Перейти к содержимому


  




Yukatchu – рюкюская феодальная интеллигенция

Автор: clover, 08 Август 2013 · 1 612 views

Yukatchu – рюкюская феодальная интеллигенция

(Перевод clover ♣)

Yukatchu (良人) – общественный класс в прежнем государстве Рюкю, представители которого занимали большинство государственных административных должностей (чиновники, scholar-bureaucrats), для чего они должны были получать высшее, по меркам феодального государства, образование, которое основывалось на изучении классических китайских (конфуцианских) трактатов. Центром обучения yukatchu, в старину на Рюкю было поселение Kumemura.

С начала 17 в., после вмешательства во внутренние дела государства Рюкю японцев, посредством клана Сацума, центр обучения yukatchu в Kumemura начал резко приходить в упадок, в связи с чем озабоченное этим рюкюское правительство, совместно с руководством клана Сацума, приняли решение о необходимости восстановления его деятельности, с целью подъема уровня аристократической и интеллектуальной культуры на Рюкю в целом. Лучшим умам и представителям рюкюской интеллигенции было предложено переселиться в Kumemura, чтобы преподавать там различные науки отпрыскам из благородных рюкюских семейств.

Т.о., около 1650 года, класс yukatchu был официально утвержден, а также была разработана его система рангов, от высокого к низкому: ueekata (親方), peekumi (親雲上), satonushi (里之子) и shii (子), при этом каждый ранг получал соответствующее государственное жалованье, традиционное по тем временам – рисом, исчисляемым в коку. Это жалованье было довольно мало по сравнению с жалованьем, получаемым чиновниками в Японии, но, вероятно, по меркам Рюкю довольно высокое, особенно после 1712, когда количество yukatchu резко возросло, что привело к отмене правительством выплаты жалованья тем yukatchu, кто не состоял на государственной службе, что, в свою очередь, привело к усилению конкуренции за получение государственных должностей.

В «университете» Kumemura основая часть обучения yukatchu была сосредоточена на изучении классических китайских трудов по философии, но кроме чисто теоретических или академических предметов, yukatchu преподавались также различные дисциплины, связанные со службой государственных чиновников и дипломатическими отношениями с Китаем. Несмотря на то, что рюкюское правительство посылало свои официальные миссии в Китай каждые два года, поездок с Рюкю в Фуцзянь на самом деле было гораздо больше.

Рюкюское правительство имело свое представительство в Фуцзяне, где небольшое количество yukatchu жило и училось в течение несколько лет, поэтому чиновники этого представительства постоянно менялись. А во время официальных рюкюских миссий (старинный рисунок) ко двору китайского императора, которые совершались каждые два года, некоторым yukatchu представлялась возможность отправиться в Пекин, чтобы обучаться в пекинским «университете» для чиновников Поднебесной. Кроме того, в Фуцзянь часто целенаправленно направляли специальных yukatchu, в целях интенсивного изучения какого-либо предмета, чтобы они могли применять свои новые знания к административным вопросам на Рюкю.

Т.о., то внимание, с которым рюкюское правительство относилось классу yukatchu, было очень значительным, и являлось важным признаком того, насколько серьезно на Рюкю относились к вопросам образования и культуры. Имея прекрасные дипломатические и экономические отношения с Китаем, рюкюские yukatchu выступали посредниками не только в интересах своего правительства и клана Сацума, но даже сёгуната Токугава. Представители японского клана Сацума, совместно с правительством Рюкю, были посредниками в японо-китайской торговле, хотя, со стороны Сацума предпринимались всяческие усилия, чтобы скрыть от Китая информацию о сговоре сёгуната Японии с правительством Рюкю. Т.о., класс yukatchu имел важнейшее значение по политическим и внешнеэкономическим причинам не только для Рюкю, но для всей Японии в целом.

