Чтобы было понятней, рассмотрим пример - двое практикующих имеют конечный результат 100% напряжения в точке удара. Но один из них предварительно снизил напряженность мышц до уровня 20%, и его напряженность в точке кимэ составила 80% выброса силы; а другой - начал с достаточно напряженных мышц, он расслабился только до уровня 60%, и его напряженность в точке кимэ имела только 40%, т.е. – только половину мощи первого практикующего. Эта недостаточно глубокая расслабленность (хотя, и приводящая к 100% кимэ в точке удара) привела к тому, что второй практикующий делал нечто вроде разогнанного толчка кулаком, вместо резкого и энергичного удара.

Теперь, все инструкторы и старшие практикующие знают это. Однако, новички не знают, как контролировать свои мышцы определенным и сложным образом, чтобы сбалансировать расслабления и напряжения. Поэтому, естественно, что они постоянно напрягают все мышцы (общая жесткость). Мы являемся свидетелями этого каждый раз, когда видим белые пояса, которые двигаются, как механические куклы или роботы. Для новичков это все естественно и ожидаемо. Вспомните, как вы себя вели, когда учась, впервые сели за руль машины. Вспомните, какие были жесткие руки, как стискивали руль? А теперь, как вы держите руль? Теперь вы можете ездить даже «небрежно», с одной рукой на руле, а другой делать другие дела, например, брать бутылку воды, залезть в бардачок, позвонить по мобильному телефону (что конечно нельзя) и т.д. Естественно, вы хотите развиваться, и навык в углублении расслабленности позволит вам, на самом деле, бить сильнее (да, и более мобильно действовать вообще). Если бы вы были инструктором по вождению, то никогда бы не сказали своему ученику: «держи руль крепче, чтобы колеса имели максимальное сцепление с дорогой». Вы, скорее всего, ему скажете: «опустите плечи и расслабьте руки». Конечно, цели методов каратэ и навыки вождения различны. Вы, конечно, не делаете кимэ при вождении машины, однако, фундаментальные понятия о теле или мышцах с аналогией вождения машины связаны. При достижении мастерства в управлении мышцами, практикующий прекращает двигаться, как робот, и переходит на более высокий уровень – к плавным (текучим – fluid – nogare) движениям тела.

Я настоятельно рекомендуем всем преподавателям рассказать своим ученикам, чтобы они учились расслабляться как можно больше, прежде чем выполнять любые движения тела, в том числе и ноги. Вы можете возразить относительно необходимости расслабления ног, потому что мы всегда должны иметь крепкие стойки. Это интересная тема для обсуждения, но я пропущу ее здесь, поскольку пишу лишь об общей концепции релаксации и напряженности при кимэ.

Преждевременное кимэ (т.е. до контакта с телом противника), приводящее к разогнанному толчку, а не удару, это не единственная проблема. Общая жесткость - закрепощенность - также значительно замедляет шаги и движения конечностями. Давайте вернемся к примеру вождения машины. Разогнанный толчок – это тоже самое, что и одновременное нажатие на педали тормоза и акселератора. Все вы видели автомобили, мигающие стоп-сигналами, но не двигающиеся вперед. Именно потому, что водитель одновременно нажал на педали тормоза и акселератора.

В каратэ мы не хотим, чтобы у нас была медленная техника (полудвигающаяся или полустоячая). Мы хотим иметь мгновенные движения, реактивные, как ракета, летящая в цель. Но вы когда-нибудь слышали о ракете с тормозами? Конечно, нет. Тогда к чему такие «тормоза» для кимэ или перемещений? Почему мы не можем «выстрелить» кулаком, как пулей в цель? Конечно, пуля отлита ​​из металла и может поражать твердую мишень, в то время как наш кулак относительно нетвердый, и не может вызвать такого же разрушительного воздействия, тем более, если полностью расслаблен. Только представьте, что произойдет, если вы будете бить расслабленным кулаком по макивара. Вот почему мы вынуждены сжимать кулак в точке кимэ, а не бросать его в цель расслабленно, что «может позволить себе» твердая пуля, входя просто в мишень. Мы должны использовать разгон нашего тела (ракетоноситель), доставляя до цели кулак (взрывное устройство в ракете). Но если вы сожмете пальцы в кулак еще на фазе разгона, то это действие неизбежно вызовет напряженность мышц предплечей, и будет работать как тормоз, замедляя удар. А если при этом, напряжена не только вся рука, но и все тело, то торможение, которое создается, будет огромным. Вот почему кимэ не должно длиться дольше, чем десятые, или даже лучше, сотые доли секунды. Kимэ можно сравнить с мечом - чем точнее удар, тем чище будет срез или глубже укол. В каратэ, уменьшение напряжений приводит к более скоростной технике. Если кимэ слишком долгое (скажем одну секунду или более), то ваша техника станосится не мечом, а деревянной палкой. Конечно, бить палкой или бейсбольной битой – это тоже очень больно, то они не способны к тому, что может меч (т.е. у них не такое проникающее воздействие).

