Перейти к содержимому


  




Мастера Сёрин-2

Автор: clover, 03 Август 2013 · 1 748 views

ЧАСТЬ 1.

(Перевод Clover)

ЧАСТЬ 2.

Maстер Kentsu Yabu (http://ejmas.com/jcs...svinth_0603.htm)

Itosu было уже почти 80 лет, когда обучение каратэ было введено в школьную программу, поэтому большую часть обучения вел его старший ученик Kentsu Yabu. Ябу вероятно сейчас более известен, как помощник мастера Itosu, но он был выдающимся мастером каратэ. Во время одной из моих бесед с мастером Мицусукэ Харада (Shotokai), я спросил у него, кто, по его мнению, является самым известным мастером на Окинаве? Мастер Ябу - ответил Харада, он был величайшим мастером и специалистом, и не только в каратэ. Имя Кенцу Ябу знают даже обычные окинавцы, которые никогда не занимались БИ. По словам Hiroyasu Tamae ("Karate-do", Sozo Co. 1977), когда замок Сюри был превращен в музей, военная форма мастера Ябу была выставлена в нем, как почетный экспонат.

Кенцу Ябу был также широко известен как «Gunso», или «сержант», что было связано с его службой в японской императорской армии. Хотя, из сержантов он дослужился до звания 2-ого лейтенанта, что говорит о большой его внутренней силе, поскольку повышение по службе в японской армии предполагало наличие определенной силы характера. На Окинаве почти никогда не было своей армии, и старшее поколение было категорически против всех форм военной службы в японской армии. Директива о призыве на военную службу, изданная в Японии в 1873 году, фактически не применялась для Окинавы вплоть до 1898 года. Но даже после этого, самый большой отсев призывников из всех японских префектур был именно на Окинаве, поскольку большинство жителей островов считались негодными к службе вследствие неграмотности, слабого телосложения, здоровья и т.п. и т.д. И те немногие, которым пришлось послужить в условиях жесткой дисциплины японской армии, были, как правило, намного крепче сложены, чем средние окинавцы.

Говорят, Ябу был на китайском фронте во время китайско-японской войны 1894/5. Ему тогда было 27 лет, так что это вполне возможно. К сожалению, теперь слишком поздно, чтобы найти свидетелей, знающих какие-либо подробности этого периода его жизни.

Мастер Мицусукэ Харада сказал мне, что он беседовал с г-ном Tamashiro из Окинавы, который тоже служил лейтенантом в том же полку, что и Ябу. Tamashiro рассказывал, что во времена Ябу, с Окинавы принималось на службу в армию лишь считанное количество призывников. В армии окинавцы подвергались гонениям и побоям. Но Кенцу Ябу мог постоять за себя. Один из таких инцидентов привел к проведению официального расследования. Но с Ябу была полностью снята вся вина и он стал героем среди своих окинавских сослуживцев.

По рассказам Hiroyasu Tamae, когда Ябу был уже сержантом, ему пришлось подраться с другим военнослужащим. Когда тот человек замахнулся, Ябу ударил его, и сломав шею, мгновенно убил. Следователь по этому делу слышал про каратэ с Окинавы, поэтому спросил у Ябу, той ли техникой он убил. Ябу ответил, что он нанес удар открытой ладонью, а не кулаком. Если бы он ударил кулаком, объяснил он, то были бы переломаны ребра. Тогда ему приказали показать свои удары на растущем поблизости дереве. Ябу сломал ударом дерево, и тем самым очень поразил следователя. В результате дело было закрыто, а официальный отчет, составленный по нему, никак не отразился на дальнейшей военной карьере Ябу.

Tamae не нашел никаких документов, подтверждающих эту историю. Но она упорно существовала в мире окинавского каратэ в течение множества лет. Но, тем не менее, является ли эта история истинной или ложной, теперь будет невозможно установить.