Во второй половине 17 в., sessei (рюкюский премьер-министр) Shō Shōken провел радикальные реформы. Меры по возрождению культуры и образования, предпринятые несколько десятилетий назад, оказались чрезмерно «успешными» и привели к возникновению у некоторой части чиновников сибаритского образа жизни, который оказывал существенное негативное воздействие на процветание и благосостояние общества. Частью реформ Shō Shōken стало ужесточение норм поведения yukatchu, а также уменьшение уровня помпезности различных ежегодных мероприятий и праздников, проводимых при дворе. Еще одной причиной реформ было то, что по мере разростания класса yukatchu, его становилось гораздо сложнее контролировать. К 1700 году, т.е. примерно через 30 лет после реформ Shō Shōken, класс yukatchu стал действительно аристократическим, принадлежность к которому можно было получить уже не путем получения соответствующего образования, а просто - по рождению, через высокие должности, посредством богатства или породнения с благородном родом.

Sai On, рюкюский высокопоставленный чиновник, с 1712 по 1750 годы, провел несколько реформ, одна из которых имела целью возвращение yukatchu на истинный путь культуры и образования. В одном из своих трудов он описал случай, когда талантливый молодой человек, сын главы семьи низкого ранга yukatchu, был объектом для насмешек других молодых людей из высокоранговых семей, несмотря на его высшее образование и большие дарования. Среди многочисленных реформ Sai On, он создал возможности для yukatchu без правительственных должностей зарабатывать себе на жизнь с помощью фермерcких и лесных хозяйств. Также, в 1730 году, он издал указ о запрете проституции, которая процветала до того времени, и негативно влияла на представителей благородных классов и сословий, а также определил статус незаконнорожденных детей.

Как следствие реформ Sai On, в среде yukatchu возникли две политические группы, одна в Kumemura, а другая в Сюри (столица), которые имели противоположные мнения относительно этих реформ. Группа yukatchu из Сюри, во главе с Heshikiya Chōbin, выступил против строгой конфуцианской системы этики, и ратовали за более естественные, буддийские отношения, провозглашая главенство любви и равенство среди всех людей.

Количество yukatchu вновь резко возросло в конце 18 в., когда правительство приняло решение о поддержке бедных семей, а также были изменены условия по переходу в благородный статус. Возможно, одним из самых разрушительных событий, которые повлияли на стабильность и авторитет сообщества yukatchu из Kumemura, было создание и постепенное развитие академического образования и, в конечном итоге, возникновения другого «университета» в Сюри. Не смотря на то, что в Kumemura, двумя веками ранее (возможно даже это был первый центр классического обучения на Рюкю), уже возник университет по типу «Meirindō», которой сначала готовил только дипломатов для работы в Китае, столичными yukatchu был открыт другой университет в Сюри, который стал конкурировать с Kumemura. Так на Окинаве возникли два университета, которые представляли разные политические группы yukatchu.

Когда Рюкю было формально аннексировано Японией в 1879 году, Shigenori Uesugi,[1] второй губернатор этой новой территории, обвинил класс yukatchu в угнетении рюкюского крестьянства, и были предприняты усилия по смещению yukatchu со своих постов. По этой, и по некоторым другим причинам, многие yukatchu бежал в китайский Фуцзянь. Третий губернатор Окинавы, Michitoshi Iwamura, принял меры по отмене такой политики, с восстановлением высокопоставленных yukatchu в своих должностях, с соответствующим государственным жалованием, поскольку новая префектура Рюкю остро нуждалась в опытных административных чиновниках. Кроме того, новое руководство префектуры Окинава приняло программу оказания экономической помощи тем yukatchu, которые уже были на «пенсии». В результате многие yukatchu вернулись из Китая, а государственные «пенсии» выплачивались вплоть до 1909 года. Несмотря на то, что японская политика изначально пропагандировала продолжение старых традиций Окинавы, окинавцев обманули - уже в начале 20 в. государственная реформа по стандартизации образования, а также распространения единой культуры и языка (ассимиляция) была внедрена на Окинаве также, как и по всей остальной Японии.

