Перейти к содержимому


  




Мастер в тени: Tadao Okuyama

Автор: clover, 27 Август 2013 · 2 179 просмотров

Мастер в тени: Tadao Okuyama (перевод clover)

Маттиас Голинский

В БИ существует множество знаменитых учителей и мастеров. Однако, известность мастеров в мире БИ зависит не только от их технических навыков, но и от степени «раскрученности» их имен в различных средствах массовой информации. Существует немало великих мастеров, о которых, к сожалению, мало что известно, поскольку их не интересовала международная слава и признание. Одним из таких мастеров является Tadao Okuyama.

Этот мастер почти совсем неизвестен на Западе, есть лишь небольшая информация, которая в значительной степени основывается на воспоминаниях мастеров Taiji Kase (1929-2004; клуб университета Сенсю) и Mitsusuke Harada (1928; клуб университета Васэда). То почтение и энтузиазм, с которым отзывались эти два великих мастера об Okuyama, произвел на меня большое впечатление, и побудил написать эту статью.

Мастер Tadao Okuyama родился в 1918 году в префектуре Ehime на японском острове Shikoku. После окончания школы и до поступлением в университет, он в течение 2,5 лет работал рыбаком. Далее он обучался на факультете политологии и экономики в университете Васэда (Waseda Daigaku). Во время обучения в университете Васэда он тренировался в университетском додзе каратэ у мастера Yoshitaka Funaksohi (Gigô, 1904-1945) – сына мастера Gichin Funakoshi.

В тот период, преподавание каратэ (в результате деятельности мастера Funakoshi) в основном было сосредоточено в токийских университетах. Токийский императорский университет (Tôkyô Teikoku Daigaku, с 1925 года), Keiô (Keiô Gijuku Daigaku, с 1924 года), Takushoku (Takushoku Daigaku, с 1930 года) и Waseda (с 1931 года) сформировали собственные «общества по изучению каратэ»( Kenkyûkai) для своих студентов.

Shôtôkan-Dôjô, первый отдельный зал для занятий каратэ, в котором был главой мастер Funakoshi, был построен в 1938 году (в районе Zoshigaya, Tôkyô) с помощью финансовой поддержки Shôtôkai. До самого момента разрушения, т.е. до апреля 1945 года, когда додзе сгорел в результате американской авиабомбежки, тренировки в нем преимущественно вел Yoshitaka, третий сын мастера Funaksohi. Его также называли «Waka-Sensei» («Молодой учитель»). Yoshitaka работал в качестве техника-рентгенолога в «Императорском университете» и в Министерстве образования (Monbushô). Yoshitaka обучался каратэ с детства и был превосходным мастером. Динамичный стиль каратэ мастера Yoshitaka был образцом для многих молодых каратистов его времени.

Мастерство Yoshitaka также было замечено в военных кругах, и ему было предложено преподавать каратэ в военной школе «Rikugun Nakano Gakkô», которая была учреждена в 1938 году. Yoshitaka не мог отказаться от такой просьбы (или сам не хотел?) и в последующие годы он был одним из главных инструкторов в этой школе. В этой школе преподавать каратэ для военных Yoshitaka помогали: один из его старших учеников – Okuyama, а также его партнер - мастер Shigeru Egami (1912-1981; клуб университета Васэда). Обучение военных состояло, в основном, из тренировок базовых ударов, таких как, например, гьяку-цуки, тёку-цуки или маэ-гери, которые отрабатывались в самые уязвимые части тела. Это были исключительно «фатальные методы нанесения ударов», как рассказывал позднее мастер Kase.

ФОТО: «Группа каратэ додзе университета Васэда», 27 сентября 1931 года
В первом ряду, слева-направо: Hagiwara, Noguchi, Egami, Yokoyama. Во втором ряду, слева-направо: Matsuda, Akasaki, Terao, Shokumura, Shimoda sensei, Nishi, Kato, Yamauchi, Yuutaki

В 1943 году мастер Okuyama стал заместителем главы Waseda-Dôjô. Он преподавал там почти ежедневно, и добровольно, поскольку не занимал должность университетского тренера.

ФОТО: «Занятия в додзе Васэда», 1932.Noguchi (слева) и Yokoyama (справа), крайний слева Egami, крайний справа Ono. Noguchi делает рычаг на запястье.