Сведения о том, что мастер Ябу предпочитал делать техники с открытой рукой выглядят любопытными, потому что это указывает на то, он, вероятно, мог быть специалистом в методах, связанных с техникой открытых рук. Также известно, что его любимым ката было Gojushiho, в котором, как известно, много техник, выполняемых открытой рукой. Также Shinken Gima вспоминал: «моим учителем на Окинаве был мастер Кенцу Ябу. Он обучал нас технике nukite, которой великолепно владел. Однако, он объяснял нам, что техника нукитэ является довольно сложной и травмоопасной для начинающих, поэтому поначалу вместо нукитэ он рекмендовал делать просто кулачные удары».

Мастер Ябу был крупным человеком, с широкими плечами, и славился своей силой по всей Окинаве. Говорят он одолел в поединке мастера Choki Motobu - этого «ужасного Choki Motobu», как выразился о нем Shinken Gima – хотя, опять же, никаких подтверждений этому поединку нет. Американский мастер и историк БИ Dave Lowry писал, что этот поединок происходил не в стиле каратэ, а в стиле «Тэгуми» - окинавского вида борьбы. По словам Lowry, Ябу потребовалось 20 минут, чтобы победить Мотобу.

После возвращения из армии, Ябу стал преподавать в Окинавской педагогической школе. Он преподавал каратэ на протяжении многих лет, и его армейский опыт был очень полезен при проведении тренировок. Долгие годы каратэ передавалось только лично, и мастер мог иметь лишь несколько учеников, а то и вовсе только одного. С включением обучения каратэ в образовательную систему, потребовался пересмотр методик обучения для массового преподавания, поэтому, как выразился в разговоре со мной мастер Харада, переход к «армейскому» обучению в школах может быть отслежен назад, к мастеру «Gunso» Ябу. «Армейскому» не означает негативного смысла, это скорее относится к отработке техники в больших группах, по методу громкого отсчета вслух.

В любом случае, на тренировках мастер Ябу требовал дисциплинированности и старания. Он подчеркивал важность повторов и достижения мастерства в одном ката, прежде чем перейти к следующему. Shinken Gima, который поступил в педагогическую школу в 1911 году, вспоминал, что, несмотря на то, что он знал несколько ката, в течение 5 лет обучения в школе, он тренировал только одно ката Naihanchi. Ябу сказал студентам, что они должны делать 10000 повторов этого ката в год, или почти 30 повторов каждый день!

Я пытался разыскать фотографии Kенцу Ябу в молодом возрасте, но, к сожалению, пока безрезультатно. На первой, всем известной групповой фотографии, сделанной примерно в 1930 году, одежда на нем висит свободно, и в нем уже не просматривается его былая крепость телосложения. Он был уже тяжело болен, но его самодисциплина и сила характера по-прежнему видна на фотографии со всей очевидностью.

«Он уволился из педагогической школы из-за заболевания туберкулезом», писал Hiroyasu Tamae, «однако, как ни странно, я продолжал его видеть, в одно и то же время, каждое утро. Я говорю, «странно», потому что в то время туберкулез был чрезвычайно опасной болезнью, поскольку смертность достигала 99%. Заболевшие люди, страдали не только физически, но и от безисходности впадали в депрессию. Однако, по мастеру Ябу нельзя было это сказать. Каждое утро он совершал с удовольствием прогулку. Правда иногда он был вынужден останавливаться из-за кашля, с приместью крови и слизи, и в таких случаях он произносил с досадой «черт!», а затем поворачивал к дому назад. Я был очень впечатлен, как мастер Ябу боролся со своей болезнью».

«В последние годы его жизни он выглядел очень прискорбно, ну, просто - живой труп. Это вызывало во мне большую жалость, хотя, оглядываясь назад, на прошлое этого великого мастера, мне возможно не стоило этого делать. Мне кажется, что его ежедневные утренние молчаливые прогулки, позволили мастеру Ябу достичь его Сатори (просветления)».

Мастер Ябу умер в 1937 году, в возрасте 74 лет.

Maстер Shimpan Gusukuma и другие мастера

Другие ученики мастера Itosu... Gichin Funakoshi, Kenwa Mabuni, Kanken Toyama, Choki Motobu (учился у него какой-то период времени)... они преподавали каратэ уже в Японии, и истории их жизни достаточно хорошо изучены.