Тогда почему инструкторы просто не говорят: «делайте кимэ сотые (десятые) доли секунды?». А просто потому, что долгое кимэ визуально смотрится очень эффектно, и даже при его малой эффективности, выглядит очень «впечатляющим». Это как в культуризме, есть демонстрация больших бицепсов, но нет никаких доказательств способностей использования этой мощи у людей.

Умение сделать правильно кимэ – это, в действительно, целая наука. Это, безусловно, определенный навык (причем относящийся к самым высоким уровням мастерства) в контролировании своего тела, причем это относится не только к ударам в каратэ. Многие инструкторы могут возразить, говоря: «я постоянно говорю начинающим, чтобы они расслаблялись». И многие ученики пытаются это сделать, но явно на недостаточном уровне. Инструкторы должны объяснять больше, чтобы помочь своим ученикам научиться достигать достаточной релаксации (или уменьшить их напряженность до минимального уровня). Начинающие могут сказать, что они находятся в расслабленном состоянии, но на самом деле, они почти всегда напряжены, не осознавая этого.

Для любого инструктора чрезвычайно важно контролировать уровень напряженности у учеников с начала до конца всей тренировки. Это, в действительности, является крайне сложной задачей для преподавателей, поскольку некоторые из них получают ложное чувство удовлетворенности от «жестких» методов обучения, где все ученики обливаются потом от физических нагрузок и «выпрыгивают из штанов» от стараний. Самое важное на тренировках, это чтобы ученики изучали технику, и совершенствовались в ней. Если нужно «подкачать физику», то ученики всегда могут пойти в тренажерный зал или позаниматься дома. Мы должны быть честными, и ставить перед собой задачу - учить на тренировках именно технике, где у учеников, может быть, есть единственная возможность, чтобы поупражняться в зале, и с партнерами.

Должен отметить, что одним из факторов, фактически поощряющих долгие кимэ, являются различные соревнования (и ката, и кумитэ). Не буду это объяснять в деталях. Я считаю это ненужным, поскольку полагаю, что большинство читателей наверняка уже знают о взаимосвязи сиай и долгими кимэ.

Известно, что некоторые известные мастера Сётокан обратили внимание на проблемы с релаксацией, и сделали соответствующие корректуры в их методах обучения и подготовки. Это: Эгами, Канадзава и Асаи.


Shigeru Egami (Karate-Do Shotokai)

Согласно биографии мастера Эгами, опубликованной на веб-сайте Karate-Do Shotokai Enyclopedia,он унаследовал организацию Сётокай в возрасте 45 лет, т.е. cразу после смерти мастера Фунакоси в 1957 году. Вот цитата, связанная с тем, что я уже обсуждал выше: «Если посмотреть на ката мастера Эгами, то можно легко обнаружить, что оно в значительной степени отличается от более распространенных способов выполнения, например, в методах нанесения ударов, перемещениях и т.д. В целом, его техники более пластичные, движения более «текучие», и он движется безостановочно. В ката он делает сильный акцент на релаксацию, чтобы развивать идеальное кимэ, уделяя особое внимание выпускам силы, сгенерированной цельным телом, в точке удара».Последняя фраза - точно в цель. Для того, чтобы добиться идеального кимэ, по мнению Эгами, следует усиливать степень пред-ударной релаксации. «Концентрация всей энергии в одной точке» указывает на процесс «превращения» кулака в пулю, выпускаемую в противника.

По информации с сайта Nihon Karate-Do Shotokai, Эгами начал менять свое каратэ после смерти мастера Фунакоси. Как указано, он искал «конечный удар с максимальной мощностью проникновения». В своих исследованиях он выявил, что в усилении удара глубина предварительного расслабления является ключевым моментом. Сётокай достаточно замкнутая организация, и они не участвуют в турнирах. Сётокай, как правило, держится обособленно от других организаций Сётокан (по крайней мере в Японии и США).

Есть еще один интересный стиль, в котором применяются результаты исследований мастера Эгами, это Shintai-Do. Он был основан одним из учеников Эгами: Aoki. Не буду приводить здесь в подробностях описание этого стиля. Скажу лишь, что его методы включают больше круговых и расслабленных движенийтела, чем в Сётокай. Я предлагаю заинтересованным читателям самим сделать некоторые исследования методов не только Сётокай, но и Синтай-До, чтобы расширить свои знания и перспективу.