К исходу войны Сётокан оказался в печальном положении: Honbu-Dôjô сгорел, мастер Yoshitaka Funakoshi скончался от туберкулеза, на войне погибло множество талантливых учеников и мастеров. Остатками учеников бывшего додзе Сётокан было решено провести собрание, чтобы обсудить выход из сложившейся ситуации. Среди прочих каратистов, которым посчастливилось выжить во время войны, был мастер Masatoshi Nakayama(1913-1987), который довольно непродолжительное время тренировался у мастера Yoshitaka* (*Накаяма начал заниматься каратэ в университете Такусёку в 1932 году, и после завершения обучения в университете в 1937 году отправился в Китай в качестве военного переводчика; Ёситака стал главным инструктором Кarate Кenkyu Кai после смерти мастера Симода только в 1934 году, когда Накаяма вернулся в 1946 году в Токио, Ёситаки уже не было в живых), и мастер Hidetaka Nishiyama (1928-2008, клуб университета Такусёку), который мог видеть в додзе Yoshitaka, но не обучался у него* (* Нисияма начал свое обучение в 1943 году, тогда Ёситака тренировал иногда черные пояса). Они выдвинули идею о том, что для того, чтобы повысить у общественности интерес к занятиям каратэ, необходимо начать проводить спортивные соревнования, и эта идея была поддержана. Т.о., некоторые университетские додзе стали проводить спортивные соревнования, но их правила были все разными. Для решения этой проблемы, мастера Nakayama, Nishiyama и Isao Obata (1904-1976, клуб университета Такусёку) в мае 1949 года, учредили «Nihon Karate Kyôkai» (JKA, Japan Karate Association), после чего JKA провел крупномасшабную реформу по стандартизации методов массового обучения и правил соревнований для каратэ.

Мастер Okuyama, который до этого долгие годы обучался у мастера Yoshitaka Funakoshi, во многих областях имел иные идеи о принципах и методах каратэ, поэтому он нередко конфликтовал с ведущими инструкторами JKA.

ФОТО: мастера Окуяма и Эгами

Не смотря на то, что Okuyama никогда не вступал в JKA, в самом начале деятельности этой организации, он некоторое время был ее консультантом. Однако, очень скоро он отказался от выполнения этой задачи, поскольку его взгляды на каратэ не совпадали со взглядами мастеров-членов JKA.

Тем не менее, Okuyama продолжал преподавать в университетском додзе Васэда. На летнем кейко 1948 года, который проводился на острове Sado, мастер Okuyama (в те времена 3 дан) познакомился с молодым каратистом Mitsusuke Harada, которого он позднее тренировал ежедневно в течение почти 2 лет.

В рамках летнего кейко Васэда, проводившегося где-то в начале 50-х годов, в рыбацком городке Tadeyama, между Okuyama и Kamata (Watanabe) - еще одним инструктором, разгорелся жаркий спор по поводу принципа выполнения гедан-бараи (гедан-уке). Okuyama говорил, что для выполнения гедан-бараи достаточно короткого, чуть выше бедра замаха, с движением руки в сторону-наружу (гедан-бараи методом кудзуси), в то время Kamata, в соответствии с доктриной JKA, считал, что для гедан-бараи необходим длинный, начиная с плеча замах, вниз, без вывода руки в сторону-наружу (гедан-бараи методом отбива). После этой полемики относительно принципов блокирования Okuyama прекратил преподавать каратэ в университете Васэда, и удалился на священную гору Tsukuba, которая находится в префектуре Ibaraki (бывшая провинция Hitachi).