Chomo Hanashiro, Choto Yamagawa, Anbun Tokuda, Choda Oshiro, Shimpan Gusukuma и Chosin Chibana остались на Окинаве... Никто из них, за исключением мастера Chibana, не стал создавать свою собственную Рю (школу), поэтому до нас дошло мало информации об их жизнях и практиках каратэ.

Hanashiro был старшим учеником (вместе с Ябу) мастера Itosu. Как и Ябу он служил в армии сержантом. После армии он стал преподавать каратэ в средней школе г. Сюри. В 1905 году он написал несколько заметок по поводу кумитэ в каратэ, которые примечательны по двум причинам. Во-первых, в них он отметил тот факт, что практика кумитэ отсутствовала в старом каратэ Окинавы, и во-вторых, что это мастер Hanashiro первым использовал иероглифы «Пустая рука» для обозначения карате – это было за 30 лет до того, как мастер Гитин Фунакоси использовал эти иероглифы в своей книги «Karate-do Kyohan».

Нам мало что известно о жизни Chota Yamagawa, Chodo Oshiro и Anbun Tokuda. О жизни Shimpan Gusukama (1890-1954) есть единственная небольшая заметка, изложенная в книге Hiroyasu Tamae "Karate-do" (1977):

«Мастер Gusukuma работал в 1-й начальной школе у замка Сюри. Он также ратовал за то, чтобы каратэ было включено, как физическое воспитание, в учебную программу. Он был самым опытным мастером в ката Chinto, которому его обучил мастер Ankoh Itosu, один из реформаторов Сюри-тэ каратэ-до. Он также считался большим специалистом в kata-no-dozo (умение перемещаться), и в достижении этого навыка его практика была особенно кропотливой».

«Он использовал замок Сюри, как додзе, еще до того, как замок был объявлен национальным достоянием. В то время лишь несколько мастеров имели свои додзе, большинство использовали собственные сады у себя дома. Я занимался каратэ с самого раннего возраста у разных учителей, и среди них, по моему мнению, методика обучения мастера Gusukuma была наиболее систематизирована. Он сказал нам как-то раз, что чтобы Сюри-тэ стало еще более эффективным, его нужно систематизировать. Действия в Сюри-тэ не должны быть «объемными», а стратегия боя не должна походить на «Inaka-te» («деревенская драка») – все это не истинное каратэ. В своей практике мы должны быть преданны истинному каратэ».

«Мастер Gusukuma так же работал учителем, поэтому мы прекрасно понимали друг друга. Он хорошо разбирался в физиологии, и поэтому без проблем мог ответить на любые мои вопросы. Мы вели долгие беседы, а также имели дружеские споры на различные темы. Он обладал прекрасным характером и я глубоко признателен ему за нашу дружбу и за то, что я стал мастером каратэ».

«Я встретил его после завершения войны в Наха, он сообщил мне, что вышел на пенсию и больше не преподает каратэ. Но добавил, что он продолжает заниматься каратэ для себя. Он очень постарел, поседел, и казался очень одиноким. Я никогда не забуду того его взгляда».

Maстер Chosin Chibana

Chosin Chibana родился в июне 1885 года в Toribora-cho, Сюри. С юности он стремился обучаться «Тэ», и достигнув возраста 15 лет, отправился к мастеру Itosu, с просьбой взять его в ученики. «Стать учеником мастера Itosu было чрезвычайно сложно», вспоминал мастер Chibana в беседе с Katsumi Murakami. «Мастер Itosu был не только прекрасным мастером в каратэ, но и каллиграфом, и вообще, очень высоко образованным человеком. Я отправился к мастеру Itosu, когда мне было 15 лет, чтобы попросить взять меня в ученики. Дважды он мне отказывал, и только на третий раз согласился... Он преподавал каратэ в своем доме, вне посторонних глаз, и его группа учеников составляла 6 или 7 человек. Обучение соответствовало концепции Бу (боевое искусство), а не спорту, как, в основном, преподается каратэ сейчас».

Факт того, что мастер Itosu преподавал каратэ еще по-старому, т.е. «личные ученики и техники не для посторонних глаз», говорит о том, что к тому времени (1900) каратэ преподавалось еще старым способом - по типу Рю, и не было еще перехода к его массовому обучению. С момента начала обучения, Chibana еще в течение 3 лет не разглашал никому, чем он занимается у мастера Itosu.