Hirokazu Kanazawa (SKIF)

Канадзава был звездой JKA в 60 – начале 70-х годов, но покинул эту организацию в 1978 году. Он и его организация, Shotokan Karate-do International Federation (SKIF), на удивление, более известны за пределами Японии. Многим известно, что он практикует тайцзи и айки-до в дополнение к своей практике. Есть несколько различных видов тайцзи, но всех их объединяет общий метод обучения, основанный на плавных и непрерывных движениях. Тайцзи – мягкий внутренний стиль боевого искусства. Очевидно, мастер Канадзава дополняет свой «жесткий» стиль Сётокана мягким стилем тайцзи для того, чтобы тренировать «текучесть» движений.

Он также практикует айки-до, очевидно, чтобы лучше изучить технику бросков. Айки-до и дзю-до имеют общее происхождение от дзю-дзюцу, но вполне естественно, что мастер Канадзава выбрал айки-до, а не дзю-до, поскольку в нем есть аналогичный каратэ метод «ма-ай». Техники и методы айки-до основываются не на грубой физической силе, а на выведении противника из равновесия, что также аналогично каратэ.

Я принимал участие в нескольких семинарах мастера Канадзава, однако, не имел возможности лично пообщаться с ним или с другими представителями его организации, поэтому все сказанное в отношении его практики, является только моими догадками.

Tetsuhiko Asai (JKS)

К огромному сожалению, мастер Асаи ушел от нас в 2006 году, но он оставил после себя большое наследие и повлиял на весь Сётокан, а также на другие традиционные практики каратэ. Мастер Асаи был известен своей гибкостью и пластичностью, а также техниками, выполняемыми методом выхлеста. Мне повезло, я получил некоторые личные уроки от этого всемирно известного мастера.

В отличие от мастера Канадзава, мастер Асаи практиковал жесткий внешний стиль, а именно Hakutsuru ken (Белый журавль), который он изучал на Тайване в 60-х годах. Там он познакомился со своей будущей супругой. Ее старший брат был мастером Белого журавля. Г-жа Асаи рассказывала мне много интересных историй о совместных тренировках этих двух мастеров разных стилей.

Мастер Асаи постоянно развивал свою гибкость, чтобы использовать методы выхлеста для ударов руками и ногами, как в Белом журавле. Он узнал, что верхняя часть тела должна быть гибкой и полностью расслабленной. Он также изучил, как контролировать свои мышцы, чтобы различные части его тела могли действовать с максимальной ловкостью. Мастер Асаи много ездил по Европе, поэтому я уверен, что многие практики каратэ могли видеть сами его способности.

Мастер Асаи уделял особое внимание работе мышц спины, чтобы снять излишнее напряжение с плеча при «выбросе» руки в прямой удар. Он считал, что «одно-дюймовый» удар – довольно простая задача. Он говорил, что можно даже делать «нулевой-дюймовый» удар, совершенно прямой рукой, с кулаком, касаяющимся цели. Нужно просто «собрать» всю усилие тела в направлении плеча, с тем, чтобы оно «передало» всю эту силу в вытянутую руку.

Но не только важность работы плеч, он также показывал работу бедер. Он мог также «собрать» всю усилие тела в направлении бедра, и бить им хлестко, как «кнутом», когда кто-то пытался его удержать или обхватить. Очевидно, что для того, чтобы делать такое, тело не должно быть напряженным. Даже в свои последние годы жизни, он примерно по 2 часа каждое утро уделял растяжкам и сложным упражнениям на расслабление мышц.

В качестве инструкторов 21-го века, мы просто обязаны иметь лучшее понимание физиологии и кинезиологии. Давайте признаем важность расслабления тела и будем уделять больше внимания тому, чтобы наш организм был больше подготовлен именно к обучению технике, чем просто наработке грубой физической силы. Напряжение - большое препятствие не только для начинающих, но и для учеников, которые пытаются научиться более продвинутым методам и техникам.

В конце концов, более глубокая релаксация приведет к улучшению кимэ, с дополнительными преимуществами, такими, как улучшение контроля тела и «текучести» движений тела. При достижении этого, мы сможем делать действительно мощное кимэ и такие же «текучие» и стремительно-гладкие движения, как у мастеров Асаи и Канадзава, полученные ими из практик китайских боевых искусств. (JKS и SKIF - оба имеют додзе на Тайване и в материковом Китае).

В заключение, я рекомендую всем yudansha снять в их обучении акцент на кимэ, и больше уделить внимания навыкам расслабления тела (видео). Нужно, чтобы мы, yudansha, прекратили двигаться телом, как механические куклы или роботы, и начали учиться двигаться более «текуче», способствуя этим наработке большей энергии.

Эта статья была опубликована с одобрения сенсея Kousaku Yokota.