ФОТО:«Окуяма был лучший из нас всех», - вспоминал мастер Kase.Во втором ряду, слева: Kamata, ? , Noguchi, ? , Funakoshi Gichin, Obata, ? , Nakayama, Takahashi, Nishiyama, Kase. Последний ряд, третий справа: Oshima

Там он, оставался в уединении с природой несколько лет, исследуя более совершенные методы и техники для каратэ. Живя достаточно долгое время на этой горе, наверняка у него имелась возможность общения с Yamabushi, поскольку это одна из их священных гор (Tsukuba). (Живописные места, прям, как вокруг Коноха ))) - видео: вид гор Цукуба с канатной дороги; видео: одна из горных троп на Цукуба; видео: цветение сливы на горе Цукуба)

P.S. Для тех, кто сомневается, что горы в провинции Ибараки являются одним из священных мест для ямабуси – читайте следующее: I came originally from Nagasaki but I spent time in Hitachi Province [now Ibaraki Prefecture] and did a seven-day vigil there. At Nishin-no-tawa I worshiped the Sun, the Moon, and the Dragon Deities, and I did severe ascetic practices.(и т.д. подробнее о ямабуси здесь)

В апреле 1955 года, за неделю до выпуска Harada из университета Васэда, мастер Okuyama пришел в университетский додзе, чтобы повидать и проверить навыки своего бывшего ученика. Harada рассказывал, что еще до поединка, он знал, что не сможет победить его. Сразу же после команды «начали», мастер Okuyama прервал атаку Harada ударом ладонью в лоб. Не смотря на то, что мастер Okuyama только обозначил удар, Harada внутренне прочувствовал его тяжесть. «У меня не было ни единого шанса, чтобы победить его», - сказал впоследствии Harada.

Позже мастер Okuyama практиковал Shinwa Taido (ShinTaido) - вариант ката каратэ + айкидо, которое он изучал у мастера Noriaki Inoue (1902-1994), племянника О-Сенсея Morihei Ueshiba (1883-1969). Говорят, что мастер Okuyama проиграл поединок мастеру Inoue, поэтому решил далее учиться у него. Под влиянием этой среды, позднее он также присоединился к секте ô moto-kyô, и был даже телохранителем ее главы.

Под влиянием идей школы меча Aikiken, в 1981 году, мастер Okuyama открыл свой додзе в городе Kamioka, расположенный по дороге к Kyôto (префектура Gifu), где преподавал стиль меча Sasaki Kojirô (1586?-1612).

В 1983 году его учеником стал Hiramasa Maeda, имевший к тому времени уже 16 лет стажа обучения в Кекусинкай и Сито-рю, который был восхищен навыками мастера Okuyama. Проучившись 17 лет у мастера Okuyama, в 2000 году, Hiramasa Maeda основал свой стиль «Waraku» («Красота вечной гармонии»; видео - бокен; тайдзюцу).

Уровень мастерства в каратэ Okuyama был признан многими мастерами его времени. Harada описывает его как лучшего мастера, у которого он когда-либо учился. По мнению Egami, навыки Okuyama были даже выше, чем у его учителя Yoshitaka Funakoshi. Kase рассказывал, что в кумитэ Okuyama далеко превосходил всех своих противников: «не было никакой возможности, чтобы защититься от Okuyama. Он пробивал в голову, прежде чем вы могли понять, что случилось». «При этом», - добавлял Kase, - «Okuyama никогда не использовал для отработки своего мастерства ни метод большого количества повторов техник, ни метода накачки силы. Okuyama был «новатором», он изучал новые методы и приемы, и на их основе совершенствовал свои техники».

Понять методы и техники мастера Okuyama неподготовленному человеку было очень непросто, поскольку они нередо были связаны с высокими способностями в интуиции или основывались на методах «внутренних ощущений», - рассказывал мастер Harada, - «их было сложно понять даже его личным ученикам. То, что он умел, не имело возможности в выражении словами». Как следствие, все описания его мастерства, сделанные различными свидетелями, совершенно неопределенны и расплывчаты. Kase описывал навыки Okuyama, как «очень особые», пытаясь выразить свое впечаление от того, особого вида генерирования мощи, которая был основана не на напряженности, а на расслаблении до момента Kime. О том же вспоминал и Harada, что Okuyama мог генерировать мощь, степень которой на себе он никогда ранее ни с кем не испытывал.

Принципы и технические методы мастера Okuyama были использованы мастером Egami для усовершенствования стиля Shôtôkai. Kase рассказывал, что основанием для некоторых идей Egami стало каратэ мастера Okuyama.

Мастер Okuyama «ушел за радужный мост» 16 августа 2006 года.

Мастер Харада: Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай
Ёситака Фунакоси
Мастер Генсин Хирониси
Полная биография мастера Харада
Рассказывает мастер Kaсe...