Chosin Chibana обучался у Itosu до момента кончины этого великого мастера в 1915 году. В конце своей жизни Chibana признался, что он хотел оставить свое громкое имя в истории каратэ, но, по его мнению, ему на это не хватило таланта и настойчивости. Тем не менее, в возрасте 30 лет, он был уже признан одним из ведущих специалистов каратэ, и вместе с Gichin Funakoshi, Chodo Oshiro и другими мастерами, был в числе учредителей Karate Kenkyukai, основанного в 1918 году в Сюри. В возрасте 34 лет (1929), он открыл собственное додзе в Сюри, а еще позднее другое додзе в Наха. В 1933 году он назвал свой стиль «Сёрин-рю».

Katsumi Murakami писал, что Chibana много раз рисковал своей жизнью во время боев за Окинаву, хотя, к сожалению, не привел при этом никаких подробностей. Вскоре после войны, Chibana вернулся к преподаванию каратэ, а в 1956-1958 годах также был инструктором по каратэ полиции Сюри. В мае 1956 года он стал первым президентом новой ассоциации «Okinawan Karate Association». В 1968 году он был удостоен не только чести приема в императорском дворце, но и получил главную премию за вклад в области развития спорта, учрежденную газетой «Okinawan Times». Мастер Chibana преждевременно скончался от рака верхней челюсти, утром 26 октября 1969 года, будучи в возрасте 84 лет. По словам Murakami, медики после вскрытия его тела были удивлены, поскольку состояние его органов соответствовало человеку возраста не старше 50 лет.

Смерть мастера Chibana стала концом целой эпохи. Он был учеником великого мастера Itosu, современником Funakoshi, Mabuni, Miyagi, Motobu, Kyan и других окинавских мастеров «Золотого века каратэ». Он старался сохранить традиции старинных буси и не копил богатства. «Оба мастера - Matsumura и Itosu не гнались в своей жизни за богатством», рассказывал Chibana. «Когда я спросил об этом мастера Itosu, он ответил мне, что роскошь не является целью для буси, делать деньги – грязное дело, поэтому буси избегали всего, что было связано с целями извлечения прибыли».

Chosin Chibana был учеником мастера Itosu почти 15 лет, но позднее он сделал незначительные изменения в стиле, поэтому его каратэ не является точной копией каратэ Itosu. Например, он предпочитает ката Passai версии мастера Matsumura, а не Itosu. Он изучил Passai версии мастера Matsumura у мастера Tawada и часто рассказывал историю о том, как он продемонстрировал эту версию ката мастеру Itosu. Itosu сказал Chibana, он редко видел такое хорошее выполнение ката, и что ката должны быть сохранены для последующих поколений.

Стойки мастера Chibana очень высокие, даже по меркам старого Сёрин, в которой стойки были ниже, но не настолько, как в современном Сётокан. Увидев фотографии мастера Chibana, где он демонстрирует ката в 70-летнем возрасте, я первоначально подумал, что его высокие стойки это следствие его преклонного возраста. Однако, позднее я выяснил, что высокие стойки являются неотъемлемой частью его стиля. Возможно, он изменил высоту стоек в целях достижения большей естественности и мобильности, хотя, его небольшой рост мог также способствовать этому изменению.

Kenyu Chinen, который теперь преподает в Париже, вспоминал, как он увидел мастера Chosin Chibana на квалификационном экзамене в начале 1960-х. Старый мастер на нем продемонстрировал защитную технику, он выбрал ученика наугад и предложил ему атаковать мае-гери. Ученик ударил, а мастер Chibana сказал ему, что «это настолько медленный удар, что он даже не требует применения каких-либо блоков». Он вызвал другого ученика, но результат был тот же. Он перебрал еще несколько учеников, пока не нашел одного, который по виду казалось «мог свалить и быка»». Мастер Chibana блокировал его удар, да так, что отбросил своего противника назад, а затем вернулся за экзаменаторской стол. Он объяснил экзаменующимся, что они должны всегда решительно отражать атаки - особенно старых мастеров, «дух у которых действительно силен!».