В 1896 году, бывшим наследным принцем Рюкю Shō En, а также целым рядом yukatchu, был учрежден Kōdōkai (Ассоциация общественного единства), который выступал против ассимиляции Японией Окинавы. Эта организация, если можно так выразиться, стала последним предсмертным «вздохом» класса yukatchu, который прекратил свое существование спустя 20 лет после отмены класса самураев в Японии.

Терминология

Samuree – это рюкюское произношение японского слова «самурай». Samuree часто используется вместо «Yukatchu», однако, это два отдельных класса со своими соответствующими культурами. Самураи по существу – это воины, а yukatchu – чиновники, поэтому они совершенно различны. Аналогичным образом Gregory Smit указывает на то, что в английских текстах, понятия «придворная знать» или «аристократы» зачастую используются для обозначения класса yukatchu. Это подмена понятий связана с тем, что в Европе никогда не было аналога классу yukatchu. Аристокаратами и придворной знатью на Рюкю считались только Aji.

References

Smits, Gregory. (1999). "Visions of Ryukyu: Identity and Ideology in Early-Modern Thought and Politics." Honolulu: University of Hawai'i Press.

Aji (Ryūkyū)

Изначально, согласно истории острова Рюкю, аji, anji или azu (按司?) были правителями мелких княжеств. Позднее этим словом стали обозначаться титулованные или имеющие наследную должность при дворе аристократы.

Предположительно слово аji, anji или azu происходит от японского aruji (мастер) - произношение варьируется на всех островах. К аji относилась вся знать, начиная с принцев. Т.е. к классу аji относились сыновья принцев и старшие сыновья других аji. Класс аji на Рюкю фактически был эквивалентом miyake в Японии.

Первые аji появились примерно в 12 в., которые как местные лидеры начали строить свои gusuku (замки) по всей территории Рюкю. Shō Hashi также был аji, но после княжеских войн, стал правителем объединенного государства Рюкю. С началом правления второй династии Shō, когда многие аji стали селиться возле столичного замка Сюри (Shuri Castle), слово аji стало использоваться для обозначения всей придворной знати в городе Сюри.

По правилам добавления к имени «аji» для мужчин, оно писалось после фамилии, например, «Nago Aji». Для женщин, после «aji» добавлялось еще и «ganashi» или «kanashi» (加那志), например, «Nago Aji-ganashi».

Список Aji (1873)

Shō Kōkun, также известный, как Nakazato Aji Chōki (позднее Yonashiro Ōji Chōki), 9 глава Yonashiro Udun.
Oroku Aji (Oroku Udun)
Yuntanza Aji (Yuntanza Udun)
Yoshimura Aji (Yoshimura Udun)
Yonashiro Aji (Yonashiro Udun)
Tomigusuku Aji (Tomigusuku Udun)
Osato Aji (Osato Udun)
Urasoe Aji (Urasoe Udun)
Tamagawa Aji (Tamagawa Udun)
Kunigami Aji (Kunigami Udun)
Omura Aji (Omura Udun)
Motobu Aji (Motobu Udun)
Misato Aji (Misato Udun)
Haneji Aji (Haneji Udun)
Nago Aji (Nago Udun)
Kin Aji (Kin Udun)
Mabuni Aji (Mabuni Udun)
Nakazato Aji (Nakazato Udun)
Goeku Aji (Goeku Udun)
Ogimi Aji (Ogimi Udun)
Gushikami Aji (Gushikami Udun)
Mabuni Aji (Mabuni Udun)
Tamashiro Aji (Tamashiro Udun)
Gushikawa Aji (Gushikawa Udun)
Takamine Aji (Takamine Udun)
Kushi Aji (Kushi Udun)
Katsuren Aji (Katsuren Udun)


Kumemura
Род Фунакоси
1816: Приключения первых британцев на Рюкю