Следующие советы мастера Chosin Chibana взяты из книги "Karate-do To Ryukyu Kobudo" Katsumi Murakami.

Советы мастера Chibana

«Когда тренируетесь, вы должны думать только каратэ и ни о чем больше. Не думайте о других, а также о том, что они могут подумать о вас. Вы должны развивать в себе способность к сильному сосредоточению на уме, руках и ногах. Необходимо изучать не только движения тела, но также узнавать различную информацию, связанную с каратэ».

«Следует развивать и совершенствовать себя, прежде, чем вы достигнете 50-летнего возраста. Состояние вашего тела неизбежно начнет ухудшаться после 50 лет, так что вы должны это учитывать. Если после достижения возраста 50 лет, вы будете по-прежнему продолжать тренироваться каждый день, то последствия старения можно уменьшить. Я сам тоже заметил некоторое снижение качества моего каратэ к 50 годам, но в целом, мне кажется, у меня не было большого спада между 50 и 60 годами. Т.о., продолжая тренироваться, вы сможете замедлить ухудшение эффективности своего каратэ, даже в возрасте от 70 до 80 лет. Поэтому, чтобы оставаться эффективным, нужно тренироваться постоянно».

«В прежние времена люди изучали каратэ, как боевое искусство, в наше время, каратэ больше изучается как спорт. Я думаю, мы должны избегать окончательного превращения каратэ в один из видов спорта, оно должно сохраняться, как боевое искусство! Ваши кончики пальцев должны быть как стрелы, а руки должны быть как из железа. Вы должны думать, как ударить противника, чтобы его убить. Если вы бьете, то должны иметь реальное намерение убить. Это дух, которому вы должны научиться».

«Требуется много силы, но вы можете причинить здоровью ущерб, если будете чрезмерно перенапрягаться. Так что делайте все с умом».

«Много лет назад, я мечтал оставить свое имя в истории каратэ-до, и я очень упорно тренировался. И теперь, как мне кажется, мое имя оставит свой небольшой след в истории каратэ-до».

«Нужно заботиться не только о физической подготовке, нужно познавать себя, изучая и исследуя ката и бункаи».

«Самое важное – это понять значение ката, и постоянно тренировать их, чтобы развивать свои базовые навыки. Вы можете увеличить свою физическую силу в 5-6 раз, если будете упорно тренироваться. Естественно, вы будете довольны своими результатами, если будете тренироваться очень тяжело».

«Станете ли вы великим мастером, зависит от двух факторов – от усилий и знаний. Ваши движения должны быть резким - никогда не медленными, и если вы будете тренировать ката, вы научитесь быстрее передвигаться, а также сильнее блокировать и бить».

«Даже, когда вы достигнете возраста 70-80 лет, вы должны продолжать свои тренировки, с позитивным настроем, и с мыслью «нет - еще, нет'.»

Chosin Chibana, ноябрь 1963.

Стиль мастера Chibana (Kobayashi Shorin-ryu) является одним из двух основных направлений Сёрин-рю в современной Окинаве. (Есть другие направления, часто довольно важные в историческом аспекте, подобно тому, которое возглавлял позднее Hohan Soken. Прочитайте статью об этомRoger Sheldon в "Fighting Arts" No. 38).

Продолжателями Chibana стали: одна часть учеников - Yuchiku Higa, Katsuya Miyahara и Shugoro Nakazoto, а другая - во главе с Joen Nakazato - Shoshin Nagamine и Katsuhide Kochi. Этому же стилю следовал мастер Chotoku Kyan, который умер сразу же после окончания второй мировой войны. Chosin Chibana вспоминал, что «мастер Chotoku Kyan (по прозвищу Chan-Mi-gua) родился в Сюри, затем, еще в молодости, переехал в Kadena , где умер после войны в возрасте 75 лет. Он был ровесником мастера Гитин Фунакоси, и старше меня на 15 лет. Он был учеником мастера Oyadomari, который жил в Томари. Так, как мы оба вместе проводили демонстрации каратэ, то знали друг друга неплохо. Он был большим специалистом в ката Chinto, Passai и Kushanku. Мастер Chotoku Kyan был великим человеком». (ЧАСТЬ 3.)